Старые и новые типы пути и полотна на мостах 8 глава
Для уменьшения изгиба поясов в пределах между смежными узлами можно поставить дополнительные элементы, показанные на рис. 81, в пунктиром. Здесь нижний пояс подвешен к верхним узлам подвесками, а верхний подперт с нижних узлов стойками. В низу подвесок (или в верху стоек), а также в основных узлах удобно прикрепить поперечные балки проезжей части (см. рис. 80, б). Именно по этому типу выполнены распространенные фермы (рис. 82). Рис. 82. Схема фермы в пролетном строении 66 м
Характер и изменение усилий в элементах балочных разрезных ферм частично уже пояснены (стр. 68): элементы верхнего пояса всегда сжаты, а нижнего — растянуты; восходящие вверх к середине пролета раскосы сжаты, а обратные им, нисходящие вниз к середине — растянуты. Лишь в некоторых раскосах средней части пролета при несимметричном расположении на нем временной нагрузки растяжение может смениться сжатием и, наоборот, по мере перемещения поезда по пролету. Дополнительные элементы, такие, как стойки и подвески, не примыкающие хотя бы одним концом к раскосам, т. е. поддерживающие пояса ферм между основными узлами, соответственно сжаты или растянуты. Фермы с параллельными поясами и решеткой по такой простой схеме приняты для современных пролетных строений пролетами от 33 до 110 м. Для ферм характерно преимущественно осевое (продольное) действие сил в элементах под нагрузкой, когда она передается поперечными балками в узлы ферм. Все элементы ферм сжаты или растянуты. Из-за жесткости соединений в узлах элементы испытывают еще изгиб, но в обычных конструкциях он невелик. Известно несколько видов ферм. Помимо расположения езды и типа соединений, фермы различаются по очертанию поясов, системе решетки, сечению элементов.
Схемы ферм По очертанию поясов фермы бывают с параллельными поясами (см: рис. 82) и с одним прямым поясом в уровне расположения езды, а с другим — полигональным, изогнутым в узлах. Полигональность поясов ферм различная: от криволинейной (в частности, по параболе или гиперболе, рис. 83, а), к чему нередко прибегали раньше даже для небольших пролетов (33—44 м), до переломов лишь в отдельных узлах (рис. 83,б), как это делают для больших пролетов (более 80—100 м). Уменьшение высоты к опоре при больших пролетах несколько снижает расход металла. Известно, что усилия в параллельных поясах фермы, как и балки, уменьшаются от середины пролета к опоре (см. рис. 73). Усилия в раскосах, как и в стенке сплошных балок, наоборот, к опоре увеличиваются. Это изменение сил условно изображено на рис. 84, а в виде различной ширины полос для соответствующих элементов. Заметим, что при уменьшении высоты фермы усилия в поясах возрастают. Поэтому, снижая к опоре высоту ферм (рис. 84, б), можно уменьшить разницу усилий во всех элементах каждого пояса. Очертание поясов по параболе позволяет выравнивать по всему пролету усилия в поясах, а по гиперболе — усилия в раскосах. Высота фермы с параллельными поясами, принятая одинаковой для всего пролета исходя из наибольшей величины усилия поясов в середине фермы, является излишней для остальных ее частей. Избыточная высота ферм особенно нежелательна для наиболее сжатых опорных раскосов, поскольку увеличивает вероятность их выпучивания при продольном изгибе и, следовательно, требует увеличения их мощности. По условиям габарита высота пролетного строения при езде понизу 7—8 м вполне достаточна, в то время как фермы пролетом 88—110 м по условиям оптимального расхода металла имеют высоту в средней части пролета 15 м. Таким образом, снижение высоты фермы к опорам, без утяжеления поясов, сокращает длину (и мощность) элементов решетки. Однако облегчение таким путем ферм получается незначительным (до 3% общего веса), а при небольших пролетах — и того меньше, что не оправдывает более сложного их изготовления.
Между тем при параллельных поясах ферм по современным проектам, как и прежде во многих фермах с треугольной решеткой, используется возможность облегчения конструкции совмещением неездового пояса с опорным раскосом. Благодаря этому в таких фермах с «острым» опорным узлом исключаются опорные стойки и элементы пояса по одному с каждого конца, а в пролетном строении, кроме того, и связи в плоскостях исключенных элементов. Фермы с острыми опорными узлами применимы при езде понизу и реже поверху, так как в последнем случае надо наращивать опоры. По системе решеток мостовые фермы, включая старые конструкции, более разнообразны. В начальный период внедрения металлических ферм они во многом напоминали более ранние деревянные фермы Гау-Журавского. Такова, в частности, крестовая решетка фермы с криво- Рис. 83. Схемы ферм: а — с криволинейным очертанием пояса; б — с полигональным
линейным поясом по рис. 83, а. Таковы и многорешетчатые фермы (рис.85), повторяющие дощатые (см. рис. 54, в). Среди старых систем решеток ферм были распространены также раскосные и многораскосные (рис. 86). Многораскосные состоят из нескольких простых раскосных решеток (на рис. 86, б показаны порознь пунктиром). В раскосной решетке раскосы и стойки являются основными элементами. В отличие от треугольной решетки, где стойки (подвески) могут и не быть, здесь, в раскосной, они обязательны. Без стоек ферма становится легкоизменяемой. При нисходящих растянутых раскосах (рис. 86, а —верхняя ферма) стойки сжаты в случае полного загружения пролета. При восходящих сжатых раскосах (рис. 86, а —нижняя ферма) стойки (подвески) растянуты. Разновидностью раскосной решетки является полураскосная (рис. 86, в); в ней при том же наклоне раскосов вдвое укорочены панель и продольные балки, а также свободная длина раскосов, зато намного больше элементов и узлов. В ромбической решетке (.рис. 86, г) крайние полураскосы примыкают, как и в полураскосной решетке, к серединам опорных стоек, но в отличие от нее — все остальные раскосы полной длины и без стоек. Исключение составляет один вертикальный или вместо него, как показано,— горизонтальный элемент, без которого конструкция является геометрически изменяемой. В некоторых мостах ромбическая решетка снабжена полуподвесками (полустойками) от узла пересечения раскосов до ездового пояса, так как вертикальные элементы удобнее для прикрепления к ним поперечных балок.
Все эти решетки—крестовая, многорешетчатая, полураскосная, ромбическая — не оправдали себя в эксплуатации, сложны в изготовлении. Они сохранились лишь в старых мостах. Теперь применяют более совершенную треугольную решетку обычно с подвесками и стойками. В узлах ферм к подвескам или стойкам прикрепляют поперечные балки проезжей части. Таким образом, расстояние между смежными узлами (панель) определяет длину и мощность продольных балок. Поэтому в фермах больших пролетов, имеющих треугольную решетку с подвесками и стойками, у концов раскосов ставят еще другие дополни» тельные элементы для уменьшения панели (и длины продольных балок). На рис. 87, а пунктиром показаны дополнительные подвески— стойки, которые пересекают раскосы. Воспринимая нагрузку от поперечной балки, подвеска-стойка передает эту нагрузку раскосу и поясам, изгибая их книзу, а для того, чтобы воспрепятствовать этому изгибу, пересечение раскоса с подвеской укрепляют полураскосом-шпренгелем (рис. 87, б). При наличии шпренгеля верхняя часть подвески-стойки поддерживает от изгиба верхний пояс и, следовательно, сжата, а нижняя часть, воспринимая нагрузку от поперечной балки, растянута. На рис. 87, в, помимо подвесок-стоек и шпренгелей, показаны еще горизонтальные распорки - стяжки, они укрепляют от продольного изгиба длинные сжатые стойки. В послевоенные годы нашли применение пролетные строения, разработанные Проектстальконструкцией. В них фермы пролетом 77—110 м имеют параллельные пояса и двухрешетчатую систему раскосов с дополнительными стойками-подвесками (рис. 88). Благодаря большой стандартизации размеров и элементов для различных пролетов они проще в изготовлении, но зато более трудоемки при монтаже, тяжелее и менее удачны в эксплуатации из-за конструктивных упрощений.
С 1955 г. пролетные строения изготовляют по типовым проектам МПС (рис. 89). Они в достаточной мере учитывают все основные требования — унификацию элементов, невысокую трудоемкость изготовления и монтажа, наибольшую жесткость и прочность при оптимальном расходе металла, простоту содержания.
Рис. 88. Ферма Проектстальконструкции Использование низколегированной стали в проектах 1969 г. позволило уменьшить массу металла пролетных строений примерно на 10%, а при замене клепаных элементов сварными — еще на 10% по сравнению с указанным на рис. 89. Элементы ферм и их узловые соединения Величина усилий в элементах поясов и решетки ферм зависят от величины пролета, нагрузки, очертания поясов, месторасположения элементов в ферме (см. рис. 84). Соответственно разной величине усилий различны и поперечные сечения элементов. Элемент состоит, как правило, из набора уголков и листов необходимых размеров и в определенном количестве, объединенных в неизменяемый стержень. Форма поперечного сечения обусловливается характерам усилий (сжатый или растянутый элемент), конструкцией соединения элементов, а также удобствами изготовления, монтажа и эксплуатации. Многообразие сечений составных элементов ферм можно свести к трем основным формам: тавровое, коробчатое, двутавровое. Тавровое сечение (рис. 90, а) для верхних и нижних поясов присуще старым типам ферм. Изменение мощности сечения здесь достигалось изменением числа горизонтальных листов. На вертикальный лист таврового одностенчатого сечения поясов на- клепывали плоские раскосы многораскосных и многорешетчатых ферм. Более мощные элементы получались при двустенчатых сечениях (рис. 90, б). Здесь вместо одной вертикальной стенки —две. Но большая часть металла в горизонтальных пакетах. Двустенчатым поясам соответствовали и двухветвевые элементы решетки из листов (иногда с уголками), объединенных в одно сечение. Сечения поясов, раскосов и стоек старых ферм (рис 91-I) обладают серьезными недостатками. Сильное загрязнение нижних поясов и скопление в них воды ускоряет ржавление металла. Сосредоточение металла в горизонтальных листах осложняет выклеику толстых пакетов листов. Неудачна и передача усилии с элементов решетки на пояса через тонкие вертикальные стенки и легкие поясные уголки.
Дальнейшим улучшением сечений поясов явилось перенесение основной части металла с горизонтальных пакетов в вертикальные (рис. 91—11, а и б). В таком коробчатом сечении поясов современных ферм металл в большей части расположен в стенках которые непосредственно воспринимают усилия с решетки. Обе объединенные ветви в этом сечении — швеллерного (реже 2-образного) вида. В верхнем поясе их объединяет вверху сплошной лист, а внизу —легкая решетка (показанная пунктиром) из уголков полос или планок. ' В нижнем поясе такая соединительная решетка, обычно из планок, имеется в верху и внизу сечения. Сплошной горизонтальный лист в верхнем поясе предохраняет от загрязнения, но, главное, как и уголки, поставленные горизонтальными полками наружу, увеличивает сопротивление стержня выпучиванию при продольном изгибе, что важно для сжатых элементов. В растянутом нижнем поясе этого не требуется, уголки обращены внутрь сечения и в таком положении не мешают прекреплению поперечных балок (при езде понизу). Сечение раскосов современных ферм состоит из двух составных (редко прокатных) швеллеров, объединенных соединительной решеткой из уголков или планками (рис. 91—II, в, г). Для сжатых опорных раскосов в фермах с «острыми» опорными узлами обычно применяют такие же сечения, как для верхних Рис. 91. Сечения элементов ферм: I—старых; II — современных клепаных; III — Проектстальконструкции; IV —современных сварных; а — верхние пояса; б — нижние пояса; в — растянутые раскосы; г — сжатые раскосы; д — стойки; е— подвески; 1 — уголки жесткости; 2 — соединительная решетка поясов; другие раскосы по своему сечению в большинстве однотипны с нижними поясами. Сечения подвесок и стоек обычно в виде двутавра из четырех уголков с планками или листами (рис. 91—II, д, е). Двутавровое сечение использовано в фермах Проектстальконструкции для всех основных элементов — обоих поясов и решетки (рис. 91—III). Его называют еще Н-образным. Для изменения его мощности ставят различные по размерам уголки, а в крайнем случае наклепывают листы. Простота такого сечения (без вертикальных листов) облегчает изготовление. Но Н-образные сечения не лишены недостатков. Горизонтальный сплошной лист в поясах служит местом загрязнения и ускоренного ржавления. Этот дефект не устраняется полностью и при водоотводных отверстиях в листе. Незакрепленные по краям ветви элементов Н-образного сечения имеют также пониженную местную (в пределах между узлами ферм) устойчивость, а следовательно, и повышенную гибкость, что исключает возможность их применения для больших длин.
Таковы характерные сечения клепаных элементов ферм эксплуатируемых мостов. Сварные элементы широко применяемых в последнее время клепано- и болтосварных пролетных строений выполняют двух типов сечений (рис. 91—IV): Н-образного (главным образом для решетки ферм) и коробчатого для поясов (а — верхнего, б —нижнего), иногда и для раскосов. Ветви в двустенчатых (в том числе и коробчатых) элементах объединяют решеткой (рис. 92) из узких полос, уголков или планками, а также перфорированными листами (с отверстиями для возможности вы-клепки элемента и окраски внутри). Перфорированные листы более современны и прогрессивны. Объединяя ветви, они вместе с тем входят в рабочее сечение элемента (исключая ослабление отверстиями), что экономно, менее трудоемко в изготовлении и проще в эксплуатации. Для сварных элементов (рис. 92, г) перфорированные листы сверх того позволяют избавиться от менее желательных прерывистых швов, неизбежных при планках. На заводах теперь освоены автоматы для угловых швов, как
снаружи, так и внутри коробчатых элементов, имеющих размеры не менее 44X46 см. Соединительные решетки, листы, объединяя ветви, создают жесткость элемента против изгиба, но не препятствуют перекосу сечения (рис. 93, а). Возможность перекоса устраняют диафрагмами — поперечными листами (рис. 93, б). Элементы ферм пролетных строений соединяют с помощью плоских и уголковых накладок, фасонок. На рис. 94 изображено соединение элементов нижнего пояса, раскосов и стойки в узле клепаной фермы с Н-образными элементами. Прикрепление продольных балок к поперечным было приведено на рис. 79, а, поперечных к фермам — на рис. 80. Связи в пролетных строениях с фермами Обе фермы, как и оплошные балки, объединяются в неизменяемую пространственную конструкцию пролетного строения продольными и поперечными связями (рис. 95). Продольные связи ставят по верхним и нижним поясам на всю длину пролетного строения. Среди различных типов продольных связей (рис. 96) чаще других применяют крестовые, как более практичные. Поперечные связи зависят от расположения езды (см. рис, 76). При езде понизу габарит подвижного состава не позволяет разместить наиболее простые крестовые связи по всей высоте пролетного строения. Но вместо крестовых возможны и другие связи. Изменению формы стержневого прямоугольника (рис. 97, а) препятствуют одна или две диагонали связей (рис. 97, б). Неизменяемость можно придать и наклонными элементами в углах (рис. 97, в). Получившиеся здесь треугольники не позволяют изменить прямые углы, а если и основные стержни достаточно мощные, то не изменится и вся форма прямоугольника, как это могло бы произойти при слабых стержнях под действием горизонтальной силы (рис. 97, г). Подобно угловым элементам перекосу можно воспрепятствовать одной или двумя мощными распорками (рис. 97, д). Распорки, оплошные или решетчатые, угловые стержни или листы исчерпывают все разнообразие поперечных связей при езде понизу (рис. 98). Все эти виды поперечных связей вместе с элементами главных ферм, к которым они прикреплены, образуют надежные рамы. Удерживая фермы в вертикальной плоскости, рамы не допускают перекоса, но, кроме того, по концам ферм передают боковую нагрузку от ветра с верхних продольных связей на опорные части и опоры. При езде понизу поперечная балка проезжей части служит нижней распоркой поперечных рам и одновременно распоркой нижних продольных связей. Так же и верхняя распорка (или ригель рамы) используется, как распорка верхних связей (см. рис. 95). Концевые поперечные рамы, называемые порталами (рис. 99), более мощные, чем в пролете, поскольку они дополнительно передают ветровую нагрузку с верхних связей. При больших пролетах требуются еще тормозные связи. Силы торможения поезда воспринимаются рельсовым путем и через мостовое полотно передаются балкам. Под действием торможения продоль-
ные балки вызывают горизонтальный изгиб поперечных балок. Чтобы уменьшить этот изгиб, продольные балки в одном-двух местах пролета соединяют с диагоналями продольных связей (на рис. 100 обозначено кружком). В соединении с продольными балками связи укрепляют от изгиба распоркой. Таким путем торможение через связи передается с проезжей части непосредственно в узлы главных ферм. Если по однопутному мосту осуществляется двустороннее 'движение поездов, то устраивают такую же тормозную раму и в противоположном направлении у той же поперечной балки (на рис. 100 показано пунктиром). Тормозные рамы ставят при пролетах более 50 м, размещая их обычно в середине или третях пролета. Вторая особенность пролетных строений больших пролетов — устройство деформационного разрыва продольных балок. Пояса ферм, испытывая под поездами сжатие, укорачиваются, а при растяжении удлиняются, как всякое упругое тело, и тем больше, чем они длиннее. При больших пролетах эта деформация достигает нескольких сантиметров. Но к поясам прикреплены поперечные балки. Перемещаясь вместе с поясами при деформации, они в тоже время удерживаются в своей средней части продольными балками и изгибаются (рис. 101). Этот изгиб поперечных балок и вызываемые им продольные усилия в продольных балках снижают, устраивая подвижной стык, т. е. деформационный разрыв продольных балок (рис. 102). В разрыве концы балок могут продольно перемещаться относительно поперечной, скользя по опорным кон- солям. Разрывы устраивают при пролете более 80 м, размещая их в середине, а тормозные рамы в этом случае — в четвертях пролета. Соударение под поездом опорных консолей устраняют, стягивая листовым шарниром их поперечные связи, изменив в них решетку. 8. Опорные части Нагрузка на опоры от пролетных строений и поезда при пролете 66 м составляет около 500 тс, а при пролете ПО м — уже около 900 тс на каждом конце пролетного строения. Опираясь на опору, пролетное строение под поездом перемещается продольно (до 3 см при пролете ПО м). В то время как верхние пояса ферм укорачиваются, нижние пояса, которыми опирается пролетное строение, удлиняются под поездом, но после его прохода принимают благодаря упругости стали первоначальные размеры. Под той же нагрузкой пролетное строение, кроме того, упруго прогибается, несколько поворачиваясь над опорами (см. рис. 27), Длина ферм изменяется и вследствие колебаний температуры. Так, при повышении температуры на 20° С удлинение фермы пролетом 110 м составит около 2,5 см. Опорные части, размещаясь под концами ферм на опорах, и выполняют эту сложную роль: передают давление на опору, обеспечивают поворот и перемещение конца пролетного строения. Под одним концом его помещают неподвижные опорные части по одной на ферму. Они не допускают смещения в плане конца пролетного строения и обеспечивают лишь его поворот при прогибе. Неподвижные опорные части больших пролетов (рис. 103, а) состоят
из верхнего и нижнего балансиров и цилиндрического шарнира между ними. Верхним балансиром опорная часть закреплена болтами к поясу ферм и нижним — анкерами к подферменнику опоры. Под другим концом пролетного строения ставят подвижные опорные части (рис. 103, б). В них, помимо балансиров и шарнира, имеются еще нижняя плита и катки, которые и дают возможность фермам продольно перемещаться вдоль пролета. Поперечному смещению ферм по шарниру препятствуют реборды или гайки на шарнире, а по каткам — гребни в нижней плите и нижнем балансире с кольцевыми пазами в катках. Чтобы катки не могли выкатиться, они снабжены зубьями, помещенными в вырезах нижнего балансира и плиты. Наряду с цилиндрическими находят применение срезные катки (рис. 103, в). Поскольку перемещения ферм невелики и катки поворачиваются на малый угол, их можно обрезать с боков и тем сократить длину опорных частей, особенно при больших пролетах. От раздвижки катки соединены по торцам планками. Помимо шарнирно-катковых опорных частей, для средней величины пролетов применяют также опорные части секторного типа (рис. 103, г). Шарнир и катки в них заменены секторной отливкой. Сверху и снизу сектор обработан по цилиндрической поверхности. Смещение сектора вдоль моста ограничено вверху прямоугольной цапфой верхнего балансира, внизу — планкой с зубьями, а поперек моста — ребордами и пазами. Для пролетов до 25 м, т. е. при малых перемещениях концов ферм, устанавливают более простые опорные части — тангенциального типа (рис. 103, д). Это две плиты, из которых одна имеет цилиндрическую поверхность. Перемещение здесь сопровождается скольжением. При пролетах до 10 м ограничиваются простейшими опорными частями в виде двух плоских листов. В опытном порядке применены резиновые опорные части (рис. 104) и для большей длины — фторопластовые, характеризующиеся малым трением. Поверхности катания и катки в подвижных опорных частях предохраняют от засорения стальными футлярами — крышками на петлях с каждой стороны опорной части (рис. 103, е).
9. Особенности устройства мостового полотна и пути на металлических мостах В металлических мостах основанием рельсов в пути служат преимущественно брусья (рис. 105, а). На некоторых больших мостах применены металлические поперечины корытообразного профиля или склепанные из швеллеров (рис. 105, б). Теперь все чаще устраивают железобетонное корыто под путь на балласте (рис. 105, в). Взамен мостовых брусьев расширяется также применение железобетонных плит с прикреплением рельсов скреплениями непосредственно к плитам (см. рис. 29, г), притяну-
тым к балкам высокопрочными шпильками (т. е. с гайками на обоих концах). Мостовое полотно на брусьях укладывают по определенному стандарту (см. рис. 29, а и б). Расстояние в свету между брусьями (нормальное 10— 15 см) приходится увеличивать у поясов поперечных балок. Когда оно превышает 30 см, против провала колесной пары на случай схода ее с рельсов укладывают короткий брус (коротыш), а лучше металлический столик на поперечную балку с зазором под рельсом (рис. 106) или «мостик» из стали под рельсы, опертый на мостовые брусья. Сечение распространенных мостовых брусьев 20X24 см.При широкой (более 2 м) расстановке балок требуются брусья увеличенного сечения. Железобетонное полотно с балластным слоем или без него (при плитах) по сравнению с деревянными брусьями и долговечнее и предохраняет основную конструкцию пролетного строения от загрязнения сверху и ржавления. Металлические поперечины по долговечности не уступают железобетонным, находясь в эксплуатации в течение 50—60 лет. В отличие от брусьев расстояние между осями металлических поперечин около 50 см благодаря большей прочности стали. Для защиты от провала колес между поперечинами помещают коротыши уголков, подвешивая их на заклепках или болтах к охранному уголку и контруголку. Для нормального профиля пути (ввиду упругого прогиба ферм под поездом) пролетные строения, кроме небольших, изготовляют со строительным подъемом: горизонтальным поясам ферм ипроезжей час-
ти придают криволинейное очертание вверх. По величине этот подъем (после установки пролетного строения на опоры) должен быть равен половине упругого" прогиба ферм от поезда (рис. 107, а). В этом случае под поездом пролетное строение, прогнувшись на полный упругий прогиб, получит провес, равный половине того же прогиба (рис. 107, б). Такая величина строительного подъема вызывает наименьший перелом в профиле пути над опорами как в момент наезда поезда на пролетное строение (см. рис. 107, б), так и при движении поезда по смежным пролетам (рис. 107, в). Для сравнения на рис. 107, г показано положение под поездом ферм, не имеющих строительного подъема. В пути на больших металлических мостах при значительных температурных и других изменениях длины необходимы уравнительные приборы, своего рода компенсаторы, которые обеспечивают непрерывность рельсовой колеи при перемещении ферм. Когда подвижные концы ферм вместе с проезжей частью перемещаются, например, укорачиваясь внутрь пролета при похолодании, путь, закрепленный на пролетном строении, стремится разорваться в стыках над подвижным концом пролетного строения. С повышением температуры, а также удлинением под поездом путь, наоборот, будет уплотняться в стыках и испытывать большие сжимающие усилия. Этого не происходит при наличии уравнительных приборов (рис. 108) в пути над подвижными концами ферм. В уравнительном приборе путевой рельс состоит из двух частей: рамного и острякового рельсов, прилегающих сбоку друг к другу по косой линии (в плане) и имеющих возможность взаимно перемещаться по длине без чрезмерного изменения ширины колеи. Они смонтированы в направляющих боковых ограничителях на листах-лафетах. При уравнительных приборах рельсы в стыках на мосту обычно сваривают или соединяют накладками без зазоров с использованием вкладышей в стыковых отверстиях рельсов, исключающих возможность перемещения в стыках. Уравнительные приборы укладывают только при «температурном пролете» более 100 м. За температурный пролет в мостах с балочными пролетными строениями принимают расстояние от неподвижных опорных частей одного пролетного строения до неподвижных опорных частей смежного пролетного строения (или до устоя). В мостовом полотне также предусматривают возможность перемещения над подвижными концами ферм. Так, в контррельсах и контруголках оставляют зазор в стыке, равный наибольшему изменению длины. Этот стык перекрывают двусторонними накладками, но болты ставят лишь в одном конце контррельса. Перила в тех же местах чаще всего перекрывают гибкими (из цепей) или подвижными элементами; настил и охранные брусья прерывают.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|