Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толковый словарь понятий и терминов 3 страница




 

[291] Там же. С. 429.

 

[292] Иордан. С. 192—193.

 

[293] Этнонимы старых славянских этносов имели окончание «не»: поляне, древляне, северяне, словене; вновь прибывших — «ичи»: кривичи, радимичи, дреговичи; исключение из правила — тиверцы.

 

[294] См.: Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. IV. Л., 1940. С. 29; цит. по: ПВЛ. Ч. II. С. 108; Артамонов М. И. Вопросы расселения восточных славян и «Советская археология» // Проблемы всеобщей истории: Историографический сборник. Л., 1967. С. 29—30.

 

[295] См.: Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985. С. 214.

 

[296] См.: Ловмяньский Г. Рерик Ютландский и Рюрик Новгородский // Скандинавский сборник. VII. Таллин, 1963. Цит. по: Лебедев Г. С. Указ. соч. С. 214.

 

[297] См.: Лебедев Г. С. Указ. соч. С. 214.

 

[298] Скилица; цит. по: История Византии. Т. II. С. 228.

 

[299] См.: История Византии. Т. II. С. 230 и примеч. 19.

 

[300] Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). Т. IX. М.; Л., 1965. С. 9.

 

[301] См.: Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1901. Т. I. Период первый. Первая половина тома. С. 51—52.

 

[302] См.: Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948. С. 229.

 

[303] Якут свидетельствует, что хазары были христианами и мусульманами, а частично язычниками; только немногие исповедовали иудаизм (см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 280). Димашки указывает, что хазарские воины были мусульманами, а горожане — иудеями (см. там же), но, по-видимому, он имеет в виду только население столицы.

 

[304] См.: Вебер Г. Указ. соч. Т. V. С. 342.

 

[305] Если говорить о религиозной доктрине павликиан, то бросается в глаза их различие с манихеями, сходство с древними гностиками и крайне отрицательное отношение к маздакизму и иудаизму. Но теологические тонкости, которые волновали умы богословов, были чужды и непонятны массам, задачей которых была война против Византии. Для противопоставления себя православию было достаточно общепонятного признания материи не творением божьим, а извечным злым началом. Этот тезис роднит павликиан с манихеями и катарами, однако происхождение доктрины от утраченного трактата Маркиона наложило на их идеологию неизгладимый отпечаток. Павликиан, как и манихеев, нельзя считать христианами, несмотря на то, что они не отвергали Евангелия. Павликиане называли крест символом проклятия, ибо на нем распят Христос, не принимали икон и обрядов, не признавали таинства крещения и причащения и все материальное почитали злом. Будучи последовательными, павликиане активно боролись против церкви и власти, прихожан и подданных, сделав промыслом продажу пленных юношей и девушек арабам. Вместе с тем в числе павликиан встречалось множество попов и монахов-расстриг, а также профессиональных военных, руководивших их сплоченными дисциплинированными отрядами. Удержать этих сектантов от зверств не могли даже духовные руководители. Жизнь брала свое и в том случае, если лозунгом борьбы было отрицание жизни. И не стоит в этих убийствах винить Маркиона, который в богословии был филологом, показавшим принципиальное различие между Ветхим и Новым Заветом. В идеологическую основу антисистемы могла быть положена и другая концепция.

 

[306] Тьерри О. Избранные сочинения. М., 1937. С. 247.

 

[307] См.: Вебер Г. Указ. соч. Т. V. С. 487—488.

 

[308] См.: История Норвегии. М., 1980. С. 101.

 

[309] Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л., 1967. С. 19.

 

[310] См.: Коган М. А. Смелые мореходы средневековья — норманны. Л., 1967. С. 13.

 

[311] См.: Тюменев А. И. Указ. соч. С. 249 (письма папы Стефана III).

 

[312] См. там же. С. 276 (Agobardus. De insolentia Judaeomm. P. 5).

 

[313] См. там же. С. 268—269 и 271—272.

 

[314] См. там же. С. 272.

 

[315] См. там же. С. 143.

 

[316] См.: Вебер Г. Указ. соч. Т. V. С. 489.

 

[317] «Варяги из заморья» взимали (или собирались взимать) дань с чуди, мери и кривичей, а хазары — с полян, северян и вятичей (ПВЛ. Ч. I. С. 18).

 

[318] См.: Тюменев А. И. Указ. соч. С. 243.

 

[319] См. там же. С. 280.

 

[320] См.: История СССР. Т. I. М., 1966. С. 482.

 

[321] См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 338.

 

[322] ПВЛ. Т. II. С. 247.

 

[323] См.: Хеннинг Р. Указ. соч. Т. II. С. 165—173.

 

[324] См.: Шевченко Ю. Ю. На рубеже двух этнических субстратов Восточной Европы VIII—X вв. // Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977. С. 46—47; Гумилев Л. Н. Древняя Русь и ее соседи в системе международной торговли и натурального обмена // Изв. ВГО. Т. 119. Вып. 3. 1987. С. 223—234.

 

[325] Артамонов М. И. История хазар. С. 383.

 

[326] Очевидна тенденциозность летописцев, которые счет победам русов ведут с Олега, отодвигая Аскольда и Дира в тень. (Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси… С. 78).

 

[327] См.: Вернадский В. И. Указ. соч. § 207. С. 285.

 

[328] ПВЛ. Ч. I. С. 25.

 

[329] Разбор версий см.: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси… С. 84—89.

 

[330] См. там же. С. 89.

 

[331] См. там же. С. 48—56.

 

[332] ПВЛ. Ч. I. С. 25; С. М. Соловьев тоже скептически относится к «достижениям» Олега. По его мнению, они ограничивались ограблением беззащитных славянских племен.

 

[333] Николаев В. Д. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // Византийский временник. Т. 42. М., 1981. С. 147—153.

 

[334] Дром (греч. ) — бег. Эти разбойники умели так быстро убегать от регулярных войск, что этим заслужили свое прозвище (см. там же. С. 151).

 

[335] Фема (греч. ) — военный округ в Византии при Македонской династии.

 

[336] См.: Византийский временник. Т. 42. С. 152.

 

[337] См. там же. С. 150.

 

[338] Новосельцев А. П. Указ. соч. С. 399.

 

[339] См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1980. С. 185—195.

 

[340] См.: Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии; он же. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века // Вестн. ЛГУ. 1966. № 18. С. 81—90; он же. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии (Опыт историко-географического синтеза) // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85—94.

 

[341] См.: Грибанов Л. Н. Изменение южной границы ареала сосны в Казахстане // Вестник с. -х. науки (Алма-Ата). 1965. № 6. С. 78—86.

 

[342] Сын болгарского эльтебера был заложником у хазар, а «дочерей хазарский царь требовал себе в гарем» (Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 141).

 

[343] См.: Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 139 и примеч. 599.

 

[344] Артамонов М. И. История хазар. С. 385.

 

[345] См.: Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 129.

 

[346] Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 223.

 

[347] См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 40.

 

[348] Гурган — от персидского слова «гург» — волк; это древняя Гиркания, по-арабски — Джурджан.

 

[349] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 123.

 

[350] ПВЛ. Ч. I. С. 21.

 

[351] GroussetR. L’Empire des Steppes. Paris, 1960. P. 238.

 

[352] См.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани (Опыт критического комментария) // Русская литература. 1974. № 3. С. 171—173.

 

[353] Масуди; цит. по: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 198—201.

 

[354] Они названы «аджам», т. е. «не-мусульмане». См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 199.

 

[355] См.: Петрушевский И. П. Указ. соч. С. 249.

 

[356] См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 215.

 

[357] GroussetR. L’Empire… P. 238.

 

[358] См.: Ковалевский А. П. Указ. соч. С. 133.

 

[359] Там же. С. 139.

 

[360] Там же. С. 127.

 

[361] См.: Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор в становлении Древнерусского государства // Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. С. 203—206.

 

[362] См.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен.

 

[363] См.: История Византии. Т. II. С. 229.

 

[364] Цит. по: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193.

 

[365] Василий Македонянин был армянин, переселившийся в Македонию. Эпоха Македонской династии была временем преобладания армян при дворе и в управлении.

 

[366] Русь в узком смысле включала три города: Киев, Чернигов и Переяславль.

 

[367] См.: Коковцов П. К. Указ. соч. С. 117.

 

[368] Об этой войне подробно рассказывает Кембриджский аноним, еврейский автор XII в. Несмотря на аморфность повествования, достоверность событий подтверждается историческим анализом (см.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани… С. 168).

 

[369] См.: Коковцов П. K. Указ. соч. С. 117.

 

[370] ПВЛ. Ч. II. С. 254.

 

[371] См.: Шахматов А. А. Разыскания… С. 102—103.

 

[372] См.: Зайцев А. К. Черниговское княжество // Древнерусские княжества X—XIII вв. М., 1975. С. 67—68.

 

[373] См.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани… С. 170.

 

[374] См.: Берлин И. Указ. соч. С. 147—149.

 

[375] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 120.

 

[376] ПВЛ. Ч. I. С. 33, 230.

 

[377] См.: Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники. С. 72; Д. С. Лихачев оспаривает это мнение, опираясь на заключение в 945 г. договора, выгодного для Руси. Однако, по его же уточнению, Игорь был убит осенью 944 г. (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 288, 295), следовательно, договор был заключен уже с правительством Ольги, после крутого поворота в политической ориентации.

 

[378] Разбор гипотез о походах русов на Каспий см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 374—380. Критику предложенных гипотез см.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани…

 

[379] См.: Артамонов М. И. Воевода Свенельд // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 33; Фроянов И. Я. Киевская Русь. С. 189.

 

[380] ПВЛ. Ч. II. С. 289.

 

[381] Там же. С. 295.

 

[382] Сказала дружина Игорю: «Отроци Свеньлъжи изоделися суть оружьемъ и порты, а мы нази» (ПВЛ. Ч. I. С. 39).

 

[383] См.: Бартольд В. В. Сочинения. Т. II. Ч. I. M., 1963. С. 829.

 

[384] См.: Мавродин В. В. Очерки по истории феодальной Руси. Л., 1949. С. 47.

 

[385] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 371.

 

[386] См.: Рыбаков Б. А. Военное дело // История культуры Древней Руси. М.; Л., 1948. С. 400.

 

[387] См.: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 8.

 

[388] См.: Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 94.

 

[389] В поздних летописях это слово персонифицируется в имя собственное — «старейшина Гостомысл» (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 214), значение термина — «симпатизирующий иноземцам».

 

[390] «…Оскорбишася новогородци, глаголюще, яко быти нам рабом и многа зла всяческа пострадати от Рюрика и ради его… Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его».

 

[391] По сухому сообщению Нестора, «древляне убиша Игоря и дружину его». Лев Диакон сообщает, что Игорь, захваченный в плен, «был привязан к двум деревам и разорван на две части» (Лев Диакон. История в десяти книгах (далее: Лев Диакон) / Перевод М. М. Копыленко. Кн. IV. Гл. 10. СПб., 1820. С. 66). Год гибели Игоря спутан летописцем: вместо 945 г. надо 944 г. (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 295).

 

[392] Нестор погрешил против истины. В 946 г. Мал сватается к Ольге, которой 54 года. Нелепость, но это не описание династического брака, а вставная дидактическая новелла. В 955 г. на приеме у Константина Багрянородного она была, согласно Нестору, столь «красива лицом», что базилевс влюбился… в старуху 62 лет? Одно из двух: неверен или возраст Ольги, или все остальное (см.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани…).

 

[393] Шахматов А. А. Разыскания. С. 365.

 

[394] См.: Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 385—391.

 

[395] См.: Литаврин Г. Г. О датировке посольства Ольги в Константинополь // История СССР. 1981. № 5. С. 180—183.

 

[396] См.: Голубинский Е. Е. История русской церкви. С. 77; цит. по: Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 385—391.

 

[397] Б. А. Рыбаков (Язычество древней Руси. С. 391) отмечает ненадежность летописных дат, но это свидетельство принимает.

 

[398] См.: Шахматов А. А. Указ. соч. С. 109.

 

[399] См.: Тексты Киевского свода 1039 г. и Новгородского свода 1050 г., восстановленные А. А. Шахматовым (Разыскания… С. 543, 613).

 

[400] Вымышленные генеалогии — слишком частое явление, чтобы придавать им большое значение. Например, подлинная фамилия русского царя Павла I — Готорп.

 

[401] Год рождения Святослава — 942; Олег — младший брат Ярополка. Значит, он мог родиться не ранее 961 г., а скорее всего позже.

 

[402] ПВЛ. Ч. I. С. 43.

 

[403] Это видно из того, что радимичей заново покорил воевода Владимира Волчий Хвост в 984 г.

 

[404] См.: Шевченко Ю. Ю. Указ. соч. С. 51—54.

 

[405] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 78—75.

 

[406] См.: Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. С. 458—459.

 

[407] Коковцов П. K. Указ. соч. С. 83—84.

 

[408] ПВЛ. Ч. П. С. 312; История Византии. Т. II. С. 231—233.

 

[409] Хорасмии — близкие родственники парфян; следовательно, начальная дата их этногенеза — VI—III вв. до н. э., но ему еще предшествовал инкубационный период, длительность коего определить пока трудно. Значит, к X в. н. э. хорасмии прошли все фазы этногенеза и находились в гомеостазе, что позволило им без сопротивления принять в свою среду пассионарных тюрок, стремившихся с ними ужиться. А это сделало возможной полную ассимиляцию на мирной основе.

 

[410] Н. И. Вавилов доказал, что рецессивные мутации постепенно оттесняются на окраины видовых и расовых ареалов (письма к акад. В. И. Вернадскому: цит. по: Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1971. С. 147—148).

 

[411] Цит. по: Толстов С. П. Указ. соч. С. 244.

 

[412] См. там же. С. 242.

 

[413] Цит. по: Толстов С. П. Указ. соч. С. 252—253.

 

[414] См. там же.

 

[415] С. П. Толстов вопреки Макдиси полагает, что завоевание Хазарии русами предшествовало вступлению в Хазарию хорезмийцев; он пытается сопоставить вторжение русов с походом Владимира на Булгар в 985 г. (см.: Толстов С. П. Указ. соч. С. 255). Для такого мнения оснований нет.

 

[416] Это ответ на сомнения А. А. Шахматова (см.: Шахматов А. А. Указ. соч. С. 118—119).

 

[417] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 426—429.

 

[418] С. П. Толстов (указ. соч. С. 256) полагает, что русы встретились с гузами около Верхнедонского волока (т. е. выше Итиля) и двинулись вверх по Волге. Однако течение на Волге настолько сильное, что подняться против течения можно было только при помощи бурлаков. В военных условиях это слишком опасно. Поэтому надо считать, что русы спускались по Оке и Волге самосплавом, при котором воины не устают и могут быть готовы к бою с противником.

 

[419] См.: Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. С. 26.

 

[420] ПВЛ. Ч. I. С. 47. Там сказано: «И градъ их и Белу Вежю взя». Значит, «градъ» не Белая Вежа (см.: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 427. Примеч. 9).

 

[421] См.: Артамонов М. И. Указ. соч. С. 427; Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 93.

 

[422] Местоположение Семендера между совр. станицами Гребенской и Шелковской доказано (см.: Гумилев Л. Н. Хазария и Терек // Вестн. ЛГУ. 1964. № 24. С. 78—88; он же. Открытие Хазарии. С. 166—169; он же. Где же тогда Семендер? // История СССР. 1969. № 3. С. 242—243), но не было замечено В. Т. Пашуто.

 

[423] См.: Большаков О. Г., Монгайт А. А. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153). М., 1971. С. 27—30.

 

[424] См.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани… С. 171.

 

[425] Официальное название империи, основанной Карлом Великим в 800 г., — Sancta Imperia Romana Hermanorum.

 

[426] Цит. по: Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913. С. 12—13.

 

[427] См.: Шиппер И. Возникновение капитализма у евреев Западной Европы (до конца XII века). СПб., 1910. С. 22.

 

[428] Agobardus. De insolentia Judaeorum (цит. по: ШипперИ. Указ. соч. С. 22).

 

[429] См.: Шиппер И. Указ. соч. С. 26.

 

[430] См. там же.

 

[431] Архив Маркса и Энгельса. Т. V. С. 65.

 

[432] См.: Шиппер И. Указ. соч. С. 26.

 

[433] Там же. С. 27.

 

[434] М. Д. Приселков (указ. соч. С. 14) считает, что так и было. Детальный анализ событий показывает, что было наоборот.

 

[435] См.: Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. С. 85—94.

 

[436] Разбор сведений о печенегах см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 350—352.

 

[437] См.: Шевченко Ю. Ю. Указ. соч. С. 51.

 

[438] См.: Алексеев Л. В. Полоцкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. С. 218.

 

[439] См.: Седов В. В. Смоленская земля // Там же. С. 249.

 

[440] См.: Толочко П. П. Киевская земля // Там же. С. 10.

 

[441] См.: Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 95.

 

[442] Там же. С. 140.

 

[443] См.: Мюллер А. История ислама. Т. IV. СПб., 1896. С. 109; Вебер Г. Всеобщая история. Т. IV. М., 1893. С. 500.

 

[444] Летопись под 6475 (967) г. (см.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982. С. 378; критика текста и интерпретация даты: С. 380).

 

[445] См.: Минорский В. Ф. Куда ездили древние русы? // Восточные источники по истории народов Восточной Европы / Под ред. А. С. Тверетиновой. М., 1964. С. 26.

 

[446] См.: Мошин В. Русь и Хазария при Святославе // Seminarium Kondakowianum. Т. IV. Praha. P. 193—195; Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 95 (параграф написан А. П. Новосельцевым); Калинина Т. М. Сведения Ибн-Хаукаля о походах Руси времени Святослава // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1975. М., 1976. С. 92—98. Критику изложенной точки зрения см.: Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. С. 45—48.

 

[447] См.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь // История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. I. С. 502—503.

 

[448] См.: Гумилев Л. Н., Кузнецов Б. И. Бон // Доклады ВГО. Вып. 15. Л., 1970. С. 72—90; Гумилев Л. Н. История открытия искусства // Старобурятская живопись. М., 1975. С. 19—24.

 

[449] См.: Комарович В. Л. Культ Рода и Земли в княжеской среде XI—XIII вв. // ТОДРЛ. Т. XVI. М.; Л., 1960. С. 94–104.

 

[450] См.: Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1913. С. 319; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 19—20.

 

[451] Ср.: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать перед Господа, между ними пришел и сатана…» (Иов I, 6), и дальше следует их беседа, после которой совершается эксперимент над Иовом. А Иисус Христос в аналогичной ситуации сказал: «…отыди от Меня, сатана» (Мф. 4, 10). Дьявол ушел! Куда? Видимо, «во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12), которую физики XX в. называют вакуумом. Туда же, по слову Иисуса Христа, будут извержены «сыны царства» (там же). Какого? Надо полагать, иудейского царства Хасмонеев, т. е. носители традиции.

 

[452] См.: ПВЛ. Ч. II. С. 324—325.

 

[453] Вебер Г. Указ. соч. Т. IV. С. 136—137.

 

[454] См.: ПВЛ. Ч. I. С. 58—59 (под 983 г. ).

 

[455] Следует помнить, что «язычество» (буквально — племенные культы) не есть нечто целое. Эти культы разнятся между собою не меньше, а часто больше, чем монотеистические мировые религии, почему и правомочен древний вопрос: «Какому богу веруешь? », после чего идет второй вопрос: «Како веруешь? » — ортодоксально или еретически?

 

[456] См.: Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. М., 1975. С. 40—43.

 

[457] См.: Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X—XI вв. М., 1977. С. 160—161. Для сравнения привожу демографические данные по 1000 г. (см.: Урланис Б. Ц. Рост населения в Европе. М., 1941): Франция — 9 млн (С. 37); Италия — 5 млн; Сицилия — 2 млн (С. 64—65); Киевская Русь — 5, 36 млн (С. 89; в 970 г. было меньше половины этого); Польша, Литва, эсты — 1, 6 млн (С. 89); Степь, от Дона до Карпат, — 0, 48 млн (С. 89); Англия в 1086 г. — 1, 7 млн (С. 52).

 

[458] Константин Багрянородный. «О фемах» и «О народах». С. 67—68.

 

[459] Там же. С. 75.

 

[460] Там же. С. 66.

 

[461] Лев Диакон. Кн. IV. С. 61—63; цит. по: Чертков А. Описание войны великого князя Святослава Игоревича против болгар и греков. М., 1843.

 

[462] См.: Чертков А. Указ. соч. С. 155.

 

[463] См. там же. С. 169—170; ПВЛ. Ч. I. С. 50.

 

[464] В Болгарии было две Преславы: одна — Мегалополис — на берегу Дуная, вторая, малая, — Марцианополь — основана Траяном и названа в честь его сестры Марцианы.

 

[465] Кедрен и Зонара пишут: «Калокир, виновник этой войны…»: цит. по: Чертков А. Указ. соч. С. 71.

 

[466] Д. С. Лихачев, указывая на невнятность текста летописи, предлагает читать «отступиша» и т. д. (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 314). Но мир был заключен уже Претичем; поэтому правильнее считать, что имелось в виду то положение, которое было во время осады. Тем самым чтение «отступиша» сохраняется.

 

[467] Все авторы почему-то считают, что Святослав разгромил печенегов, хотя с ними уже был заключен мир. Но в летописи стоит «прогна печенеги в поли». Видимо, одной военной демонстрации было достаточно, чтобы печенеги удалились в недосягаемую для русов степь, благодаря чему был достигнут мир, желанный всем, кроме Калокира.

 

[468] См.: Чертков А. Указ. соч. 217—220.

 

[469] Там же. С. 112—113.

 

[470] См.: Беляев И. О северном береге Черного моря и прилежащих к нему степях до водворения в этом крае монголов // Записки Одесского о-ва истории и древностей. 1853. Т. 3. С. 10—11.

 

[471] ПВЛ. Ч. II. С. 319.

 

[472] См.: Пашуто В. Т. Указ. соч. С. 108.

 

[473] Лев Диакон. Кн. IX; см.: Чертков А. Указ. соч. С. 85.

 

[474] Летопись епископа Иоакима в кн.: Татищев В. Н. История Российская. Кн. I. Ч. I. M., 1768. С. 36; Чертков А. Указ. соч. С. 105. Не вижу необходимости пренебрегать поздними компиляциями, если их версии позволяют дать конструктивное, непротиворечивое решение.

 

[475] Полководец фатимидского халифа Муизза, Джаухар, взял Старый Каир (см.: Босворт К. Э. Мусульманские династии. С. 79).

 

[476] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 434—435.

 

[477] Там же. С. 435.

 

[478] См.: ПВЛ. Ч. I. С. 83.

 

[479] Лопатинский А. Г. Мстислав Тьмутараканский и Редедя по сказаниям черкесов // Известия Бакинского гос. университета. № 1. 2-й полутом. Баку, 1921. С. 23—26.

 

[480] Караулов Н. А. Сведенья арабских географов IX—X вв. по Р. Х. о Кавказе, Армении и Азербайджане // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 38. Тифлис, 1908. С. 114; Артамонов М. И. История хазар. С. 445.

 

[481] Вернадский В. И. Химическое строение… С. 272.

 

[482] См.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 381—386, 427—428.

 

[483] См.: Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. С. 40—43.

 

[484] См.: Гумилев Л. Н., Кузнецов Б. И. Бон.

 

[485] См.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 106.

 

[486] См.: Коран. Приложения. С. 654.

 

[487] Мавлютов P. P. Ислам. М., 1974. С. 29.

 

[488] В пятой суре Корана говорится о дружбе мусульман и христиан и вражде иудеев к мусульманам (5, 85). В VII в. такая расстановка сил была очевидна.

 

[489] Так сформулировал тезис папа Григорий VII в письме Ан-Насиру (из династии Хаммадидов в Северной Африке) в 1076 г.: «Мы и вы веруем в одного Бога, хотя и по-разному» (История дипломатии. М., 1959. С. 150). Папа знал о догматических расхождениях католичества и ислама, но ведь люди поклоняются не догматам, а богу, а эта система отсчета в X—XI вв. была общепонятна и исчерпывающе убедительна.

 

[490] Это был деизм, т. е. учение о том, что Создатель мира не вмешивается в его дела, как хороший часовщик не чинит уже изготовленные часы. Различие этого Существа с христианской Троицей очевидно.

 

[491] См.: Павель Л., Бержье Ж. Какому богу поклонялся Гитлер // Наука и религия. 1966. № 10—11.

 

[492] CochinAugustin. Les sociйtйs des penses et la dйmocratie. Paris, 1921.

 

[493] Там же.

 

[494] ПВЛ. Ч. II. С. 329.

 

[495] Или с 867 г. См.: Голубинский Е. Е. Указ. соч. Т. I. Первая половина тома. С. 51—52.

 

[496] Текст в переводе Д. С. Лихачева (ПВЛ. Ч. II. С. 258).

 

[497] Критика достоверности рассказа о выборе веры проводилась не раз (см.: Голубинский Е. Е. Указ. соч. ), но с принятой в XIX в. позиции — буквального восприятия текста. Однако в древней историографии было принято использование диалога как литературного приема, обобщающего материал. С этой точки зрения оценка летописцем расстановки сил X в. не вызывает сомнений в компетентности автора. То, что изучение чужих религий имело место, показывает свидетельство арабского «Сборника анекдотов» (XIII в. ), написанного Мухаммедом ал-Ауфи, где содержится рассказ о посольстве Буламира (Владимира) в Хорезм с целью «испытания» ислама на предмет обращения в мусульманскую веру (см.: Записки Восточного отделения Русского археологического общества. Т. IX. СПб., 1896. С. 262—267).

 

[498] Ведь войдя в мир фантасмагорий и заклинаний, люди становились хозяевами этого мира или, что точнее, были в этом искренне убеждены. А то, что им ради этого ощущения свободы и власти над окружающими надо было плюнуть на крест, как тамплиерам, или разбить на части метеорит Каабы, как карматам, или, убив мудрого визиря (исмаилиты), обескровить страну, их приютившую, то это их совершенно не смущало. Правда, встав на этот путь, они отнюдь не обретали личной свободы. Наоборот, они теряли даже ту, которую они имели, находясь в той или иной позитивной системе. Там закон и обычаи гарантировали им некоторые права, соразмеренные с несомыми обязанностями. А здесь у них никаких прав не было. Строгая дисциплина подчиняла их невидимому вождю, старцу, учителю, но зато он давал им возможность приносить максимальный вред ближним. А это было так приятно, так радостно, что можно было и собственной жизнью пожертвовать.

 

[499] См.: Арсеньев И. Указ. соч. С. 25—41.

 

[500] Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья // Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. М., 1932. С. 4—5.

 

[501] Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1969. С. 170—172.

 

[502] Там же. С. 174.

 

[503] Лозинский С. Г. Указ соч. // Там же. С. 4—5.

 

[504] Арсеньев И. Указ. соч. С. 41.

 

[505] См. там же. С. 80–102.

 

[506] См.: Осокин Н. Н. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. Казань, 1872. Т. II. С. 158—159.

 

[507] Monumenta Germaniae historica. Scriptores. T. VI. P. 619. См.: Кузьмин А. Г. Варяги и «Русь» на Балтийском море // Вопросы истории. 1970. № 10. С. 45.

 

[508] Flathe. Geschichte der Vorlдufer der Reformation. Bd. I. S. 270; см.: АрсеньевИ. Указ. соч. С. 71.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...