Тактика Гитлера накануне прихода к власти
В многочисленных исследованиях о Гитлере и гитлеризме, вышедших в Западной Германии и за ее пределами, очень большое внимание уделяется массовой пропаганде, которую нацисты вели перед приходом к власти. Иными словами, тому, как они проводили все выборные кампании, которые следовали одна за другой в начале роковых тридцатых годов. Действительно, пропаганда нацистской партии благодаря усилиям самого Гитлера и благодаря невероятной энергии таких людей, как Геббельс, достигла небывалого размаха. Это была уже даже не пропаганда, а разнузданная самореклама, ошеломлявшая своей въедливостью, хвастливостью и вездесущностью. Непрерывная цепь скандалов, «зальных» и уличных побоищ, парадов, митингов, факельных шествий оглушала и терроризировала массы. К тому же гитлеровцы использовали в своей пропаганде приемы, которые были для немецкого избирателя новинкой. Каждый избирательный округ «обрабатывался» специально, вплоть до самого захолустного местечка. Стены домов были заклеены огромными плакатами, «плакатами-обоями», как их называли немцы. Каждая пустяковая деталь этой пропаганды-рекламы продумывалась с небывалой тщательностью. Так, Отто Штрассер вспоминает в своей книге «Гитлер и я», опубликованной в 1948 году, что Геббельс очень долго размышлял над тем, какой цвет ему выбрать для печатания нацистских лозунгов, и в конце концов остановился на нестерпимо багровом, на цвете, который до того использовала немецкая уголовная полиция, объявляя всегерманский розыск особо опасных преступников. Повсюду демонстрировались специальные пропагандистские фильмы. Избиратели получали по почте патефонные пластинки с речами фюрера. Каждый из нацистских бонз разъезжал по стране и произносил сотни речей. Для Гитлера был нанят даже самолет (опять-таки новинка! ). Полеты фюрера были в свою очередь разрекламированы Геббельсом и получили громкое название: «Гитлер над Германией».
Никакая другая партия не могла сравниться с нацистами и в беззастенчивости пропагандистских методов. Некоторые пропагандистские кампании, проводимые в те годы НСДАП, были просто травлей отдельных лиц. Для примера сошлемся на травлю вице-полицей-президента Берлина доктора Бернгарда Вейса. Вейс был еврей и потому Геббельс избрал его своей основной мишенью. Кампанию, которую он вел против этого человека, в прошлом офицера, иначе чем хулиганской не назовешь. Особенно она усилилась в 1932 году. Еженедельные статьи в «Ангриффе», листовки и даже специальная брошюра «Книга об Исидоре» (так Геббельс прозвал Бернгарда Вейса) были столь грязные, что впоследствии другой нацист Дарре, враждовавший с Геббельсом, сказал, что Геббельс залил своим «гноем» Вейса. Клевете и оскорблениям подвергались и другие противники Гитлера. А веймарское государство, буквально «прошитое» в эти годы реакцией, не могло и не хотело их защитить. Суды приговаривали Геббельса, Штрейхера и других пропагандистов Гитлера к пустяковым штрафам, и они похвалялись тем, какую великолепную рекламу эти суды создают нацистской партии. Однако неправильно было бы придавать нацистской пропаганде слишком уж всеобъемлющее значение. Широко распространенное мнение о том, что Гитлер «завоевал» немцев своей пропагандой, в первую очередь пропагандой, призывавшей покончить с Версальским договором, — неправильно. В этом смысле историки на Западе не вполне точно оценивают обстановку. Против несправедливого Версальского договора выступали не только гитлеровцы, но и широкие массы прогрессивно настроенных немцев. Борьба против Версаля отнюдь не была «находкой» нацистов. В 1930, 1931 и 1932 годах пропаганду, основанную на «глупости Версаля» (выражение историка Калова), вели не только нацисты. Как нетрудно догадаться, Гитлер не имел также никакого позитивного плана для прекращения кризиса. Свои рецепты по борьбе с застоем производства были у всех буржуазных партий Германии. «Специфические слабости Веймарской конституции», по определению того же Калова, не могли стать гвоздевым номером предвыборных платформ нацистов. Ведь эту конституцию они формально даже не отменили, когда пришли к власти…
Словом, все не так-то просто. Недаром многие весьма квалифицированные историки, изучающие документы и речи гитлеровцев начала тридцатых годов, становятся в тупик. Они не могут понять, каковы же были основные линии пропаганды фашистского фюрера. И в этом нет ничего удивительного. Ибо основной линией Гитлера было как раз отсутствие таковой. Это не значит, конечно, что у будущего фашистского диктатора не было общих постоянных лозунгов. Таких лозунгов у него было два — антикоммунизм и борьба против «мирового еврейства». Но эти лозунги не являлись столь уж действенными, как это принято думать сейчас. Для того чтобы привить миллионам немцев крайний шовинизм, патологическую ненависть к другим народам и воинствующий антикоммунизм, Гитлеру понадобилось захватить власть и создать машину тотального «перевоспитания» и террора. В тридцатых годах нужны были и другие лозунги, больше подходившие к тогдашнему умонастроению людей. И эти лозунги нацисты давали строго применительно к той прослойке населения, в которой они в каждый данный момент вели агитацию. Здесь повторилось то же, что было на заре создания национал-социалистской партии во время составления программы. Программа эта была программой «для всех»: каждый мог из нее вычитать то, чего жаждала его душа. Неважно, что выполнить такую программу не была бы в состоянии ни одна политическая партия. Гитлеровская программа заведомо не была рассчитана на выполнение. Так же как не были рассчитаны на выполнение предвыборные обещания НСДАП. Как раз в этом и заключалось колумбово яйцо фашистской пропаганды. Как раз в этом и был сознательный и циничный расчет нацистов…
Фактически в тридцатых годах у Гитлера имелась не одна предвыборная платформа, а множество. Для крестьян, для рабочих, для мелких буржуа, для молодежи, для стариков, для крупных капиталистов, для аграриев, для военной касты. В уже упомянутых воспоминаниях Отто Штрассера есть любопытное наблюдение: он рассказывает об ораторском даре Гитлера. Слушать начало его речи, утверждал Штрассер, было мучением. Он запинался, с трудом выдавливал из себя слова, останавливался на каждом шагу, произносил бессвязные фразы. Но в середине выступления происходил перелом: «…казалось, он впитывает (в оригинале «всасывает») в себя восприятия и эмоции своих слушателей и сам приходит в экстаз». Умение «всасывать» эмоции различных слоев общества и оформлять их в виде броских политических лозунгов сослужило весьма большую службу нацистам. А то обстоятельство, что партия нацистов была не партией в обычном смысле слове, а военизированной когортой, где не существовало критики, где царило абсолютное повиновение, очень помогало «многопрограммности» НСДАП. Ведь только фюрер понимал «идею»[44] и полностью знал конечную цель борьбы. Рядовой нацист просто не мог спросить, почему в одной аудитории Гитлер говорит одно, а в другой противоположное. Итак, у нацистов была не одна платформа, а множество. Программу для крестьян составил Вальтер Дарре. Основной тезис Дарре заключался в том, что «крестьянство является жизненным источником нордической расы». Лесть Дарре по адресу «зажиточного крестьянина», облеченная в наукообразную форму, имела в годы кризиса успех. В программе Дарре — Гитлера (она была написана Дарре, а подписана Гитлером) крестьянам в случае прихода нацистов к власти обещались государственные кредиты, уменьшение налогов, высокие пошлины для импорта продовольствия. (Программа Дарре — Гитлера была обнародована в мае 1930 года). Сговор Гитлера с промышленниками, о котором мы расскажем несколько ниже, не мешал его пропаганде среди рабочих, главным образом молодых, которые из-за кризиса так и остались безработными и не вступили ни в профсоюзы, ни в другие организации рабочего класса.
В этом смысле очень характерно, что единственное обращение нацистов по радио до их прихода к власти, рассчитанное на самую широкую аудиторию, было резко антикапиталистическим. Произнес его не Гитлер, и не Гиммлер, и не Геринг, которые были в это время заняты «большой игрой» — установлением контактов с промышленными магнатами Германии, а Грегор Штрассер, с которым Гитлер, как мы уже знаем, разругался в самый канун прихода к власти. Но средний немец, слушавший эту речь, не знал о сваре внутри НСДАП. Он знал совсем другое: Штрассер был вторым человеком в партии, И Штрассер произнес страстную речь «в защиту трудового люда Германии». 14 июля 1932 года, когда Гитлер уже почти договорился с крупнейшими промышленниками и банкирами Германии, Штрассер кричал по радио: «Народ протестует против экономической системы, которая мыслит лишь в категориях денежных купюр, прибылей, дивидендов и которая забыла думать о работе, о созидании. Интересна и значительна у нас в стране огромная антикапиталистическая тяга. Она является естественным протестом против разлагающегося общества и она требует от государства, чтобы оно отстояло свое право на жизнь и покончило с демонами золота капиталистической экономики, с материализмом и со всем образом мышления, основанным на статистике экспорта и на векселях Рейхсбанка. Народ добивается от государства, чтобы оно снова обеспечило людям честную оплату за честный труд…» Наконец, нацисты не забывали и пивного завсегдатая — городскую мелкую буржуазию, доведенную в годы кризиса буквально до отчаяния и готовую на все. Тогда же они пытались привлечь на свою сторону и часть интеллигенции, а именно те слои, которые не нашли себе места в веймарской Германии и в то же время были заражены шовинизмом и антикоммунизмом. И для интеллигенции у них существовала своя программа — ницшеанская программа «героев» и «толпы». Успехи нацистов среди интеллигенции не следует, впрочем, преувеличивать. Подавляющая часть ее, несмотря на лесть и посулы, относилась к фашистам сугубо отрицательно. Однако нашлись и такие, как, к примеру, братья Юнгер (один из которых — Эрнст Юнгер был в большой чести и в ФРГ); они немало помогли Гитлеру, проповедуя антигуманизм, войну и насилие. В какой-то степени произведения Э. Юнгера и служили программой, рассчитанной на деклассированные элементы интеллигенции тридцатых годов в Германии… Нет сомнения, что тактика Гитлера, его умение приспосабливаться к различным слоям и прослойкам общества, его возведенная в абсолют беспринципность сыграли немалую роль в том, что миллионы людей голосовали за НСДАП. И это надо понять. Надо понять также, что об истинных намерениях немецких фашистов нельзя было судить по их речам и декларациям. Они действовали всегда, а особенно в те годы, когда боролись за избирательные бюллетени, по одному правилу: «Язык дан для того, чтобы скрывать мысли». [45] Ложь и обман всегда были главным орудием нацистского руководства в борьбе за власть. Ложью было и его утверждение о том, что власть ему передало большинство избирателей. На самом деле нацистской партии никогда не удавалось получить большинства в рейхстаге Веймарской республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|