Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития отечественной психологии в 20 веке.




Первый период развития отечественной психологии – дореволюционный (до 1917 г); на данном этапе свое развитие получили естественно-научные взгляды на психологию.

Развиваются взгляды Сеченова Ивана Михайловича (рефлексы, центральное трможение, обратная связь), Бехтерева Владимира Михайловича, Павлова И. П. (учение о ВНД, условный рефлекс, анализаторы).

В. М. Бехтерев (1857-1927): в 1885 году создал первую психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии. Бехтерев занимался широкой исследователбской и организаторской работой по неврологии, в которую включал учение о НС, а также о нарушениях духовной сферы в связи с нарушениями мозга. В 1890-х гг. он организовал в Петербурге ряд лабораторий в целях исследования нервнобольных; предложил термин «психоневрология». В 1907 г. создал психоневрологический институт, в числе профессоров которого были П.Ф. Лесгафт, М.М. Ковалевский, Н.Е.Введенский, В.Я Комаров.

Центральная идея Бехтерева — объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии в России в целях исследования человеческой личности в ее здоровых и болезненных проявлениях. Он начал с анатомии мозга, затем включил в круг своей деятельности и физиологию мозга. То и другое сделало его одним из основоположников анатомо-физиологического направления в невропатологии и психиатрии.

В 1924 году открытие первого в россии психологического института при МГУ, основателем его явился Челпанов Георгий Иванович.

Подробно:

Г. И. Челпанов (1862-1936) явился основателем первого в России Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Московском университете (официальное открытие в 1914 г., реально работа началась в 1912 г.). В первой научной работе (1888 г., доклад в Московском Психологическом Обществе «Общие результаты психометрических исследований») указал на приложимость экспериментальных методов к изучению психических явлений. В вводной лекции «Об отношении психологии к философии» при вступлении в должность профессора в Московском университете (1907) показал зависимость построения психологии как науки от философских предпосылок. Ряд работ посвятил проблеме методов в психологии.

В советский период жизни и деятельности судьба Г.И. Челпанова оказалась трагичной. С начала 1920-х годов в науке развернулась кампания по внедрению марксизма. Психология Челпанова была оценена как идеалистическая и признана несоответствующей марксизму. В связи с этим в 1923 г. Челпанов был смещен с поста директора Психологического института и уволен из университета. До 1930 г. работал в качестве действительного члена в Государственной Академии художественных наук (ГАХН).

Исключительный талант и заслуги Челпанова проявились в организации научно-исследовательской работы. Из руководимого им Психологического института вышли многие известные представители отечественной психологии - А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.

Второй этап – период 1922-23г. – период разработки естественно-научных основ в психологии; здесь осуществлялась попытка приблизить естественные науки (физиол., биол., хим., физ.) к психологии т.о. чтобы сделать естествознание ее фундаментом. В1923-г.- книга Павлова И.П. «20-ти летний опыт; в книгах Ухтомского Алексея Алексеевича (он разработал понятие о доминанте – господствующем очаге возбуждения; его идеи связывают в единый узел психологию мотивации, познания, общения, Л-ти) содержалась развернутая система задач, в которой предстояло решить задачи совместно с физиологами. Проблема физиологических основ псих-их процессов разрабатывалась с этого времени строго научно и ее решение входит в отечеств. психологиюию в качестве естественно-научного основания.

Например, подробно: Бехтерев создает объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему понятий психологии и новую терминологию. Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности — как различные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность — символические рефлексы и т. п.

Третий этап – 1923-1930г. – поиск путей построения Марксистской психологии. Задача – создать науку, которая бы соответствовала идеологии того времении.

Т.о., появилось 2 направления перестройки психологии:

1)рефлексология,

2)реактология.

1)Рефлексология: основатель Бехтерев; положения: на основе экспериментальных работ по изучению сочетательных, т. е. вырабатываемых у индивида прижизненно, двигательных рефлексов у животных и человека, совокупность которых ученый назвал соотносительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. Соотносительная деятельность — это все отношения человека с окружающим миром — материальным и социальным — совершающиеся посредством многообразных рефлексов.

Пик своего развития данное направление достигло в середине 20-х г. в Ленинграде и Харькове. (Важнейшей чертой методологии рефлексологии является комплексный подход к изучению соотносительной деятельности. Он предполагает использование объективных данных о гормональных химико-физических процессах организма, анатомии и физиологии нервной системы и др. наук. Рефлексология человека как объективное знание, по словам Бехтерева, «вытесняет старую психологию», заменяя ее отрасли рефлексологическими науками: это генетическая и возрастная рефлексология, рефлексология труда, паторефлексология и др.).

2)Реактология: Идеи были сформулированы Корниловым Константином Николаевичем (ученик Челпанова); психология трактовалась как наука о поведении живых существ. Задача – исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители. С помощью эксперементальных методов изучались: быстрота, сила и форма протекания реакций.

1 и 2 – непосредственно влияли на развитие и становление прикладных отраслей психологии – психотехника и педология (Развиваются в 20-30 гг).

Психотехника – Шпильрейн и Геллерштейн; рассматриваются и исследуются вопросы: проф. Отбор, адаптация рабочего места, и т.п.

Психотехника, отрасль психологии, предметом которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной части совпадает с психологией труда. Психотехника возникла в начале 20 в. Термин «Психотехника» был предложен в 1903 немецким психологом В. Штерном, а в 1908 нем. психолог Г. Мюнстерберг сделал попытку оформить Психотехнику как науку, определив её содержание и методы. В задачи Психотехника включалось решение таких вопросов, как профессиональный отбор и профессиональная консультация, профессиональное обучение, рационализация труда, борьба с профессиональным утомлением и несчастными случаями, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психическая гигиена, психология воздействия (в частности, средствами плаката, рекламы, кино и т.п.), психотерапия, психология искусства. Интенсивное развитие Психотехника приходится на время 1-й мировой войны 1914—18, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в Психотехнике имеет метод тестов. Теоретической основой Психотехника стала дифференциальная психология. Особенно широкое развитие Психотехника получила в 20 — 1-й половине 30-х гг. Издавались специальные журналы: в СССР — «Психофизиология труда и психотехника» (1928—32, с 1932 — «Советская психотехника»). В дальнейшем термин «Психотехника» получал все меньшее распространение в литературе. Содержание Психотехники, её проблемы и методы вошли в сферу психологии труда, индустриальной психологии, инженерной психологии, прикладной психологии.

Педология – Нечаев Андрей Петрович, Басов Михаил Яковлевич, Павел Петрович Блонский, П.Я.Гальперин, Выготский, Леонтьев – решали проблемы, связанные с рационализацией педологического процесса.

Педология - (от греч. pais - дитя + logos -слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.Основателем П. признан амер. психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию;. Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев.

Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели. П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов.

Все же можно выделить 4 основных принципа.

1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической. Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики.

Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 1930-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории;.Постановления и последовавшая обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенции теория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство".

1936 г. Психотехнику и педологию запретили в момент интенсивного и плодотворного творчества ведущих ученых, что нанесло ущерб развитию психологии в нашей стране.

Четвертый этап развития психологии – после 1950 г.

Рубинштейн С. Л. – разработал методологический принцип психологии, принцип единства сознания и деятельности. Леонтьев А. Н.: кн. «Д-ть, сознание, Л-ть»: понятие деятельность – главная образующая психики, движущая сила развития.

Цель исследования с данной точки зрения: разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней;

Выготский Л. С.: культурно-историческая концепция развития психики; доказывал ведущее значение культуры, межличностного общения для сложного процесса восхождения от индивида к личности, изучал проблему развития психики.

Лурия А.Р.: Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Ананьев Б.Г.: является последователем В. М. Бехтерева; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930—1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Аналогичный переворот Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отрицания психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания. Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Б. Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

Гальперин П.Я.: Г. - является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии. Всемирную известность завоевала выдвинутая Г. теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории Г. были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. Отдавая должное конкретному вкладу Гальперина в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции.

В процессе становления отечественной психологии выделяют формирование 2 научных школ: Московская псих. шк. – МГУ; сюда относятся: Выготский, Петровский А.В., Лурия А.Р., Теплов БорисМихайлович, Смирнов Анатолий Алексанр. и др., и Ленинград, псих. Школа, к которой относятся: Бехтерев, Ананьев Б.Г., и др. Разногласия этихдвух псих. Школ сосредоточены вокруг проблемы личности, биолог. И социально обусловленных свойств личности.

В 1966г.-открылись ф-ты психологии в МГУ и ЛГУ.

Начало 90-х годов XX столетия ознаменовалось кардинальными преобразованиями всех сфер жизни российского общества, что обусловило возникновение новых тенденций развития научного знания, в целом, включая и психологической науки.
В эти годы начинается критический пересмотр методологических позиций советской психологии, ее основных принципов. На смену насаждавшегося ранее отношения к ней как новому и самому перспективному направлению, противопоставляемому всей западной науке, приходит спокойный, свободный от идеологических влияний, объективный анализ мировой психологической мысли во всем многообразии ее школ и течений. Восстанавливаются преемственные связи с дореволюционной отечественной психологией. В целом, в постсоветский период преодолевается тот двойной раскол, которым сопровождалось образование советской психологии. В современной России психологи предпочитают говорить о единой науке, не подразделяя ее на «нашу», отечественную, и западную.

Расширяется и углубляется представление о сущности психики и сознания человека. Положение об их социально-исторической и культурной обусловленности дополняется эмпирически обоснованными данными о природных основах психического развития человека. Переосмысливается трактовка одного из важнейших методологических принципов, особенно в области исследования образных явлений, – принципа отражения. Уже С.Л. Рубинштейн предостерегал от упрощенного понимания отражения, источником которого выступает механистическая трактовка соотношения психики, понимаемой как самостоятельная реальность, с другой реальностью – внешним миром – в отрыве от субъекта и в духе точного копирования объективной действительности. Как он показал, в действенный и познавательный контакт с миром вступает не психика, а человек, обладающий психикой. Понимание психики как принадлежащей субъекту, включенному в состав действительности, приводит к новому взгляду на отражение как на активный процесс порождения и конструирования целостным субъектом действительной картины мира. Большой вклад в разработку этого принципа внес Б.Ф. Ломов, создавший системную концепцию психического отражения. Его ученики и последователи в своих исследованиях раскрывают заложенный в ней эвристический потенциал.
Сложившиеся в советский период психологические концепции продолжают определять ситуацию в области научных исследований и в преподавании. В настоящее время каких-либо принципиально новых общепсихологических теорий не создано. Это не значит, что в психологии не происходит развития.

Специфической чертой теоретической работы в современной отечественной психологии является ее открытость к интеграции психологического знания путем ассимиляции различных подходов при сохранении принципиальных концептуальных основ советской психологии.
Интенсивно и в сложных соотношениях с академической наукой развивается практическая психология. В связи с таким положением возникает много серьезных проблем, как для теоретической психологии, так – особенно – для практической деятельности психолога, ответственная работа которого требует высокой теоретической культуры.
Коренным образом изменилось отношение к зарубежной психологии, которая переживает у нас подлинный ренессанс. Преодолевая образовавшийся в советские годы раскол между отечественной и зарубежной наукой, психологи России заново (часто с запозданием) переоткрывают для себя труды классиков мировой науки.

Восстанавливаются преемственные связи с той частью отечественной дореволюционной психологии, которая прекратила свое существование в советский период. В науку возвращаются имена Г.И. Челпанова, С.Л. Франка, Г.Г. Шпета, Л.С. Лопатина, М.М. Бахтина и других русских мыслителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...