220. Контуры Украин. Хронософия. Опыт описания исторического времени. Синхрония
220. Контуры Украин
Победа в междоусобной войне была одержана не Василием II, а его народом, категорически отвергшим традицию удельной Руси, точнее — ее одряхления и наступившего бессилия. Шемяка был побежден «беззащитным, слепым пленником своим», [1194] при котором исчезли все уделы в Московском княжестве. Князья уступили место служилым людям. Сын Дмитрия Шемяки ушел в Литву и получил от короля Казимира Рыльск и Новгород-Северский, [1195] куда стеклись его немногочисленные сторонники. Совсем близко, на правом берегу Днепра, в Восточной Подолии, обосновались сторонники Свидригайла, друга Шемяки. Те и другие были храбрыми и стойкими людьми, а такие при проигрыше обычно не сдаются, а уходят на окраину ареала; так возникло наименование «Украина», хотя жители ее называли себя русскими. По поводу происхождения этноса, принявшего название «украинцы», есть огромная литература, в которой легко выделить две противоположные точки зрения. [1196] Польские историки XVI в. (Г. Ф. Миллер и др. ) единодушно считают украинских казаков холопами или беглыми крестьянами. Украинские историки XVIII в. Г. Грабянка, П. И. Симоновский и анонимный автор «Истории русов» считают украинских казаков военной организацией, подобием рыцарских орденов (в которой не было социальных различий), предназначенной для войны с мусульманами. [1197] Думается, что сама постановка проблемы некорректна. Крестьяне не могли обрести безопасность на степной границе, где так легко попасть на аркан ногайцам и крымцам. Защита и обучение военному искусству были им нужны как воздух и вода; обучить их могли только князья и их дружинники. С другой стороны, Шемятичи и Ольгердовичи нуждались в пополнении войска; следовательно, они должны были охотно принимать тех крестьян, которые предпочитали вечную войну на границе спокойной жизни около Витебска и Полоцка. Иными словами, на степной границе скапливались пассионарии, тяготившиеся жесткими порядками Москвы и бесправием Польши.
Для того чтобы адаптироваться в новых условиях и обзавестись семьями, которые возникали при браках с местными женщинами половецкого происхождения и православного исповедания, им понадобилось около ста лет. За это время князья Рюрикова дома (князь Дмитрий Вишневецкий), польские магнаты (Предслав Лянцкоронский) и простые крестьяне, способные к обучению военному делу, одинаково превращались в «козаков», [1198] столицей которых стала Запорожская Сечь. Последнюю, по принятой нами терминологии, следует считать консорцией, из которой вырос малорусский субэтнос, превратившийся через 200 лет в украинский этнос, освободившийся в XVII в. от власти католической Польши, а в XVIII в. завоевавший ведущее место в Российской империи. Не следует забывать, что в число украинцев было инкорпорировано немало «красных девок половецких» и их потомков. Но дальнейшая история Украины выходит за хронологические рамки нашего повествования. А теперь можно сделать вывод, предварительно напомнив, что в XIII в. Волго-Окское междуречье тоже называлось Украиной Залесской. Живые силы и традиции сохранились на окраинах ареала древнерусского этноса, а в центре его иссякли. Новые этносы возникли на стыках этносов древних путем контактов и переноса повышенной пассионарности. Конечно, не меньший подъем ее был и в середине ареала, на Среднем Днепре, но там давление соседнего суперэтноса — Западной Европы (через Польшу) — оказалось столь сильным, что «выдавило» пассионарных русичей в Москву и Запорожье. Оба центра подъема ставили своей целью сохранение культуры и стереотипа поведения, т. е. обычаев Древней Руси. Первое удалось, ибо шедевры не подвластны времени. Второе было неосуществимо, потому что историческое время необратимо и неповторимо. Закономерности этногенеза как природного процесса подтверждены историей контакта Древней Руси и Великой степи, что и требовалось доказать.
Что же касается контакта России с Западной Европой, то каждый желающий сможет убедиться, что и тут законы природы останутся неизменными. Задача Науки лишь в том, чтобы своевременно предупредить сограждан о вероятных вариантах развития событий, а дело Политики — найти оптимальный выход из возможных, но необязательных, т. е. не предначертанных, коллизий. Вот почему фундаментальная наука и практика обоюдно нужны друг другу.
Хронософия Опыт описания исторического времени
Синхрония
Современные хронологические таблицы зачастую не предоставляют исследователю даже тех возможностей, которые давали средневековые хроники (летописи). По сути, они составляются для облегчения запоминания дат, выбираемых составителем произвольно. В лучшем случае они выполнены с привязкой к географическим регионам, но и здесь не соблюдается масштаб времени. Рядом с заполненными до отказа страницами лежат огромные лакуны; это показывает, что соразмерность эпох игнорируется, а изучение времени подменено эмоциональным подбором событий путем их неполного перечисления. Кроме того, не учитывается и факт изменения границ историко-географических регионов во времени. А ведь учитывать особенности места и времени как двух параметров при составлении таблиц целесообразно. Предлагаемая таблица построена по принципу этноландшафтного деления. Поэтому «Запад» как этноландшафтный регион включает территорию бывшей Западной Римской империи, Византии и окружавших ее христианских стран. «Восток» лежит в границах тогдашнего мусульманского суперэтноса. Восточная Европа в ту эпоху составляла отдельный этноландшафтный регион и рассматривается особо. Первая тетрадь охватывает в основном дохристианский период истории Руси (808—979 гг. ) и содержит много сомнительных сведений, к сожалению ставших привычными, а также сведения верные, но недатированные.
Поэтому характеристики, приводимые для Восточной Европы по крайней мере до 912 г., не являются жестко привязанными к определенным годам. Эти характеристики являются лишь общим описанием событий, имевших место в определенном периоде. Тетрадь вторая касается в основном истории Киевской державы и ее пограничных конфликтов (979–1113 гг. ). Третья и четвертая тетради сосредоточивают также хронологию нового процесса этногенеза, начавшегося в Южной Сибири и на Дальнем Востоке в XII в. (1114—1269 гг. ). Тетрадь пятая концентрирует сведения по периоду дезинтеграции Древней Руси и создания княжества Московского — ядра будущей России (1269—1401 гг. ). И, наконец, тетрадь шестая содержит описание периода создания России как нового суперэтноса в Восточной Европе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|