Движущие силы и логика воспитательного процесса.
Вопрос номер 4. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Логика воспитания включает в себя этапы: 1) Диагностика- изучение воспитанников и определенных целей воспитания. 2) Проектирование- разработка содержания, методов и форм. 3) Организация педагогического взаимодействия. 4) Проверка и оценка результатов. Все идет по определенному циклу и все возвращается. Воспитание-это развитие личности, а развитие-это сложный процесс, где есть противоречия. Противоречия: -Внутренние ( они порождают ту силу, которая и является движущей силой развития самого процесса воспитания. Основным содержанием такого типа противоречий являются противлоречия между потребностями личности и возможностями их удовлетворения. - Внешние ( сильно сказываются на результатах воспитания. Они способны создавать благоприятные и неблагоприятные условия для проектирования процесса воспитания. Например: Противоречия между школой и обществом. Внутренние противоречия служат основой для управления процессом воспитания. Другим противоречием между внутренним противоречием являются противоречия между возрастающими специально значимыми задачами и возможном ограничении этих задач. Так, Т. Н. Мальковская, ориентируясь на последовательность задач, решаемых в ходе воспитания личности, предлагает следующую логику воспитательного процесса: 1) целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития; 2) формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и социально ориентированной мотивации; 3) приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; 4) воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; 5) развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; 6) организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; 7) организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; 8) развитие важнейшей социальной функции личности – общения.
Вопрос номер 5. Закономерности и принципы воспитания. Закономерности процесса воспитания - это устойчивые повторяющие существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности. Закономерности развделяют на 3 группы: 1) Обусловлена социальными условиями. В ней отражаются зависимость воспитания от уровня соц. -экономического развития общества и его культуры. 2) Обусловлена психическими законами и особенностями развития личности, т. е. возрастом, полом, индивидуальными особенностями личности. Отражает взаимосвязь воспитания и развития. 3) Представлена закономерностями, которые отражают сущность самого пед. процесса. Воспитание личности происходит только в процессе деятельности и общении. Чем активнее личность, тем разнообразней отношения с воспитанниками. Законы воспитательного процесса: - Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено изменяемыми потребностями детей. - Характер воспитания определяется объективными потребностями производства. - Решающим для благополучного развития личности и ее активности в деятельности является внутреннее составляющее ребенка. Принцип- основа, руководящая идея, основное правило.
Принципы воспитания- это исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми должен руководить воспитатель. Закономерности реализуются через принципы, которые дают представления о том, как практически организовать процесс воспитания. Принципы меняются, они динамичны и изменчивы. Принципы: 1) Целенаправленность воспитания ( общественно-ценностная направленность) принцип определяет направленность всего процесса воспитания. 2) Связь учебно-воспитательной работы с жизнью и трудом. 3) Опора на положительное в воспитании. ( качества + человек) проектируя личность воспитателю нужно подходить к нему с оптимистической гипотезой и верой в то хорошее, что есть в ученике. 4) Воспитание коллектива через коллектив. Индивидуальность личности в полной мере может развиваться только в коллективе. Здесь требуется жить интересами коллектива и уметь сочетать личные интересы с интересами коллектива. Вопрос номер 6. Личностный подход воспитания. Другое название личностно-ориентированный подход. Требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Целостность воспитательного процесса обеспечивается отношениями поступка и поведения, но без педагога эта обеспеченность не реализуется. Если педагог в своей работе не реализует принцип целостности, то процесс воспитательный за это жестко мстит. Например, чтение красивых стихов в грязной комнате. Целостным является отношение ребенка, поэтому влияние на него со стороны педагога должно обеспечивать активный выход на все каналы восприятия: на разум, чувства, через психологический, звуковой, зрительный, главное выявить в ребенке свое личностное «Я». Т. о. в системе личностного подхода к воспитанию гармоничной личности нельзя допустить пренебрежения принцип целостности иначе педагог сформирует импульсивного человека. Педагог должен развивать в ребенке способность самостоятельно строить свою жизнь, неся за нее ответственность и личность должна быть автором собственной истории, личной судьбы. В условиях личностного подхода к воспитанию, как части образовательного процесса, личность воспитанника играет приоритетную системообразующую роль. Переход к личностно ориентированной педагогике требует новой методологии. Осуществляя личностный подход, надо распределять внимание не только возрастным и индивидуальным особенностям воспитанника, но его эмоциональному состоянию, также уделять внимание нравственно-волевым проявлениям. Личностное качество – человеческое. Воспитание человеческое – духовной сферы личности.
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|