Государство как иерархия
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Как было отмечено выше, фирма — только частный случай иерархии. Государство — другой пример иерархической структуры, в которой общие проблемы иерархий имеют свою специфику. Подробно о том, что такое государство, будет рассказано в главе 10. Пока же отметим, что мы можем рассматривать государство как особую организацию, доминирующим механизмом координации в рамках которой является иерархия. В государственных структурах проблема «принципал — агент» является одной из основных. Как было сказано выше, проблема «принципал — агент» возникает при двух условиях: 1) существование противоречий экономических интересов (конфликта целей) поручителя (принципала) и исполнителя (агента); 2) наличие информационной асимметрии (исполнитель обладает большим объемом информации, чем поручитель). В рамках государственных структур проблема «принципал — агент» возникает на разных уровнях. Во-первых, государственные служащие могут рассматриваться как агенты налогоплательщиков — конечных принципалов, заинтересованных в эффективной деятельности органов государственной власти. Во-вторых, в современных демократических государствах органы исполнительной власти (назначаемые) могут рассматриваться как агенты органов законодательной власти (избираемых гражданами). В-третьих, чиновники более низкого уровня могут рассматриваться как агенты чиновников более высокого уровня. Основаниями для асимметричного распределения информации государственной системе являются: · лучшая осведомленность чиновника-агента в отношении собственных усилий и результатов работы; · дополнительные трудности измерения результатов работы чиновников, связанные с отсутствием рыночной оценки государственной услуги, носящей часто нематериальный характер. Поэтому оценка эффективности государственного органа не может быть получена с помощью такого достаточно точного и простого показателя, как объем прибыли, традиционно используемый при оценке результативности коммерческой фирмы. Оценить эффективность бюрократической структуры можно лишь по некоторым косвенным показателям; размывание функции контроля над деятельностью чиновников между вышестоящими органами исполнительной власти (правительством, президентом), органами законодательной власти, другими представителями конечных поручителей (налогоплательщиков);
· отсутствие заинтересованности у конечного принципала — налогоплательщика и избирателя в рутинной работе по мониторингу деятельности чиновников. Подробнее о причинах «рациональной неосведомленности» избирателя будет рассказано в главе 9. Экономическая теория бюрократии выделяет следующие основные цели, преследуемые чиновниками: 1) максимизация размера бюджета бюро (государственного органа); 2) стремление по возможности снизить риск, связанный с профессиональной деятельностью; 3) склонность к стратегическому поведению, снижающему стимулы к разрешению поставленных перед ними задач. Легко заметить, что эти цели входят в конфликт с интересами конечных поручителей, так как, во-первых, налогоплательщики заинтересованы в минимизации издержек на оказание услуг органами исполнительной власти. Во-вторых, стремление снизить риск и переложить его на контрагентов может привести к повышению стоимости взаимодействия, причем дополнительные издержки будут нести получатели услуг. В-третьих, налогоплательщики заинтересованы в улучшении ситуации, а не только в поддержании сложившихся минимально приемлемых условий жизни.
Рассмотрим указанные мотивы бюрократии более подробно. Основоположником теории административной структуры, основной целью которой является максимизация бюджета (т.е. увеличение по возможности доли финансирования этой структуры в общем объеме совокупного государственного бюджета), является Уильям Нисканен1. Согласно его теории размер бюджета бюро положительно коррелирует с большинством основных целей его работников. Во-первых, увеличение финансирования непосредственно повышает уровень полезности бюрократов. Так, более крупные организации, как правило, предоставляют своим высокопоставленным сотрудникам более высокое вознаграждение (оклад) и статус, что способствует расширению полномочий и власти чиновников. Для рядовых членов бюро расширяется возможность карьерного роста. Также расширение бюджета приводит к увеличению объема офисных (номенклатурных) благ (служебные автомобили, оргтехника, командировки и т.п.), которые могут быть использованы бюрократом в личных целях. Таким образом, увеличение финансирования бюро способствует появлению большего количества возможностей для получения дополнительных как легальных, так и нелегальных личных доходов. Во-вторых, расширение бюджета способствует укреплению положения (выживаемости) бюро. Так, увеличение финансирования делает возможным повысить объем и качество предоставляемых бюрократической структурой услуг, оцениваемых представителями населения, и, как следствие, способствует повышению общественной репутации бюро. Также позволяет расширить спектр предлагаемых услуг и диверсифицировать спрос на деятельность бюро. Кроме того, увеличение размеров организации усложняет и делает более дорогим, а следовательно, и ослабляет контроль над деятельностью бюро со стороны принципала. Стремясь увеличить размер собственного бюджета и пользуясь асимметричным распределением информации, бюро нередко может навязать свои услуги обществу, производя избыточное количество благ. Так, бюро всеми средствами пытается создать у потребителей его услуг ощущение неудовлетворенности их количеством. Наиболее ярко этот стиль поведения проявляется у военных ведомств, преувеличивающих степень военной угрозы, и соответственно, производящих в избыточном по сравнению с общественно оптимальным количестве услугу «национальная оборона».
Следует особо отметить, что максимизация бюджета бюро не является самоцелью и преследуется им лишь в той мере, в которой оно увеличивает указанные выше факторы, непосредственно влияющие на величину получаемой полезности. В подтверждение можно привести многочисленные примеры переходов государственных служащих в меньшее по размерам и объему финансирования ведомство, увеличивающих заработную плату или статус чиновника. Также зачастую руководители бюрократической организации прибегают к сокращению штата и уменьшению размера бюджета бюро для последующего продвижения по службе1. Стремление к получению большего финансирования будет сопровождаться еще одной целью — максимизацией размера дискреционного бюджета бюро2. В этом случае бюро, пользуясь неосведомленностью принципала и своей монопольной властью, имеет возможность увеличить свои издержки по сравнению с минимально возможными. Более высокие затраты могут быть, во-первых, следствием использования для производства блага субоптимальной комбинации ресурсов. Например, вследствие закупки излишнего количества офисных благ, необоснованного раздувания штата сотрудников для минимизации собственных усилий (отлынивания бюрократов). Во-вторых, следствием закупки ресурсов по ценам, превышающим их рыночную стоимость. С целью уменьшения неэффективности использования и сокращения нерациональности предоставления бюрократических услуг принципал может применять разнообразные механизмы контроля: 1) мониторинг; 2) введение системы санкций и вознаграждений за нерациональное использование средств (в том числе нарушение процедур проведения государственных закупок, закупки по чрезмерно высоким ценам и т.п.); 3) установление четких механизмов проведения конкурсов при государственных закупках; 4) дублирование услуг различными организациями, т. е. создание конкуренции между различными ведомствами и частными организациями за распределение бюджетных средств; 5) проведение независимых экспертиз и приобретение информации из альтернативных источников, включая также источники, находящиеся на более низких уровнях в самом бюро3.
Однако эти механизмы достаточно дорого стоят и могут быть использованы только до тех пор, пока предельные выгоды от их использования не станут равными предельным издержкам. При этом контроль должен иметь комплексный характер и быть направлен как на сокращение непроизводительных издержек, так и на устранение аллокативной неэффективности (перепроизводства услуг). В противном случае он будет абсолютно бессмысленен. В подтверждение рассмотрим две гипотетические ситуации, предложенные А. Бретоном и Р. Винтроубом1: 1) пусть принципал обладает технологией для точного определения шкалы фактических (действительных) издержек, но при этом затраты на определение соотношения их с минимальными издержками для него запретительно высоки. В данном случае естественным поведением бюро будет увеличение своих операциональных издержек для максимизации дискреционного бюджета; 2) пусть принципал может точно определить эффективность производства определенного количества услуг (т.е. определить минимально необходимые издержки для производства данного количества услуг), но не имеет никаких механизмов для определения всей шкалы издержек (структуру издержек в зависимости от объема выпуска). Тогда, поскольку бюрократическая организация будет вынуждена предоставлять свои услуги с минимальными издержками, естественным стремлением бюро будет максимизация величины совокупного бюджета, что приведет к перепроизводству услуг. Еще одной профессиональной чертой чиновников является их стремление к минимизации рисков, связанных с профессиональной деятельностью. Стремление государственных служащих к минимизации профессиональных рисков может проявляться в двух основных формах: во-первых, высокопоставленные бюрократы будут выбирать менее рискованные проекты. Во-вторых, чиновники, на которых лежит большая ответственность, по возможности затягивают время обработки документов, устраивают всевозможные перепроверки, снижая тем самым риск совершить ошибку. Так, во многих случаях чиновники имеют возможность сократить собственные риски и прилагаемые усилия, неоправданно увеличивая, например, число разного рода бумаг, которые должны представить граждане для получения того или иного документа. Таким образом, государственные служащие могут уменьшать собственный риск, непосредственно увеличивая общественные издержки.
Чиновники могут быть склонны к стратегическому поведению, выражающемуся в стремлении не решать поставленные задачи до конца. Поскольку достижение цели уничтожает поле деятельности бюрократической организации и, как следствие, приводит к сокращению последующих доходов, рационально мыслящий государственный чиновник, заинтересованный в получении дохода в течение длительного времени, будет несклонен к решению поставленных перед ним задач. Так, ведомство, созданное для борьбы с наркоманией, будет не заинтересовано в полном искоренении этого зла, поскольку в этом случае пропадет необходимость в самом ведомстве. Как и для других случаев оппортунистического поведения, для решения проблем несклонности к риску и стратегического поведения государственных служащих может быть использован широкий круг инструментов, в том числе упомянутые в главе 4 залоги и стимулирующие контракты. Однако, как уже говорилось, возможность использования залогов зависит от индивидуальной ставки дисконтирования будущих доходов и от доверия к государству как работодателю. В случае стимулирующих контрактов для государственных служащих объективно сложно подобрать показатели, которые характеризуют результаты его деятельности. Неправильный подбор показателей может дестимулировать чиновников. Например, широкое использование для оценки деятельности сотрудников органов внутренних дел показателя раскрываемости преступлений создает стимулы к тому, чтобы потенциально сложно раскрываемые преступления не регистрировались, а также к провоцированию преступлений, раскрыть которые просто. Следует отметить, что проблема создания эффективных стимулирующих контрактов для государственных служащих в мировой практике до сих пор не решена. ВЫВОДЫ • Иерархия — структура соподчинения индивидов, взаимодействие которых происходит посредством команд. • Преимущества иерархии как дискретной институциональной альтернативы связаны с сокращением издержек по поиску контрагентов и выявлению их характеристик, ведению переговоров с собственниками отдельных ресурсов. Такую экономию обеспечивает наличие в иерархии центрального агента. • Переход от рыночного взаимодействия к иерархическому становится выгодным при росте специфичности активов и частоты взаимодействия. • В основе недостатков иерархии лежат проблемы ограниченной рациональности и склонности индивидов к оппортунизму в форме отлынивания. Сложность коммуникаций, мониторинга и создания системы стимулов ограничивает рост иерархических структур. • В зависимости от распределения ключевых правомочий возможно выделение различных типов организаций. Каждый из выделенных типов обладает определенными сравнительными преимуществами и недостатками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|