Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Что вызывает панику и агорафобию?




3. Что вызывает панику и агорафобию?

Панический невроз возникает, а приступ случается, когда суммируются несколько факторов. Конкретное сочетание для каждого свое. Тем не менее, стоит перечислить причины, которые, объединившись в цепь, " подсекают" беднягу- страдальца, замыкая его жизнь на замок паники и превращая ее в жалкое существование.

Первая: некоторые ощущают себя уязвленными и очень ранимыми из-за своей наружности или каких- то эпизодов детства.

Вторая: возникают какие- то сиюминутные стрессы, которые " сыплют соль" на уже

имеющиеся душевные раны и служат спусковым механизмом для неожиданного приступа паники.

• И последняя: имеется ряд факторов (продолжительного воздействия), способствующих развитию болезни и зачастую приводящих к порочному кругу, в котором приступы паники углубляются или учащаются.

В следующей главе речь пойдет как раз о том, какое толкование в настоящее время дается ранимости, спусковому механизму и факторам продолжительного воздействия. Действительно ли одни более подвержены приступам паники и агорафобии, чем другие? Безусловно, существует ряд физических, психологических и социальных факторов, из- за которых кто- то попадает в группу большего риска. Некоторые факторы берут начало еще в детстве, иные же относятся уже к взрослой жизни.

 

Факторы риска родом из детства

" Маленьким я очень пугался темноты. Терпеть не мог оставаться один и до смерти боялся, как бы меня не украли. Если родители куда- то уходили, я не переставал думать, что они могут погибнуть в катастрофе или на них кто-нибудь нападет. Из- за этого я все время чувствовал себя каким- то беззащитным и до сих пор неуверен в себе".

Пол

 

В некоторых (но не во всех) случаях приступы паники распространяются и на всю семью. Причиной этого может быть наследственность и/или семейные отношения - нескрываемо нежные или прохладные, заботливо- любящие или требовательные и т. п. Близнецы, которые вообще одинаково болеют одними и теми же болезнями, боятся тоже в одинаковой степени, то есть соответственно общему для них природному темпераменту испытывают одни и те же тревоги и страхи. Иными словами, мы вправе предположить, что склонность к неврозам, в том числе и к паническому, является наследственной чертой.

Многие агорафобы, по их собственным словам, выросли в семьях, где друг к другу относились прохладно, но требовательно, особой заботы и поддержки не проявляли, но жили по жестким правилам. Те, кто, став взрослыми, обнаруживают, что подвержены паническому неврозу, в детстве, как правило, испытывали сильнейший " страх разлученных", который превратил их в эдаких беспомощных прилипал, боящихся одиночества, а порой наотрез отказывающихся идти в школу. Понятно, что отношения между детьми и родителями простотой никогда не отличались, а потому очень важно не искать виноватых в зародившемся страхе ни с той, ни с другой стороны. Ведь нельзя с уверенностью утверждать, к примеру, родительская ли чрезмерная опека и желание оградить свое дитя в дальнейшем лишает это дитя уверенности в себе, или же, наоборот, особо нервные и тревожно- беспокойные дети нуждаются, в постоянном внимании и заботе, которых им постоянно вроде бы не хватает.

Для детей, в раннем возрасте оказавшихся в чрезвычайных обстоятельствах, подвергшихся (или подвергавшихся не раз) психологической травме или насилию над личностью, риск заболеть паническим неврозом значительно возрастает. Подобный опыт делает ребенка впоследствии особенно уязвимым перед лицом самых разнообразных эмоциональных проблем, среди которых панический невроз - далеко не единственная.

Впрочем, некоторые эпизоды детства особо важны для позднейшего возникновения симптомов паники. Например, события, при которых ребенок стал задыхаться (едва не утонул, перенес сильный приступ астмы), могут сделать его нервную систему сверхчувствительной к изменению уровня газа в крови. Если, став взрослым, такой ребенок начинает патологически чего- то страшиться, а значит, учащенно дышать, это может кончиться для него развитыми приступами паники.

Психологические факторы

" Почему я не в состоянии контролировать себя? Может, стоит вообще не высовывать носа на улицу? Тогда я хоть буду уверен, что эти жуткие приступы оставят меня в покое. Сейчас- то меня не оставляет мысль, что во время приступа непременно случится что-нибудь ужасное. Жизнь стала совершенно неуправляемой".

Уолтер

 

Похожим образом рассуждают все, кто подвержен приступам паники. Они склонны придавать физическим ощущениям (вроде учащенного сердцебиения) самый катастрофический смысл, делая поспешный вывод, будто у них сердечный приступ.

Большинство способно противостоять своим воображаемым страхам с помощью позитивных, успокаивающих мыслей (" Что же это у меня там болит, слева за диафрагмой.

Похоже на несварение. Наверное, съел(а) сегодня что-нибудь не то" ). Тем же, кто склонен сразу делать катастрофические выводы, свойственно полагать, будто они не распоряжаются ни своей жизнью, ни окружающими обстоятельствами. Их тут же охватывает ощущение, что эта проблема им не по силам, с нею они не справятся. То есть, сталкиваясь с трудностями реальной жизни, такие люди, как правило, испытывают беспокойство и стресс. Негативный образ мыслей берет начало в семейных отношениях, когда ребенку не хватало поддержки и ободрения, чтобы выработать достаточную уверенность в себе. Или же опять-таки подобный образ мыслей мог возникнуть, если легкоранимой личности ребенка в семье нанесли сильную психологическую травму (унижения, оскорбления и пр. ), из-за чего его (её) самооценка впоследствии оказалась резко заниженной. В детские годы нам часто кажется, что мы не можем влиять на ход таких событий, и из этого впечатления рождается безысходное ощущение, что жизнь тревожно непредсказуема и преподносимые ею проблемы неразрешимы.

Вот так негативное мышление негативным же образом сказывается на вашем восприятии стрессов и стрессовых ситуаций. Разные люди борются с ними по-разному. Один метод эффективнее другого, и в сходной ситуации один человек справляется лучше, нежели другой. Опыт борьбы накапливается, откладывается в подсознании и становится привычкой. Дети зачастую перенимают опыт борьбы со стрессами от окружающих родителей, учителей, друзей.

 

Вот несколько вариантов негативных методов борьбы:

• сдаваться или впадать в отчаяние перед лицом жизненных препятствий;

• избегать ситуаций, вызывающих неприятные ощущения;

• психовать и раздражаться, если не удается сразу настоять на своем;

• слишком зависеть от помощи других;

• увлекаться алкоголем или лекарствами, стараясь притупить неприятные ощущения.

Если вы легко поддаетесь страхам, негативные способы борьбы, наподобие перечисленных, способны лишь обострить симптомы. Отбросьте старые привычки, приобретите новые, полезные, пусть даже это будет нелегко и потребует усиленных тренировок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...