Толковый словарь понятий и терминов 1 страница
В 1976 г. автор этой книги писал: «К сожалению, мы не можем сразу предложить точные дефиниции, которые, вообще говоря, весьма облегчают исследование, но мы, по крайней мере, имеем возможность сделать первичные обобщения». [1203] И это было вполне естественно: ведь дать определение — значит свести явление к более простым и очевидным формам, отражающим закономерности его развития. Однако в середине семидесятых годов закономерности этногенеза еще предстояло описать и понять. Такому эмпирическому обобщению и были посвящены три первых выпуска нашей работы. [1204] И только теперь, спустя почти десять лет, мы можем дать определения основных терминов и понятий этнологии. Необходимость в таких определениях очевидна. Во-первых, необходимо определить основные понятия этнологии в целях ее дальнейшего развития. Во-вторых, определения необходимы во избежание возможных в будущем недоразумений с оппонентами при трактовке основных понятий этнологии. И, наконец, в-третьих, этнология за последнее десятилетие развивалась и уже требует уточнений в понятийном аппарате, отражающих это развитие. В этом смысле и приводимые ниже определения, конечно, не претендуют на окончательность.
* * *
Аберрация близости — преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними. Аберрация дальности — расплывчатость далеких явлений, что создает ложное впечатление их незначительности. Аберрация состояния — восприятие наблюдателем динамики долгоидущего процесса как совокупности статических состояний вследствие медленности восприятия процесса человеком. Адаптация в этногенезе — приспособление этноса к ландшафту, происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения.
Актуализм — ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность. Аннигиляция — распад на субатомном уровне с необратимой потерей световой энергии, уходящей в межгалактический вакуум. Антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением. Аттрактивность — влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости. Бездна — пустота, или вакуум, не являющийся частью материального мира. Биосфера — оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами. Биохимическая энергия — см. Энергия живого вещества биохимическая. Биполярность — возможность развития систем в двух направлениях — к усложнению и к упрощению с лимитом в вакууме. Вакуум — см. Бездна. Вакуума нулевые колебания — мгновенный процесс возникновения и уничтожения виртуальных частиц в вакууме (пустоте). Вариант этнического контакта — различия в способах взаимодействия этнических систем. Воля — способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору. Время историческое — процесс управления энергетических потенциалов между элементами этносферы, нарушаемый пассионарными толчками. Гармоничные особи (гармоничники) — особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения. Генетический «дрейф» — явление рассеивания пассионарного признака за пределы популяции путем случайных связей. Геобиоценоз, или биоценоз — закономерный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования. Геохор — участок земной поверхности, однородный в своих экологических особенностях и отличающийся по этим особенностям от смежных участков. Деяния — поступки, являющиеся результатом свободного выбора (сознательной деятельности) человека (в отличие от явлений).
Диахроническая шкала — система отсчета времени от пусковых моментов различных этнических систем для их сопоставления по фазам этногенеза. Дивергенция этническая — распад этнической системной целостности с потерей ощущения комплиментарности на заданном уровне этнической иерархии. Динамическое состояние этнической системы — такое состояние этнической системы, при котором вследствие пассионарного толчка колебания биохимической энергии — пассионарности приводят к смене фаз этногенеза и активному преобразованию этноландшафтной среды (в отличие от гомеостаза). Дискретность этнической истории — прерывность причинно-следственных связей, определяющая начала и концы этногенезов. Идеал — далекий прогноз, воспринимаемый интуитивно. Императив поведения — идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз. Императив поведения негативный — стремление к упрощению системы. Императив поведения позитивный — стремление к усложнению системы. Импульс инстинкта — см. Импульс поведения инстинктивный. Импульс поведения инстинктивный (инстинкт) — врожденный поведенческий импульс, направленный на личное и видовое самосохранение. Импульс сознания — эгоизм, требующий для осуществления себя как цели — рассудка и воли (в отличие от аттрактивности). Инкубационный период — часть фазы подъема от момента пассионарного толчка или начала генетического дрейфа до появления этноса как новой этносоциальной системы. Инкубационный период скрытый — та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения не приводит к фиксации событий современниками. Инкубационный период явный — та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения уже вызывает фиксацию событий современниками, но еще не приводит к этнической дивергенции и появлению новой этносоциальной системы. Истинность — суждение, адекватное заданной сумме наблюдаемых фактов, где погрешность не превышает заданного допуска.
Историческая судьба — цепочки событий, каузально связанные их внутренней логикой. История антропогенных ландшафтов — история взаимодействия общества и природы через механизм этнической системы. История культуры — коллективная память этносов о своих культурных традициях. Комплиментарность — положительная (отрицательная) — ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих». Конвиксия — группа особей с однохарактерным бытом и семейными связями, низшей таксой этнической иерархии. Консорция — группа людей, объединенных одной исторической судьбой, часто эфемерно, на короткое время. Констелляция в суперэтносе — сходство тенденций развития этносов в пределах суперэтноса вследствие происхождения от одного пассионарного толчка. Красота — комплекс форм, нравящихся без предвзятости. Ксения — букв. «гостья» — вариант симбиоза, при котором небольшая группа представителей иного этноса замкнуто живет среди аборигенов и не смешивается с ними. Логика событий — причинно-следственные связи между событиями, детерминирующие дальнейший ход самих событий. Ложь — сознательное искажение истины. Мера устойчивости этноса — показатель плотности этнических связей различных весов и знаков (в кибернетическом смысле), определяющий степень сопротивляемости этноса внешним воздействиям. Месторазвитие, или родина этноса — неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система. Мироощущение — фиксированное сознанием прохождение отраженного от вакуума импульса пассионарности (биохимической энергии), выражающееся в отношении к идеальным абстрактным ценностям и материальному миру. Мироощущение негативное — отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем. Мироощущение позитивное — отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к усложнению систем. Мозаичность этноса — неоднородность внутренней структуры, необходимая для поддержания этнического единства.
Ностальгия — ощущение несовместимости с иным этническим полем. Пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Пассионарии — особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Пассионарная индукция — явление трансформации поведения гармоничных особей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля. Пассионарное напряжение — см. Уровень пассионарного напряжения этнической системы. Пассионарное поле — поле, обусловленное наличием биохимической энергии — пассионарности. Пассионарность как характеристика поведения — эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели. Пассионарность как энергия — избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению. Пассионарный импульс — см. Пассионарный импульс поведения. Пассионарный импульс поведения, или пассионарный импульс — поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения. Пассионарный признак — рецессивный генетический признак, обусловливающий повышенную абсорбацию особей биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы. Пассионарный толчок — микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах. Персистенты (изоляты, статические этносы, реликты) — этнические системы, находящиеся в этническом гомеостазе. Эти термины в контексте работы — синонимы. Полоса свободы — совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор. Именно здесь осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития (см. Биполярность ). Популяция — совокупность особей, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание. Принцип неопределенности в этнологии — объективное ограничение возможностей исследователя при наблюдении последовательности событий, позволяющее описать их только в одном аспекте: либо в социальном, либо в этническом (природном). Пусковой момент — момент пассионарного толчка в абсолютной временной шкале, являющейся точкой отсчета «0» для диахронической шкалы. Разнообразие этносферы — неравенство энергетических потенциалов, вносимое в историческое время пассионарными толчками. Разность потенциалов контактная — перепад пассионарности (биохимической энергии), возникающий при контакте двух и более суперэтносов.
Рассудок — способность свободного выбора реакции при условиях, это допускающих. Ритм этнического поля — та частота колебаний этнического поля, к которой посредством стереотипа поведения адаптировалась этническая система. Саморегуляция этноса — способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии — пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде. Сверхнапряжение — целенаправленное усилие, необходимое и достаточное для нарушения агрегатного состояния среды. Сигнальная наследственность — передача навыков потомству через условный рефлекс подражания, формирующий стереотип поведения как высшую форму адаптации. Симбиоз — сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу. Смещение, или результат контакта — нарушение запрограммированного хода процесса этногенеза вследствие внешнего воздействия. Смерть — способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени. Событие — разрыв системных связей. Справедливость — соответствие морали и этики. Старение — потеря инерции пассионарного толчка в этнической системе на персональном и этническом уровнях. Статическое ощущение времени — восприятие, при котором время игнорируется как реальность. Стереотип поведения — изменяющийся по ходу времени набор навыков поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности. Структура стереотипа поведения этноса — строго определенная норма взаимоотношений между: а) этническим коллективом и индивидом; б) индивидами; в) субэтносами; г) этносом и субэтносами. Субпассионарии — особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения. Субэтнос — этническая система, являющаяся элементом структуры этноса. Сукцессия антропогенная — постепенное изменение вмещающего ландшафта, вносимое адаптирующимся этносом, возникающая одновременно в одном ландшафтном регионе и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность. Творчество — направленность поведения, возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка. Традиция культуры — сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу. Упрощение — уменьшение плотности системных связей в этнической системе Уровень пассионарного напряжения системы, или пассионарное напряжение — количество имеющейся в этнической системе пассионарности, деление на количество персон, составляющих этническую систему. Уровень этнического контакта — ранг контактирующих систем в этнической иерархии. Усложнение — увеличение плотности системных связей в этнической системе. Фаза акматическая — колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности. Фаза инерционная, или фаза инерции — плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома. Фаза надлома — резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля. Фаза мемориальная — состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция. Фаза обскурации — снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт. Фаза подъема — период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа. Фаза этногенеза — совокупность таких уровней пассионарного напряжения системы, каждый из которых при данном направлении процесса этногенеза определяет господство в стереотипе поведения единого для всей совокупности уровней императива поведения. Флуктуации биосферы — локализованные в пространстве и времени изменения количества энергии живого вещества биосферы вследствие пассионарных толчков. Футуризм — ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность. Химера — сосуществование двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише. Энергия живого вещества биохимическая — свободная энергия, вырабатываемая живыми организмами в процессе обмена веществ. Энтропийный процесс — необратимый процесс потери энергии. Этика антиэгоистическая, или альтруистическая — этика, при которой интересы этнического коллектива у индивида превалируют над его собственными. Этика эгоистическая — этика, при которой интересы индивида и его семьи превалируют над интересами этнического коллектива. Этническая диагностика — способ различения этносов по стереотипу поведения и принадлежности к той или иной этнической традиции. Этническая доминанта — явление или комплекс явлений (религиозный, идеологический, военный, бытовой), который определяет переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие. Этническая иерархия — динамичная в процессе этногенеза соподчиненность этнических систем разных таксономических уровней (рангов). Этническая история — функция этногенезов и этнических контактов за периоды, где события зафиксированы источниками. Этническая регенерация — восстановление этнической структуры после потрясений. Этническая традиция — сумма стереотипов поведения, передаваемых механизмом условного рефлекса. Этнические контакты в аспекте этнического поля — интерференция вибраций этнических полей. Этнический гомеостаз, или гомеостатический уровень, или статическое состояние этноса — устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии — пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза. Этнический контакт — процесс взаимодействия двух и более этнических систем одного или разных рангов этнической иерархии. Этнический субстрат — исходные этнические компоненты (два и более), интегрируемые вследствие пассионарного толчка в новый этнос. Этническое поле — возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и аттрактивности членов этнической системы. Этногенез — момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности. Этногенез в аспекте этнического поля — динамика колебательного движения этнического поля. Этнология — географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху. Этнопсихология — наука о проявляющейся в этнической истории смене устойчивых настроений этноса в зависимости от фазы этногенеза. Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности. Этносфера — земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли. Этноценоз — геобиоценоз, в котором происходит развитие данного этноса, опосредованное процессом его адаптации. Явления — результаты влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.
[1] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[2] Там же.
[3] Первая дата — 859 г.; Повесть временных лет (далее: ПВЛ). М.; Л., 1950.
[4] Подробнее см.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[5] См.: Гумилев Л. Н. Хунны в Китае.
[6] См.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки.
[7] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 7.
[8] GumilevL. N. New Data on the Khazars // Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. 19. Budapest, 1967. P. 61–103 (литература на рус. яз. — в сносках).
[9] GymilevL. N. Les fluctuations du niveau de la mer Caspienne // Cahier du monde russe et sovietique. Vol. VI. № 3. Paris — Sorbonne, 1965. P. 331—336 (литература на рус. яз. — в сносках).
[10] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: ВИНИТИ, 1987.
[11] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 7–40.
[12] KoestlerArthur. Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976.
[13] VernadskyG. The Origins of Russia. Oxford, 1959; Ляшевский С. История христианства в земле Русской с I в. по XI в. и очерки по предыстории России. New York; Brooklin, 1967.
[14] VernadskyG. Ancient Russia. New Haven, 1952.
[15] См.: Лесной С. Влесова книга. Виннипег, 1966.
[16] Ляшевский С. Указ. соч. С. 169.
[17] См.: Лесной Сергей. Русь, откуда ты? Виннипег, 1964. С. 6–10. Автор считает, что 1) скандинавы не играли роли в образовании Русского государства; 2) русь как племя создалось в начале новой эры и всегда было славянским; 3) славяне — автохтоны Центральной Европы; 4) у древних славян была руническая письменность; 5) «Влесова книга» достоверна.
[18] См.: Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси: IX — первая половина X в. М., 1980.
[19] См.: Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982.
[20] См.: Сахаров А. Н. Мы от рода русского. Рождение русской дипломатии. Л., 1986.
[21] См.: Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. М., 1938. С. 1—2.
[22] Проблема взаимоотношения Золотой Орды и Руси искусственно осложнена. То, что русские называли хана царем и платили в Орду «выход», несомненно, но во внутренние дела Руси ханы не вмешивались и, требуя от кочевых подданных после принятия ислама отречения от монгольской культуры (ясы) и религии, не требовали этого от русских. Скорее здесь была уния при главенстве Орды, а Русь рассматривалась как самостоятельный улус, примкнувший к Орде по договору, а не вследствие завоевания (см.: Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 398 и след.; Он же. Апокрифический диалог // Нева. 1988. № 3, 4).
[23] Цит. по: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 3.
[24] См.: Грушевский М. С. История Украины — Руси: В 5 т. Т. I—III. Львов, 1904—1905; Т. IV. Львов, 1903; Т. V. Львов, 1905; см. также: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 4—5.
[25] А. Е. Пресняков дает критический разбор аспектов этнической диагностики: расового, языкового, культурно-психологического — и делает вывод: «Государства возникают раньше наций» (Указ. соч. С. 6), но не говорит, почему они возникают. Нашу точку зрения см.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[26] Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 10.
[27] Cм.: История СССР с древнейших времен до наших дней: В 2 т. М., 1966.
[28] См.: Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919. Ср.: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 14—26.
[29] См.: Шахматов А. А. К вопросу о польском влиянии на древнерусские говоры // Русский филологический вестник. № 1. Варшава, 1913. С. 1–12. Ср.: ПВЛ. Ч. II. С. 225—226.
[30] См.: Пресняков А. Е. Указ. соч. С. 12.
[31] Ростовцев К. О. Отчего погибли динозавры // Ленингр. правда. 1983. 25 ноября.
[32] Славяне расселялись из области между Днестром, Припятью и Верхней Вислой (см.: Баран В. Д. Сложение славянской раннесредневековой культуры и проблема расселения славян // Славяне на Днестре и Дунае. Киев, 1983. С. 40).
[33] См.: Брайчевский М. Ю. Славяне в Подунавье и на Балканах в VI—VIII вв. // Славяне на Днестре и Дунае. С. 221—222.
[34] См.: Баран В. Д. Указ. соч. С. 45.
[35] См.: Брайчевский М. Ю. Славяне в Подунавье… С. 225. Славянским по языку население Пелопоннеса оставалось до XIX в., т. е. до освобождения Греции от турок. Но школа и литература на новогреческом языке заставили потомков славян — майнотов — сменить и язык, что выделило «греков» из прочих южных славян.
[36] Цит. по: Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. СПб. Б. г. С. 61.
[37] Подробнее см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 289—295.
[38] См.: Винокур Н. С. Черняховские племена на Днепре и Дунае // Славяне на Днестре и Дунае. С. 131.
[39] См.: Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970. С. 7.
[40] См.: Винокур Н. С. Указ. соч. С. 133.
[41] См.: Приходнюк О. М. К вопросу о присутствии антов в Карпато-Дунайских землях. // Славяне на Днестре и Дунае. С. 191.
[42] См.: Баран В. Д. Указ. соч. С. 40.
[43] См.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 34—35.
[44] См.: Симокатта Феофилакт. История / Перевод С. П. Кондратьева. М., 1957. Кн. VIII. 5. С. 180.
[45] См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Вступ. ст., перевод, комментарий Е. Н. Скржинской (далее: Иордан). М., 1960. С. 220.
[46] См.: Брайчевський М. Ю. Похождения Русi. Киiв, 1968. С. 155.
[47] См.: Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951; Рыбаков Б. А. Древние русы // Советская археология. XVII. 1953; Артамонов М. И. История хазар. С. 289—290.
[48] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[49] См.: Потапенко А. И. Старожил земли русской. Ростов, 1976. С. 50.
[50] Моисей Хоренский в «Истории Армении» упоминает, что между 193 и 213 гг. «толпы хазар и баслов (барсилов), соединившись, прошли через ворота Джора (Дербентский проход)… перешли Куру и рассыпались на всю сторону ее» (цит. по: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 115). М. И. Артамонов полагает, что упоминание хазар в столь раннее время — анахронизм (см. там же. С. 131), однако оснований для сомнений не приводит. Принимая сведения источника, констатируем, что во II в. хазары обитали в низовьях Терека и Сулака. На Волгу они распространились позднее не через сухие степи, а по берегу Каспийского моря, стоявшего тогда на отметке минус 36 м, т. е. на 8 м ниже, нежели в XX в. (см.: Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий // Вестн. ЛГУ. 1974. № 6. С. 84—95; Он же. Хазария и Терек // Там же. 1974. № 24. С. 78—88).
[51] ПВЛ. Ч. II. С. 14.
[52] Там же. Ч. II. С. 223.
[53] Термин «тюрк» имеет три значения. Для VI—VIII вв. — это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. От них произошла хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX—XII вв. тюрк — общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет касательства к происхождению. Для современных востоковедов «тюрк» — группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения.
[54] Подробно см.: Артамонов М. И. История хазар. С. 171; Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 238.
[55] См.: История Дагестана. Т. I. M., 1967. С. 153.
[56] Дербент был окончательно оккупирован арабами в 685—686 гг. и отделился от халифата в X в. вместе с Ширваном.
[57] Евразией в данной работе называется внутренняя часть континента, в основном степь между Карпатами и Маньчжурией, представляющая этнокультурную целостность. В таком же этнокультурном аспекте следует рассматривать названия «Восточная Европа» и «Западная Евразия».
[58] См.: Плетнева С. А. От кочевий к городам. M., 1967.
[59] См.: Артамонов М. И., Плетнев С. А. Еще раз о степной культуре Евразии // Народы Азии и Африки. 1970. № 3. С. 92.
[60] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 99.
[61] См. там же. С. 457—458. Может показаться странным, что М. И. Артамонов в статье, написанной совместно с С. А. Плетневой, отвергает и игнорирует выводы собственной книги, например войну хазар с болгарами, показывавшую, что это разные этносы, и многое другое. Объяснения этой странности у меня нет.
[62] См.: Гумилев Л. Н., Эрдейи И. Единство и разнообразие кочевой культуры в средние века // Народы Азии и Африки. 1969. № 3. С. 78—87.
[63] Артамонов М. И., Плетнева С. А. Указ. соч. С. 89.
[64] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[65] Гаркави А. Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874. С. 135.
[66] См.: Чичеров И. С. Византийские исторические сочинения. «Хронография» Феофана. M., 1980. С. 58. Примеч. 197. С. 96.
[67] См.: Брайчевський М. Ю. Похождения Русi. Киiв, 1968. С. 172.
[68] См.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. M., 1987. С. 208—215.
[69] У Захария названы «красные» (см.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: В 2 т. Т. I. M., 1962. С. 138).
[70] Там же. С. 137.
[71] Там же. С. 135.
[72] Там же. С. 135.
[73] См.: Куник А., Розен В. Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Т. I. СПб., 1878. С. 54.
[74] См.: Артамонов М. И. История хазар. С. 116.
[75] См.: Федоров Г. С. Раскопки в Северном Дагестане // Археологические открытия 1967 г. M., 1968. С. 92.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|