Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос номер 7. Деятельный подход воспитания. Культорологический подход. Культорологический подход. . Ценностный подход в воспитании.




Вопрос номер 7.

Деятельный подход воспитания.

Личностное качество – человеческое. Воспитание человеческое – духовной сферы личности.   Эта закономерность положена в основу деятельностного подхода воспитания. Сущность данного подхода заключается в том, чтобы активно вовлекать воспитанников в посильную и интересную деятельность. Деятельность учащихся должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной сторон. Деятельность всегда возникает в некоторой ситуации, то говорят о ситуативном подходе воспитания. Цели в любой деятельности выполняют конструктивную, направляющую и регулирующую функции. Под целью воспитания понимается некоторый воспитательный образ, сознательно планируемый результат.

Вопрос номер 8.

Культорологический подход.

 Он базируется на идеи интеграции личности в мировую культуру и заключается в опоре на следующую педагогическую закономерность – воспитание личности будет более эффективным, если оно будет вписано или интегрировано в контекст культуры, а воспитанник активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировые цивилизации. Следовательно, воспитание на основе культурологического подхода это процесс присвоения и развития личностью достижений культуры. Развитие духовной культуры – каждый воспитанник должен принимать непосредственное участие в повседневной, культурно насыщенной жизни города и т. п. Подход ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции стали базовой основой воспитательного процесса.

Вопрос номер 9.

Ценностный подход в воспитании.

   Означает профессиональное внимание педагога на отношение воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познаниям, т. е. ценностным основам жизни, достойной человека – добру, истине и красоте. Формирование в процессе воспитания нравственных отношений, которые включают в себя патриотизм, культуро-межнациональных отношений (отношение к другим странам и народам), бережливость и любовь к природе, коллективизм, правдивость, честность, товарищество – отношение к другим людям и себе самому.

Вопрос номер 10.

Гуманистический подход в воспитании.

Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой – ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.

  Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т. д.

В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности. А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.

Вопрос номер 11.

Сущность методов воспитания и их классификация.

Классификация Сластенина:

-Методы формирования сознания личности

-Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

-Группа методов: методы стимулирования и мотивация деятельности в поведении личности

-Методы контроля, самоконтроля и самооценки воспитания

Существует несколько определений методов воспитания.

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Методы воспитания – конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач совместной деятельности учителя/воспитателя и воспитанника.

Метод – способ педагогического управления деятельностью (познавательной/трудовой/спортивной/игровой), процесс которой осуществляется самореализацией личности, ее социальное и физическое развитие.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Носят частный подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

Метод нельзя рассматривать вне содержания воспитания, вне педагогической системы, вне особенностей отношения педагога с конкретной личностью. Метод воспитателя реализуется через деятельность учителя/воспитателя.

В настоящее время существует большое количество методов. Одни авторы выделяют группу методов, которую принято считать самой востребованной в работе воспитателя.

*Метод убеждения – путь воздействия на знания школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Этот метод является ведущим, умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Слово может быть величайшей воспитательной силой. Диалог – основной путь обмена мыслями, именно через диалог реализуется общение.

Пример – метод воздействия на созерцания, чувства, поведения школьников. Используются разнообразные средства:

Упражнение – это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенное поручение/задание. Метод упражнения называют приучением. Это многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения.

Поощрение – это положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника. Стимулирует правильную линию поведения. Форма поощрения – просто сказать молодец, благодарность учителя, награждение,

Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Методы наказания тормозят проявление недисциплинированности. Было признано наказание правомерным, если оно педагогически грамотное в своем применении. Оно вызывает чувство стыда, неудовлетворения, дает возможность ему исправить свою ошибку.  

*Методы поощрения и наказания помогают осознать школьникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулируют и тормозят определенное поведение.

*Методы формирования сознания. Основана на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Входят: беседа, рассказ, лекция, объяснение, диспут, метод примера. Синонимичное название – методы убеждения.

*Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Эта группа выделена на основе тезисов о формировании личности в деятельности. В эту группу входят: приучение (упражнение), метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование (общественное мнение), инструктаж, иллюстрации, демонстрации.  

*Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения – отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка, поощрения, наказания, дискуссия, соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие.  

*Методы контроля, самоконтроля и самооценки, самооценки воспитания –

*Прием воздействия – одна из форм метода, соответствующая конкретной ситуации.

*Ложные методы:

-Морализирование

-Ворчание

-Уговаривание

-Упрашивание

-Разнос

-Мелочная придирка

-Упреки

-Запугивание

-Муштра

Бесконечные проработки ученика

Захваливание

Задабривание

-Задаривание

-Физическое наказание

-Стравливание детей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...