Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы, методы, этапы организации современного урока




 

Беседа — метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представ­ляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающее­ся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала, к последующим выводам и обобщениям. Беседа активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают учащиеся. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, по­вторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересе­каться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе урока.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда учитель не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных учащимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений учащиеся приходят к выводу по теме нового материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и при обосновании выполнен­ных действий.

Сообщающая беседа применяется учителем в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце урока и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Беседа практикуется как средство развития диалогической речи учащихся на уроках по всем предметам.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующей­ся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин полилог ) говорящих лиц. Реплики (высказыва­ния) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вмес­те единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: воп­росы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и час­тицы, обращения и пр. Развитие диалогической речи в школе проис­ходит в процессе бесед, в старших классах — обсуждений, реже — диспутов. Методика диалога пока мало разработана, поэтому диалог формируется в основном в быту. Чаще всего диалог используется на уроках иностранного языка как способ развития речевого общения.

Демонстрация на уроках — методический прием, показ на уроке всем учащимся одновременно таблиц, схем, моделей, картин, диа­позитивов, кино- и диафильмов, телепередач, изображений, про­ецируемых на экран с помощью графопроектора (кодоскопа).

Динамические таблицы, в отличие от готовых, статичных, — таб­лицы, составляемые самим учителем на небольшом стенде, имею­щем горизонтальные рейки-подставки. Удобство динамических таб­лиц в том, что они быстро обновляются, позволяют изменять ситуа­цию в процессе урока. Используются динамические таблицы не толь­ко при сообщении нового материала, но и при закреплении, при проверке знаний и умений. Подвижные элементы динамических таб­лиц, которые могут сниматься и заменяться другими, называются демонстрационными карточками. Такие карточки могут накапливать­ся в предметном кабинете по всем темам курса.

Дифференцированный подход в обучении — форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по национальному составу классах — по степени владения русским язы­ком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинако­вой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках класса подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой группы учащихся. Деление на группы не является постоян­ным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу группы. Дифференцированный подход не отменяет единства требова­ний к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Дозировка материала на урок. При поурочном планировании очень важно измерять насыщенность каждого урока. Такая работа способствует предупреждению перегрузки учащихся, обеспечивает оптимальные ус­ловия усвоения материала урока. Обычно учителя, планирующие уроки, опираются на свой опыт при определении дозировки заданий для уча­щихся. Количественные измерения материала, выносимого на урок, с целью его дозировки пока находятся на стадии поиска.

Доказательство при изучении предметов — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже до­казанных или принимаемых без доказательства (очевидных или недо­казуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на уроках, так и в домашних заданиях учащимся.

Доклад — публичное сообщение на определенную тему. В школе доклады используются в обучении разным предметам на классных и факультативных занятиях. Доклад — эффективное средство развития научного стиля речи учащихся. Подготовка к докладу: определение темы, сбор материала, составление плана и (или) тезисов, написа­ние текста доклада, выступление с докладом, обсуждение доклада. Работа над докладом обеспечивает высокий уровень мотивации, за­интересованности учащихся. Нередко доклад делается лишь по тези­сам, без полного текста. В этом случае доклад становится эффектив­ным средством развития устной речи. В практике обучения роль док­лада возрастает, особенно в старших классах.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельнос­ти учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала. Закреп­ление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических дей­ствий — упражнений, заданий по тому или иному предмету. Совре­менная методика нацеливает на высокую активность и самостоятель­ность учащихся в процессе закрепления, недопущение механическо­го характера этого вида работы на уроке. Закрепление на уроке про­водится обычно после объяснения нового материала, используется и при выполнении домашнего задания по предмету. Проводятся по пла­ну специальные уроки закрепления материала, уроки повторения и обобщения пройденного, на которых используется этот вид работы с учащимися. Особое значение приобретают на занятиях по всем пред­метам первоначальные прочные навыки устной речи, чтения, пись­ма. Этим навыкам обучаются на уроках в результате тренировок и самостоятельной деятельности все учащиеся.

Зачет — форма проверки и учета знаний, умений и навыков уча­щихся, используемая в средней школе. Состоит из выполнения ряда практических заданий, в ответах на вопросы. Нередко формой зачета бывают реферат, сочинение, доклад. Зачет может быть недифферен­цированным — без выставления балла и дифференцированным — с выставлением оценок.

Как правило, зачет не является окончательной формой проверки усвоения программы и проводится либо после изучения части курса, либо по целым темам курса.

Пересказ — вид работы учащегося, средство развития речи на основе образца. Проводится во всех классах, начиная с 1-го, практи­куется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания про­читанного текста — как художественного, так и научного, в усвое­нии его логики, композиции, средств языка — лексики, синтаксиса, образных средств. В младших классах для облегчения пересказа ис­пользуются вопросы, со второго класса вводится план. Чтобы пере­сказ не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа, а также творческие дополнения. Различаются следующие виды пересказа: близкий к тексту образца, подробный, сжатый, крат­кий, выборочный, с творческими дополнениями и изменениями.

Перфокарта — устройство для ускоренной проверки выполнен­ных заданий, а также для самопроверки. Лист плотной бумаги по размеру тетради, с отверстиями; удобнее всего пользоваться перфо­картой при проверке тетрадей с печатной основой. Когда задание выполнено, учитель или сам учащийся накладывает перфокарту на страницы тетради и сразу видит результат выполнения, так как от­верстия в перфокарте совпадают с теми участками написанного, где ожидается трудность выполнения. Иногда на перфокарте даются ука­зания учащимся. Практикуется изготовление перфокарт самими уча­щимися самостоятельно.

Компьютер — современное техническое средство обучения, кото­рое применяется в следующих видах:

в разработке и использовании обучающих компьютерных про­грамм, по которым учащиеся работают самостоятельно на персо­нальных компьютерах или в компьютерных классах;

в разработке этих программ специалистами;

в контроле и самоконтроле (проверяются и знания, и умения);

в моделировании, обобщении изучаемого теоретического матери­ала, а также в реферировании и редактировании написанного текста;

в анализе и отборе учебных текстов, в их оценке по критериям;

в количественном изучении звучащей речи или напечатанных текстов и пр.

Методика применения компьютера для использования предмет­ного обучения находится в стадии разработки и внедрения.

Повторение материала на уроке — возвращение в процессе учеб­ной работы к изученному ранее с целью его закрепления, связыва­ния с новым материалом, с целью обобщения и систематизации изученного, установления внутрипредметных и межпредметных свя­зей. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином поряд­ке, с применением новых способов деятельности (подготовка учащи­мися обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.). Как правило, в конце учебного года и в начале следующего проводится сплошное повторение, материал для которого предусмотрен в учебниках.

Одна из задач повторения — закрепление материала, обеспечение прочности его усвоения. От текущего закрепления отличается отсроченностью во времени, более широким и обобщенным характером.

Индивидуальное обучение — форма организации учебных занятий с отдельным учеником, вне классного коллектива. Используется в домашнем обучении, в условиях репетиторства, а в современной школе — в системе занятий с отстающими. Обычно состоит в разъяс­нении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний учителя, в самостоятельной работе под руководством учителя. Индивидуальные занятия прово­дятся как временная мера обычно при длительной болезни и отстава­нии учащихся.

Индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса — один из принципов обучения. Предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждо­го ученика. На уроке — это внимание учителя к каждому учащемуся, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитываю­щие индивидуальные возможности и недочеты в знаниях. Индивиду­альный подход предполагает общение на уроке с учетом особеннос­тей характера, темперамента учащегося. Вне урока — это привлече­ние учащихся к занятиям по интересам в кружках, факультативах, клубах, других формах внеклассной работы.

Консультация — форма учебных занятий, на которых преподава­тель разъясняет учащимся отдельные вопросы курса. Проводится ин­дивидуально, по группам, иногда для целого класса или учащихся разных классов обычно по вопросам, заданным самими учащимися. В период подготовки к экзаменам обычно составляется расписание кон­сультаций, и они проводятся по темам и разделам курса. Консульта­ции могут проводиться учителем перед контрольными и зачетными работами.

Конференция — собрание, на котором обсуждается какой-либо актуальный вопрос. Используется как прием развития познаватель­ных интересов и устной речи учащихся. В школах проводятся конфе­ренции по различным предметам, читательские конференции. В ходе конференции прочитывается основной доклад, содоклады, участни­ки конференции выступают с сообщениями, проходят дискуссии. Иногда конференция проводится как итоговое учебное занятие по изучению разделов курса школьного предмета. Конференция — хоро­шее средство развития связной речи учащихся, главным образом де­ловой устной, обеспечивающее мотивацию речи, приближающее уча­щихся к жизненным условиям речевой деятельности.

Лекционный метод в обучении — один из методов сообщения но­вого материала. Состоит в устном связном, последовательном, пол­ном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса. Лекция является основным методом сообщения новых знаний в вузе и получила распространение в старших классах средней школы. Старшеклассники иногда привлекаются для чтения небольших лек­ций в младших классах на темы искусства, экологии, литературы и других предметов. Лекция сочетается с практическими методами обу­чения старшеклассников конспектированию на лекционных занятиях.

Оборудование урока — комплекс (комплект) учебных пособий, используемых на данном уроке: учебник, дополнительные учебные пособия, дидактические материалы — раздаточные карточки с зада­ниями, картины, таблицы, а также тетради, письменные принад­лежности, доска и мел, технические средства обучения — магнито­фон, проекционная аппаратура, проигрыватель, лингафонное обо­рудование, телевизионная аппаратура, наушники, пишущие машин­ки и пр. В настоящее время роль оборудования урока существенно повышается. Используются возможности применения компьютеров в предметном обучении.

Опоры — термин, обозначающий обобщенные и предельно сжа­тые теоретические сведения, обычно в виде модели, формулы, таб­лицы, схемы. Термин «опоры» вошел в употребление в 70-е годы, главным образом в публикациях педагогов-новаторов С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина. Опоры используются как ориен­тиры в практических действиях учащихся, а также как средство уп­равления собственной познавательной деятельностью.

Открытый урок — форма обмена опытом работы. На открытые уроки приглашаются учителя, студенты. На открытом уроке обычно демонстрируется какой-либо прием работы; обычно открытый урок обсуждается, нередко прочитывается доклад на тему по методике, имеющую отношение к открытому уроку. Открытый урок нельзя рас­сматривать как форму контроля над работой учителя. Открытый урок — это демонстрация передового опыта, творческий поиск, совершен­ствование мастерства учителя.

Методическая работа с учителями предусматривает оказание им помощи, повышение их квалификации. С этой целью организуются и проводятся методические объединения, секции, семинары-практи­кумы, предметные кафедры. В школе изучается и распространяется опыт работы учителей, организуются лекции и консультации ученых, практиков, методистов районных и городских методических цент­ров. Система повышения квалификации работников образования пре­доставляет возможность учителям заниматься на целевых или темати­ческих курсах через каждые пять лет.

Методическая библиотека учителя — необходимое условие педа­гогического творчества и формирования мастерства учителя. Содер­жит литературу по предмету как научную, так и специальную для учителя, собственно методическую и педагогическую литературу, книги по психологии, а также периодику — журналы по преподавае­мому предмету.

Картотека — комплект карточек, накапливаемых учителем для последующего обобщения и использования карточек в процессе пре­подавания предмета. Карточки с различными видами заданий — ди­дактический раздаточный материал, способствующий развитию са­мостоятельности, индивидуальной работы учащихся. Используются при закреплении материала, при повторении, обобщении, а также при проверке знаний, умений и навыков. Задания, используемые учи­телем, носят практический характер, позволяют оценить степень ус­воения программного материала учащимися. В школьном учебном или методическом кабинете учителями накапливаются наборы таких кар­точек по каждой теме курса разной степени трудности, что способ­ствует дифференцированному подходу в обучении.

Практическая методика — новый, недавно появившийся тип ме­тодического пособия для учителей различных предметов. Практичес­кая направленность такого пособия отражается не столько в загла­вии, сколько в содержании материала. Пособие не содержит поуроч­ных разработок или педагогических технологий, оно ориентирует учи­теля на возможности обсуждения и выбора трудных вопросов мето­дики на основе строго отобранных научных фактов.

Обобщение знаний по предмету — методический прием работы, опирающийся на мыслительную операцию обобщения и позволяю­щий добиваться понимания изученного материала учащимися.

Критерии оценки — средство измерения знаний, умений, навыков учащихся. Единые критерии оценки используются с целью соблюде­ния единства требований к учащимся во всех школах и всеми учите­лями. Разработаны критерии оценки выполнения письменных работ и устных ответов по всем учебным предметам. Различают количе­ственные и качественные критерии оценки.

Критерии оценки используются не только в повседневной прак­тике учителей, но и в исследованиях по методике. В этом случае они отличаются детальностью разработки.

Работа над ошибками — одно из важнейших направлений обуче­ния, неотъемлемая часть системы обучения. Пронизывает собой все организационные формы обучения: уроки, домашние задания и пр. Включает в себя следующее:

предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;

обнаружение и исправление ошибок самимиучащимисяв ра­ботах на основе самопроверки, редактирования;

исправление, учет, классификация ошибок учителем с после­дующим обобщением и использованием данных как для общей диаг­ностики, так и для организации конкретной коллективной, группо­вой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;

организация и проведение специальныхуроковработынадошибками.

Необходимо подчеркнуть, что важнее всего ошибки предупреждать, а преодоление ошибок вести с опорой на теоретический материал.

Развитие речи учащихся — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стиля­ми) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыс­лей. Процесс развития речи протекает у дошкольников, школьников и взрослых людей. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью, а также соответствую­щий раздел курса методики русского языка. Существуют основные ус­ловия успешного развития речи учащихся в школе: развитие физиоло­гических механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, уча­щегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретически­ми знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректиро­вание речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления и само способствует ему. Развитие речи может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной. Поэтому в школе разра­ботана и используется система развития речи учащихся. Она включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словар­ную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связ­ной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на тео­рию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи учащихся.

 

Разноуровневое образование — тип организации дифференцирован­ного подхода, обусловленный такими факторами, как интересы самих школьников, пожелания их родителей, уровень развития ребенка, позволяющий ему выйти на высокий уровень, его здоровье и способнос­ти. Нижний порог разноуровнего образования — государственный об­разовательный стандарт (до введения стандартов — программа основ­ной школы), высший разработан для средней школы. Разноуровневое образование имеет много вариантов — это и вид образовательного учреждения (основная школа, средняя школа, школа с углубленным изучением предметов, гимназия, лицей), и организация группового обучения в рамках класса, и создание разноуровневых классов в одной школе. Методика разноуровнего образования опирается на концепцию типа и вида школ (или авторской школы), на изучение познаватель­ных интересов школьников, на тестовые проверки развития.

Ролевая игра — методический прием обучения речи по коммуни­кативной методике. В различных гуманитарных предметах ролевая игра используется при усвоении речевого этикета, при развитии полеми­ческих умений и диалога вообще, при изучении иностранных язы­ков — в разнообразных ситуациях. Суть заключается в создании та­ких ситуаций, в которых каждый участник ролевой игры получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, жур­налиста, медсестры, учителя и т.д. Ведущий, т. е. учитель (преподава­тель), руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональ­ный уровень учебного труда учащихся.

Самоконтроль в учебной деятельности учащихся — необходимый этап учебного действия, который формируется с первых дней обуче­ния в школе, опирается на осознание школьниками своих познава­тельных действий. Реализуется в следующих приемах: проверка пра­вильности написанного текста; применение словарей и справочни­ков по различным предметам; выверка своего ответа по заранее со­ставленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста учебника; пе­речитывание учебника с целью выявления полного ответа; выявле­ние творческого и самостоятельного элемента в выполнении задания.

Самостоятельная работа учащихся — познавательная, учебная де­ятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового, закреплении, повторении и обобщении. Многие виды работ учащихся могут быть как самостоятельными, так и несамостоятельными. Сообщение новой темы может быть органи­зовано в форме эвристической беседы с самостоятельным выводом; в форме лекции, где самостоятельность учащихся проявляется в це­лостном восприятии и усвоении материала; в форме прочтения ста­тьи учебника и усвоения материала без организующей помощи учи­теля. Организуя самостоятельную работу учащихся на уроке, учитель выбирает ту или иную форму подачи материала в зависимости от своих задач, условий работы. Самостоятельной работе способствует применение специальных сборников задач, упражнений, заданий для учащихся, а также использование рабочих тетрадей по предметам, выпускаемых на печатной основе.

Учебные таблицы по предмету — традиционный, распространен­ный вид печатных пособий, реализующий зрительную наглядность. Учебные таблицы подразделяются на демонстрационные (настенные или помещаемые в учебнике) и составляемые самими учащимися. Первые обычно содержат шрифтовые и цветовые выделения, рисун­ки, иллюстрации. Они используются при изучении нового материа­ла, служат ориентировочной основой при ответах учащихся, закреп­лении полученных знаний. Обычно учебная таблица посвящена од­ной теме, содержит материал для анализа, построенный так и со­провождаемый такими вопросами, что подводит учащихся к пра­вильному выводу. Часто в таблицах дается формулировка вывода, пра­вила, определения. Сами учащиеся составляют обобщающие учебные таблицы по заданию учителя.

Теория речевой деятельности — относительно новая отрасль науки. Изучает речь как деятельность, ее функции, мотивы, связь с мышле­нием, процесс порождения речевого высказывания, механизмы речи, виды речи и особенности каждого вида, «отправление» и «прием» речевых сигналов, соотношение речи и языка, а также процессы овладения речью в раннем возрасте и на других ступенях развития ребенка, тенденции речевого развития человека, его речевой актив­ности, вопросы массовой коммуникации, невербальные способы об­щения и пр. Теория речевой деятельности включена в школьные про­граммы и учебники в виде отдельных речеведческих тем, а также в более полном виде входит в курс риторики.

Технические средства обучения — современное оборудование учеб­ного процесса, позволяющее воздействовать на слух, зрение учащих­ся, реализовать принципы наглядности и интереса в обучении. Со­временные ТСО — это экранные пособия: кино- и другие проекци­онные аппараты, телевидение, видеомагнитофон; звукопроизводящая аппаратура: магнитофоны, радиоприемники, проигрыватели, лингафонное оборудование. К техническим средствам обучения относят также вычислительные устройства: электронные калькуляторы, ЭВМ, счетные машинки, а также пишущую технику: пишущие машинки, множительную аппаратуру. ТСО стали неотъемлемой частью оснаще­ния современного урока. Использование технических средств направ­лено на повышение активности учащихся в учебном процессе.

Тестирование учащихся. В последние годы в школах активно ис­пользуется тестирование учащихся по учебным предметам. Созданы центры тестирования при различных учреждениях высшего профес­сионального образования.

Тесты в психологии — это задания стандартной формы, выполне­ние которых призвано выявить наличие определенных умений, навы­ков, способностей, умственного развития и других характеристик личности.

Тесты использовались в СССР в 20—30-е годы как средство выяв­ления одаренности, позже были осуждены и отменены в 1935 году. В ряде зарубежных стран тесты и ныне используются для определения так называемого «интеллектуального коэффициента», на основе кото­рого осуществляется отбор детей в привилегированные учебные заве­дения. От подобных тестов следует отличать обычные учебные тесты, используемые в целях проверки знаний и умений по различным пред­метам в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время во мно­гих регионах созданы центры тестирования, где учащиеся могут прой­ти тестирование по всем предметам или по одному из них в зависимо­сти от желания. Теорией и применением тестов занимается так назы­ваемая практическая психология. Учителя и методисты имеют возмож­ность периодически проводить тестирование учащихся по завершении изучения темы, раздела или всего курса учебного предмета.

Факультативные курсы по предметам — форма углубленного изу­чения одного из предметов по выбору самих учащихся, средство раз­вития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся. Введены в учебные планы для 7—10-х классов с 1967 года. В отличие от внеклассных занятий факультативные курсы проводятся по утвержденным Мини­стерством образования программам, по расписанию, в рамках отве­денного времени, с постоянным составом учащихся. Задача факуль­тативных курсов состоит в развитии интереса к избранной области, усвоении знаний и умений, практических навыков (чтение научной литературы, работа с источниками, подготовка рефератов, докладов). Методика проведения факультативных занятий своеобразна: лекция учителя (примерно 20—30 минут), самостоятельный анализ материа­ла, творческие работы, доклады и сообщения учащихся. Для прове­дения факультативов существуют государственные программы, мето­дические пособия для учителя.

Воспитание внимания на уроках — одно из важнейших условий успешного обучения. Внимание — направленность сознания на опре­деленные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуаци­онную значимость. Благодаря вниманию происходит сосредоточение психической деятельности на объекте и торможение всего, что к объекту не относится. Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Первое обеспечивается интенсивнос­тью раздражителя, его новизной, значимостью, его воздействием на эмоции учащихся. Второе определяется волевыми факторами, организованностью личности. В младших классах оно развито еще мало. Внимание воспитывают последовательной системой требований к учащимся, постоянным контролем за их выполнением. Третье, раз­виваясь на основе второго, требует умения личности подчинить свои действия далекой, перспективной цели, становясь на высших ступе­нях чертой личности. Внимание воспитывается как на уроках, так и во всех других видах учебно-воспитательной работы.

Восприятие учебного материала — процесс отражения совокупно­сти свойств изучаемого явления, их узнавание и отнесение к опреде­ленной категории уже известных свойств и явлений, их осмысление. В восприятии участвуют зрение, слух. Восприятие избирательно, оно зависит от индивидуального опыта, интересов, поставленной цели. Восприятие учебного материала по различным предметам предпола­гает особенности, связанные с объектом изучения. Это может быть слушание, рисование, чтение, рассматривание схем и моделей, таб­лиц, просмотр аудиовизуальной продукции, сопровождаемые анали­зом, выделением свойств изучаемого явления.

Условия хорошего восприятия:

постановка цели, задачи перед учащимися и организацияихвнимания;

подготовка, «препарирование» нового материала, его препод­несение (презентация) — связь с изученным ранее, четкое выделение нового, дозировка материала, деление его на части;

контроль восприятия каждым учащимся;

осмысление, осознание воспринятого, обобщение.

Очень важно, чтобы этап восприятия не был упущен на уроке.Безхорошо организованного восприятия невозможна активная познава­тельная деятельность учащихся.

Мотивация в учении школьников — побуждения, вызывающие их активность. Учебное действие школьника содержит 4 ступени:

мотивационную — осмысливание цели и задач;

ориентировочную — осознание правил, формул, построение модели, алгоритма решения задачи;

операционную — выполнение действий по алгоритму;

контрольно-оценочную.

В идеальном варианте школьник проходит все ступени самостоя­тельно.

Развитие логического мышления на уроках. Логическое мышление (понятийное, отвлеченное, речевое) — один из видов мышления, на­ряду с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением не­посредственно связанное с языком, осуществляемое в форме речи — внутренней или внешней. Речь— канал развития мысли, способ ее формирования и формулирования. Поэтому развитие речи учащихся в процессе обучения является важнейшим способом развития логичес­кого мышления. Развитие логического мышления происходит в учеб­ной деятельности при выполнении заданий логической направленности. Наибольшей эффективностью в развитии логического мышления обладают познавательные задачи, элементы проблемного обучения, построение алгоритмов решения различных задач по предметам, изу­чаемым в школе. Основой развития логического мышления является усвоение системы языковых понятий, понимание структуры языка, закономерностей его функционирования. Условием успеха в развитии логического мышления являются высокая познавательная активность учащихся, развивающее обучение по предметам школьного курса.

Развитие памяти в обучении. Память состоит в запоминании, со­хранении и последующем воспроизведении человеком его знаний, опыта. На основе памяти действуют мышление и воображение. Виды памяти: по содержанию — двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая (речевая); по цели деятельности — произволь­ная и непроизвольная; по продолжительности сохранения материа­ла — долговременная, кратковременная и оперативная. Хорошо раз­витая память — залог успешного обучения. Черты хорошей памяти: скорость, точность и прочность запоминания, готовность к воспро­изведению, активность памяти. Для синтеза речевых высказываний важен значительный объем оперативной речевой памяти, который мог бы обеспечить «упреждающий синтез» достаточно большого объе­ма, т. е. до конца предложения. Память, все ее виды можно трениро­вать, при этом в тренировке памяти важен принцип значимости, интереса. В системе обучения по предметам необходимо запомнить достаточное количество слов и их значений, терминологию, свой­ственную каждому предмету, формулы, определения и пр. Полезно запоминать предложения и тексты, особенно художественные. Запо­минается орфография — написание слов.

В языковой памяти важна основа запоминания и сохранения в па­мяти: зрительная, слуховая, логическая память. Для развития памяти используются упражнения в запоминании с одного, двух прочтений, воспроизведение текстов по памяти, в том числе письменное, запо­минание грамматических правил, определений, формул и др.

Развитие познавательного интереса к предмету — один из элемен­тов мотивации учения, активное отношение учащихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой учащихся. У младших школьников преобладает интерес к формам, приемам познаватель­ной деятельности, у старших — к содержанию, к самому предмету. В методике разработаны приемы, виды работ, возбуждающие интерес: занимательные приемы, игровые моменты, элементы соревнования, подбираются яркие по содержанию и форме тексты, используются картины и другие наглядные пособия, применяется с успехом юмор. Среди видов работ по различным предметам первое место занимают творческие работы, характер которых зависит от специфики предме­та. В развитии познавательного интереса существенна роль факульта­тивных занятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...