Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История ораторского искусства




Лекция 15. Основы риторики

1. Предмет изучения риторики

Предмет изу­чения риторики (лат. rhetorike – искусство красноречия) - ораторское искусство. Обладателя ораторским искусством называют ора­тором (лат. orare - говорить). Существует несколько определений понятия «оратор»:

1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия;

2) лицо, произносящее речь;

3) глашатай чего-нибудь;

4) человек, обладающий даром речи.

В той или иной ситуации каждому человеку приходится говорить публично. Главная особенность ораторского искусства — это способ­ность выступать публично так, чтобы уметь формулировать свои мысли, чтобы донести их до слушателей, чтобы убедить их в своей правоте, воз­действуя при этом на чувства аудитории, побуждая ее к действию.

В ораторской речи должно учитываться все: и содержание, и инто­нация, и манера изложения, жесты и мимика. Дело в том, что почти половина информации передается через интонацию. Одни и те же сло­ва, сказанные по-разному, могут привести к противоположным ре­зультатам.

Эмоциональность выступления должна соответствовать его со­держанию и учитывать ситуацию.

Максимальная эффективность ораторской речи достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу мы­сли и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и аб­страктнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Важны внутренняя сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потребностью высказы­ваться, вызванной деловой необходимостью.

Ораторское искусство — это искусство подготовки и публич­ного произнесения речи, цель которой — информировать слуша­телей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, ко­торые станут затем мотивами поведения людей.

Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами:

(1) эрудицией и мировоззрением;

(2) культурой мышления;

(3) языковой культурой;

(4) владением техникой речи;

(5) психологической культурой;

(6) коммуникативной культурой.

 

 

История ораторского искусства

Зарождение ораторского искусства в Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель

Считается, что красноречие зародилось в Эл­ладе. Действительно, в античной Греции впервые появились система­тические труды по теории ораторского искусства, именно там оно по­лучило наиболее стремительное развитие. Но все же необходимо отме­тить, что с ораторским искусством были знакомы в древнейшие време­на не только в Греции, но и в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии.

Тем не менее Эллада обладала особой почвой для расцвета красно­речия. Этому способствовало то, что в Древней Греции в V в. до н.э. были распространены города-государства, политическая жизнь которых развивалась по пути демократизации. Афины и Спарта были дву­мя центрами древнегреческой цивилизации. Власть принадлежала Народному собранию. Политическому деятелю, для того чтобы при­влечь людей, нужно было представлять свои идеи в наиболее привлекательном свете. Полководцам надо было выступать перед войском, любой человек мог выступить обвинителем на суде или самостоя­тельно защищать себя. В этих условиях владение красноречием яв­лялось необходимым для каждого человека.

Была очень велика популярность платных учителей-софистов.

Софисты — мастера ораторского искусства, они владели законами логики, искусством спора, умели эффективно воздействовать на аудиторию.

Софисты принадлежали к школе философов-просветителей, сло­жившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э.

Кроме практики, софисты уделяли большое внимание и теории красноречия, заложив основы риторики как науки об ораторском ис­кусстве. Главной целью оратора, по мнению софистов, было не столько раскрытие истины, сколько убедительность. Убеждать же мо­жет только искусно составленная речь. Софисты предлагали желаю­щим определенные приемы для того, чтобы овладеть ораторским ис­кусством. Учили пользоваться антитезами и созвучиями окончаний, требовали сжатости и закругленности мысли, обращали внимание на ритм речи, дыхание.

Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 до н.э.) выступил против положения софистов об относительности истины. Абсолютная истина для него была выше всего, являлась мерой всех вещей.

Ученик Сократа Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.) изло­жил свой взгляд на этот вопрос в диалогах «Горгий», «Софист», «Федр». Их центральным персонажем является Сократ. В своих тру­дах Платон назвал софиста мнимым мудрецом, а софистику — мни­мой мудростью.

Подлинное красноречие, по мнению Платона, должно быть ос­новано на знании истины и поэтому может быть доступно только фи­лософам. Самое ценное в теории истинного красноречия Платона — это воздействие речи на душу человека. Только познав природу челове­ческих душ, оратор сможет внушить свое мнение слушателям.

Аристотель (384—322 до н.э.) развил мысли Платона об оратор­ском искусстве в своем сочинении «Риторика», состоящем из трех книг.

В первой книге дано определение предмета риторики. Это «спо­собность находить возможные способы убеждения относительно ка­ждого данного предмета».

О «причинах, возбуждающих доверие к говорящему» рассказыва­ется во второй книге. К ним относятся разум, добродетель, благорас­положение. Много внимания Аристотель уделяет тому, каким обра­зом можно убеждать слушателя, вызывая у него различные страсти и эмоции. Для Аристотеля, как и для софистов, первостепенным оста­ется убедительность речи. Но как и Платону, Аристотелю при этом важна была достоверность речи.

Третья книга риторики посвящена самой речи, ее стилям. Глав­ные требования к стилю — ясность, доступность, безыскусственность, но при этом мягкость, изящество и благородство.

По законам классической риторики говорящий должен обладать тремя способами воздействия на аудиторию: этосом, пафосом и лого­сом. Если все эти три способа гармонично сочетаются, то речь убеди­тельна и влияет на слушателя.

Этос — нравственные качества говорящего, его правдивость и че­стность перед слушателями. Древние считали его важнейшим из способов влияния на публику.

Логика, владение искусством аргументации, — неотъемлемая часть выступления, без которой невозможно заинтересовать ау­диторию. Пафос — это эмоциональное воздействие на слушателей.

Расцвет ораторского искусства в Древнем Риме: Цицерон, Квинтилиан

В 1 в. до н.э. наблюдался расцвет ораторского искусства в Древнем Риме. Этому способствовало возрастание роли Народного со­брания и судов. Деятельность Марка Туллия Цицерона (106—43 до н.э.) — вершина развития римского красноречия. Из риторических сочине ний Цицерона наибольшее значение имеют три книги: «Об ораторе» «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор». По его мнению, подлинное красноречие может родиться только из многих знаний и умений.

Основа ораторского искусства должна заключаться прежде всею в глубоком знании предмета. Речь, за которой не стоит глубокое содержание, познанное и усвоенное оратором, — пустая болтовня.

Обязанности оратора по Цицерону:

1) найти, что сказать;

2) найденное расположить по порядку;

3) придать ему словесную форму;

4) утвердить все это в памяти;

5) произнести.

В задачи оратора также входило изложение сущности дела, поста­новка спорных вопросов, опровержение мнения противника и под­крепление своего, расположение к себе слушателя.

Красоту речи Цицерон видел в логичности, свежести, благород­стве, страстности.

Другим знаменитым римским оратором был Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96). Он является автором сочинения в двенадцати книгах под названием «Риторические наставления». Труд отструктуирован и четко продуман. В нем систематизируется весь опыт ора­торского искусства, при этом обобщается собственный опыт Квинтилиана как преподавателя риторики и судебного адвоката. «Ритори­ческие наставления» по праву называются вершиной исследования ораторского искусства. Больше ни одна книга не предоставляла такой тщательный теоретический и практический анализ красноречия.

На вопрос «что значит быть красноречивым?» Квинтилиан отве­чает так:

Это не что иное, как выражать словом то, о чем мы думаем, и сообщать это слушателям.

Настоящий оратор должен обладать изяществом и красотой речи, но они должны соотноситься с целью и предметом речи, при этом следует учитывать интересы и предполагаемую реакцию аудитории. Вершина ораторского искусства для Квинтилиана — способность го­ворить без подготовки. Чтобы этого достичь, необходимо обладать огромным запасом разнообразных знаний и навыков.

Итак, греки в ораторском искусстве больше всего ценили искус­ство убеждать, а римляне — искусство хорошо говорить.

Развитие риторики в России

Риторика разработана в античности, развилась в Средние века и Новое время. Со временем сам предмет риторики изменился. В России большой вклад в теорию риторики внесли М.В. Ломоносов, профессора Московского и Петербургского университетов А.Ф. Мерзляков, Т.Н. Грановский, И.М. Сеченов и дp.

Первые из дошедших до нас отечественных риторик относятся к XVII в. Это были переводы латинских учебников. Автор первого учебника риторики на русском языке — М.В. Ломоносов. Он был из­дан в 1798 г. под длинным названием «Краткое руководство к крас­норечию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». В этом труде Ломо­носов выделяет собственно риторику — учение о красноречии вооб­ще, касающееся и прозы и стихов. Оратория — это наставление к со­чинению речей в прозе и, наконец, поэзия — наставление к сочине­нию поэтических произведений. Риторику ученый рассматривал как науку о письменной и устной речи.

В XIX в. возникают понятия «общая риторика» и «частная рито­рика». Это было связано с тем, что риторика считалась наукой, кото­рая изучает законы красноречия как вид искусства. Но эти законы могли относиться как ко всем письменным и устным произведениям вообще, так и к каждому из их видов и родов. Общая риторика изучала соответствие стиля предмету изложения, частная — составление определенных видов документов. Именно такого взгляда на тео­рию красноречия — риторику — придерживались русские исследова­тели в XIX в.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...