Психологические аспекты урока
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Психология обучения: ü мотивация ü проблематизация ü ориентировочная основа действий ü формирование общеучебных умений Психология учения: ü целеполагание ü планирование
ü внимание ü понимание ü запоминание ü применение ü самооценка, рефлексия Отношения, психологический климат: ü коммуникативность учителя ü отношения «учитель — ученик» ü отношения «ученик — ученик» ü личностный подход Формирование личности ребенка: ü «я-концепция» ü самостоятельность ü творчество ü свобода ü ответственность Урок с позиции развивающего обучения Формирование знаний, умений, навыков: ü понятия ü содержательные сообщения ü работа в зоне ближайшего развития ü восхождение от абстрактного к конкретному ü укрупнение дидактических единиц ü повышенный темп ü ориентировочные основы действий Формирование способов умственных действий: ü целенаправленная учебная деятельность ü восхождение от абстрактного к конкретному ü укрупнение дидактических единиц
ü обобщение ü классификация ü суждения, умозаключения ü анализ ü синтез Формирование самоуправляющих механизмов личности: ü познавательная мотивация ü нравственно-волевая мотивация ü самообучение (учись учиться) ü самоутверждение («я-концепция») ü саморегуляция Другие качества личности: ü творчество ü эстетическая культура ü этическая культура Урок с позиции формирования общеучебных умений и навыков Планирование деятельности ученика: ü мотивация ü проблематизация ü осознание учебной задачи ü самостоятельность целеполагания
ü умение планировать Организация деятельности: ü организация рабочего места ученика ü наличие и использование средств ученика ü оптимальность действий ü самодисциплина Усвоение информации: ü управление вниманием ü запись, конспектирование ü работа с книгой, чтение ü работа с техническими средствами обучения
ü диалогические умения ü самостоятельность действий Формирование способов умственных действий: ü сравнение, анализ ü обобщение, синтез ü понятие, классификация ü суждение, умозаключение ü воображение, интуиция ü решение задач, проблем Оценка и осмысливание результатов работы: ü рефлексия ü самоконтроль ü взаимоконтроль ü этическая оценка ü эстетическая оценка Урок с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся Организация урока: ü структура
ü мотивация (проблематизация) ü дозировка материала ü началоиконец урока Общеучебные умения учащихся:
ü планирование деятельности ü организация рабочего места ü самоконтроль ü самовоспитание ü самообразование (учись учиться) ü саморегуляция Формирование способов умственных действий учителем: ü сравнение ü обобщение ü понятие ü суждение ü рефлексия ü воображение Деятельность учащихся: ü репродукция ü самостоятельная работа ü применение знаний ü поиск ü творчество Личностный подход учителя: ü положительное стимулирование ü формирование «я-концепции» ü индивидуальный подход ü дифференцированный подход
Урок с позиции личностного подхода Отношения «учитель — ученик»: ü педагогическая любовь ü понимание ü приятие ü вера ü индивидуальный подход ü помощь Учение без принуждения: ü требовательность на уважении
ü возбуждение интереса ü использование успеха ü предоставление свободы выбора ü уровень сотрудничества в работе Оценивание: ü качественные оценки
ü гласность ü бесконфликтность ü самооценка учеников ü взаимооценка Воспитание «я-концепции»: ü воспитание «я — нравлюсь» ü воспитание «я — способен» ü воспитание «я — нужен (значу)» Личность учителя: ü глубокие знания ü педагогический такт ü общая культура ü оптимизм ü юмор ü молодость души САМОАНАЛИЗ УРОКА Чтобы урок был эффективным, подумайте до урока: что будут делать 45 минут ваши ученики? какие познавательные задачи вы будете ставить перед учениками? будет ли на уроке применен самостоятельный поиск в приобретении знаний? какуюдополнительную литературу вы рекомендуете учащимся по теме урока? Подумайте после проведенного урока: активно ли восприняли ученики материал урока? Если нет,топочему? Проведите самоанализ урока: удалось ли осуществить намеченный план урока? в какой мере? Насколько качественно? Были лидопущены отступления от плана? Усвоили ли материал учащиеся? как была организована ваша деятельность на уроке, деятельность учащихся? Кто работал интенсивнее — вы или учащиеся? что можно было бы улучшить в организации урока, в его структуре, содержании и методах работы? какие моменты урока были самыми удачными? удалось ли вам увлечь учащихся, заинтересовать их,чемикак? что было неудачным на уроке, что требует переоценки и как исправить недочеты при проведении последующих уроков? Чтобы осознанно и методически правильно оценить проведенный вами урок, воспользуйтесь следующей схемой анализа и самоанализа урока.
Умение провести анализ и самоанализ урока является одним из важнейших критериев работы учителя над совершенствованием уровня своего мастерства, способствует результативности и успешности обучения и воспитания учащихся.
УЧЕБНО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ТЕСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 1. Как вы оцениваете оптимальность проведения своего урока? По знаниям учащихся. По времени, затраченному на изучение нового материала. По возможности получить наилучший результат при рациональном распределении времени учителя и учеников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|