Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движущие силы и логика воспитательного процесса.




Вопрос номер 4.

Движущие силы и логика воспитательного процесса.

Логика воспитания включает в себя этапы:

1) Диагностика- изучение воспитанников и определенных целей воспитания.

2) Проектирование- разработка содержания, методов и форм.

3) Организация педагогического взаимодействия.

4) Проверка и оценка результатов.

Все идет по определенному циклу и все возвращается.

 Воспитание-это развитие личности, а развитие-это сложный процесс, где есть противоречия.

Противоречия:

-Внутренние ( они порождают ту силу, которая и является движущей силой развития самого процесса воспитания. Основным содержанием такого типа противоречий являются противлоречия между потребностями личности и возможностями их удовлетворения.

- Внешние ( сильно сказываются на результатах воспитания. Они способны создавать благоприятные и неблагоприятные условия для проектирования процесса воспитания. Например: Противоречия между школой и обществом.

Внутренние противоречия служат основой для управления процессом воспитания.

Другим противоречием между внутренним противоречием являются противоречия между возрастающими специально значимыми задачами и возможном ограничении этих задач.

Так, Т. Н. Мальковская, ориентируясь на последовательность задач, решаемых в ходе воспитания личности, предлагает следующую логику воспитательного процесса:

1) целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития; 2) формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и социально ориентированной мотивации; 3) приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; 4) воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; 5) развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; 6) организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; 7) организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; 8) развитие важнейшей социальной функции личности – общения.

Вопрос номер 5.

Закономерности и принципы воспитания.

Закономерности процесса воспитания - это устойчивые повторяющие существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности.

Закономерности развделяют на 3 группы:

1) Обусловлена социальными условиями. В ней отражаются зависимость воспитания от уровня соц. -экономического развития общества и его культуры.

2) Обусловлена психическими законами и особенностями развития личности, т. е. возрастом, полом, индивидуальными особенностями личности. Отражает взаимосвязь воспитания и развития.

3) Представлена закономерностями, которые отражают сущность самого пед. процесса.

Воспитание личности происходит только в процессе деятельности и общении. Чем активнее личность, тем разнообразней отношения с воспитанниками.

 Законы воспитательного процесса:

- Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено изменяемыми потребностями детей.

- Характер воспитания определяется объективными потребностями производства.

- Решающим для благополучного развития личности и ее активности в деятельности является внутреннее составляющее ребенка.

Принцип- основа, руководящая идея, основное правило.

Принципы воспитания- это исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми должен руководить воспитатель.

Закономерности реализуются через принципы, которые дают представления о том, как практически организовать процесс воспитания.

 Принципы меняются, они динамичны и изменчивы.

 Принципы:

1) Целенаправленность воспитания ( общественно-ценностная направленность) принцип определяет направленность всего процесса воспитания.

2) Связь учебно-воспитательной работы с жизнью и трудом.

3) Опора на положительное в воспитании. ( качества + человек) проектируя личность воспитателю нужно подходить к нему с оптимистической гипотезой и верой в то хорошее, что есть в ученике.

4) Воспитание коллектива через коллектив.

 Индивидуальность личности в полной мере может развиваться только в коллективе. Здесь требуется жить интересами коллектива и уметь сочетать личные интересы с интересами коллектива.

Вопрос номер 6.

Личностный подход воспитания.

Другое название личностно-ориентированный подход. Требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Целостность воспитательного процесса обеспечивается отношениями поступка и поведения, но без педагога эта обеспеченность не реализуется. Если педагог в своей работе не реализует принцип целостности, то процесс воспитательный за это жестко мстит. Например, чтение красивых стихов в грязной комнате. Целостным является отношение ребенка, поэтому влияние на него со стороны педагога должно обеспечивать активный выход на все каналы восприятия: на разум, чувства, через психологический, звуковой, зрительный, главное выявить в ребенке свое личностное «Я». Т. о. в системе личностного подхода к воспитанию гармоничной личности нельзя допустить пренебрежения принцип целостности иначе педагог сформирует импульсивного человека. Педагог должен развивать в ребенке способность самостоятельно строить свою жизнь, неся за нее ответственность и личность должна быть автором собственной истории, личной судьбы. В условиях личностного подхода к воспитанию, как части образовательного процесса, личность воспитанника играет приоритетную системообразующую роль. Переход к личностно ориентированной педагогике требует новой методологии. Осуществляя личностный подход, надо распределять внимание не только возрастным и индивидуальным особенностям воспитанника, но его эмоциональному состоянию, также уделять внимание нравственно-волевым проявлениям. Личностное качество – человеческое. Воспитание человеческое – духовной сферы личности.

.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...