История ораторского искусства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 15. Основы риторики 1. Предмет изучения риторики Предмет изучения риторики (лат. rhetorike – искусство красноречия) - ораторское искусство. Обладателя ораторским искусством называют оратором (лат. orare - говорить). Существует несколько определений понятия «оратор»: 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3) глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи. В той или иной ситуации каждому человеку приходится говорить публично. Главная особенность ораторского искусства — это способность выступать публично так, чтобы уметь формулировать свои мысли, чтобы донести их до слушателей, чтобы убедить их в своей правоте, воздействуя при этом на чувства аудитории, побуждая ее к действию. В ораторской речи должно учитываться все: и содержание, и интонация, и манера изложения, жесты и мимика. Дело в том, что почти половина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Эмоциональность выступления должна соответствовать его содержанию и учитывать ситуацию. Максимальная эффективность ораторской речи достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу мысли и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и абстрактнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Важны внутренняя сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потребностью высказываться, вызванной деловой необходимостью. Ораторское искусство — это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой — информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей.
Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами: (1) эрудицией и мировоззрением; (2) культурой мышления; (3) языковой культурой; (4) владением техникой речи; (5) психологической культурой; (6) коммуникативной культурой.
История ораторского искусства Зарождение ораторского искусства в Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель Считается, что красноречие зародилось в Элладе. Действительно, в античной Греции впервые появились систематические труды по теории ораторского искусства, именно там оно получило наиболее стремительное развитие. Но все же необходимо отметить, что с ораторским искусством были знакомы в древнейшие времена не только в Греции, но и в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Тем не менее Эллада обладала особой почвой для расцвета красноречия. Этому способствовало то, что в Древней Греции в V в. до н.э. были распространены города-государства, политическая жизнь которых развивалась по пути демократизации. Афины и Спарта были двумя центрами древнегреческой цивилизации. Власть принадлежала Народному собранию. Политическому деятелю, для того чтобы привлечь людей, нужно было представлять свои идеи в наиболее привлекательном свете. Полководцам надо было выступать перед войском, любой человек мог выступить обвинителем на суде или самостоятельно защищать себя. В этих условиях владение красноречием являлось необходимым для каждого человека. Была очень велика популярность платных учителей-софистов. Софисты — мастера ораторского искусства, они владели законами логики, искусством спора, умели эффективно воздействовать на аудиторию. Софисты принадлежали к школе философов-просветителей, сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э.
Кроме практики, софисты уделяли большое внимание и теории красноречия, заложив основы риторики как науки об ораторском искусстве. Главной целью оратора, по мнению софистов, было не столько раскрытие истины, сколько убедительность. Убеждать же может только искусно составленная речь. Софисты предлагали желающим определенные приемы для того, чтобы овладеть ораторским искусством. Учили пользоваться антитезами и созвучиями окончаний, требовали сжатости и закругленности мысли, обращали внимание на ритм речи, дыхание. Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 до н.э.) выступил против положения софистов об относительности истины. Абсолютная истина для него была выше всего, являлась мерой всех вещей. Ученик Сократа Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.) изложил свой взгляд на этот вопрос в диалогах «Горгий», «Софист», «Федр». Их центральным персонажем является Сократ. В своих трудах Платон назвал софиста мнимым мудрецом, а софистику — мнимой мудростью. Подлинное красноречие, по мнению Платона, должно быть основано на знании истины и поэтому может быть доступно только философам. Самое ценное в теории истинного красноречия Платона — это воздействие речи на душу человека. Только познав природу человеческих душ, оратор сможет внушить свое мнение слушателям. Аристотель (384—322 до н.э.) развил мысли Платона об ораторском искусстве в своем сочинении «Риторика», состоящем из трех книг. В первой книге дано определение предмета риторики. Это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». О «причинах, возбуждающих доверие к говорящему» рассказывается во второй книге. К ним относятся разум, добродетель, благорасположение. Много внимания Аристотель уделяет тому, каким образом можно убеждать слушателя, вызывая у него различные страсти и эмоции. Для Аристотеля, как и для софистов, первостепенным остается убедительность речи. Но как и Платону, Аристотелю при этом важна была достоверность речи. Третья книга риторики посвящена самой речи, ее стилям. Главные требования к стилю — ясность, доступность, безыскусственность, но при этом мягкость, изящество и благородство.
По законам классической риторики говорящий должен обладать тремя способами воздействия на аудиторию: этосом, пафосом и логосом. Если все эти три способа гармонично сочетаются, то речь убедительна и влияет на слушателя. Этос — нравственные качества говорящего, его правдивость и честность перед слушателями. Древние считали его важнейшим из способов влияния на публику. Логика, владение искусством аргументации, — неотъемлемая часть выступления, без которой невозможно заинтересовать аудиторию. Пафос — это эмоциональное воздействие на слушателей. Расцвет ораторского искусства в Древнем Риме: Цицерон, Квинтилиан В 1 в. до н.э. наблюдался расцвет ораторского искусства в Древнем Риме. Этому способствовало возрастание роли Народного собрания и судов. Деятельность Марка Туллия Цицерона (106—43 до н.э.) — вершина развития римского красноречия. Из риторических сочине ний Цицерона наибольшее значение имеют три книги: «Об ораторе» «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор». По его мнению, подлинное красноречие может родиться только из многих знаний и умений. Основа ораторского искусства должна заключаться прежде всею в глубоком знании предмета. Речь, за которой не стоит глубокое содержание, познанное и усвоенное оратором, — пустая болтовня. Обязанности оратора по Цицерону: 1) найти, что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести. В задачи оратора также входило изложение сущности дела, постановка спорных вопросов, опровержение мнения противника и подкрепление своего, расположение к себе слушателя. Красоту речи Цицерон видел в логичности, свежести, благородстве, страстности. Другим знаменитым римским оратором был Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96). Он является автором сочинения в двенадцати книгах под названием «Риторические наставления». Труд отструктуирован и четко продуман. В нем систематизируется весь опыт ораторского искусства, при этом обобщается собственный опыт Квинтилиана как преподавателя риторики и судебного адвоката. «Риторические наставления» по праву называются вершиной исследования ораторского искусства. Больше ни одна книга не предоставляла такой тщательный теоретический и практический анализ красноречия.
На вопрос «что значит быть красноречивым?» Квинтилиан отвечает так: Это не что иное, как выражать словом то, о чем мы думаем, и сообщать это слушателям. Настоящий оратор должен обладать изяществом и красотой речи, но они должны соотноситься с целью и предметом речи, при этом следует учитывать интересы и предполагаемую реакцию аудитории. Вершина ораторского искусства для Квинтилиана — способность говорить без подготовки. Чтобы этого достичь, необходимо обладать огромным запасом разнообразных знаний и навыков. Итак, греки в ораторском искусстве больше всего ценили искусство убеждать, а римляне — искусство хорошо говорить. Развитие риторики в России Риторика разработана в античности, развилась в Средние века и Новое время. Со временем сам предмет риторики изменился. В России большой вклад в теорию риторики внесли М.В. Ломоносов, профессора Московского и Петербургского университетов А.Ф. Мерзляков, Т.Н. Грановский, И.М. Сеченов и дp. Первые из дошедших до нас отечественных риторик относятся к XVII в. Это были переводы латинских учебников. Автор первого учебника риторики на русском языке — М.В. Ломоносов. Он был издан в 1798 г. под длинным названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». В этом труде Ломоносов выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще, касающееся и прозы и стихов. Оратория — это наставление к сочинению речей в прозе и, наконец, поэзия — наставление к сочинению поэтических произведений. Риторику ученый рассматривал как науку о письменной и устной речи. В XIX в. возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». Это было связано с тем, что риторика считалась наукой, которая изучает законы красноречия как вид искусства. Но эти законы могли относиться как ко всем письменным и устным произведениям вообще, так и к каждому из их видов и родов. Общая риторика изучала соответствие стиля предмету изложения, частная — составление определенных видов документов. Именно такого взгляда на теорию красноречия — риторику — придерживались русские исследователи в XIX в.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|