Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы изложения и объяснения




Методы изложения и объяснения очень разнообразны. Выступающий может не только рассказывать, но подкреплять свою речь демонстрированием таблиц, чертежей, графиков, схем. Он может писать на доске, показывать опыты т.д. Использование этих методов нужно для того, чтобы донести со­держание выступления до аудитории, придав ему яркую и запоминающуюся форму.

С точки зрения логических принципов к методам изложения от­носятся индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический методы.

Эти мето­ды сформировались на базе многовековой ораторской практи­ки, описаны в различных риторических пособиях, активно ис­пользуются современными ораторами. Кратко охарактеризу­ем основные их них.

Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положе­ния, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хоро­шо известно слушателям. Это способствует лучшему понима­нию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступаю­щий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение од­ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хроноло­гической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течени­ем времени.

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Зем­ли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда чле­ны одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, — это нормы отношений, принятые в другом этно­се. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с не­годованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздни­ков напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и стирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов,убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем много­женства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских; дам и т. д. (ДЕДУКТИВНЫЙ)

 

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Зем­ли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время сво­их праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии гре­ков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и стирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, уби ли его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем много­женства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Дру­гой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этниче­ского стереотипа поведения. (ИНДУКТИВНЫЙ)

 

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным ис­точником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристоте­ля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схола­стикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников — привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не бо­жественная) наука — филология, отличающаяся от схоластики критическим под­ходом к текстам. (СТУПЕНЧАТЫЙй)

 

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный — черный? Не ис­ключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда ок­рашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет юж­ного конца стрелки — дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг — красной, восток — зеленой и запад — белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, черным, зеленым и белым) было в то время общепринятым и отголо­ском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального — Средиземного. (КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ)

 

По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет се­ребристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды. (АНАЛОГИИ)

 

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII—VII вв. до н. э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем коли­честве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие лич­ности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.

Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функ­циями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учетом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей или имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты. (ИСТОРИЧЕСКИЙ)

 

Основные виды аргументов

Использование аргументов в оратор­ской речи необходимо. Они выполняют функции убеждения слуша­телей и доказательства мысли оратора.

Аргументы — это доводы в обоснование какого-либо положения.

Аргументация — это совокупность таких доводов.

Само понятие «аргумент» обозначает мысль, истинность которой доказана и проверена.

Существует два вида аргументов:

1) аргументы к существу дела — доказанные положения, факты, установленные путем наблюдения или опыта, документы, цифровой или статистический материал;

2) аргументы к человеку — в ораторской речи их используют для эмоционального воздействия на слушателей.

 

Завершение речи

Как и другие композиционные части ораторской речи, заключение речи выполняет определенные функции:

1) подведение итогов сказанного, обобщение мыслей, высказыва­емых в основной части речи;

2) краткое повторение основных тезисов речи, подчеркивание важности разобранной темы;

3) постановка перед аудиторией каких-либо задач на основании всей речи, приглашение к обсуждению, к спору и дискуссии.

Форма заключения зависит от рода и вида речи, а также от ее цели. По-разному заканчиваются научное сообщение, вузовская лекция, политическая или агитаторская речь. В вузовской лекции ил; докладе, заканчивая речь, выступающий обычно делает логически выводы из сказанного. Завершая митинговую речь, оратор произно­сит различные лозунги с целью эмоционально воздействовать на ау­диторию и побудить ее к действию.

Заключение судебных речей обычно состоит в обращении к суду с просьбой о справедливости в вынесении приговора.

В зависимости от цели речи — воздействовать на интеллектуаль­ную или эмоциональную сферу слушателей — существуют различные формы заключения речи.

Заключение завершает предыдущее изложение, поэтому в нем не должно быть противоречий с основной частью. Необходимо тщатель­но продумывать заключительные слова выступления, в противном случае они могут испортить хорошее впечатление от основной части речи. Последнее требование к заключению: оно должно быть кон­кретным, сжатым и кратким.

Помимо рассмотренной классической композиции речи, суще­ствуют более свободные композиции. Классически построены лек­ции, доклады, судебные речи. Могут быть свободны в композицион­ном отношении политическая, митинговая, патриотическая, привет­ственная, поздравительная речь.

 

Способы связи речи

Для того чтобы подчеркнуть последователь­ность и взаимозависимость частей речи, удержать в памяти слушате­лей все ее компоненты, оратор может использовать различные сред­ства выражения логических связей.

1) Лексические средства связи.

- Специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие:

а) на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем);

б) на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее);

в) на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того);

г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, необходимо остановиться на…);

д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод);

- Местоимения, прил-ые и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный).

2) Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью: последовательная связь, параллельная связь.

 

 

Типы связи предложений в тексте Примеры
Последовательная связь
Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть
 
 


Исходная часть → сообщаемая часть

В аудитории / сидят студенты
 
 


Студенты / слушают лекцию

 
 


Лекцию / читает профессор

Параллельная связь
Исходная часть → сообщаемая часть   Исходная часть → сообщаемая часть Исходная часть → сообщаемая часть Студенты / сидят в аудитории   Студенты / слушают лекцию Студентам / о математике рассказывает профессор

 

К способам связи ораторского выступления относятся также ри­торические или стилистические фигуры (фигуры речи).

Фигуры речи — это различные обороты, синтаксические построе­ния, делающие высказывание более выразительным.

Самые распространенные из них — повтор и анафора.

Повторы в ораторской речи создают интенсивность действия, связывают отдельные части выступления, подчеркивают и выде­ляют наиболее актуальные мысли.

Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков или предложений.

Работая над композицией ораторского выступления, необходимо учитывать то, что ораторская речь должна отвечать двум главным тре­бованиям: с одной стороны, это строгая последовательность изложе­ния, связанность, соподчиненность ее частей, с другой стороны, это ин­дивидуальность и глубина мысли.

Оратор и его аудитория

Деление речи по числу участников действия на монолог и диалог (монолог — речь одного лица, диалог — речь двоих) было известно уже в Древней Греции. Это деление использовалось в риторике, философии, логике.

В последние десятилетия XX в. вошло в употребление поня­тие полилог — обмен высказываниями, разговор нескольких лиц. Каждой из отмеченных разновидностей речи свойственны свои психолого-ситуативные и языковые особенности.

Монолог (от греч. monos - один и logos – речь) можно определить как развернутое высказывание одного лица, обращен­ное к самому себе или к другим и обладающее определенной композиционной органи­зованностью и смысловой законченностью. Монолог может быть компонентом художественного произведения и даже самостоятельным произведением (моноспектакль, сказ). За пределами художественных произведений форму мо­нолога принимают отдельные разновидности устных высказыва­ний, таких, как речь оратора, лектора, выступление по радио, телевидению.

Для сферы разговорной речи характерен неподготовленный, спонтанный монолог; для сферы книжной речи — подготовлен­ный, заранее продуманный.

Монологическая речь в зависимости от цели высказывания может быть информационной, убеждающей и побуждающей.

Информационная речь служит для передачи знаний. Ее разно­видностями считаются лекции, доклады, сообщения, выступле­ния, отчеты.

Убеждающая речь аппелирует к эмоциям слушателей. Ее разно­видности — поздравительные, напутственные, торжественные речи.

Побуждающая речь призвана побуждать слушателей к раз­личного рода действиям. К ее разновидностям относят полити­ческую речь, речь-призыв, речь-протест.

Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих и непосредтвенной связью высказываний с ситуацией. Высказывание говорящего в диалоге называ­ется репликой.

Основной единицей диалога является диалогическое единство — смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, пред­ставляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое по­следующее из которых зависит от предыдущего.

Весь диалог или его части могут расцениваться как единый акт речи, целый текст. Как и любой текст, диалог, имеет свою структуру: зачиносновную частьконцовку.

Зачином могут быть: (а) формула речевого этикета (Добрый день!); (б) первая реплика — вопрос (Как проехать к вокзалу?); (в) реплика — суждение (Скоро Новый год!). Основная часть диалога может быть и короткой, и бесконечно долгой, посколь­ку его нижняя граница открыта: продолжение практически лю­бого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку: реплику речевого этикета (Всего доброго!), реп­лику-согласие (Приду непременно.) или реплику-ответ.

Поскольку диалогическая речь — это первичная форма ком­муникации, она представляет собой, как правило, неподготов­ленный, спонтанный тип речи. Это распространяется, в первую очередь, на сферу разговорной речи. В таком случае говорят о бытовом диалоге. Используется лексика разговорного стиля. Здесь возможны нарушения литературной нормы, неудачный выбор слов, ошибки. Часто применяются повторы, междометия, части­цы. Диалог предрасположен к экспрессии, эмоциям.

Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, воз­можным отклонением от темы, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок и необходимости принятия решений. Диалог может использоваться не только в сфере разговорной речи, но и в сферах публицистической, официально-деловой ре­чи (деловая беседа, интервью, дискуссия). В таких случаях воз­можна предварительная подготовка (прежде всего вопросных) реплик, но развертывание диалога также будет спонтанным.

В литературе диалоги используются в следующих ситуациях: в повествовании они воспроизводят сцены общения; в драматургии — предназначены для сценического воплощения; известны эписто­лярный жанр, романы в письмах, а также издаваемая в виде от­дельных томов подлинная переписка писателей, поэтов и т.д.

Диалог может быть неинформативным и информативным. Диалог, состоящий только из форм речевого этикета неин­формативен, так как отсутствует потребность в получении но­вой информации. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии у собеседников желания вступать в диалог или поддерживать его. В то же время в определенных ситуаци­ях (встречи в общественных местах) диалог такого рода счита­ется общепринятой нормой:

— Здравствуйте!

— Добрый день!

— Как ваши дела?

— Спасибо, хорошо.

Информативный диалог направлен на получение новой ин­формации. Необходимым условием развертывания такого диало­га является потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях участников диалога.

Термин «полилог» восходит к древнегреческому языку и возник как до­бавление к термину «диалог» («поли» — много).

Полилог — это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех уча­стников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность.

Полилог, как и диалог, противостоит монологу, полилог с диалогом объединяет в этом смысле смена говорящих и слу­шающих. Полилог часто приобретает формы группового обще­ния (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...