Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие положения




Роль и задачи метода определяются той парадигмой, в которой этот метод используется... В парадигме диагностики творческие методы используются давно и прочно... Начало положил знаменитый тест Роршаха и продолжение этой -исследовательской линии - ДДЧ, РНЖ... Общим тут является то, что способность человека мыслить и организовывать свое сознание и отношения через образы служит для решения диагностических задач - испытуемый пассивный объект


исследования. Кроме этого, диагностическая модель не предусматривает изменчивости ситуации - она константна, а это означает, что она предполагает «норму». И тут возникает своеобразная сложность. Например, 80-120 -нормальное давление, но, если бегун будет иметь нормальное давление на дистанции бега - он погибнет.

В парадигме аналитической терапии творчество - это дорожка к бессознательному. Способ заглянуть туда, где труден прямой путь. И в большей степени связано это с определенной экспертной позицией терапевта.

С точки же зрения Гештальта, ценность человека в адаптации его в поле «организм - среда», и изменения его проявляются в изменении способов, которыми он пользуется для структурирования и организации окружающего мира, видении и навыках, используемых им для организации среды, в общем поле «организм-среда». Ценность гештальт-терапии в возвращении человеку способности видеть и, творчески перерабатывая информацию, находить новые решения. В гештальт-терапии мы опираемся на опыт и совместное исследование происходящего - т. е. на контакт и эксперимент.

Экспериментом в гештальттерапии мы можем называть решительно ВСЕ, происходящее в терапевтической ситуации, что мы вместе с клиентом подвергаем исследованию и пониманию. Так же это может быть созданная процедура, помогающая исследовать проблемную для клиента тему. Эксперимент может быть как спонтанным - родившимся из ситуации - допустим, когда клиент в замешательстве берет листок бумаги и начинает рисовать «каракули» или же специально предложенным терапевтом, опирающимся на свои гипотезы о процессе и трудностях клиента. Широкий спектр видов и форм творческой активности создает множество способов и возможностей для использования творческих методов в индивидуальной и групповой терапии.

Каковы же ресурсы творческих методов?

Чем они специфичны?

Какие возможности их могут быть полезными для нас?

Какую пользу они способны приносить нашим клиентам?

Постараюсь обрисовать мой подход и видение открывающихся в арт-терапии возможностей.

Творческие методы в терапии

Рисунок, танец, стихотворение представляют собой еще одно пространство, еще один мир... Находясь в процессе творения, клиент рождает нечто, связанное с его миром и его возможностями, принадлежащее ему... Делая это, он изменяет свои границы, одновременно перенося и присваивая им свои значимые отношения с миром... Рисунок или танец - это как протянутая рука... в ней может оказаться рука другого, а может и камень... Символизм этого акта подобен рождению... Как встретят, кто встретит... Имею ли я право быть? Могу ли я быть с вами таким?

Примете ли вы меня. Важное событие в жизни! Не правда ли?


На этом этапе возможна встреча с различными формами сопротивления, которое, если на него обратить внимание, может служить и ценной информацией про клиента, и событием в ваших отношениях. Отказ, например, клиента от эксперимента-рисования может служить как проявлением его личной травматической истории, так и закономерным выражением недоверия терапевту, если эксперимент предлагается преждевременно.

Терапевту в такой ситуации стоит быть внимательным к сопротивлениям, которые проявляет клиент. Часто на этом этапе возникает стыд или смущение, или страх. Хорошо, если терапевт внимательно поддерживает процесс, а не стремится продвинуть клиента, игнорируя ту границу, которая проявляется в этих переживаниях. Ведь не только рисунок является экспериментальной площадкой, но и то, как он появляется...

Творчество происходит, и это, само по себе удивительное событие, разворачивается здесь-и-сейчас... Нам с вами повезло быть в событии, когда рождение внутреннего образа проходит процесс адаптации, выражения и воплощения. И все это происходит в магическом пространстве сессии или же группы... Клиент создает продукт в процессе отношений и он, его чаяния, надежды воплощаются здесь и сейчас - в пространстве между вами. И задачей терапевта является поддержание процесса, а стало быть, и энергии -проявляющейся в пространстве, если при этом мы будем внимательны к процессу

- она может быть обнаружена в различных проявлениях контактирования:

Пример - работа в группе - девушка создает очень яркий привлекательный рисунок, но создает его путем набора большого количества краски на кисточку. Краска капает... и она все повторяет эти действия...

Т.: Что с тобой происходит, что важно для тебя?

К.: Капли... они разбиваются...

Т.: Попробуй сказать это про себя.

К.: ... я разбиваюсь... Я разбита... Слезы...

Так в мини-сессии получилось выйти на боль при утрате...

Процесс сам подсказывает... если вы внимательны к нему и не ограничиваете себя только работой в рамках образа. Рисунок в терапии - не цель, а еще один язык, могущий обогатить ваши отношения и порой заглянуть туда, где нет вербальных эквивалентов. Еще один инструмент, с помощью которого клиент может встретиться со своими болезненными местами... и найти свою «новую форму»...

И здесь, похоже, можно говорить о рисунке и ином произведении как о творении-объекте... после появления образа, воплощенного в листе или в пластилине, или в песочнице, воплощенном в танце или слове... Мы имеем дело с двумя феноменами: образ как послание и образ как вынесенное (интересно, что сначала опечатался и написал - как внесенное©... ) в пространство часть клиента

- событие внутреннего мира.

Образ как послание: появление образа изменяет пространство... Часто картинка может иметь значение для отношений терапевт-клиент. Вынося какую-то часть себя, клиент помещает ее в пространство ваших отношений... В особенности, если «показывает» ее вам... И вполне вероятно, что этим


 




невербальным способом он приглашает вас в свой мир - или же, наоборот, обозначает границу. Здесь опорой могут стать ваше отношение и ваши чувства... Значимым может оказаться то переживание, которое вы испытываете при появлении картинки... Например, желаете ли вы приблизиться к ней или наоборот отдалиться... Привлечены вы или перепуганы...

Не смотря на наши различия культур и образований, часто в творчестве мы обращаемся к архаическому языку - языку и системе, на которой построено базовое (архаическое) выживание... И у нас много общего... Например, для того чтобы выжить, необходимы укрытия, зоны безопасности - они обеспечивают существование в интимности. Нам необходимы границы и способы, для того чтобы защищать свою территорию. Необходимы ресурсы, на которые я могу опираться, когда я один... Необходимы зоны и территории, где я могу встречаться с другими... и, как правило, они различны для близких и значимых и для не очень близких... Так или иначе, когда выносится этот образ мира, мы видим способы организации жизни человека. Интересно определить свое место по отношению к нему... Смогли бы вы жить в подобном мире и если смогли бы -то в какой его части?

Пример: в сессии клиент рисует свой мир... Получается «очень красивая картинка» - смотрю, - у меня возникает чувство отвращения...

Т.: ... картинка очень красивая... Но не могу отделаться от чувства отвращения... Я бы так не смог жить...

К., с удивлением: А я это для вас нарисовал...?

Т.: А здесь есть ты?

К.: Да... Я - вот этот подтек грязной краски в углу.

С этого, собственно, и началась работа... Начал формироваться контакт.

Произведение - образ другого. Появляясь в листе или же в вылепленном, вытанцованном образе, человек приносит свое собственное устройство, определенную систему ценностей, предпочтений и устойчиво закрепленных способов адаптации. Все три функции 8е1: Г (базовые потребности) могут быть представлены в образе как целостной картине или же, наоборот, спрятанными (как в предыдущем примере)... И это тоже способ адаптации... И также точка возможного терапевтического исследования... Например, листик большой, а клиент располагает себя маленьким - в самом нижнем уголочке - так он распоряжается возможностью пространства и это информация - суть -эксперимент, могущий продвинуть знание и осознавание клиента...

Или может быть наоборот - не хватило для чего-то огромного листа... (про композиционные и особенности анализа рисунка смотрите статью Даниила Хломова «Анализ рисунка» в этом сборнике). Мне в этой заметке хотелось обратить ваше внимание на то, что в образе важно как и присутствующее, так и отсутствующее - ненарисованное.

Например, когда человек на предложение нарисовать образ тела рисует контур... то не исключено что своей чувствительности, переживаемой эмоциональной значимости он не очень в себе признает и готов показать только внешний свой «социально-манипулятивный» образ... И это тоже может быть замеченным как проявление сопротивления, что само по себе и неплохо. Хорошо


ведь, что человек может защитить себя))))... В том числе и от вас (терапевта), ведь поддерживая сопротивление мы поддерживаем и возможности человека в области личного и личностного выбора. Поддерживаем развитие личности и воли клиента.

Образ как модель внутреннего мира. Я хотел бы обозначить в этой заметке еще одну возможность творческого метода, специфичную для методов, использующих творчество и его продукты. Это возможность развернуть то, что находится внутри клиента (в свернутом виде). Часто, в том случае, когда клиент находится в слиянии - отождествлении себя с чем-то, внутри него возникает спутанность отношений, чувств, долженствований и идей. Пространство внешнее дает возможность вынести наружу эту путаницу. Так сказать экстериоризировать ее... Такой способ обращения помогает в выстраивании системы социальных связей и отношений - способствует обнаружению и пристраиванию своих собственных, личностных границ. В системе «Я - другой». Эмоциональные связи, часто не осознаваемые, проявляются как реальные векторы поля, выстраивающие системы отношений. Так же анализу может быть подвергнута и вынесена модель собственных внутренних связей - например связей между ощущениями, чувствами и эмоциями...

Образ как игра - одна из особенных. Выделяющимся творческим методом среди прочих методов является игра. Игра, вообще, есть очень важное явление в формировании человека, его способностей к освоению мира и отношений. Чудесная возможность, предоставляемая здесь в том, что что-то я могу пробовать, не рискуя быть отвергнутым обществом. В различных культурах есть для этого специфические инструменты - например, венецианский карнавал - чудесная возможность побыть таким, каким я не могу, или пока еще не могу быть в привычной среде. Например, прожить какое-то время в шкуре другого пола или же прожить кусочек жизни оболтусом, не отвечающим за свои решения. Игра -это репетиция возможной жизни, новые или же глубоко и давно отвергаемые модели поведения, модели построения отношений.

Проиграть возможность прожить своим «героем» или же, наоборот, «антигероем». Присвоить себе потенциал отвергаемой части... Для этого мы можем использовать и рисунки, и танец, и маски...

Арт-терапия - возможность экспрессивной разрядки. Что еще возможно в использовании творчества? Экспрессия и выражение переживания... Имея чувство или же сложное для принятия эмоциональное состояние, клиенту бывает сложно принять, осознать, прожить и пережить его... Так как в переживании присутствуют оба компонента - компонент чувства и компонент телесной энергетики - активности... Он должен быть выражен, ибо всякое чувство, будучи рожденным в отношениях, им же на самом деле и предназначено. Собственно оно и предназначено для регулирования отношений между организмом (клиентом) и средой. И чем более и долее оно является запрещенным, тем страшнее человеку встретиться с переживанием в полной его интенсивности. Ограниченность пространства и возможность использовать такие неспецифические для вербальных способов ресурсы, как движение, штрих, заливку, пластическое выражение, голос, звук... Дает новые ресурсы...


 




Пример: клиентка, встретившись с сложным для нее переживанием, выражает его в листе... Ее способ состоит в выливании на лист банки белой гуаши и размазывания... Затем берется банка черной гуаши... И очень важно, что все отвращение к этому «грязному» цвету выражается и проживается через руки... Минут 30 она была включена в этот процесс - сказочная возможность встретиться с ранними - очень телесными переживаниями... Отмечу глубину и катарсичность переживания, которое я наблюдал.

Всякое переживание мышечно. Суть оно является остановленым или же не начатым движением. В академической психологии есть тесты, исследующие личностные установки через миокинетические (мышечно-двигательные) реакции... Например методика Миро-и-Лопеса построена на исследовании привычных мышечных паттернов посредством рисования заданных картинок с открытыми и закрытыми глазами - исследуется сдвиг линий без контроля зрения. Для проецирования, а суть - выражения важны интенсивные линии с моторикой направленной от себя, для удерживающего - ретрофлексирующего человека движения будут направленными к себе и часто скручивающимися... Моторика -то, что участвует в процессе созидания - будь то бумага и мелки или же глина...

Еще важно сказать про ресурсы, связанные со звуком и голосовым выражением... Голос, когда он по-настоящему глубокий и идущий из глубин тела наверх, позволяет интегрировать телесность и, опираясь на силу переживаний, служит мощным интегрирующим началом, объединяющим эмоциональность и телесность... Здесь важным ресурсом является помощь терапевта в подборе адекватного средства и способа выражения... Богатство возможностей -усложняет решение... Для арт-терапевта хорошо иметь широкий спектр материалов... Очень уж различен тот потенциал, который представляют собой -например слово и глина...

И, наконец, об очень важной функции и задаче, которая решается творческими методами и возможность, содержащаяся в них - моделирующая функция. «Что нам стоит дом построить - нарисуем - будем жить! »... Творчество позволяет поставить тот необыкновенный эксперимент, когда наш клиент может шагнуть за границы своего страха изменения и поиграть с возможностями своего поля. Разместить в игровой ситуации терапевтической сессии то, что непривычно размещать в жизни. Попробовать иную систему связей и отношений, размещая свои чувства, меняя дистанцию в игровой «кукольной» ситуации, клиент получает волшебную возможность посмотреть на свое изменение под разными углами с позиций значимых людей... Ну чем не волшебство?

О времени в образе - вернее о том ресурсе арт-терапии, который позволяет использовать ее с пациентами разного характера от аутистов до лиц в состоянии сильной тревоги. Когда возникает образ - в нем времени нет... Он зафиксирован и это то, что важно в работе с клиентами, тревога которых настолько велика, что остановка для исследования какого-либо переживания становится невозможной. Образ, вынесенный и зафиксированный в творении, может стать прекрасной основой для исследования, рассматривания и осознания. Он уже есть и он здесь и сейчас...


И еще о том, как мы можем использовать время и временные процессы в творчестве. Линия - она имеет свой конец, но есть и начало... И она проходит и создается на одном листе. Красивая метафора жизни... Исследуя свое продвижение по линии в листе и замечая изменения образа, я могу интегрировать свои изменения, принимая и неизменную, стержневую составляющую себя... Постоянство и изменчивость...

Отмечу и значение в творчестве метафоры, которая, возникая, соединяет в себе множество смыслов и значений. Будь это метафора, например, персонажа из волшебной сказки, заимствованная из культурного контекста, или же личная метафора - «например я, как закипающий чайник!!!!! ». Это то, что, появляясь в контексте, позволяет исследовать более широкие контексты жизни клиента.

Использование арт-терапии в групповой работе позволяет нам задействовать такие специфические ресурсы различных людей - представлений, отношений... Например, эмоциональная реакция на индивидуальное произведение нескольких людей способствует расширению представления и помогает многообразить опыт обратных связей... Использование групповых рисунков или же коллажей позволяет безопаснее встречаться с различиями другого. Совместное творчество дает интересные возможности для исследования стратегии отношений. И важнейший ресурс групповой формы работы - в возможности пережить свою уникальность и встретиться с уникальностью других, обогатив себя этим опытом...

И в завершение несколько слов в защиту «дефлексии». Конечно, выражая на листе бумаги свои переживания, мы отдаем часть энергии этому процессу. Но всегда ли нужно выносить ее в отношения? Создавая промежуточный мостик (объект), мы даем клиенту возможность разобраться в своих переживаниях до... Кроме того, избыточная энергия (эмоциональность) мешает процессу осознавания, и создавая канал для выражения интенсивного переживания, мы поддерживаем интегративные возможности человека.

В этой заметке я постарался описать и систематизировать то, что я вижу важным и специфическим для гештальт-терапевта в работе средствами арттерапии...

Моя огромная признательность Даниле Хломову, на специализации которого я начал возвращать себе навыки рисования и связывать их с контекстом происходящего в терапии, и другим коллегам, показывавшим различные способы использования выразительных методов в терапии. Гертруде Шоттенлоер за чудесную книжку и моим любимым коллегам и клиентам, у которых я постоянно учусь.


 




Ольга Якимчук

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПЕСКА» В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

В наше время песочница с песком привлекает большой интерес терапевтов, использующих в своей работе художественные материалы. Однако так было не всегда. В России информация об использовании «песочной» терапии за рубежом появилась, благодаря изданию книг Джона Аллана «Ландшафт детской души» (1997) и Ленор Штейнхард «Песочная терапия» (2000). Из них стало ясно, что вплоть до последнего времени песочная терапия использовалась в арт-терапевтическом процессе сравнительно редко, так как она формировалась в русле психоанализа как невербальная форма психотерапии терапевтами, которые не имели какой-либо художественной или арт-терапевтической подготовки. Ее применяли как дополнительный инструмент психоаналитической терапии. Английский педиатр, основатель Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд (1939) впервые описала использовании песочницы в работе с детьми. «Эмоции и настроения обретают конкретное воплощение в результате использования песка и воды как в сочетании с миниатюрными игрушками, так и без них. Исцеление происходит, благодаря созданию из песка разных форм, ... благодаря возможности совершать некое действие, независимо от того носит оно разрушительный или созидательный характер, а так же из-за высокой степени доверия ко всему, что происходит во время песочной терапии». Маргарет Ловенфельд делала акцент на, безусловно, позитивном отношении к детям. Швейцарский психоаналитик Дора Кальфф (1966, 1981) дополнила песочную терапию юнгианским методом «активного воображения», сформулировав его теоретические принципы. «Создавая условия для проявления фантазии, можно осознать ранее скрытые и подавленные чувства и представления». Она считала важным невербальный характер этой работы, хотя бы на первых сессиях. Последующие терапевты, работавшие в этом направлении, придерживались тех же принципов.

Своеобразный взгляд на использование юнгианской терапии представила Ленор Штейнхарт, сертифицированный арт-терапевт. Она объясняет его наличием художественной подготовки, позволяющей обратить внимание на связь между особенностями форм поверхности песка и характером использования клиентом миниатюрных предметов, в своем диалоге с клиентом она использует интерпретации, созданной им работы.

Песочницу с песком применяли и в диагностических целях. Джонс (1986) разработал метод диагностики с использованием создания определенных миниатюр в песочнице. Он показал, «что особенности творческой экспрессии» детей в игре с песком подтверждают идеи Пиаже о стадиях когнитивного развития.

Стоит отметить, что структура терапевтического процесса песочной терапии формировалась под влиянием фрейдистского и юнгианского подходов. Оба подхода с самого начала формировали практику через способ интерпретации и понимания художественной работы в арт-терапии. Важным условием для


терапевтов являлось создание для своих клиентов свободного защищенного пространства, где, играя в песочнице, они чувствовали бы себя свободно. Сам процесс представлялся целительным.

В России все больше появляется терапевтов, использующих песочницу с песком в своей работе. Существуют разные взгляды на применение ее в терапевтической сессии. Описаны интересные результаты применения этой методики.

В гештальт-терапии творческий процесс является универсальным феноменом, характеризующим общение человека с миром. Сравнивая людей искусства и детей, Перлз говорил, что те и другие - всегда спонтанны, а спонтанность является ядром здоровья. Если клиент не может играть, то, интервенции терапевта должны быть направлены на развитие такой способности. Применение песочницы с песком в терапевтической сессии дает возможность развития способности к игре.

Создание композиций с помощью песка и миниатюрных игрушек - это процесс творческого проективного самовыражения. В отличие от юнгианского подхода, гештальт-терапия опирается на феноменологический подход, позволяющий изучать внутренний мир клиента через чувственное проживание созданного им творческого продукта, через описание и открытий нового в своей работе. С феноменологической точки зрения, обсуждение содержания менее плодотворно, чем возможности, заключенные в анализе рельефа, расположения сооружений, миниатюрных фигурок, их размера, особенностей внешности и их выбора, исходя из контекста композиции. При таком исследовании композиции могут быть обнаружены противоречия в соответствии чувств и мышления (незавершенные гештальты) у клиента и может появиться совсем другая чувственная и смысловая картинка, которая поможет выявить неосознанные аспекты внутренних переживаний, расширить осознавание.

Первая сессия

Моя работа началась с встречи, которая вызвала глубокие переживания, позволившие сделать открытие, найти важное неосознанное в себе. Тогда я не могла даже представить, что это будет началом работы, которая меня увлечет, и у меня появится желание делиться этими впечатлениями с другими людьми и знакомить их с удивительным миром творчества. Эта встреча произошла на терапевтической сессии с использованием песочницы. Работая школьным психологом, я начинала практиковать как гештальт-терапевт. Учителя делали запросы, в которых жаловались на плохое поведение учащихся, их неуспеваемость. Разобраться во всем этом вначале было трудно. Я видела симптоматичное поведение учащихся, которое порой раздражало учителей и родителей, и понимала, что передо мной стоит задача понять, какие чувства и желания за этим стоят, какая неудовлетворенная потребность и как можно завершить то незавершенное, что беспокоит ребенка, помочь сохранить его целостность. Кроме того, мне важно было оставаться в реальности происходящего и не сливаться с учителями и родителями, которые стремились


подчас скорее удовлетворить свои потребности, чем разобраться, что происходит с ребенком. В отличие от взрослого ребенок не всегда может поделиться тем, что его беспокоит. Имея небольшой терапевтический опыт работы с рисунком, но оценив его эффективность в познании внутреннего мира ребенка, мне хотелось расширить свои терапевтические возможности за счет использования других арт-материалов. Прочитав в книге Джона Алана «Ландшафт детской души» (1997) главу о песочной терапии, я заинтересовалась этой техникой. Сбив на даче деревянный ящик по указанным параметрам, набрав песка, промыв, прогрев его в духовке, я приступила к работе. На первый свой сессия я пригласила ребенка из второго класса с проблемой поведения в школе и предложила ему построить в песочнице все, что он захочет. Мальчик быстро соорудил дороги, окопы, дома, взял солдатиков, машинки и начал проигрывать войну. Он то и дело кидал «бомбочки», шумел, засыпал солдат. Я с интересом следила за происходящим. Вдруг, неожиданно, он протянул мне машинку и сказал:

- «Возьмите! Вы едете на машине в тыл врага, а вас преследуют». Я растерялась.

- «Давайте, езжайте! »

Взяв машинку и пристроив ее на песочной дороге, - «поехала». Дальше все происходило по его сценарию, он мне говорил:

- «Ваша машина должна шуметь, у нее мотор работает! »

Я неумело стала озвучивать звук мотора. И тут я осознала, что я не имею опыта спонтанной игры. Насколько себя помню, в 4-5 лет рисовала, лепила и даже вязала и шила, но вместе с кем-то, используя игрушки, не играла, а если и играла, то в социальные игры. На первой сессии песочной терапии скорее я была клиентом у ребенка, который стал моим проводником в мир игры. Вот так я открыла удивительный, непознанный мир.

Что касается работы с этим мальчиком, то после долгих разрушительных войн, выплеска раздражения и обид на «развалинах» города наступило перемирие. Когда было выяснено, что все в очередной раз разрушено, все солдаты убиты, не с кем «поговорить», ему стало грустно.

- «А давайте построим... » - сказал он мне. Работа продолжалась по
созданию нового города, по признанию того, что в реальности существуют
границы между ним и окружающим миром, и как можно показывать другим свое
пространство и свои желания, не нарушая чужих.

Работая с детьми, присоединяясь к ним, я возрождала в себе «внутреннего» ребенка. Игра помогла мне, оказав терапевтическое воздействие на мое запоздалое развитие. Приобретая опыт, я стала более устойчива в терапевтической позиции, находясь рядом с ребенком, не проваливалась в детское неосознанное состояние. Кроме того, получила огромную поддержку в диагностическом и терапевтическом планах. Дети, создавая композиции, рассказывали истории о своих героях, открывали свой мир переживаний. Песочное пространство позволяло вместе с ними проживать судьбы их героев и, конечно, понемногу разбираться в трудностях жизни их создателей.


Организация терапевтического пространства

Первое - это изготовление ящика. Размеры ящика были взяты из книги Аллана. Начав работать, обратила внимание на то, что ребенок, создавая композиции, не охватывает композицией все пространство песочницы. Казалось бы, остается свободное пространство и это - ресурс для рождения чего-то нового или, возможно, остается что-то не высказанное, но это происходило почти постоянно. Я еще раз обратилась к книге, перевела размеры из дюймов в сантиметры и обнаружила ошибку в тексте, ящик должен был быть короче почти на 20 см. Потом прочитала в книге Штейнхард о том, что Дора Кальфф использовала ящик размером 49, 5x72, 5x7, уменьшив размер ящика, который применяла Ловенфельд. Эти изменения были сделаны для того, чтобы клиент удерживал в поле зрения всю песочную композицию. Так методом проб и ошибок выяснила, что размер ящика зависит от восприятия человека, его поля зрения. Второй ящик заказала в соответствии с этими размерами. Есть опыт терапевтов, использовавших ящики разных размеров, даже круглого ящика, поэтому, мне кажется, каждый может экспериментировать, единственное он не должен быть очень большим. Согласно физиологии, зрительное поле человека приблизительно имеет форму эллипса - больше вытянуто по горизонтали. Песочница заполняется на половину песком.

Ящик изнутри красится водоустойчивой краской голубого цвета. Выбор цвета был сделан основателем юнгианской песочной терапией Дорой Кальфф. Голубой цвет символизировал небо или воду. По словам Уокера, этот цвет обладает транквилизирующим эффектом, способствует секреции нейромедиаторов, вызывающих состояние покоя, замедление пульса, понижение температуры тела и снижение аппетита.

Для наполнения ящика используется речной песок, промытый в чистой воде, просушенный на воздухе и прокаленный в духовке. Песок как арт-терапевтический материал имеет огромный ресурс для творческого использования - это неструктурированный материал. Он может использоваться как двухмерное пространство, так и как трехмерное. Как двухмерное - когда у ребенка или у взрослого возникает тревога при встрече с чем-то новым, то они могут рисовать на поверхности песка, используя посредника - палочку и тут же стирать, исправлять, ликвидировать созданное. Как трехмерное пространство -когда создается ландшафт, основа композиции. Песок при добавлении воды становится достаточно пластичным материалом для создания сооружений, скульптур. Важное достоинство «песка» заключается в возможности быстрого изменения созданной композиции. После терапевтической работы, если для ее создателя открывается новое видение себя или других в какой-либо ситуации, тогда без особых усилий он может переделать ее и что-то проиграть, получая новый опыт.

Игрушки использую в основном из «киндер сюрпризов». Добавляю их различными наборами игрушек (животные, птицы и т. д. ). Желательно иметь разнообразный набор, так как при создании композиции клиент стремится


 




передать ситуации, происходившие в разных сферах его жизни. Важно наличие страшных монстров, добрых волшебников, героев сказок, природных материалов. Необходимы и поломанные предметы. Иногда сломанные детали или отсутствие каких-либо частей игрушки становятся фигурой в терапевтическом поле. Например: отсутствие ног или рук у игрушечного человечка, незамеченное при выборе для создания композиции, после динамического анализа работы вызывают удивление. По сценарию при «оживлении» композиции фигурка изображаемого человека должна была «уйти», а обнаруживается, что у нее нет ног. Тогда клиент, возможно, по-новому станет рассматривать эту ситуацию.

Бутылка воды ставится рядом с песочницей. Количество используемой воды определяет клиент. В работе с детьми у меня был случай, когда я по забывчивости оставила у песочницы воду, предназначенную для полива цветов кабинета, ребенок, пришедший на сессию, всю ее вылил в песок, в песочнице образовалось «болото». С терапевтической точки зрения для него этот опыт оказался полезным. Мне потом пришлось неделю ждать, когда высохнет песок. Поэтому если проводить работу только с детьми, стоит иметь дополнительно пакет сухого песка, чтобы частично заменять мокрый. Сейчас ставлю рядом с песочницей 1 л.

До начала работы важно составить правила что можно, а чего нельзя делать, находясь у песочницы. Песок может быть опасным в работе с расторможенными детьми, плохо контролирующими свои действия. (Специально не сыпать песок на пол, использовать воду, которая находится у песочницы, не залезать в песочницу и т. д., что вы считаете важным при организации своего терапевтического пространства).

Опыт работы с детьми

На каждом возрастном этапе дети имеют свой способ взаимодействия с песком. Джонс (1986) пишет о структурных усложнениях песочных композиций, создаваемых детьми по мере их взросления. До двух лет обычно сыпали песок как на поднос, так и на пол. От двух до четырех - зарывали - доставали, от пяти до семи - создавали устойчивые формы, от восьми до двенадцати - некие простые сооружения, но работали не очень часто. В тринадцать - восемнадцать лет - использовали песок для изображения земли и воды.

Случай 1.

В своей работе столкнулась с ситуацией, когда ребенок 7 лет демонстрировал способ игры с песком детей более раннего возраста. Мальчик семи лет, с трудностями в развитии, возникшими на втором месяце обучения в первом классе. Ребенок перестал общаться с детьми, выполнять задания на уроке. Договорились, что мама будет присутствовать на сессиях. При нашей встрече мальчик испуганно прижался к маме, которая его смогла успокоить. Поздоровавшись, я предложила ребенку осмотреться. Ребенок на меня не обращал внимания. Увидев песочницу, он подошел к ней. Взял в руки пустую бутылку, нашел крышку, насыпал в крышку песка и начал сыпать песок в


горлышко бутылки, считая высыпаемые крышечки с песком. «Ты хочешь насыпать в бутылку песок? », - спросила я. Ответа не последовало, он на меня не обращал внимания. Я, молча, наблюдала за происходящим. Мальчик сыпал песок и громко считал 1... 25, 26... 70 и т. д. Так я просидела безмолвно рядом. Досчитав почти до двухсот, он сказал: «Хватит». На этом сессия закончится. На второй сессии, высыпая очередную крышечку с песком в горлышко бутылки, ребенок мне показал на другую крышечку. Я взяла ее и, насыпав в нее песка, остановилась в ожидании. Мальчик отстранился, явно предлагая сыпать в его бутылку. Я стала сыпать. Он высыпал свою крышечку песка, считая ее, я сыпала свою, он ее также считал. Вот так сессия за сессией мы сыпали песок в бутылку, он считал за двоих. На четвертой - ребенок обратил внимание на игрушки, стоящие на полке. Поразмыслив, скинул их все в песочницу и стал засыпать песком, затем яростно все перемешивать. Я увидела, что на его безразличном до этого момента лице, появился румянец. Я спросила: «Ты злишься? ». Он не ответил. При встрече на следующей сессии он со мной поздоровался, подойдя к песочнице, стал брать с полки игрушку за игрушкой и кидать в песок. Я спросила: «Что ты хочешь делать? ». Последовал ответ: «Играть». Дальше постепенно между нами начал устанавливаться диалог. Мама отметила, что мальчик начал «оживать», замечать, что происходит вокруг. Думаю, что ребенок не выдержал изменений, произошедших в его жизни. Он был не готов к новым для него требованиям. Как выяснилось из разговора с мамой, в семье «не принято» было выражать гнев. При его выражении ребенок сталкивался с отвержением. Выжить можно было, только захлопнув свои переживания. Может быть, в песочнице он нашел ресурс, пересыпая песок, себя успокаивал, набирался сил, а затем, почувствовав безопасное пространство начал выражать свой гнев и обиды, которые подавлял в себе. Обычно дети в таком возрасте уже создают композиции, а этот ребенок в начале терапии, играл на уровне 4-х летнего ребенка.

Терапевты, работающие с детьми, знают, как сложно бывает получить от них сведения, касающиеся их жизни. И насколько непросто из бесед с матерью сформировать объективную картину семейных отношений. Поэтому можно целенаправленно предлагать взаимодействие матери и ребенка в пространстве песочницы, предложив совместное создание композиции на любую тему. Тогда терапевт, наблюдая, может воочию увидеть, как происходит взаимодействие между матерью и ребенком.

Случай 2.

Ко мне на прием пришла мама, тревожащаяся о том, что сын растет «каким-то не таким», очень взрослый. Даже попросил отвести его показать институт, в котором он будет учиться. «Мне не всегда рассказывает, что происходит с ним в школе. Как мне быть? »

Мальчику 8 лет, зовут Петя. Учится в школе хорошо. Воспитывает его мама одна. Ребенок редко видится со своим отцом.

Входя в кабинет, мама, обращаясь к сыну, спрашивала: «Как там Саша. Он у тебя ничего не брал? ». Войдя в кабинет, она еще смотрела на сына, ожидая ответа. А я ждала, когда они обратят на меня внимание. Поздоровавшись,


предложила осмотреться в кабинете. Петя стал рассматривать игровые пособия, увидел лего и в глазах появился интерес.

После знакомства с кабинетом я предложила им вместе создать в песочнице все, что они захотят. «Я в это время буду находиться рядом и, если вы не против, буду записывать в блокнот». Затем еще раз повторила: «Вы вместе постр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...