Определение темы, направленности и названия выступления
Уяснение темы выступления — первый этап его разработки. Тему может определить сам оратор или те, кто его приглашает для выступления. Основные требования к выбору темы: • она должна быть четко сформулирована; • должна быть актуальной, доступной пониманию аудитории, интересной, полезной. Направленность речи — это прежде всего поставленные перед ней задачи. Основные цели выступления: • информировать слушателя (дать определенные сведения, научить чему-либо); • затронуть чувства слушателей (в этом случае оратор постарается взволновать их); • побудить к действиям (путем формирования убеждений, которые являются мотивами поведения слушателей). Краткие парламентские и митинговые речи, социально-бытовые выступления могут не иметь названия. И напротив, индивидуальные названия присущи академической и некоторым видам судебной речи. Оценка аудитории и обстановки Второй важный этап в подготовке речи — оценка состава аудитории и обстановки, в которой будет произноситься выступление. Сведения об аудитории должны включать в себя: • социальный состав (интеллигенция, рабочие, крестьяне); • образовательный уровень (начальное, высшее или среднее образование); • направление образования (гуманитарное или негуманитарное); • возраст, поле и национальные особенности аудитории. Также необходимо учитывать однородность аудитории по составу, ее многочисленность, настроение, отношение к оратору и т.д. Другая важная сторона — запросы аудитории. Нужно четко знать, чего она хочет: провести время, удовлетворить духовные или информационные запросы, повысить квалификацию. При подготовке к выступлению важно знать, где оно будет проходить: на улице, в зале или в небольшом помещении, есть ли там трибуна, микрофон, экран или доска для наглядного демонстрирования.
Планирование, работа над фактами и материалом Необходимость составления предварительного плана речи не означает, что нужно строго придерживаться его. План может уточняться и изменяться по ходу подготовки речи. Предварительный план называют рабочим планом выступления. Рабочий план в основном применяется на стащи подбора материала. Без него, действительно, сложно разобраться и большом количестве теоретического и практического материала. Вид, тема и состав слушателей предопределяют подбор материала, насыщенность речи теорией и фактами. Большое количество фактов необходимо проводить в докладе, лекции, судебной речи. Митинговая речь, в основном воздействующая на чувства аудитории, использует факты в минимальном количестве. При умелом подборе факты и цифры придают выступлению убедительность, конкретность, доходчивость, предметность, обогащают речь оратора. Критерии отбора фактов 1- Факты должны быть точными и достоверными. 2. Они должны быть подчинены общей теме и идее выступления. 3. Должно учитываться личное отношение оратора к факту, а также возможная реакция на него слушателей.
Работа с источниками фактов Факты, которые используются в речи оратора, могут быть взяты из различных источников. Основу их составляют факты из справочников, научной и научно-популярной литературы, документов, газет, журналов, энциклопедии и других письменных источников. Работа с литературой. Здесь рекомендуются следующие этапы: • чтение-отбор; • чтение-ознакомление; • чтение-изучение. (1) Чтение-отбор ставит своей целью подготовку списка литературы, так как досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг (учебник, учебное пособие, справочник, методические рекомендации и т.п.), даются сведения об авторах. При наличии предисловия и послесловия — прочитать их. В предисловии обычно представлена история написания книги, дано ее краткое содержание, перечисляются основные проблемы. В послесловии содержатся итоги изложенного, кратко повторяются главные положения работы (резюме). Далее следует просмотреть оглавление, дающее представление об основных вопросах книги, обратить внимание на таблицы, схемы, рисунки. Важен год издания книги — желательно использовать источники, изданные в последние годы, так как сведения, опубликованные в них, еще не устарели.
Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить детально. (2) Чтение-ознакомление — это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план выступления на данном этапе работы уточняется, конкретизируется. (3) Чтение-изучение — это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках (стандартного размера, как библиографические карточки в каталогах). Их можно расположить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. Этот вид фиксированной информации предполагает соблюдение некоторых правил: • используются карточки одинакового размера; • записи ведутся только на одной стороне листа; • на каждой карточке делается не более одной записи; • в верхней части карточки указывается тема (вопрос плана), к которой относится выписка, в нижней — выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, страница, откуда берется цитируемый материал;
· если фиксируется телерадиоинформация, указываются сведения о выступавшем, название сообщения, организация, заказавшая программу, дата, время передачи, радио или телевизионный канал.
Цитаты необходимы в ораторской речи. Благодаря им можно повторить другим образом мысль оратора, избежать однообразия речи, предотвратить или снять утомление, придать убедительность выступлению. Недопустимо неумеренное цитирование, оно может загромоздить речь, снизить ее эффективность. Достоинства цитирования — не в использовании большого количества цитат, а в умении применять их правильно и к месту.
Полный текст речи У ораторов существует несколько мнений относительно того, нужно или не нужно писать полный текст речи. Первое мнение — полный текст писать необязательно, можно ограничиться конспектом речи. Многие ораторы поступают именно так. Второе мнение — необязательно писать даже конспект, достаточно составить план и при выступлении придерживаться его. Но это могут позволить себе лишь очень опытные и уверенные ораторы. Наконец, третье мнение: нужно всегда писать полный текст речи. Выбор «писать или не писать» зависит от многих факторов: от опытности и знаний оратора, а также от рода, вида и длительности речи. Даже опытные ораторы говорят, что отсутствие хотя бы плана речи вызывает ненужное волнение перед выступлением. Репетиция речи Когда будут готовы полный текст речи или ее конспект, тезисы и план выступления, возникает вопрос о репетиции. Репетиция речи — это предварительное произнесение теста вслух (внешний монолог) или мысленно (внутренний монолог). Репетиция нужна для того, чтобы уточнить время выступления, учитывая наиболее оптимальный темп произнесения речи (100— 120 слов в минуту). При этом лучше всего произносить текст вслух. Во время репетиции необходимо обращать внимание на: 1) технику произношения, соответствие произносительным и литературным нормам, правильное ударение в словах;
2) дикцию, темп речи, громкость голоса; 3) паузы, фразовые и логические ударения. Во время репетиции можно проследить за тем, как выражаются голосом различные чувства и переживания. Мимика, жесты, поза могут очень помочь оратору, и их тоже можно и нужно отрепетировать. Ораторы для этого часто используют зеркало. Благодаря такому «самолюбованию» можно избежать резких, некрасивых жестов, искажающей лицо мимики. Необходимо изучать свое лицо, на нем не должно быть застывшего выражения. Также необходимо добиваться естественности позы, ее соответствия ситуации и тематике выступления. Жесты тоже заслуживают особого внимания. С помощью жестов речи придается определенная доля выразительности, но тем не менее при их использовании нужно помнить о чувстве меры. Далеко не каждой фразе необходимо подчеркивание жестами. Злоупотребление ими может вызвать невосприятие информации.
Чтение или говорение После того как выступление подготовлено и отрепетировано, наступает момент встречи со слушателями. Перед оратором встает вопрос «как произносить речь?» Три способа выступления 1. Чтение текста речи «по бумажке». 2. Воспроизведение текста речи по памяти с чтением отдельных фрагментов. 3. Свободная импровизация.
Способ произнесения зависит от рода и вида речи. Читают речи в том случае, если нельзя отступать от текста: дипломатические, торжественные, юбилейные, приветственные речи, официальные доклады. В политической, официальной речи важно каждое слово, поэтому нужно строго придерживаться текста. Читая, оратор может потерять контакт с аудиторией, и воздействие на нее в результате окажется минимальным. Как правило, более эффективными оказываются речи произнесенные, нежели прочитанные. Но можно с успехом подать и прочитанную речь. Выступающий должен владеть своим голосом, читать незаметно и выразительно. Ошибка ораторов, читающих текст речи «по бумажке», заключается в том, что произнесение становится быстрым и монотонным, а в результате утомляет аудиторию. В итоге выступление часто носит формальный характер.
Композиция речи Композиция выступления — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Все части выступления любого рода и вида речи взаимосвязаны между собой, составляя неразрывное целое. Перевод следующих друг за другом предложений или смысловых частей на собственный мыслительный язык называется элементарным пониманием речи, т.е., слушая, мы делаем в уме мысленную запись речи (стенограмму), делая попутно ее комментарий. Это выглядит примерно так: «Начал говорить. Сообщает, о чем будет идти речь. Приступил к основной теме. Рассказывает. Кажется, интересно. А вот это надо обязательно записать» и т.д. Подобный комментарий возникает как результат опоры на смысловые части, он устанавливает связь и последовательность частей выступления. Если выступление бессистемно, запутанно, непоследовательно, то слушающий не сможет сделать мысленного комментария, и речь в итоге воспримется с трудом.
Вступление Талантливый оратор может с первых слов захватить аудиторию, сделать речь интересной и убедительной. Такой эффект — эторезультат правильного, обдуманного построения начала речи, вступления. Обычно выступающие начинают свою речь с этикетных формул: обращения, приветствия, представления, изъявления радости: Дамы и господа! Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Здравствуйте! Разрешите вас поприветствовать! Разрешите представиться! Я рад возможности выступить перед вами. Для того чтобы выступление было успешным, нужно с самого начала завладеть вниманием аудитории и держать его до конца. Организовать внимание необходимо с самого начала. Это можно сделать различными способами: привести яркий пример, пошутить, рассказать что-нибудь неожиданное, допустить какую-нибудь преднамеренную странность, задать интересный вопрос, т.е. заинтриговать слушателей. За интригующим началом идет вступление. Вступление обязательно не в каждом виде и роде речи. В академической речи вступление используется для того, чтобы ввести слушателей в сущность содержания и подготовить их к восприятию изложения. В нем обычно сообщается тема лекции или доклада, перечисляются вопросы и проблемы, которые будут рассмотрены в выступлении. Вступление широко используется в судебных речах. Иногда в peчах адвоката вступление занимает значительную часть всего выступления. Это делается с той целью, чтобы заинтересовать судей, расположить их к подзащитному. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. Так, один из лекторов, выступающий по проблемам молодежи, удачно использовал прием парадоксального цитирования для создания определенного эмоционального настроя слушателей, для подготовки аудитории к восприятию своих идей. Обратившись к аудитории, он прочитал такие цитаты: 1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. 2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь 3. Наш мир достиг критической стадии. Дети уже больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. 4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Когда часть слушателей аплодисментами поддержала высказанные мнения, так как они совпали с их собственными оценками современной молодежи, лектор назвал имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470—399 гг. до н. э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н. э.), третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э., четвертая обнаружена на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, возраст горшка — свыше 3000 лет.
Главная часть В главной части содержания речи излагается ее основной материал. Основная мысль речи также формулируется в главной части. Если оратор знает, что его аудитория нейтральна или не заинтересована, то он может привести основную мысль речи в начале главной части. В том случае, если слушатель заинтересован, неравно душен к содержанию речи, основная мысль может быть приведена в конце главной части. Подобное размещение главной мысли обусловлено психологическим законом памяти. Он называется «законом первого и последнего места», или «фактором края». Суть этого закона заключается в следующем: то, что находится в конце или в начале последовательности, запоминается лучше. Следует отметить, что человек способен внимательно слушать оратора в течение 25 мин, потом внимание снижается. Чтобы этого не произошло, следует в промежутке между 20-й и 25-й мин выступления ненадолго переключить внимание аудитории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|