Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

31. Назначение, состав и структура бюджетной классификации РФ




31. Назначение, состав и структура бюджетной классификации РФ

32. Правовые основы межбюджетных отношений в России

 

33. Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты – это денежные средства, которые предоставляются одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету.

Из федерального бюджета трансферты предоставляются в виде:

1. Субвенций региональным бюджетам из Федерального фонда компенсаций;

2. Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов РФ;

3. Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

4. Субсидий региональным бюджетам РФ;

5. Иных межбюджетных трансфертов региональным бюджетам РФ;

Операции с межбюджетными трансфертами, которые предоставляются из ФБ в форме межбюджетных субсидий и субвенций, совершаются в порядке, установленном ФЗ о федеральном бюджете на плановый период и очередной финансовый год или принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Дотации, которые выделяются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, заложены в состав федерального бюджета и распределяются между нижестоящими бюджетами в соответствии с определенной методикой, которая также утверждается Правительством РФ.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом.

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

3. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам.

5. При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов Российской Федерации вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям).

6. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 " О закрытом административном территориальном образовании".

Межбюджетные трансферты в РФ.

Согласно ст. 6 БК РФ, межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субвенция - (от лат. subvenire - приходить на помощь) - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. С. в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу.

Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Согласно ст. 129, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

-субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;    

-субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Согласно ст. 135 межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

-дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

-субсидий местным бюджетам;

-субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

-иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 142 межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

-дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

-субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

-субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

-иных межбюджетных трансфертов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района образуют районный фонд финансовой поддержки поселений.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты и местные бюджеты

Финансовое состояние многих муниципальных образований на сегодняшний день не является удовлетворительным, что во многом связано с проблемами формирования доходных частей местных бюджетов. Суммарные налоговые и неналоговые поступления в местные бюджеты не покрывают расходы на закрепленные за местной властью социальные обязательства. В подобной ситуации большое значение приобретают межбюджетные трансферты, под которыми в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года предусматривается создание многоуровневой системы финансовой поддержки муниципальных образований. Муниципальные образования будут получать финансовую помощь из фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов (городских поселений). В целях финансовой поддержки поселений воз­можно образование районных фондов финансовой поддержки поселений. Следует отметить, что в переходный период, который был установлен Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и второю Налогового кодекса Россий­ской Федерации и признании утратившими силу некоторых зако­нодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» от 12 октября 2005 г. , до­пускается использование особого порядка распределения средств фондов финансовой поддержки, позволяющего учитывать пока­затели фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов муниципальных образований.

В бюджете субъекта федерации в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения может создаваться фонд муниципального развития субъекта Российской Федерации. Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, будет осуществляться в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации может быть образован фонд софинансирования социальных расходов, условия предоставления и расходования субсидий из которого будут также устанавливаться законом субъекта федерации.

С одной стороны, наличие стольких источников финансовой помощи муниципальным образованиям следует оценить положительно, но, с другой стороны, создание такого числа фондов, может привести к распылению финансовых средств и, в конечном итоге, к их нехватке. Другим негативным моментом может стать возникновение финансовой зависимости поселений от муниципальных районов. Так как дотации из районного фонда финансовой поддержки в бюджеты поселений предоставляются в соответствии с правовыми актами представительного органа муниципального района, то эти акты, безусловно, оказывают влияние на формирование бюджетов поселений. А в судебной практике случаи, когда одни муниципальные образования получали право регулировать бюджеты других муниципальных образований, расценивались как не допустимое соподчинение муниципальных образований.

Имеются замечания и к порядку предоставления финансовой помощи, закрепленному в Бюджетном кодексе Российской Федерации после внесения в него изменений Федеральным законом от 20 августа 2004 г. Так, дотации из регионального фонда поддержки поселений и муниципальных районов могут быть заменены полностью или частично дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Однако такая замена может оказаться выгодной не для всех муниципальных образований. В выигрышном положении могут оказаться муниципальные образования, где проживают люди, получающие стабильные и высокие доходы. И хотя норматив рассчитывается по единой методике с учетом прогнозируемого поступления средств от указанного налога, стопроцентной точности прогноза достичь вряд ли удастся по целому ряду причин (несовершенство методики расчета, миграция населения и т. д. ). Возможность возникновения подобной ситуации предусматривается даже в статьях 137, 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указано, что потери бюджета в связи с получением средств по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц в объеме ниже расчетной дотации компенсации и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат. Выходом из этого положения могло бы стать закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации положений о необходимости учета мнения органов местного самоуправления при замене дотаций дополнительными норматива­ми отчислений от налога на доходы физических лиц.

Главным условием предоставления межбюджетных транс­фертов из бюджетов субъектов Российской Федерации является соблюдение соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. В случае предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований, у которых в двух из трех последних отчетных лет суммарная доля дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) на­логовых доходов по дополнительным нормативам в общем объе­ме собственных доходов превышала 50 процентов, законом субъ­екта Российской Федерации могут быть установлены и дополни­тельные условия предоставления средств. Наличие подобных положений объясняется сложностью финансового состояния муниципального образования, бюджету которого предоставляется фи­нансовая помощь. Однако введение большого числа дополнительных критериев предоставления средств может в ряде случаев только ухудшить ситуацию. Поэтому органам государственной власти субъектов федерации необходимо проанализировать по­следствия закрепления в законодательстве каждого из вводимых условий предоставления финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены процедуры, которые никак не ведут к увеличению заинтересованности в укреплении доходной базы местных бюджетов. Так, в пункте 5 статьи 60 указано, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год может быть предусмотрено перечисление субвенций из бюджета данного поселения в региональный фонд финансовой поддержки поселений. В случае невыполнения органами местного самоуправления указанных требований законом субъекта Российской Федерации предусматривается снижение для данного муниципального образования нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), до уровня, обеспечивающего поступление в бюджет субъекта Российской Федерации средств в размере указанной субвенции, а в случае их недостаточности – централизация части доходов от местных налогов в пределах, не превышающих размера указанной субвенции. По мнению С. А. Авакьяна, подобное изъятие части доходов или очень гуманно по отношению к тем, кто может просто не работать и за счет этого жить, или кто-то решил включить эту норму в Закон, чтобы посмотреть, что из этого получится. Конечно, можно понять законодателя, беспокоящегося обо всех муниципальных образованиях, однако наличие такой нормы, с одной стороны, может способствовать развитию иждивенческих настроений, а с другой стороны, потере интереса в увеличении налогового потенциала в муниципальных образованиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...