Вопрос номер 7. Деятельный подход воспитания. Культорологический подход. Культорологический подход. . Ценностный подход в воспитании.
Вопрос номер 7. Деятельный подход воспитания. Личностное качество – человеческое. Воспитание человеческое – духовной сферы личности. Эта закономерность положена в основу деятельностного подхода воспитания. Сущность данного подхода заключается в том, чтобы активно вовлекать воспитанников в посильную и интересную деятельность. Деятельность учащихся должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной сторон. Деятельность всегда возникает в некоторой ситуации, то говорят о ситуативном подходе воспитания. Цели в любой деятельности выполняют конструктивную, направляющую и регулирующую функции. Под целью воспитания понимается некоторый воспитательный образ, сознательно планируемый результат. Вопрос номер 8. Культорологический подход. Он базируется на идеи интеграции личности в мировую культуру и заключается в опоре на следующую педагогическую закономерность – воспитание личности будет более эффективным, если оно будет вписано или интегрировано в контекст культуры, а воспитанник активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировые цивилизации. Следовательно, воспитание на основе культурологического подхода это процесс присвоения и развития личностью достижений культуры. Развитие духовной культуры – каждый воспитанник должен принимать непосредственное участие в повседневной, культурно насыщенной жизни города и т. п. Подход ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции стали базовой основой воспитательного процесса. Вопрос номер 9. Ценностный подход в воспитании.
Означает профессиональное внимание педагога на отношение воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познаниям, т. е. ценностным основам жизни, достойной человека – добру, истине и красоте. Формирование в процессе воспитания нравственных отношений, которые включают в себя патриотизм, культуро-межнациональных отношений (отношение к другим странам и народам), бережливость и любовь к природе, коллективизм, правдивость, честность, товарищество – отношение к другим людям и себе самому. Вопрос номер 10. Гуманистический подход в воспитании. Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны, опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой – ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу. Гуманизм предполагает и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание. Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противоположных понятий, как жизнь и смерть, честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть и т. д. В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации учителя и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития личности. А это, в свою очередь, требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учителя, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.
Вопрос номер 11. Сущность методов воспитания и их классификация. Классификация Сластенина: -Методы формирования сознания личности -Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения -Группа методов: методы стимулирования и мотивация деятельности в поведении личности -Методы контроля, самоконтроля и самооценки воспитания Существует несколько определений методов воспитания. Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Методы воспитания – конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач совместной деятельности учителя/воспитателя и воспитанника. Метод – способ педагогического управления деятельностью (познавательной/трудовой/спортивной/игровой), процесс которой осуществляется самореализацией личности, ее социальное и физическое развитие. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. Носят частный подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Метод нельзя рассматривать вне содержания воспитания, вне педагогической системы, вне особенностей отношения педагога с конкретной личностью. Метод воспитателя реализуется через деятельность учителя/воспитателя. В настоящее время существует большое количество методов. Одни авторы выделяют группу методов, которую принято считать самой востребованной в работе воспитателя. *Метод убеждения – путь воздействия на знания школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Этот метод является ведущим, умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Слово может быть величайшей воспитательной силой. Диалог – основной путь обмена мыслями, именно через диалог реализуется общение.
Пример – метод воздействия на созерцания, чувства, поведения школьников. Используются разнообразные средства: Упражнение – это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенное поручение/задание. Метод упражнения называют приучением. Это многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Поощрение – это положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника. Стимулирует правильную линию поведения. Форма поощрения – просто сказать молодец, благодарность учителя, награждение, Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Методы наказания тормозят проявление недисциплинированности. Было признано наказание правомерным, если оно педагогически грамотное в своем применении. Оно вызывает чувство стыда, неудовлетворения, дает возможность ему исправить свою ошибку. *Методы поощрения и наказания помогают осознать школьникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулируют и тормозят определенное поведение. *Методы формирования сознания. Основана на принципе единства сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Входят: беседа, рассказ, лекция, объяснение, диспут, метод примера. Синонимичное название – методы убеждения. *Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Эта группа выделена на основе тезисов о формировании личности в деятельности. В эту группу входят: приучение (упражнение), метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование (общественное мнение), инструктаж, иллюстрации, демонстрации.
*Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения – отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка, поощрения, наказания, дискуссия, соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие. *Методы контроля, самоконтроля и самооценки, самооценки воспитания – *Прием воздействия – одна из форм метода, соответствующая конкретной ситуации. *Ложные методы: -Морализирование -Ворчание -Уговаривание -Упрашивание -Разнос -Мелочная придирка -Упреки -Запугивание -Муштра Бесконечные проработки ученика Захваливание Задабривание -Задаривание -Физическое наказание -Стравливание детей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|