11. Безупречность.. Заключительные размышления
11. Безупречность. Злейшие враги творческого терапевта - его жажда угодить и помочь, его эксгибиционизм и нечестность. Прогуляйтесь вниз по улицам Гринвич Вилидж или другого курортного поселка и вы увидите тысячи картин, которые являют собой поверхностные попытки понравиться и найти покупателя. Как социальное существо, терапевт/художник всегда находится под влиянием своей культуры и своих друзей. У него непростая задача: превратить свою потребность понравиться, или объяснить, или получить похвалу - во внутреннюю энергосистему, которая питает его бескомпромиссные высокопрофессиональные стандарты. Я называю такую позицию «безупречностью». Только художник может судить о своей честности. У него есть глубоко внутреннее знание об этом. Он знает, когда разыгрывает театральную постановку. Он знает, когда просто хочет заставить других смеяться, плакать, произвести на них впечатление. В тот момент, когда он теряет связь со своей честностью, он теряет свой безупречный, бескомпромиссный стержень. Например, когда я пишу эти слова, я иногда очаровываюсь этими словами и тем, как они звучат для читателя. Я подозреваю самого себя. Нужно всегда подозревать себя, но не делать себя больным (Саз1апейа, 1968). Например, я не могу объяснить, почему использовал выше слово «стержень». Оно не является необходимым. Оно придает драматизм моему произведению и, возможно, делает его более романтичным и сентиментальным, но не добавляет точности. Я стремлюсь к безупречности, к чистоте побуждений и самого процесса работы. Другой способ опереться на безупречность - помнить о дисциплине. Следует развивать метод работы, имеющий структуру и непрерывность. Следует доверять собственному процессу. Нужно стремиться быть мастером и учеником одновременно. Нужно быть требовательным, любя, а не наказывая, потому что у художника есть только он сам, и он не может укусить руку, которая делает его счастливым.
Заключительные размышления Творчество - это торжество собственной духовной силы, торжество ощущения, что делаешь все возможное. Творчество - это торжество жизни, мое восхваление собственной энергии и активности в мире. Это смелое заявление о том, что «я здесь, я люблю себя, я люблю жизнь, я могу быть кем угодно и делать, что угодно». Творчество - это способ присутствия Бога в моих руках, глазах, голове - во мне целиком. Творческая деятельность - это не просто концепция, а настоящее дело. Это настойчивость в тех вещах, которые необходимы. На которые следует заявить свои права - разделить их с другим человеком. Творческая экспрессия - это социальный акт: вы делитесь со своим ближним этим праздником, делитесь утверждением права жить полной жизнью. Это утверждение своей способности к эстетической оценке. Не важно, в какой сфере предпринимаются усилия. В каждой сфере присутствует тот же самый акт празднования, та же полнота экспрессии, которая доказывает нашу волю к жизни. Наконец, творчество является «подвигом». Вы как бы говорите: «Я достаточно смел, чтобы делать это, рискуя ошибиться или быть осмеянным. И я иду на риск, чтобы иметь возможность ощутить новизну и свежесть этого дня». 1974 г. Перевод Татьяны Карачевой
Даниил Хломов АНАЛИЗ РИСУНКА В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ Связь гештальт-подхода с визуальным восприятием совершенно очевидна. Все основные принципы гештальт-психологии были выяснены на примере организации визуального восприятия человека. (Недаром слово «гештальт» одновременно обозначает и «образ», в первую очередь - визуальный образ). По психотерапевтическому смыслу точно так же восприятие зрительных образов -это система более архаическая, и она относится к различению себя и не себя, т. е. некоему первичному выходу человека из пренатального слияния. В общем, за счет дистантного, зрительного восприятия человек может дистанцироваться от окружающих объектов, воспринимать какие-то как приближающиеся, а какие-то как удаляющиеся и т. д. В этом случае, если зрительная система нарушена, то это как-то компенсируется слуховой системой, но в принципе картинка мира формируется на основании зрительных восприятий. И в этом смысле зрительное восприятие - это самая ранняя система распознавания, потому что то, что касается речевой системы осознавания, которая развивается позже, - это уже следующий этап и этап во многом выученный. Если ребенка не учить говорить, то он не начнет говорить; если ребенок, например, по рождению француз, но об этом не знает, а живет в России, то говорить будет на русском языке. Это система обучаемая. Но где бы, в какой стране ни был ребенок, визуальное восприятие будет организовано одним и тем же способом. Другое дело, что потом культурное значение разных символов, разных цветов в разных культурах различно, и это действительно накладывает очень большой отпечаток на восприятие всего окружающего. Например, обилие светлого тона в комнате на группу китайцев навевало бы траурное настроение, - приблизительно так же, как для нас сидеть в помещении черного цвета. Т. е. то, что относится к разным цветовым кодам восприятия и к кодам, которые связаны с организацией образов, имеет достаточно существенное значение. В ряде культур, например, округлые формы являются нормальными, а угловатые формы связаны с определенной тревогой. И именно поэтому, например, при исторической культурной революции, связанной с готикой, шрифтами, каждый готический знак, объект является некоторым агрессивным символом, символом некоторого устрашения человека.
Информация, которая заложена в зрительном восприятии, достаточно важна и часто довольно архаична, особенно на уровне восприятия цветов, форм, характера движений и т. д. Именно поэтому гештапьтисты, начиная с самой первой их группы, достаточно часто прибегали к использованию рисунков. Недаром эта техника в своих начальных принципах была сформирована Фрицем Перлзом, который, кстати, имел минимальное образование в области рисования (на любительском уровне). Существует достаточно много пейзажей, картинок, которые он рисовал в разных местах. Книгу «Внутри и вне помойного ведра» он также иллюстрировал своими рисунками, которые были у нас опубликованы в выпуске «Гештальт-98».
Лора Перлз с самого начала была психологом, которая работала в области связи между мышлением и восприятием. Следующий человек, переходный от старшего поколения к младшему -фактически его относят иногда к первому поколению, а иногда ко второму -Иозеф Зинкер. Основное его занятие - также арттерапевтические методы и т. д. Использование техник арттерапии, рисуночных техник в гештальте - достаточно большая традиция. Поэтому то, о чем я будут дальше писать, - всего лишь небольшой кусок того, что наработано. Можно посмотреть некоторые общие вещи: в книжках Зингера и в книжках по работе с детьми - В. Оклендер и Г. Шоттенлоэр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|