Требования к результатам освоения дисциплины
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Кафедра философии, социологии и психологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________Е.С. Ивлева
«____» ____________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Для направления подготовки
Психология
Профили подготовки «Психология консультирования»
И «Психология управления»
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 030300.62 «Психология» (профили подготовки: «Психология управления» и «Психология консультирования»).
Обсуждено
на заседании кафедры философии, социологии и психологии
«__»________ 2013 г., протокол № ____
Зав. кафедрой _________________ / С.О. Снисаренко
ОДОБРЕНО
методическим советом института гуманитарных и социальных наук
«__»________ 2013 г., протокол № __
Председатель методического совета ________________ /С.О. Снисаренко /
СОГЛАСОВАНО
Зам проректора
по вузовскому образованию
О.Г. Смешко /____________/
Начальник методического отдела
Е.В. Новик /____________/
Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Этнопсихология» является развитие у студентов адекватного понимания сложностей межэтнического взаимодействия, отказа от упрошенного взгляда на этническую специфику людей.
Предметом изучения дисциплины «Этнопсихология» являются систематические связи между психологическими и культурными переменными у представителей этнических общностей.
Задачи обучения дисциплине:
- ознакомить слушателей с особенностями этнической специфики страны, с наиболее многочисленными этническими и этноконфессиональными группами;
- развить у слушателей непредвзятого отношения к этнической специфике партнера по общению, навыки бесконфликтного взаимодействия с иноэтническим партнером;
- научить слушателей свободно диагностировать особенности этнических ауто-и гетеростереотипов иноэтнических партнеров по общению, ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемам межэтнического и внутриэтнического взаимодействия.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Этнопсихология» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.26) дисциплин ООП по направлению подготовки 030300.62 «Психология» (профили «Психология управления» и «Психология консультирования»), адресована студентам четвертого курса.
В методическом плане данная учебная дисциплина базируется на результатах освоения таких дисциплин, как: «Общая психология» и «Психология развития и возрастная психология».
Для освоения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
|
ОК-2
| пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии
|
ОКВ-11
| владеет наследием отечественной гуманитарной научной мысли, знанием базовых ценностей мировой культуры, осознает их значение для сохранения и развития современной цивилизации и общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; демонстрирует готовность принять нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и культурному наследию
|
ПК-7
| способен прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях
|
Студент должен:
знать
| основные антропологические понятия и категории, характер связи антропологии с другими науками; основы дарвинизма
| ОК-2
| |
наследие отечественной гуманитарной научной мысли и его роль в развитии мировой культуры; основные этапы истории развития, базовые ценности отечественной и мировой культуры; историко-культурное наследие России; основные законы нравственного бытия человечества; гуманистические аспекты проблем развития современной цивилизации
| ОКВ-11
| |
базовые понятия общей психологии; этические принципы планирования, приемы установления доверительного контакта, убеждения и поддержки
| ПК-7
| |
| |
уметь
| находить взаимосвязи научных, философских и религиозных ценностей
| ОК-2
| |
транслировать базовые ценности мировой культуры для сохранения и развития современной цивилизации и общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; формулировать нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и культурному наследию
| ОКВ-11
| |
владеть
| навыками понимания естественнонаучной, философской, религиозной картин мира как единого пространственно-временного континуума со всей совокупностью фактов и причинно-следственных связей
| ОК-2
| |
достижениями отечественной гуманитарной научной мысли и гуманистическими ценностями для деятельности по сохранению и развитию современной цивилизации; готовностью выполнять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; нравственными, эстетическими и социальными ориентирами, необходимыми как для формирования мировоззрения и достижения личного успеха, так и для деятельности в интересах общества
| ОКВ-11
| |
приемами составления целостного психологического портрета личности, включающий прогноз ее дальнейшего развития; приемами установления доверительного контакта, убеждения людей; корректным языком при написании психологических заключений и сообщении его результатов
| ПК-7
| |
Освоенные студентом компетенции как результат процесса обучения дисциплине «Этнопсихология» могут быть базовыми для дисциплины «Историческая психология» (В.3.41), а также для прохождения производственной преддипломной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-4, ПК-5, ПК-6 (согласно ФГОС ВПО):
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
|
ОК-4
| использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
|
ПК-5
| способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
|
ПК-6
| психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
|
В результате изучения дисциплины студенты должны:
| Наименование и (или) описание компетенции
| Код компетенции
| |
знать
| основные категории и методы дисциплин гуманитарного, социального и экономического, естественно-математического, профессионального и профильного циклов, включенных в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Психология»
| ОК-4
| |
| специфику поведения, общения и деятельности представителей отдельных этнических групп с учетом факторов возможного риска, включая риски межэтнического конфликта
| ПК-5
| |
основные этапы становления этнической психологии как науки, основные школы и направления в данной отрасли психологического знания, основные понятия и категории этой науки, этнопсихологические феномены и формы их проявления у различных этнических групп
| ПК-6
| |
уметь
| Использовать полученные знания категорий и методов дисциплин учебного плана для решения поставленных задач
| ОК-4
| |
| производить первичный экспресс-анализ возможного проявления этнической специфики в трудовой, учебной и игровой деятельности с учетом возможных влияний возрастных и гендерных особенностей
| ПК-5
| |
понимать специфику деятельности, поведения и общения индивида как члены этнической группы, оперативно и точно диагностировать эти особенности, управлять групповыми процессами межэтнического взаимодействия, диагностировать этническую специфику познавательных процессов
| ПК-6
| |
владеть
| Подбора методов исследования в зависимости от поставленных задач
| ОК-4
| |
| |
сложившимися представлениями об особенностях психологической жизни этнической группы, навыками работы с националистами разного типа, мерами по профилактике и разрешению межэтнических конфликтов
| ПК-5
ПК-6
| |
Воспользуйтесь поиском по сайту: