Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

34. Содержание государственного кредита




К основным задачам государственного кредита относятся:

1. финансирование бюджетного дефицита

2. проведение международной и региональной финансово-кредитной политики

3. поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.

Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.

В рамках государственного кредита за государством, чаще всего, закрепляется роль заемщика, осуществляя которую образуется государственный долг.

Государственные заимствования в России могут быть двух видов:

государственные заимствования Российской Федерации

государственные заимствования субъектов Российской Федерации.

Государственные заимствования Российской Федерации – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Государственные заимствования Российской Федерации могут быть внутренними и внешними.

Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Государственные заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть внутренними и внешними. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации или субъекта Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под государственными внешними заимствованиями понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита ненефтегазового дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Помимо уже отмеченных видов государственных займов их можно дополнительно классифицировать по целому ряду дополнительных признаков:

1. по обращению на рынке: рыночные займы – свободно продаются и покупаются являются основными при финансировании бюджетного дефицита; нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов

2. по срокам погашения: краткосрочные до одного года; среднесрочные от одного года до пяти лет; долгосрочные от пяти лет и более

3. по обеспеченности долговых обязательств: закладные – обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом; беззакладные – обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета

4. по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные; с нулевым купоном. Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном

5. по методу определения дохода: с твердым доходом; с плавающим доходом

6. в зависимости от сроков погашения: обязательства с правом досрочного погашения; обязательства без права досрочного погашения.

Государственный кредит - денежные отношения, в которых органы власти и управления всех уровней выступают в качестве заемщика(1), кредитора(2) и поручителя(3).

В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае, ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе ( Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др. ). Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т. к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Как экономическая категория государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов. Его специфическими чертами являются:

- добровольность;

- возвратность и платность;

- на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

В отличие от банковского кредита, государственный предполагает непроизводительное использование - содержание политической надстройки. Еще одно отличие состоит в том, что государство выплачивает доходы кредиторам из будущих бюджетных поступлений и ведет к образованию государственного долга и необходимости его обслуживать, иногда за счет недофинансирования учреждений, предоставляющих социальные услуги населению. Размер и структура государственного долга отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.

Функции государственного кредита:

1) регулирующая: вступая в отношения кредита, государство воздействует на денежное обращение, производство, занятость, уровень ставок на рынке денег и капиталов и другое. Государство может проводить ту или иную финансовую политику: мобилизуя средства физических лиц, государство снижает их платежеспособный спрос; если за счет государственного кредита финансируются производственные затраты (инвестиции), то наличная денежная масса в обращении сокращается; в случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы денежная масса сокращается; если привлекаются накопления юридических лиц и средства направляются на выплаты населению, то объем денежной массы в обращении возрастает; увеличение объемов государственных займов ведет к увеличению цены банковского кредита и соответственно, к снижению инвестиций в бизнес и другое;

2) фискальная: государственный кредит является вторым после налогов способом финансирования государственных расходов. В развитых странах за счет государственных займов финансируются затраты капитального характера и это имеет положительное значение. Объекты социально-культурной инфраструктуры (школы, ВУЗы, больницы и др. ) служат в течение 30-40 лет, следовательно, разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. Поколение, которое строит объект и последующие несут аналогичное финансовое бремя за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются. При погашении же кредитов, налоги взимаются не только для выплаты займов, но и процентов по задолженности. Таким образом, использование средств в системе государственного кредита может быть производительным (при этом налоги не увеличиваются) и не производительным (при этом источником погашения займов являются возрастающие налоги и новые займы). Такой способ использования называется рефинансированием т. е., старая задолженность погашается путем выпуска новых займов. При этом, мобилизуемые государственным кредитом средства являются антиципированными взятыми вперед налогами (часть бюджетных средств отвлекается от производительного использования и обслуживает государственный долг. При обслуживании долга действует такое правило: чем больше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...