Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психометрия и её основные параметры: тестовые нормы и проверка их репрезентативности, границы применения норм, надежность, валидность, достоверность.




Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения, регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и прочим выявляемых психологических свойств. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом.

Психометрия: общая и дифференциальная. Общая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.). Дифференциальная выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми.

В этой второй области психометрии разработаны основные критерии качества психологического измерения - такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность. В области дифференциальной психологии психометрия является технологической основой для измерительной психодиагностики.

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к воздействию посторонних случайных факторов.

Надежность – независимость от действия случайных факторов:

1. Внешние условия (освещение, температура);

2. Внутренние факторы (эмоциональные состояния);

3. Информационные обстоятельства (социокультурные факторы: опыт подобных исследований, отношение к экспериментатору)

Виды достижения надежности:

1. Ретестовая (с интервалом от 2 нед. До 6 мес., на группах более 30 человек, кроме тестов интеллекта и способностей);

2. Надежность параллельных форм теста (Формы А и Б);

3. Надежность эквивалентных половин теста (разделить методику на 2 части);

4. Надежность субъективных оценок (эксперты);

Валидность – комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним (тест измеряет то, на что он направлен). Валидность – это свойство эксперимента, которое обеспечивает достоверность полученных результатов. Эксперимент должен обеспечить истинность выводов, давать возможность обобщения, то есть выводы, полученные на ограниченном количестве данных должны оставаться достоверными и за пределами эксперимента.

Операциональная валидность – касается точности и адекватности отражения психических явлений в конкретной экспериментальной процедуре. Она проявляется в определении переменных. Иногда рассматривается как разновидность внешней валидности. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе — степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность.

Внешняя валидность – соответствие реальности исследования изучаемой объективной реальности. Относится к возможности обобщения вывода. Эксперимент обладает внешней валидностью, если он обеспечивает возможность распространение результатов исследования за пределы экспериментальной ситуации на всю популяцию.

Внешняя валидность эксперимента характеризуется мерой соответствия экспериментальной процедуры реальности.

На внешнюю валидность влияют сами условия эксперимента, поэтому при проведении эксперимента необходимо приблизить условия к реальным, естественным. Для достижения высокой внешней валидности необходимо, чтобы уровни НП, ЗН и ДП соответствовали их уровням в реальности.

Внутренняя валидность – соответствие реального исследования идеальному. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Внутренняя валидность обеспечивает достоверность экспериментальных данных, т.е. позволяет с уверенностью считать, что именно запланированное в эксперименте воздействие привело к изменению состояния ЗП.

Внутренне валидный эксперимент – эксперимент, обеспечивающий достоверные выводы, предполагающий исключение посторонних влияния на ЗП, кроме ДНП.

Если можно объяснить результаты эксперимента влиянием ещё чего-нибудь, кроме НП, то эксперимент считается внутренне не валидным.

Виды внутренней валидности:

1. Практическая:

- Прогностическая;

- Совпадающая (говорит о вероятности поступка в процентном отношении);

2. Очевидная – насколько ценность теста видня для респондента;

Надежность и валидность – важнейшие характеристики.

Достоверность – аналитико-статистическая процедура установления уровня значимости различий или сходств между выборками по изучаемым показателям.

Достоверность – 1. Применение валидных методик;

2. Применение шкал валидности, шкал лжи, шкал коррекции;

Достоверность позволяет добиться независимости результатов теста от мотивации.

Стандартизация процедуры исследования – унификация исследования.

Этапы стандартизации:

1. Стандартизация процедуры исследования:

- условий тестирования (свет, шум);

- единообразие инструкции и особенностей её применения;

- стимульного материала;

- временных ограничений;

- учёт влияния ситуационных переменных;

- учет поведения экспериментатора;

- опыт испытуемого;

2. Создание единообразной оценки:

- стандартная обработка;

- стандартная интерпретация;

3. Сравнение с нормой:

Тестовые нормы - граничные точки на шкале тестовых баллов, которые разделяют различные диагностические категории.

Нормирование тестов - составная часть их стандартизации, обычно включает проведение обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей. Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста. Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале. Существуют 4 основные стратегии приравнивания.

Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (например, случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам устанавливаются т. о., чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая пропорция респондентов получает ту же или более низкую оценку).

При более точном методе все респонденты заполняют все формы теста, и для определения эквивалентности показателей используются уравнения.

Третий часто используемый метод связан с проведением общего теста или части теста со всеми респондентами. Эта общая оценочная процедура служит в качестве "связывающего" теста, который позволяет все последующие измерения привязывать к единой шкале.

При проведении обследования с использованием различных форм одного и того же теста в каждую включаются несколько "анкерных заданий", выполняющих функцию такого "связывающего" теста.

Виды норм:

- Школьные нормы;

- Профессиональные нормы;

- Локальные нормы;

- Национальные нормы;

На этом этапе создания теста формируются репрезентативные группы, средний результат которых – норма. Норма – это не единственное число, а группа чисел на кривой нормального распределения.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...