Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

30. Расходные обязательства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов




Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ, разграничением полномочий органов государственной власти. Расходные обязательства возникают в результате: - принятия федеральных законов или нормативных актов Президента и Правительства РФ; - заключение Российской Федерацией или от её имени договоров (соглашений) при осуществлении полномочий; - субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов; - субвенции местным бюджетам.

В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню; - функционирование федеральной судебной системы; - осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсий оборонной промышленности; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; - государственная поддержка атомной энергетики; - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; - исследование и использование космического пространства- прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований. С понятием расходов Федерального бюджета РФ тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.                       

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

- принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также заключения субъектом Федерации от имени субъекта Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении полномочий по предметам их ведения;

принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов, а также заключения договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти полномочий; заключения от имени субъекта Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Федерации; заключения от имени субъекта Федерации договоров (соглашений) бюджетными учреждениями субъекта Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам. Расходные обязательства субъекта Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Федерации и источников финансирования дефицита бюджета субъекта федерации.

В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации, расходные обязательства субъекта Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Расходные обязательства муниципального образования при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Федерации, предоставляемых местным бюджетам.

В случае если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Инструментом учета расходных обязательств являются реестры расходных обязательств, которые в соответствии с бюджетным законодательством обязаны вести органы государственной власти и местного самоуправления. Реестр расходных обязательств – используемый при составлении проекта бюджета свод перечень законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и или правовые основания для иных расходных обязательств, с указанием соответствующих положений статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения, включенных в реестр обязательств. Бюджетные ассигнования представляют собой предельные объёмы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обязательств. Основными бюджетными ассигнованиями являются бюджетные ассигнования на оказание государственных муниципальных услуг и на социальное обеспечение населения.

Расходование средств федерального бюджета происходит по следующим направлениям.

1. Финансирование общегосударственных расходов. Общегосударственные вопросы представляют собой совокупность функций, отражающих различные аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления. Перечень таких функций, подлежащих финансированию за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, представлен в разделе I функциональной классификации расходов. В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся: функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных представительных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; функционирование судебной системы; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов финансового финансово-бюджетного надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственные вопросы. Финансирование ряда перечисленных видов деятельности осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с разграничением расходных обязательств между уровнями власти. Однако основная доля расходов консолидированного бюджета РФ на финансирование общегосударственных вопросов приходится на федеральный бюджет.

2. Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства. Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, которые направляются на эти цели, зависит от экономических возможностей страны, международной и внутренней политической обстановки, необходимости технического переоснащения, численности и обеспечения надлежащего уровня жизни личного состава Вооруженных сил.

3. Расходы на национальную экономику. В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. В частности, энергетика, транспорт, связь и информатика присутствуют при решении вопросов инфраструктурного развития экономики. Воспроизводство минерально-сырьевой базы обеспечивает в долгосрочной перспективе развитие сырьевых отраслей, создает уверенность в реальном поступлении значительных доходов от топливно-сырьевого комплекса. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продовольственной базы. Расходы на космические исследования, прикладные научные исследования и области национальной экономики создают научный задел для будущих поколений.

4. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов РФ. В ближайшие годы целевые бюджетные дотации ЖКХ сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура претерпят существенные изменения. Будет осуществляться переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг гражданами в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малоимущих семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

5. Расходы бюджета на образование. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается предоставление: дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ; начального профессионального и среднего профессионального образования, обеспечивающего подготовку рабочих кадров и специалистов для нужд региональных рынков труда; социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. К полномочиям органов местного самоуправления отнесен вопрос организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, общего образования в части расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, организации отдыха детей в каникулярное время.

6. Расходы бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации.

7. Расходы бюджета на здравоохранение. Конкретные обязательства со стороны государства формулируются в ежегодно утверждаемых Правительством РФ Программах государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью ПГГ. В них фиксируется стандартный набор лечебных и профилактических услуг, который в совокупности представляет собой объем бесплатной медицинской помощи, являющейся одним из элементов социального стандарта в области здравоохранения, финансируемых за счет как бюджета, так и средств обязательного медицинского страхования ОМС.

8. Расходы бюджета на спорт и физическую культуру. Вопросы физической культуры и спорта, их финансирование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

9. Финансовое обеспечение расходов на реализацию социальной политики. Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства – повышение уровня и

качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных государственных и муниципальных финансов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...