Способы решения психодиагностических задач
1. Длительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях. Для этого необходима постановка цели исследования, а также знания о том свойстве, которое наблюдается. 2. Создание психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели исследования. 3. Применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.) 4. Установление диагноза на основе какого-либо признака; 5. Прогноз дальнейшего развития объекта исследования; 6. Определение наиболее эффективных способов работы с обследуемыми; С точки зрения решения психодиагностических задач, психодиагностические методы имеют следующие преимущества: - представляют информацию о человеке за короткий промежуток времени; - данные, полученные с помощью психодиагностических методов, позволяют дать количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми; - позволяют прогнозировать поведение человека; Задачи могут состоять: в получении нового знания в виде отдельных эмпирических фактов, выявлении системы фактов, их взаимосвязи, получении целостной картины изучаемого психического явления, определении причин отклонения от нормы и пр. Инструментом реализации психодиагностических задач являются психодиагностические методики. Практическая психодиагностика - весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу. Поэтому к диагносту предъявляется ряд социально-этических требований - принципов психодиагностики.
1. Принцип соблюдения тайны - предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия клиента. Особенно это касается совершеннолетних клиентов. В случае несовершеннолетних для разглашения результатов требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводится в научных целях как часть исследования экспериментального, но и здесь не следует указывать в публикациях точные имена испытуемых. 2. Принцип научной обоснованности - требует от психодиагностической методики, чтобы она была как минимум валидной и надежной, то есть давала результаты, заслуживающие доверия. 3. Принцип ненанесения ущерба - предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора при приеме на работу, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться при решении его судьбы. 4. Принцип объективности выводов - требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, полученных применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными. 5. Принцип эффективности рекомендаций - предполагает, что эти рекомендации должны быть полезными для клиента. 6. Главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся ими. В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов.
Научная система методов и приемов постановки психологического диагноза. Структура написания психологического заключения. Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление и описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности, для оценки их активного состояния, прогноза дальнейшего развития, выработки рекомендаций, определяемых целью обследования. «Диагноз» используется во многих областях и связан с выявлением скрытого неблагополучия. Но в современной психодиагностике диагноз не только не связан с фиксацией нарушений, но и не связан с прогнозом психических отклонений. Психологический диагноз может быть поставлен любому здоровому человеку, это не означает отнесение к какому-нибудь типу людей или типу личностей. Психологический диагноз – структурное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств, то есть способ описания особенностей характера, темперамента и др. Медицинский диагноз - определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного. Л.С.Выготский установил три ступени психологического диагноза.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится на умении понимать внутреннюю логику развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологической науке. В таком осмыслении психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. «Диагноз, где бы он ни ставился — в медицине, в технике, в управлении, в прикладной психологии, — это всегда поиск, выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия, чаще всего в условиях множественности причинно-следственных связей» (В. И. Войтко, Ю. 3. Гильбух, 1976). Также и некоторыми зарубежными психологами термин «диагноз» в психологии предлагалось применять исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений (Rosenzweig, 1949; и др.) Подобные взгляды приводят к неправомерному сужению области психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Из психологической диагностики произвольно вырывается наиболее обширная, исторически сложившаяся область исследований. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии. Представляет интерес соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологического, что позволяет глубже понять особенности последнего. Основное в медицинском диагнозе — определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом. При постановке медицинского диагноза обычно не возникает вопроса о том, что именно вызвало такие, а не иные расстройства, так как ответ содержится в уже готовой этиологической характеристике болезни.
Известно, что значительная часть диагностических методик разрабатывалась в соответствии с потребностями клиники. Поэтому наиболее разработанными в современной психодиагностике считаются представления о клинико-психологическом диагнозе. Обобщая взгляды разных исследователей, А. Левицкий к основным задачам клинико-психологического диагноза относит описание нарушений поведения, проявляющихся у обследуемого в его профессиональной, семейной жизни, общении с людьми, а также обнаруживающихся в ходе исследования; выяснение лежащих в их основе психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов; определение значения психологических механизмов в генезисе имеющихся нарушений, а именно; обусловлены нарушения ситуационными или личностными факторами; в какой степени расстройства личности детерминированы органическими факторами, а в какой — психологическими. Клинический и психологический диагнозы не должны конкурировать друг с другом. А. Левицкий (1969), подчеркивая необходимость сотрудничества врача и психолога, отмечает, что в ряде случаев психологический диагноз должен основываться на клиническом. В клиническом диагнозе психолог находит сведения о тех или иных расстройствах, которые могут «психологическим путем» повлиять на нарушение поведения. В свою очередь врач должен учитывать данные, полученные психологом. Это позволяет преодолеть достаточно типичный для медицинского мышления прямой переход от свойств нервной или эндокринной системы, конституции, темперамента к особенностям личности, восстановить важнейшее из утраченных при таком переходе звеньев — формирование психических свойств личности. В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, мы сталкиваемся с необходимостью выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Одна из задач психодиагностики – написание психологического заключения. Основные требования к психологическому заключению. 1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. 2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики. 3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. 5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: o состояние респондента; o характер контакта испытуемого с психологом; o нестандартные условия тестирования; Структура заключения: 1. Особенности интеллектуальной сферы; 2. Эмоционально-волевая сфера; 3. Мотивационный компонент; 4. Характерологические, динамические особенности; 5. Основные проявления в социуме (отношения с окружающими, описание коммуникативной сферы); 6. Рекомендации по коррекции каких-либо свойств; Любое заключение необходимо соотносить с целями и задачами исследования. Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным польским психологом Янушем Рейковским (Reykowski, 1966), который выделяет четыре основных направления в работе психодиагноста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|