Взгляните на свою правую руку
Способность не может возникнуть без тренировки. Ее надо воспитывать в себе. Это по силам каждому. Хватит жаловаться на отсутствие таланта, лучше займитесь его развитием. Для людей, которые привычно пользуются правой рукой, левая является второстепенной. Но это происходит потому, что левая рука относительно меньше упражняется. Обе руки действовали бы одинаково, если бы мы с самого начала в одинаковой степени тренировали их. Точно так же обстоит дело и с человеческими способностями. Если вы не пытаетесь развить свой талант, полагая, что у вас его нет от природы, то это
только ваша вина. Тренируясь каждый день, вы укрепляете свою энергию, восприятие и чувства, и от этого растут ваши способности. Взгляните на свою правую руку. Она превосходит левую только потому, что вы так захотели. При рождении левая рука ничем не отличалась от правой, они обе были совершенно одинаковыми. И взгляните теперь на результат! Точно так же за счет тренировки вы развиваете и любые другие способности. Все зависит только от вас самих. Это подтверждает ваша правая рука. За счет чего она более «способна», чем левая? Только за счет упражнений. Точно так же можно развить за счет упражнений и талант. Если вы уже что-то освоили и прекратили упражняться, то навык нельзя считать полностью усвоенным. Необходимо практиковаться и дальше, пока нужное действие не будет получаться просто и естественно. Чем больше практики, тем лучше навык. Именно так рождается талант. Левая рука ничуть не уступала бы правой, если бы мы пользовались ими в равной степени Польза усердных упражнений
Прилагайте усилия, чтобы усовершенствоваться. Было бы ошибкой полагать, что у вас от рождения имеются некие способности, которые разовьются сами собой. Если какое-то действие кажется вам легким, то это свидетельствует лишь о том, что вы развили его в ходе тренировок до такой степени, что оно стало частью вашей натуры. Труд и неустанное повторение накрепко запечатлели его в вашем сознании. Я усвоил это еще во время своей учебы в Германии, когда, стремясь добиться совершенства и пробудить свои способности, вынужден был признать свою непригодность к исполнительской деятельности. Такое понимание, на мой взгляд, тоже очень важно и для детей, и для взрослых. Я и сейчас стараюсь не забывать этого. Так, например, я недавно 1500 раз написал фразу «у звука живая душа» на сикиси (квадратики картона, обтянутые шелком, на которых пишутся традиционные японские стихотворения «вака»). Эти сикиси я вручил каждому выпускнику на ежегодном мартовском концерте. Многие считали, что это очень трудная работа. Мне приходилось вставать очень рано утром, чтобы без ущерба для своей основной работы завершить к сроку этот труд. Я не считал эту работу чем-то сверхъестественным, она приносила мне радость, и мне хотелось сделать ее как можно лучше. Я тщательно вытирал кисточки и рисовал иероглифы китайской тушью на каждом квадратике. Я не слишком силен в каллиграфии, но с каждым новым сикиси у меня получалось все лучше и лучше, а
от этого росла и уверенность в себе. Я прилагал все старание, и, на мой взгляд, все получилось прекрасно. При этом ни один сикиси не похож на другой. Не могу передать вам, какое глубокое удовлетворение принесла мне эта работа и те навыки, которые я развил в себе, выполняя ее. В ходе повторения развивается совершенство Мои навыки самодисциплины легли в основу методики воспитания талантов. Я отбросил все свои неправильные действия в прошлом и заменил их полезными и эффективными упражнениями. В большинстве случаев как только ребенку удается сыграть первую пьесу, за ней очень быстро и с нарастающей скоростью следуют другие. Но просто так играть одну вещь за другой не приносит большой пользы, если не добиваться совершенства в каждой из них. Если ребенок утверждает: «Я могу сыграть все эти пьесы», то этого еще недостаточно, если при этом не развивается музыкальное чутье, не отрабатываются тонкости исполнения и т. д.
Этот принцип применим не только к музыке, но и к любой деятельности. Очень важно развить зародившуюся способность до наиболее высокого уровня. Выучив одну вещь, практикуйся и шлифуй ее каждый день на протяжении пример- но трех месяцев. Если речь идет об игре на му-, зыкальном инструменте, то слушай в это время * записи лучших мировых исполнителей. Скоро и твоя собственная игра начнет улучшаться до тех пор, пока ты не достигнешь следующего, более высокого уровня. Здесь уже речь идет не о технике, а о духе и сердце. При игре на скрипке очень важно научиться заканчивать музыкальную фразу. Требуется порой немало времени, чтобы понять, что пьеса уже закончилась, а музыка еще живет. Бах, например, в восемнадцатом веке начал использовать в своих нотных записях фермату. Это можно сравнить с тем моментом, когда верующие в церкви, сделав перерыв в молитвах, становятся на колени. Человек, достигший этого уровня, будет обладать наряду с художественным чутьем еще и благородством сердца и помыслов, что вы-двинет его в число самых лучших исполнителей. Не спешите, но и не медлите: для успеха необходимо терпение Способности — это такая вещь, которую мы должны сами воспитать в себе трудом. Это означает, что действие надо повторять и повторять до тех пор, пока оно не станет частью нашей натуры. Это легко сказать, но вся проблема заключается в том, где найти для этого силы. Очень
многие люди выражают желание чего-то достичь, но их намерения остаются неисполненными. Начав какое-то дело, они не доводят его до конца и не прилагают для этого достаточных усилий. Вам тоже наверняка знаком такой сорт людей. Лишь немногие с упорством и настойчивостью доходят до намеченной цели. О какой бы деятельности ни шла речь, путь к успеху состоит лишь в том, чтобы довести свои замыслы до конца. На это способен каждый, все зависит лишь от воли, носло^екие
Любое достижение — это продукт энергии и терпения, а эти качества точно так же поддаются тренировке, как и любые другие способности. Детей надо воспитывать в духе этой идеи. Иначе как же можно добиться чего-то в жизни? Мы должны ясно осознавать это. В самом начале жизненного пути судьбу человека определяют настойчивость и терпение. Почему? Если мы не бросаем дело на полпути и продолжаем прилагать усилия для достижения цели, то возрастает и терпение. А оно, в свою очередь, способствует развитию способностей. В результате человеку работается намного легче, так как одновременно с работой восстанавливаются его энергия и выносливость. Естественный рост Если у человека не хватает терпения и он останавливается на полпути, затем снова начинает и снова останавливается, и так далее, до бесконечности, то от такого «повторения» толку не будет. Этот человек никогда не сможет преодолеть трудности. В конечном итоге он просто прекратит все попытки, так как признает их бесполезными и безнадежными. Многие беды молодых людей берут свое начало именно из-за такого подхода к делу. Давайте вернемся к примеру с деревом. Семя попадает в землю. Мы не видим, как зарождается в нем жизнь. За это отвечает мать-природа — таков фундаментальный закон. Нам остается только терпеливо ждать. Нельзя постоянно выкапывать семя, чтобы посмотреть, растет ли оно, — так можно только погубить его. И наконец появляется росток. Какое счастье и радость наблюдать, как он тянется ввысь! В это же самое время корни, невидимые в земле, становятся все крепче, давая силу здоровому мощному дереву. Мне кажется, что это подходящая аналогия для развития способностей. Как только появилось «семя» способности, за ним надо тщательно и терпеливо ухаживать. В конце концов появляется «росток» — талант. Его надо развивать и поддерживать до тех пор, пока он не пустит крепкие «корни» в личности. Если чело-
век сумел завершить весь этот процесс до самого конца, он становится обладателем бесценного сокровища.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|