9. Новая интеграция.
Частью творческого процесса в гештальт-терапии является интеграция полярностей внутри личности клиента (Рашг, 1973). Человек часто идентифицирует себя с одним из качеств, но не с противоположным. То есть, он считает себя мирным и не агрессивным, скупым и не щедрым. Или честным, и не наоборот. И так далее. Обычно нетрудно исследовать и поставить под сомнение это восприятие себя, задавая вопросы или побуждая клиента думать в другом ракурсе. Этот вербальный обмен готовит когнитивную основу для изменений ограниченной Я-концепции клиента. Но эти изменения должны быть подкреплены и доведены до сознания путем экспериментов. Эксперимент призван не только преувеличить поляризованное поведение клиента, но, что наиболее важно, он нужен для творческой интеграции полярностей и для более целостного опыта и экспрессии. После многих месяцев терапии Миссис Миллер, профессиональная певица, призналась мне, что уже на протяжении семи лет своего замужества не испытывает оргазм. Я начал фантазировать об оргастических ощущениях, которые она должна испытывать, когда поет в качестве солистки большого хора в сопровождении целого симфонического оркестра. После предварительных расспросов с моей стороны она предлагает спеть для меня. Таким образом, в течение нескольких сессий мы работаем над ее телесным осознаванием во время пения. В процессе пения она обнаруживает чрезвычайно сильные ощущения в брюшной полости и вагине. Я предлагаю ей, в то время как она поет, закрыть глаза и представить сексуальный контакт со своим мужем. Она почувствовала смущение, поэтому я предложил отвернуться от нее. Эксперимент стал для нее более комфортным, и она продолжила. В конце сессии она сообщила мне: «Я почти кончила, когда пела сегодня и думала про Джона». Несколько месяцев спустя она пришла ко мне на сессию со своим мужем Джоном. Они принесли бутылку вина, чтобы отпраздновать первый оргазм Сандры за весь период отношений. Прошли годы с тех пор, как я в последний раз видел Миллеров, и я иногда задаюсь вопросом, испытывает ли она оргазм, когда поёт. Если да - то не думаю, что это высокая плата за более счастливую сексуальную жизнь и крепкий брак.
Хочу рассказать вам о другом примере интеграции. Клиентом в данном случае был священник. Он не хотел, чтобы его называли «отец»: «Из-за этого я чувствую себя импотентом. Из-за этого я чувствую себя так, будто у меня нет яиц». Я попросил, чтобы он правой рукой благословил каждого участника группы, а левую руку в это время держал на своей промежности! Он начинает входить в контакт со своей потенцией. Его благословения становятся все более и более вдохновенными и красивыми. Благословение, даваемое каждому следующему человеку, становится более чутким, выражая понимание потребностей другого человека. Священник становится более энергичным, на лице появляется румянец. Благословения похожи на духовные вспышки. И, когда он подошел к последнему участнику, я заметил, что несколько человек плачут. То, что вначале выглядело как оскорбительный и вульгарный эксперимент, обернулось для этого прекрасного мужчины глубоким, достигающим самой сути, опытом. Когда он завершил эксперимент, в группе стояла долгая тишина. Он оглянулся, тепло и пристально вглядываясь в наши лица. «Думаю, было бы здорово, если бы вы иногда называли меня «отец», - сказал он. Ему удалось совместить свою сексуальную потенцию с религиозной ролью «отца». Произошедшее может выглядеть очень легким и простым, но для этого священника данный опыт был одним из самых сильных и интегрирующих в его жизни.
10. Творчество как обучение Дао. Обучение Дао происходит во всем организме, когда организм чувствует свою собственную силу движения и свои собственные исследовательские возможности. В отличие от обучения из-за дефицита, которое происходит на вербально-концептуальном уровне, обучение Дао начато самим человеком. И человеку позволено изящно двигаться от одного короткого шага в своем процессе - к следующему, своему собственному шагу. Это постепенное движение совокупности мысленных образов, мышечного напряжения, вербализации и
разрядки дает человеку ощущение непрерывного сотворения своей судьбы. Он постепенно начинает ценить свой собственный процесс ради самого процесса, а не избегание чувств на пути к запутанной и неясной цели - цели, которая часто воспринимается как принадлежащая «им», другим: родителям или терапевту. Очень важным является то, что человек учится ценить и ценить и получать удовольствие от собственной гибкости внутри траектории своей работы. И также важно, что он воспринимает терапевта (или учителя) скорее не как источник своего знания, а как смазочный материал. Многие месяцы драгоценного времени растрачиваются попусту, когда терапевт и клиент сговариваются сделать терапевта источником знаний, а клиента - ребенком-калекой, который слушает наставления мудрого человека. От терапевта требуется безупречная дисциплина (и приносящее радость любопытство), чтобы оставаться с процессом другого. Чтобы не «пришпоривать» процесс не до конца оформленными утверждениями, исходя из желания истолковать и добавить ясность. Эти преждевременные действия, как правило, берут начало в собственном стремлении терапевта утвердить себя в роли помощника и мудрого человека, вместо того чтобы почтительно сопровождать эстетическую сущность клиента, которая движется через время и пространство в верном направлении. Когда терапевт склоняется к эстетической оценке, он становится «натуралистом» - ценителем «человеческой природы». Позволяя процессу развиваться, я не отказываюсь от своей собственной силы. Я все время здесь: подталкиваю, усиливаю, наслаждаюсь, смеюсь, а также изумляюсь и очаровываюсь. Такая позиция дает мне свободу быть еще и учеником, студентом, создавать внутренние гипотезы по поводу каждого клиента и не находиться под давлением избитых «вечных» истин и шаблонной самоуверенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|