Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нельзя воспитать качества, отсутствующие в окружающей среде




Мы не в состоянии определить черты лично­сти грудного младенца...

Предмет, в котором я лучше всего разбира­юсь, — это музыка. Именно поэтому я буду гово­рить о музыке, независимо от того, существуют ли у человека врожденные музыкальные задат­ки или нет. Раньше всегда полагали, что талант или выдающиеся способности представляют со­бой врожденный фактор или передаются по на­следству. Но можно ли подвергнуть тесту груд­ного младенца, чтобы определить, присутствуют ли в нем эти качества? Вся проблема в том, что оценка способностей детей производится в том возрасте, когда им уже исполнилось пять-шесть лет. Но ведь критическим возрастом для разви­тия младенца является куда более ранний воз­раст. Необходимы глубокие исследования, чтобы


найти способ определения потенциальных та­лантов грудных детей. Если мы хотим в полной мере соответствовать тем требованиям, которые выдвигает перед нами будущее, необходимо до­скональное изучение этих проблем. Я делаю все, что могу, но этого не достаточно.

Что же касается врожденных задатков или наследственности, то я убежден, что наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит толь­ко от психологического влияния, которое оказы­вает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты.

Благоприятная среда —

Залог выдающихся способностей

Нам нет необходимости отыскивать в ребен­ке какие-то специфические врожденные свойства или таланты. Лишь хорошее окружение оказыва­ет наибольший эффект на воспитание выдающих­ся способностей. Это подтверждают примеры и Хироми Киути, и соловьев, и попугая Пико. Нет никакого смысла в оценке способностей детей в возрасте пяти или шести лет. Ребенок уже рож­дается со всем набором необходимых способно­стей и с первого дня развивает их в ходе жизне­деятельности и приспособления к окружающему миру. Поэтому основным и главным качеством


Взращенные с любовью

 

Взращенные с любовью

 

 


ребенка при рождении является его способность адаптации к окружению в большей или меньшей мере, чем у остальных.

Даже у самого умного ребенка может не быть музыкального слуха. Он может даже пре­вратиться в волка или в кого угодно. Все зави­сит от окружения. Я твердо уверен, что культур­ные и музыкальные задатки не идут изнутри, не наследуются, а проявляются только в под­ходящей обстановке. Весь вопрос лишь в чув­ствительности восприятия ребенка и в скорости адаптации. Поэтому хорошие задатки при рож­дении— это всего лишь способность быстрее приспосабливаться к окружающей среде. Приоб­ретение человеком вольчьего чутья и других по­вадок свидетельствует лишь о его способности адаптироваться к любым обстоятельствам. Если бы Эйнштейн, Гете или Бетховен родились в ка­менном веке, то они имели бы образовательный уровень не выше, чем у большинства людей того времени. Справедливо и обратное: если бы мне поручили воспитание и обучение ребенка из ка­менного века, то он был бы способен сыграть на скрипке сонату Бетховена не хуже, чем любой другой современный ребенок. Опять же, если бы сегодняшний ребенок воспитывался в обществе, отстоящем от нас на пять тысяч лет, он бы вос­принял все обычаи и привычки того времени.


Нельзя привить ребенку то,

Что отсутствует в культурной среде

Где бы дети ни родились — в западных стра­нах, на Востоке или в Африке, — они воспиты­ваются в соответствии с присущей этим странам культурой. Дети приспосабливаются к разно­образной обстановке и воспитываются в зависи­мости от тех или иных качеств родителей.

Любой результат имеет свою причину. След­ствием неправильного образования и воспитания становятся отрицательные черты личности, а хо­рошее воспитание и образование приводят к раз­витию высоких чувств, благородства и чистоты помыслов.

Все дети приспосабливают жизненные силы своего организма к соответствующим условиям окружающей среды.

Профессор Н. Пронко из Канзасского универ­ситета несколько лет назад навестил меня в Ма-цумото. До этого он провел ряд экспериментов по изложенной выше теме и пришел к выводу, что дети, воспитанные в различном культурном окружении, приспосабливаются к соответствую­щей окружающей среде в первые девять месяцев жизни. Те качества, которые не востребованы данным конкретным окружением, у ребенка не развиваются. Результаты своих исследований он опубликовал в Америке.


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

 

 

 


 


Трудно подыскать слова, чтобы выразить пагубность подхода, при котором уже достаточ­но сложившийся ребенок подвергается тестиро­ванию и на основании этого делаются выводы о его якобы «врожденных» качествах. От подоб­ных представлений пора отказаться. Необходимо положить этому конец. Невозможно предсказать, каких высот может достичь ребенок, получаю­щий правильное воспитание с момента рожде­ния. Может быть, имеет смысл тщательно про­анализировать эти возможности? Благоприятная окружающая обстановка и должное образование наверняка принесут детям благополучие и счас­тье и дадут свет надежды для будущего челове­чества.

«Может ли мой мальчик стать кем-нибудь?»

Однажды ко мне подошла мать одного из моих учеников, чтобы поинтересоваться успеха­ми сына. У мальчика было хорошее музыкальное чутье, он усердно занимался и был прекрасным ребенком.

— Сенсей, скажите, может ли мой мальчик стать кем-нибудь? — спросила меня мать.

— Нет, — с улыбкой ответил я. — Кем-ни­будь он никогда не станет.

В наши дни у родителей появилась тенден-


ция задавать подобные вопросы. Она свидетель­ствует об излишне трезвом и расчетливом подхо­де к образованию детей. Когда я слышу подобные вещи, то отвечаю всегда в шутливом тоне. Одна­ко мать не на шутку встревожилась таким отве­том, поэтому мне пришлось продолжить:

— Учась играть на скрипке, он станет до­стойным человеком. Разве этого мало? Не тре­буйте от ребенка, чтобы он стал профессиона­лом и зарабатывал музыкой большие деньги. Ведь именно эта мысль прослеживается в вашем вопросе. Человек с добрым и чистым сердцем всегда найдет свое счастье. Единственная забота родителей — воспитать ребенка честным челове­ком. Этого вполне достаточно. Если вы ставите перед собой другие цели, то конечный результат может оказаться совершенно противоположным. Ваш сын играет на скрипке очень хорошо. Мы только должны добиться, чтобы у него были чи­стые помыслы и благородное сердце.

Мальчик, получивший первый урок от отца

О том, что я стал основателем нового движе­ния в обучении игры на скрипке, стало известно многим родителям.

— Вы не могли бы послушать моего мальчи-ка? — обратился как-то ко мне господин X. из

Зак. 476


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью

 

 

 


 


Нагой, который сам обучал сына. Юноше было в то время уже восемнадцать лет, и он работал над Пятым концертом Моцарта.

— С удовольствием, — ответил я. — Скажи­те ему, чтобы выбрал время и зашел ко мне.

Примерно через месяц молодой человек на­вестил меня. Впервые увидев его, я поразился, насколько он был похож на своего отца — ин­тонацией, нагойским диалектом, манерой речи. Даже его приветственный жест — протянутые вперед обе руки — и улыбка были в точности как у отца.

Я попросил молодого человека сыграть что-нибудь. Он достал скрипку из футляра и начал настраивать ее, делая смычком точно такие же движения, как и отец. Но и это еще было не все. Когда он начал играть, его осанка, движения рук и смычка ничем не отличались от отцовских. Даже недостатки игры — смазанные переходы, нечеткий звук и другие мелкие детали — напо­минали отца.

До этого мне не приходилось видеть такого яркого примера приспособления ребенка- к сво­ему окружению. Восемнадцать лет, прожитые в семье, явственно отразились на поведении, вос­приятии и чувствах мальчика.

Примерно тридцать лет назад моим первым маленьким учеником стал четырехлетний Тосия


Ето. Вслед за ним пришел еще один малыш — Кодзи Тойода. Когда мы переехали из Нагой в Токио, отец Кодзи тоже перебрался туда вслед за нами.

Позднее, услышав, как трехлетний Кодзи Тойода исполняет «Юмореску» Дворжака, а се­милетний Тосия Ето играет концерт, ко мне при­шел один человек и привел с собой трехлетнего сына. Он поинтересовался, как узнать, есть ли у его сынишки музыкальный талант. Если да, то он хотел бы отдать его учиться игре на скрипке.

Но кто же может определить наличие му­зыкального таланта у трехлетнего ребенка? Я сказал отцу, что талант — это не врожденное качество. Его можно лишь развить в себе. Одна­ко он меня не понял. И сколько еще таких отцов на свете!

Вспоминая молодого человека, который вы­рос по образу и подобию своего отца, я думаю, что зачастую достаточно поглядеть на родите­лей, чтобы понять, какими станут их дети.

Поразительная сила жизни

Смычок выпадает из рук, а мать все подни­мает его...

Отделения школы воспитания талантов раз­бросаны по всей Японии. Туда принимают лю­бого ребенка без всяких предварительных ис-


Взращенные с любовью

 

Взращенные с любовью

 

 


 


пытаний, так как наш принцип основывается на предпосылке, что талантами не рождаются и что каждый ребенок может развить в себе способно­сти путем постоянной тренировки.

Наша задача заключается в том, чтобы с са­мой колыбели воспитывать в детях благородство духа, прививать им высокие ценности. В нашей школе мы добиваемся этого за счет игры на скрипке.

Все преподаватели в школе воспитания та­лантов следуют этому курсу. Вместе с родителя­ми они не жалеют сил, чтобы дети выросли по­рядочными людьми.

В нашем отделении в Накацугаве произошел следующий случай. Среди других школьников там училась шестилетняя девочка, страдавшая детским церебральным параличом. Она почти не контролировала правую половину своего тела, и у нее было косоглазие. Играя песенку «Све­ти, свети, звездочка», она доходила до послед­них двух нот первой фразы, и тут ее правая рука непроизвольно дергалась, и смычок выпадал из руки.

Ее учитель Його был очень огорчен и озабо­чен. Он рассказал мне об этом случае и попро­сил совета. Я дал ему простой ответ: «И учи­тель, и родители должны признать этот факт и продолжать работать». Учитель терпеливо про-


должал свои уроки, и каждый день бесчисленное множество раз матери приходилось подбирать смычок с пола. Для нее это было нелегким ис­пытанием. Но большая любовь и настойчивость в конце концов победили. Настал день, когда де­вочка все же смогла удержать смычок в руках до конца пьесы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...