Учебно – методический комплекс
Стр 1 из 4Следующая ⇒
Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным документам. Учебный кабинет должен содержать три основных подструктуры: учебное оборудование, методическое оснащение и средства управления. Во-первых, в учебном кабинете сосредотачиваются учебное оборудование и приборы, рисованные пособия, которые составляют внутреннее содержание кабинета. Во-вторых, чтобы это богатство и разнообразие учебного оборудования привести в действие, необходим целый комплекс приспособлений и устройств, начиная от рабочих мест учителя и учащихся до технических средств обучения. Все это называется средствами управления учебным процессом. В-третьих, при большом и сложном оснащении кабинета и при современных требованиях к учебному процессу учитель не может обойтись без организованной справочно-методической службы. Основное требование к оформлению кабинета — создать атмосферу предмета. Этому помогает правильно и эстетично оформленная экспозиция. Ее постоянная часть — портреты ученых, инструкции, справочные таблицы; сменная — материалы текущих тем и вопросов (стенды «Учись учиться», «Играем — повторяем», «Готовимся к олимпиаде» и т. п.). ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА Дидактика Дидактика — теория обучения, отрасль педагогики. Изучает цели и задачи обучения, вопросы содержания образования, принципы обучения, процесс обучения (его организацию), методы обучения, проблемы урока и пр. Изучает общие закономерности обучения в отличие от методики, изучающей частные закономерности обучения конкретному предмету. Опираясь на дидактику, методика решает собственные вопросы: воспитание в процессе обучения, интерпретация принципов обучения применительно к преподаванию предмета, построение урока в соответствии с дидактическими требованиями, обоснование методов, сложившихся в методике, их связь с методами в дидактике. Но методика решает свои задачи, опираясь не только на законы и принципы дидактики, она опирается на законы преподаваемого предмета.
Дедуктивный метод в обучении — использование в учебной деятельности учащихся умозаключений, в которых новое знание выводится не путем обобщения наблюдавшихся фактов, а на основании более общих закономерностей, моделей, относящихся к данному классу явлений. Процесс усвоения нового материала или решения какой-либо познавательной задачи начинается с общих положений и заканчивается приложением их к частным случаям. Метод дедукции лежит в основе различного рода заданий, требующих при их выполнении приложения общей теории к частным случаям. В некоторых дидактических системах изучение тем и разделов курса начинается с формирования общего представления или понятия, общей модели, а дальнейшее изучение темы протекает дедуктивно: учащиеся идут от общего положения к частным выводам, проявлениям. Дедуктивный метод обучения преобладает в старших классах. Воспитывающее обучение — один из главных дидактических принципов преподавания любого предмета. Основные воспитательные возможности урока включают следующие моменты, зависящие в полной мере от учителя: четкая организация познавательной деятельности учащихся; применение активной методики, атмосфера поиска; высокий уровень интересов, требовательность; творческая взаимопомощь;
атмосфера честности и правдивости; привитие уважения и любви к предмету; использование воспитательныхвозможностейкаждогоучебногопредмета с учетом его специфики. Доступность обучения — дидактический принцип, предполагающий изучение возрастных возможностей учащихся и строгую дозировку материала как по годам обучения, по разделам курса, так и на каждый урок. Доступность того или иного материала проверяется в эксперименте. Однако не следует понимать доступность обучения как принцип какого-то облегченного обучения: обучение должно проходить на достаточно высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности, в противном случае учащимся будет неинтересно учиться, не сформируется познавательный интерес, не сложатся черты характера, необходимые для преодоления трудностей. Единство теории и практики в обучении. Принцип исходит из теории о роли практики в познании (живое созерцание — абстрактное мышление — проверка практикой и применение) и цели обучения — подготовка учащихся к труду, к общественной деятельности. В школьном курсе обучения по любому предмету практическая деятельность учащихся опирается на теорию предмета. Единство теории и практики обеспечивается системами упражнений, свойственными определенному предмету. Практическая направленность обучения предусматривает решение вопроса о правильном соотношении теоретического и практического материала в обучении, о недопустимости чрезмерного теоретизирования. Практическая направленность обучения — один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики. Предполагает преимущественное внимание учителя к овладению учащимися практическими умениями и навыками по предмету, которые им необходимы в жизни и в дальнейшем обучении разным предметам. Практическая направленность обучения не противоречит теоретической работе: вся практическая работа, где это возможно, опирается на теоретические знания, на понятия, правила, закономерности. В то же время практическая направленность не может замыкаться лишь на выполнении практических заданий, способствующих закреплению теории, ее цель — обслуживание многосторонних потребностей учащихся в коммуникации, познавательной деятельности в различных областях знаний.
Преемственность в обучении — один из дидактических принципов, сущность которого состоит в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы. Особенно важно соблюдение преемственности между начальными и 5-ми классами, между средним и старшим звеньями школы. Условия соблюдения преемственности: изучение, знание «сквозных» тенденций развития с дошкольного возраста по 11-й класс; понимание того нового, чтопоявляется в развитии учащихся на каждом новом этапе обучения; «стыковка» программ и учебников смежных классов; разработка единого курса по предмету с 1-го по 11-й класс; пропедевтика в младших классах тех тем, которые будут изучаться позже, в последующих классах; повторение, обобщение материала,изученногонаболее ранних ступенях обучения; соответствие норм и критериев оценки знаний, умений учащихся в начальных и средних классах по знаниям и умениям по предмету. Преемственность обеспечивается также подготовкой учителя, который должен знать программу и методику начальных классов, поддерживать постоянные контакты с учителями начальных классов. Важное условие преемственности — долгосрочное планирование работы, умение видеть далекую перспективу. Преемственность соблюдается с учетом возрастных возможностей учащихся, без их перегрузки. Проблемное изложение нового материала — элемент проблемного обучения: учитель ставит проблему и сам ее решает, показывает путь решения в его противоречиях, вскрывает ходы мысли при решении. Учитель показывает образцы научного познания, решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения. Элементы проблемного изложения могут быть введены и в ответы учащихся по изученному материалу. Проблемное изложение нового материала способствует умственному развитию учащихся.
Продуктивные методы обучения, в отличие от репродуктивных (воспроизводящих изученное), предполагают самостоятельное построение ответов-сообщений, конструирование, моделирование в качестве основного вида деятельности на занятиях. Репродуцирование в такой методике утрачивает ведущую роль. Прочность знаний, умений и навыков — дидактический принцип, определяющий основательность, долговременность усвоения учащимися учебного материала, устойчивое закрепление его в памяти, свободное воспроизведение и применение на практике. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается прежде всего практическими действиями. Критерием прочности знаний, умений и навыков является практика. Прочность этих категорий в обучении достигается сознательностью усвоения, при высокой познавательной активности учащихся, основательным и своевременным закреплением, хорошим запоминанием терминов, определений, закономерностей, правил, включением их в систему ранее усвоенных знаний, ясным пониманием практической применимости усвоенного, четко организованными и разнообразными практическими работами. Задачи методики Задачи методики как науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. К числу фундаментальных относится исследование процессов овладения учащимися содержания предметов, изучение закономерностей обучения, типичных ошибок, допускаемых учащимися, определение принципов и методов, целей и задач обучения, принципов отбора материала для изучения. Прикладные задачи методики определяются вопросами в конкретном приложении к каждому предмету: чему учить? как учить? почему так, а не иначе? Ответ на первый вопрос означает создание программ, учебников и других пособий, определяющих содержание обучения предмету; ответ на второй вопрос означает разработку методов, систем уроков, упражнений, рекомендаций, написание методических пособий для учителей. Третий вопрос означает обоснование выбираемой методики, проверку программ и учебников, сравнительное изучение разных методик — методов и приемов. Все задачи методики взаимосвязаны: решениеприкладных задач опирается на фундаментальные исследования.
Категории методики преподавания Категории методики преподавания — ее наиболее общие, основополагающие (базисные) понятия, составляющие ее теоретический фундамент.
Категории методической науки включают в себя: цели, задачи преподавания предмета; содержание курса предмета; принципы, подходы, направления, учитывающие теории, положенные в основу
курса, закономерности усвоения данного учебного предмета; методы, способы, приемы, средства, организационные формы учебной деятельности педагога и учащихся. Категории методики преподавания едины для методик преподавания всех учебных предметов, их различие сказывается в практической реализации в процессе преподавания определенного предмета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|