Коррекция шипящего сигматизма по М.Е. Хватцеву (1959)
1. Поднимание и опускание средней части спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка. 2. Задувание на язык при низком его положении. 3. Язык устанавливается глубоким «желобком», и произносится звук [с]. Затем постепенно глубина «желобка» уменьшается. 4. Произносится звук [с]. Постановка звука [с] по Р.Е. Левиной (1965) 1. Межзубное произношение звука [с]. Закрепление в слогах, словах, а затем переход к нормальной артикуляции. 2. Ребенок протяжно произносит звук [р], а затем, проделывая то же самое, язык выдвинуть как можно дальше вперед, необходимо упереть его кончик в нижние зубы. 3. Опора на звук [х]. Произнести шепотом звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами. 4. Произнесение сочетания ие с напряжением. Коррекция губно-зубного сигматизма Показать, что во время произнесения звука [с] губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними. Чередование движений губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов и обнажением нижних резцов. В случае необходимости применяется механическая помощь в виде отжимания нижней губы шпателем книзу. Протяжное произнесение [с], а затем слогов и слов, которые с нее начинаются. Коррекция межзубного сигматизма Сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести [с]. (На первых порах звук произносится со сжатыми зубами.) Проговаривание слогов и слов со сжатыми зубами. Постепенно переходят к нормальному произношению фонемы. Коррекция призубного сигматизма Показ правильной артикуляции фонемы. Использование рисунка-профиля. Опора на кинестетические ощущения (ощутить холодную струю на тыльной стороне ладони при правильном протяжном произнесении звука [с]).
Артикуляционные упражнения Просовывание распластанного языка между зубами. Высовывание языка «желобком» при открытом рте. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком языка в десны нижних резцов. Использование механической помощи. Коррекция шипящего сигматизма Различение правильного и неправильного звучания звука [с] (свист — шипение). Показ перед зеркалом различий между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха. Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма. Коррекция бокового сигматизма Добиваться образования «желобка» по средней линии языка. В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к [ц], в составе которого слышатся звуки [т] и [с]. Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем — отделяется. После чего ребенку можно пояснить, что это правильно произносимый звук [с]. Использование механической помощи. Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум. Опора на звук [х]. Произнести шепотом сочетание ихи, а затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с'].
В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с']. Коррекция носового сигматизма Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Выработка правильной артикуляции языка. Коррекция замены звука [с] на [т], [д] 1. Просовывание распластанного языка между зубами. 2. «Желобок» при открытом рте. 3. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов. Коррекция бокового сигматизма по Э.Я. Сизовой (1992) Массаж лицевых мышц и губ Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны: — похлопывание сглаженной носогубной складки; — круговые движения в месте соединения жевательных мышц; — поглаживание губ; — легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне); — круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки); — легкое пощипывание опущенного угла рта; — пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне). Массаж языка — легкое поглаживание языка; — постукивание шпателем или пальцами по языку; — очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка. Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ и лицевых мышц Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового — один. Упражнения для языка 1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение. 2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение. 3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку. 4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку. 5. Покусывание боковых краев языка. Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|