Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно – методический комплекс




 

Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, техничес­ких средств обучения, методических материалов, составляющих еди­ную дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предос­тавляются предметным учебным документам.

Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управле­ния.

Во-первых, в учебном кабинете сосредотачиваются учебное обо­рудование и приборы, рисованные пособия, которые составляют внутреннее содержание кабинета. Во-вторых, чтобы это богатство и разнообразие учебного оборудования привести в действие, необхо­дим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от рабо­чих мест учителя и учащихся до технических средств обучения. Все это называется средствами управления учебным процессом. В-треть­их, при большом и сложном оснащении кабинета и при современ­ных требованиях к учебному процессу учитель не может обойтись без организованной справочно-методической службы.

Основное требование к оформлению кабинета — создать атмосфе­ру предмета. Этому помогает правильно и эстетично оформленная экспозиция. Ее постоянная часть — портреты ученых, инструкции, справочные таблицы; сменная — материалы текущих тем и вопросов (стенды «Учись учиться», «Играем — повторяем», «Готовимся к олим­пиаде» и т. п.).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Дидактика

Дидактика — теория обучения, отрасль педагогики. Изучает цели и задачи обучения, вопросы содержания образования, принципы обучения, процесс обучения (его организацию), методы обучения, проблемы урока и пр. Изучает общие закономерности обучения в отличие от методики, изучающей частные закономерности обучения конкретному предмету. Опираясь на дидактику, методика решает соб­ственные вопросы: воспитание в процессе обучения, интерпретация принципов обучения применительно к преподаванию предмета, по­строение урока в соответствии с дидактическими требованиями, обо­снование методов, сложившихся в методике, их связь с методами в дидактике. Но методика решает свои задачи, опираясь не только на законы и принципы дидактики, она опирается на законы преподава­емого предмета.

Дедуктивный метод в обучении — использование в учебной дея­тельности учащихся умозаключений, в которых новое знание выво­дится не путем обобщения наблюдавшихся фактов, а на основании более общих закономерностей, моделей, относящихся к данному классу явлений. Процесс усвоения нового материала или решения какой-либо познавательной задачи начинается с общих положений и заканчивается приложением их к частным случаям. Метод дедукции лежит в основе различного рода заданий, требующих при их выпол­нении приложения общей теории к частным случаям. В некоторых дидактических системах изучение тем и разделов курса начинается с формирования общего представления или понятия, общей модели, а дальнейшее изучение темы протекает дедуктивно: учащиеся идут от общего положения к частным выводам, проявлениям. Дедуктивный метод обучения преобладает в старших классах.

Воспитывающее обучение — один из главных дидактических прин­ципов преподавания любого предмета. Основные воспитательные воз­можности урока включают следующие моменты, зависящие в пол­ной мере от учителя:

четкая организация познавательной деятельности учащихся;

применение активной методики, атмосфера поиска;

высокий уровень интересов, требовательность;

творческая взаимопомощь;

атмосфера честности и правдивости;

привитие уважения и любви к предмету;

использование воспитательныхвозможностейкаждогоучебногопредмета с учетом его специфики.

Доступность обучения — дидактический принцип, предполагаю­щий изучение возрастных возможностей учащихся и строгую дози­ровку материала как по годам обучения, по разделам курса, так и на каждый урок. Доступность того или иного материала проверяется в эксперименте. Однако не следует понимать доступность обучения как принцип какого-то облегченного обучения: обучение должно прохо­дить на достаточно высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности, в противном случае учащимся будет неинтересно учить­ся, не сформируется познавательный интерес, не сложатся черты характера, необходимые для преодоления трудностей.

Единство теории и практики в обучении. Принцип исходит из тео­рии о роли практики в познании (живое созерцание — абстрактное мышление — проверка практикой и применение) и цели обучения — подготовка учащихся к труду, к общественной деятельности.

В школьном курсе обучения по любому предмету практическая деятельность учащихся опирается на теорию предмета. Единство тео­рии и практики обеспечивается системами упражнений, свойствен­ными определенному предмету. Практическая направленность обуче­ния предусматривает решение вопроса о правильном соотношении теоретического и практического материала в обучении, о недопусти­мости чрезмерного теоретизирования.

Практическая направленность обучения — один из аспектов дидакти­ческого принципа единства теории и практики. Предполагает преиму­щественное внимание учителя к овладению учащимися практическими умениями и навыками по предмету, которые им необходимы в жизни и в дальнейшем обучении разным предметам. Практическая направлен­ность обучения не противоречит теоретической работе: вся практичес­кая работа, где это возможно, опирается на теоретические знания, на понятия, правила, закономерности. В то же время практическая направ­ленность не может замыкаться лишь на выполнении практических зада­ний, способствующих закреплению теории, ее цель — обслуживание многосторонних потребностей учащихся в коммуникации, познаватель­ной деятельности в различных областях знаний.

Преемственность в обучении — один из дидактических принци­пов, сущность которого состоит в последовательности, систематич­ности расположения материала, в опоре на изученное и на достигну­тый учащимися уровень развития, в перспективности изучения мате­риала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы. Особенно важно соблюдение преемственности между началь­ными и 5-ми классами, между средним и старшим звеньями школы. Условия соблюдения преемственности:

изучение, знание «сквозных» тенденций развития с дошколь­ного возраста

по 11-й класс;

понимание того нового, чтопоявляется в развитии учащихся на каждом новом этапе обучения;

«стыковка» программ и учебников смежных классов;

разработка единого курса по предмету с 1-го по 11-й класс;

пропедевтика в младших классах тех тем, которые будут изу­чаться позже, в последующих классах;

повторение, обобщение материала,изученногонаболее ран­них ступенях обучения;

соответствие норм и критериев оценки знаний, умений уча­щихся в начальных и средних классах по знаниям и умениям по предмету.

Преемственность обеспечивается также подготовкой учителя, ко­торый должен знать программу и методику начальных классов, под­держивать постоянные контакты с учителями начальных классов. Важ­ное условие преемственности — долгосрочное планирование работы, умение видеть далекую перспективу. Преемственность соблюдается с учетом возрастных возможностей учащихся, без их перегрузки.

Проблемное изложение нового материала — элемент проблемного обучения: учитель ставит проблему и сам ее решает, показывает путь решения в его противоречиях, вскрывает ходы мысли при решении. Учитель показывает образцы научного познания, решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы реше­ния. Элементы проблемного изложения могут быть введены и в отве­ты учащихся по изученному материалу. Проблемное изложение ново­го материала способствует умственному развитию учащихся.

Продуктивные методы обучения, в отличие от репродуктивных (воспроизводящих изученное), предполагают самостоятельное пост­роение ответов-сообщений, конструирование, моделирование в ка­честве основного вида деятельности на занятиях. Репродуцирование в такой методике утрачивает ведущую роль.

Прочность знаний, умений и навыков — дидактический принцип, определяющий основательность, долговременность усвоения учащи­мися учебного материала, устойчивое закрепление его в памяти, сво­бодное воспроизведение и применение на практике.

Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается прежде все­го практическими действиями. Критерием прочности знаний, умений и навыков является практика. Прочность этих категорий в обучении достигается сознательностью усвоения, при высокой познавательной активности учащихся, основательным и своевременным закреплени­ем, хорошим запоминанием терминов, определений, закономернос­тей, правил, включением их в систему ранее усвоенных знаний, яс­ным пониманием практической применимости усвоенного, четко организованными и разнообразными практическими работами.

Задачи методики

Задачи методики как науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. К числу фундаментальных относится исследование процессов овладения учащимися содержания предметов, изучение закономерностей обучения, типичных ошибок, допускаемых учащи­мися, определение принципов и методов, целей и задач обучения, принципов отбора материала для изучения.

Прикладные задачи методики определяются вопросами в конк­ретном приложении к каждому предмету: чему учить? как учить? почему так, а не иначе? Ответ на первый вопрос означает создание программ, учебников и других пособий, определяющих содержание обучения предмету; ответ на второй вопрос означает разработку ме­тодов, систем уроков, упражнений, рекомендаций, написание мето­дических пособий для учителей. Третий вопрос означает обоснование выбираемой методики, проверку программ и учебников, сравнитель­ное изучение разных методик — методов и приемов.

Все задачи методики взаимосвязаны: решениеприкладных задач опирается на фундаментальные исследования.

 

Категории методики преподавания

Категории методики преподавания — ее наиболее общие, основополагающие (базисные)

понятия, составляющие ее теоретический фундамент.

 

Категории методической науки включают в себя:

цели, задачи преподавания предмета;

содержание курса предмета;

принципы, подходы, направления, учитывающие теории, по­ложенные в основу

курса, закономерности усвоения данного учебно­го предмета;

методы, способы, приемы, средства, организационные формы учебной

деятельности педагога и учащихся.

Категории методики пре­подавания едины для методик преподавания всех учебных предме­тов, их различие сказывается в практической реализации в процессе преподавания определенного предмета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...