Методы изложения и объяснения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Методы изложения и объяснения очень разнообразны. Выступающий может не только рассказывать, но подкреплять свою речь демонстрированием таблиц, чертежей, графиков, схем. Он может писать на доске, показывать опыты т.д. Использование этих методов нужно для того, чтобы донести содержание выступления до аудитории, придав ему яркую и запоминающуюся форму. С точки зрения логических принципов к методам изложения относятся индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический методы. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них. Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.
Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и стирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов,убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских; дам и т. д. (ДЕДУКТИВНЫЙ)
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и стирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, уби ли его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения. (ИНДУКТИВНЫЙ)
В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников — привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука — филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам. (СТУПЕНЧАТЫЙй)
Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный — черный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки — дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг — красной, восток — зеленой и запад — белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, черным, зеленым и белым) было в то время общепринятым и отголоском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального — Средиземного. (КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ)
По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды. (АНАЛОГИИ)
Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII—VII вв. до н. э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.
Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учетом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты. (ИСТОРИЧЕСКИЙ)
Основные виды аргументов Использование аргументов в ораторской речи необходимо. Они выполняют функции убеждения слушателей и доказательства мысли оратора. Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения. Аргументация — это совокупность таких доводов. Само понятие «аргумент» обозначает мысль, истинность которой доказана и проверена. Существует два вида аргументов: 1) аргументы к существу дела — доказанные положения, факты, установленные путем наблюдения или опыта, документы, цифровой или статистический материал; 2) аргументы к человеку — в ораторской речи их используют для эмоционального воздействия на слушателей.
Завершение речи Как и другие композиционные части ораторской речи, заключение речи выполняет определенные функции: 1) подведение итогов сказанного, обобщение мыслей, высказываемых в основной части речи; 2) краткое повторение основных тезисов речи, подчеркивание важности разобранной темы; 3) постановка перед аудиторией каких-либо задач на основании всей речи, приглашение к обсуждению, к спору и дискуссии. Форма заключения зависит от рода и вида речи, а также от ее цели. По-разному заканчиваются научное сообщение, вузовская лекция, политическая или агитаторская речь. В вузовской лекции ил; докладе, заканчивая речь, выступающий обычно делает логически выводы из сказанного. Завершая митинговую речь, оратор произносит различные лозунги с целью эмоционально воздействовать на аудиторию и побудить ее к действию.
Заключение судебных речей обычно состоит в обращении к суду с просьбой о справедливости в вынесении приговора. В зависимости от цели речи — воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей — существуют различные формы заключения речи. Заключение завершает предыдущее изложение, поэтому в нем не должно быть противоречий с основной частью. Необходимо тщательно продумывать заключительные слова выступления, в противном случае они могут испортить хорошее впечатление от основной части речи. Последнее требование к заключению: оно должно быть конкретным, сжатым и кратким. Помимо рассмотренной классической композиции речи, существуют более свободные композиции. Классически построены лекции, доклады, судебные речи. Могут быть свободны в композиционном отношении политическая, митинговая, патриотическая, приветственная, поздравительная речь.
Способы связи речи Для того чтобы подчеркнуть последовательность и взаимозависимость частей речи, удержать в памяти слушателей все ее компоненты, оратор может использовать различные средства выражения логических связей. 1) Лексические средства связи. - Специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие: а) на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем); б) на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее); в) на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того); г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, необходимо остановиться на…); д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод); - Местоимения, прил-ые и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный). 2) Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью: последовательная связь, параллельная связь.
К способам связи ораторского выступления относятся также риторические или стилистические фигуры (фигуры речи). Фигуры речи — это различные обороты, синтаксические построения, делающие высказывание более выразительным. Самые распространенные из них — повтор и анафора. Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выделяют наиболее актуальные мысли. Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений. Работая над композицией ораторского выступления, необходимо учитывать то, что ораторская речь должна отвечать двум главным требованиям: с одной стороны, это строгая последовательность изложения, связанность, соподчиненность ее частей, с другой стороны, это индивидуальность и глубина мысли. Оратор и его аудитория Деление речи по числу участников действия на монолог и диалог (монолог — речь одного лица, диалог — речь двоих) было известно уже в Древней Греции. Это деление использовалось в риторике, философии, логике. В последние десятилетия XX в. вошло в употребление понятие полилог — обмен высказываниями, разговор нескольких лиц. Каждой из отмеченных разновидностей речи свойственны свои психолого-ситуативные и языковые особенности. Монолог (от греч. monos - один и logos – речь) можно определить как развернутое высказывание одного лица, обращенное к самому себе или к другим и обладающее определенной композиционной организованностью и смысловой законченностью. Монолог может быть компонентом художественного произведения и даже самостоятельным произведением (моноспектакль, сказ). За пределами художественных произведений форму монолога принимают отдельные разновидности устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению. Для сферы разговорной речи характерен неподготовленный, спонтанный монолог; для сферы книжной речи — подготовленный, заранее продуманный. Монологическая речь в зависимости от цели высказывания может быть информационной, убеждающей и побуждающей. Информационная речь служит для передачи знаний. Ее разновидностями считаются лекции, доклады, сообщения, выступления, отчеты. Убеждающая речь аппелирует к эмоциям слушателей. Ее разновидности — поздравительные, напутственные, торжественные речи. Побуждающая речь призвана побуждать слушателей к различного рода действиям. К ее разновидностям относят политическую речь, речь-призыв, речь-протест. Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих и непосредтвенной связью высказываний с ситуацией. Высказывание говорящего в диалоге называется репликой. Основной единицей диалога является диалогическое единство — смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Весь диалог или его части могут расцениваться как единый акт речи, целый текст. Как и любой текст, диалог, имеет свою структуру: зачин — основную часть — концовку. Зачином могут быть: (а) формула речевого этикета (Добрый день!); (б) первая реплика — вопрос (Как проехать к вокзалу?); (в) реплика — суждение (Скоро Новый год!). Основная часть диалога может быть и короткой, и бесконечно долгой, поскольку его нижняя граница открыта: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку: реплику речевого этикета (Всего доброго!), реплику-согласие (Приду непременно.) или реплику-ответ. Поскольку диалогическая речь — это первичная форма коммуникации, она представляет собой, как правило, неподготовленный, спонтанный тип речи. Это распространяется, в первую очередь, на сферу разговорной речи. В таком случае говорят о бытовом диалоге. Используется лексика разговорного стиля. Здесь возможны нарушения литературной нормы, неудачный выбор слов, ошибки. Часто применяются повторы, междометия, частицы. Диалог предрасположен к экспрессии, эмоциям. Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, возможным отклонением от темы, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок и необходимости принятия решений. Диалог может использоваться не только в сфере разговорной речи, но и в сферах публицистической, официально-деловой речи (деловая беседа, интервью, дискуссия). В таких случаях возможна предварительная подготовка (прежде всего вопросных) реплик, но развертывание диалога также будет спонтанным. В литературе диалоги используются в следующих ситуациях: в повествовании они воспроизводят сцены общения; в драматургии — предназначены для сценического воплощения; известны эпистолярный жанр, романы в письмах, а также издаваемая в виде отдельных томов подлинная переписка писателей, поэтов и т.д. Диалог может быть неинформативным и информативным. Диалог, состоящий только из форм речевого этикета неинформативен, так как отсутствует потребность в получении новой информации. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии у собеседников желания вступать в диалог или поддерживать его. В то же время в определенных ситуациях (встречи в общественных местах) диалог такого рода считается общепринятой нормой: — Здравствуйте! — Добрый день! — Как ваши дела? — Спасибо, хорошо. Информативный диалог направлен на получение новой информации. Необходимым условием развертывания такого диалога является потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях участников диалога. Термин «полилог» восходит к древнегреческому языку и возник как добавление к термину «диалог» («поли» — много). Полилог — это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог, как и диалог, противостоит монологу, полилог с диалогом объединяет в этом смысле смена говорящих и слушающих. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|