Иерархия — структура соподчинения индивидов, взаимодействие которых происходит посредством команд.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Глава 7 ИЕРАРХИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Иерархия Центральный агент Вертикальная интеграция Проблема «принципал — агент» ПОЧЕМУ И КАК ВОЗНИКАЮТ ИЕРАРХИИ В этой главе речь пойдет об иерархических структурах. Проще всего соотнести иерархии с фирмами и рассматривать некую систему отношений, противоположную рыночной. Такой подход использован, например, в классической статье Рональда Коуза «Природа фирмы», в которой он противопоставляет централизованное внутрифирменное планирование рыночному механизму обмена, регулируемому системой цен. Однако фирма есть только частный случай иерархии. Государство также является иерархической структурой. Иерархическими могут быть и некоммерческие организации. Иерархия — структура соподчинения индивидов, взаимодействие которых происходит посредством команд. В основе иерархических отношений лежат конституционные правила. Именно в конституции государства определено политическое устройство страны, а также возможности занятия ключевых постов. Расширяют и уточняют эти положения другие нормативные правовые акты. Иерархия может быть основана и на неформальных правилах, различных традициях и обычаях. Формальными правилами обычно устанавливается главенство руководителя организации, однако лицом, принимающим решения и отдающим команды, может оказаться заместитель директора или его жена или завхоз Иван Иваныч. На основании только формальных правил также не всегда можно составить представление о полноте прав, соответствующих месту в иерархии. Например, в уставе организации обычно не упоминается о распределении парковочных мест, но, поставив машину недалеко от входа, вы получите замечание от охранника или коллег и вынуждены будете освободить место для автомобилей руководства. Таким образом, поддержание правил, задающих иерархию, осуществляется не только высшими членами этой иерархии, но и низшими ее членами и специализированными агентами.
Почему руководители, подчиненные, контрагенты и общество в целом могут быть заинтересованы в существовании иерархических структур? На время отвлечемся от преимуществ существования иерархической структуры государства и рассмотрим, почему индивиды объединяются в фирмы. Как было показано в предыдущих главах, выбор формы экономической организации обусловлен стремлением к минимизации совокупности производственных и трансакционных издержек. Экономия трансакционных издержек возникает из-за того, что при формировании иерархии выделяется роль центрального агента. Роль центрального агента предполагает объединение пяти ключевых правомочий1: • права на остаточный доход (доход, остающийся после оплаты всех нанятых ресурсов; фактически право получать все выгоды и нести все издержки принятых решений); • права определять направление использования ресурсов и контролировать работу членов иерархии; • права заключать договора со всеми остальными собственниками ресурсов; • права изменения членства; • права передачи всех правомочий сразу и каждого в отдельности. В сравнительно малых иерархических структурах эту функцию выполняет руководитель (часто он же собственник). По мере роста иерархии какие-то правомочия могут передаваться на более низкие уровни, однако в случае возникновения конфликта конечное решение принимается центральным агентом. Если руководитель в иерархии является центральным агентом, он заключает контракты, как правило, долгосрочные, с собственниками ресурсов и с потребителями продукции. Пятое же правомочие может в полной мере реализовывать только глава иерархии.
В третьем параграфе этой главы мы подробно рассмотрим, как распределение выделенных правомочий влияет на появление сравнительных преимуществ у различных типов организаций. Сейчас отметим следующее: передача права на контроль на верхний уровень иерархии, и возможное рассредоточение его затем по более низким уровням, позволяет получать преимущества от специализации индивида с соответствующими способностями на функции управляющего: не все собственники являются одновременно хорошими предпринимателями. Выполнение координирующей функции центральным агентом предполагает, что он обладает возможностью отдавать приказы по поводу использования вовлеченных в производственный процесс факторов. Это облегчает процесс адаптации к непредвиденным событиям. Приспособление к колебаниям спроса, изменению цен на комплектующие, погодным условиям теперь происходит не с помощью механизма цен, а с помощью прямых указаний о перераспределении имеющихся ресурсов. Передача центральному агенту права заключения договоров с собственниками ресурсов и внешними контрагентами приводит к экономии трансакционных издержек переговоров и заключения контрактов. Для реализации функции управления важно иметь возможность формировать стимулы у собственников ресурсов к добросовестной работе. Это становится возможным, если центральный агент решает вопросы найма и увольнения, а также вознаграждения и штрафов по итогам работы. Таким образом, угрозы наказания низших звеньев иерархии становятся достоверными. Пресечение оппортунизма руководителя в отношениях с поставщиками и потребителями происходит благодаря наделению его правом на остаточный доход. Центральный агент несет издержки, связанные с потерей клиентов из-за размывания репутации. Вот почему он занимается настройкой стимулов всех членов структуры, добиваясь качественного выполнения работы. Добившись эффективной работы всех звеньев иерархии, руководитель также вправе рассчитывать на дополнительный доход. Рассмотрим простой пример: строительство дачного домика. Один человек явно не справится с этой задачей: если вы не отличаетесь недюжинной силой и не являетесь мастером на все руки, придется нанимать бригаду рабочих. Кроме человеческих ресурсов может потребоваться привлечение техники. Наконец, дом невозможно построить, не закупив строительные материалы. Теперь предположим, что вы привлекаете и оплачиваете все опции в отдельности. Многим знакома ситуация, когда вдруг заканчивается цемент или песок или гвозди и надо срочно обеспечить этим строителей. При этом первоначальный расчет требуемого количества производят рабочие сами, а отвечать за их ошибки приходится вам. Странной и крайне неудобной выглядела бы ситуация, когда для рытья ям под фундамент пришлось бы путем длительных переговоров и согласования расписания соединять экскаватор и экскаваторщика. Наконец, в тупик ставит необходимость оплачивать труд каждого члена бригады в соответствии с его вкладом. Дело может дойти до расчетов, кто нес легкий, а кто тяжелый край бревна.
Альтернативный вариант предполагает обращение в фирму, руководитель которой поручит дизайнеру разработать проект дома, прорабу выделить бригаду, отделу закупок обеспечить всех материалами, а также договориться с владельцем экскаватора о времени приезда на объект. Тот приедет сам или обеспечит комплектацию единицы техники трудовой единицей, умеющей с техникой обращаться. Даже если вы и получите детализированную смету, расчеты с собственником каждого привлеченного ресурса начальник будет вести сам. Если же дом через год покосился, вам не придется выяснять и доказывать, кто именно плохо сделал работу, претензии будут предъявлены фирме в целом. Заключая единственный контракт с производителем конечного продукта, покупатель экономит на всех видах трансакционных издержек. Индивиду легче оценить стоимость блага в целом, чем роль каждого фактора в удовлетворении потребности, заключить один договор и разрешать споры с одним контрагентом. Правда, обычно в таком случае необходимо нести издержки по оплате работы такого центрального агента.
Отметим также, что при долгосрочном существовании стабильной иерархии возникают дополнительные преимущества выработки постоянных правил взаимодействия — то, что часто называется корпоративной или организационной культурой. Это также позволяет согласовывать ожидания членов команды, экономить на издержках коллективных действий (об этих издержках подробно будет рассказано в главе 9). 7.2. РОСТ ИЕРАРХИИ Итак, мы определили, что такое иерархия, обосновали рациональность ее существования и факторы, влияющие на ее возникновение и эффективное функционирование. Но где границы роста иерархии? Что побуждает уже существующие иерархии расширяться и объединяться?1 Рассмотрим слияние двух иерархических структур, осуществлявших ранее деятельность на смежных стадиях производства. Если отвлечься от сложности объединения двух структур и настройки стимулов большого количества участников, то мы снова сталкиваемся с выбором из двух институциональных альтернатив. Предпочтение должно быть отдано той из них, в рамках которой баланс выгод и издержек положителен. Рональд Коуз предложил общий принцип оценки расширения иерархической структуры (в его терминологии фирмы): «Фирма будет расширяться до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на ее организацию другой фирмой»1. Среди основных издержек рыночного обмена Коуз отмечал выделение ресурсов на выяснение цен, ведение переговоров и заключение контрактов. Дальнейшее развитие анализ вертикальной интеграции в рамках новой институциональной экономической теории получил в работах Оливера Уильямсона2. Он акцентирует внимание на проблемах вымогательства, связанных с инвестированием в специфические активы. Подобные инвестиции могут существенно снизить производственные издержки, однако в отсутствие гарантий стороны выберут активы общего назначения. Решением проблемы недоинвестирования в специфические активы может стать интеграция и переход к одностороннему механизму управления трансакциями. В этом случае важно, что контрагент, осуществивший инвестиции в специфичесские активы, становится обладателем конечных правомочий, т.е. правом принятия решений в случае наступления событий, не отраженных в контракте. В первом приближении зависимость выбора институциональной альтернативы от уровня специфичности активов иллюстрируется Уильямсоном при помощи следующего графика (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Способы управления трансакциями и уровень специфичности активов ΔG — разница в между издержками рыночного и внутрифирменного управления трансакциями; ΔС — разница между издержками, возникающими при производстве товара в рамках фирмы, и затратами, связанными с закупкой товара на рынке; к — специфичность активов; к* — уровень специфичности активов, при котором иерархия становится эффективнее с точки зрения минимизации издержек. Основной вывод модели Уильямсона: чем выше степень специфичности активов, тем больше выгоды внутрифирменного (иерархического) управления по сравнению с рыночным. При низкой специфичности активов, обусловливающей легкость смены партнера, целесообразно воспользоваться преимуществами стимулирующего воздействия рыночных механизмов. Именно рыночная конкуренция создает мощные стимулы к принятию эффективных решений, не требуется создания дополнительных систем мониторинга и стимулирования. С повышением степени специфичности активов растет взаимозависимость контрагентов. Издержки, связанные с предотвращением оппортунизма в форме отлынивания, оказываются ниже, чем издержки, которые стороны понесут в случае разрыва отношений. Эти соображения являются основанием для представления функции Δ G убывающей. Вместе с тем осуществление производства товара для собственных нужд не позволяет реализовывать экономию от масштаба и разнообразия, а также предполагает отказ от выгод специализации и разделения труда. С этой точки зрения рыночные закупки всегда будут выгоднее. Однако, чем выше специфичность используемого оборудования и производимых товаров, тем уже круг потенциальных покупателей, и тем ниже выгоды агрегирования спроса. Вот почему функция Δ С также убывает с ростом специфичности активов. При уровне специфичности активов к* контрагентам безразлично, будет ли трансакция осуществлена в рамках рыночного или внутрифирменного механизма управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|