Вопрос №8. Понятие «рабочая сила», «человеческий капитал»,
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Вопрос №8. Понятие «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой капитал»…………………………………………………...3 Вопрос №20. Структура дохода сотрудника предприятия………………………..6 Вопрос №29. Основные характеристики рынка труда…………………………..12 Вопрос №31. Управление динамикой продуктивности и заработной платы на предприятии……………………………………………...15 Вопрос №32. Принципы совершенствования управления человеческими ресурсами предприятия………………………19 Вопрос №45. Методические подходы по определению размеров коллективов (пример)……………………………………………….21 Список литературы…………………………………………………………………26
Вопрос №8. Понятие «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой капитал»
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ [5]. Рабочая сила может функционировать лишь в системе определенных производственных отношений и является главной производительной силой общества, определяющим элементом производительных сил. Воздействуя в процессе трудовой деятельности на вещество природы, видоизменяя и подчиняя его себе, человек, в свою очередь, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает теоретические и технические знания. Решающее воздействие на характер и объем трудовых функций оказывает уровень развития средств труда. Социально-экономические условия использования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа соединения рабочей силы со средствами производства. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя.
В условиях рабовладельческого и феодального способов производства собственность (полная и неполная) господствующих классов на рабочую силу являлась предпосылкой эксплуатации на основе внеэкономических методов принуждения к труду. При капитализме рабочая сила выступает как товар. Рабочая сила становится товаром при наличии определенных социально-экономических условий: Во-первых, носитель рабочей силы должен быть юридически независимым лицом и иметь возможность свободно распоряжаться своей рабочей силой. Во-вторых, собственник рабочей силы должен быть лишен средств производства, т. е. не иметь возможностей для самостоятельного ведения хозяйства [5; 7]. Превращение рабочей силы в товар явилось закономерным результатом развития мелкого товарного производства. На основе действия закона стоимости происходил процесс дифференциации товаропроизводителей. Большую роль в подготовке условий капиталистического производства, в отделении непосредственных производителей от средств производства сыграли такие внеэкономические и экономические факторы, как экспроприация земель, жестокие законы против экспроприированных, колониальная система, государственные займы, налоги, протекционизм и т. д. Рассмотрим сущность понятия «человеческий капитал». Человеческий капитал – капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека [5]. Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства. В социологии человеческий капитал - это совокупность приобретенных знаний, навыков, умений, опыта, жизненной мудрости, ценностей и норм, повышающая шансы индивида на рынке труда в терминах размера совокупной заработной платы и условий труда. Понятие «человеческий капитал» было введено в работах экономистов социально-ориентированной чикагской школы в начале 1960-х. Т. Шульц использовал его в самом широком смысле, включая миграцию и здоровье. В работах Г. Беккера, Дж. Минсера и М. Фридмана основным проявлением человеческого капитала служило формальное и неформальное образование.
Основными свойствами человеческого капитала являются неотчуждаемость от индивида, воплощенность, непередаваемость (хотя порождаемые услуги могут быть предметом купли-продажи); относительно низкий индивидуальный контроль за скоростью и формами приобретения; экономические последствия для общества и индивида; аккумулируемость в течение длительного времени и на основании уже имеющегося финансового, человеческого и социального капиталов; приносит экономические блага лишь при условии дополнительных усилий (инвестиций времени в оплачиваемую работу). Подобно финансовому капиталу, необновляемый человеческий капитала подвержен истощению и устареванию. Возможности межиндивидуального преобразования капиталов ограничены и сводятся главным образом к финансовым вкладам родителей в образование детей. Связи на надындивидуальном уровне более очевидны: социальные связи и отношения в семье (социальный капитал), и финансовые инвестиции способствуют получению человеческого капитала, а накопленный человеческий капитала ведет к приобретению социальных норм, толерантности и доверия, а также к техническому прогрессу и росту экономического производства. В отношении образования обычно различают общий и специфический человеческий капитала. Первый связан с получением универсальных навыков и знаний, повышающих шансы индивида на рынке труда, иногда в разных профессиональных областях. Его приобретают в основном в формальных образовательных институтах, открытых курсах и повседневных взаимодействиях. Под вторым понимают знания и умения, специфические для сектора или отрасли (например, маркетинг или сельское хозяйство), отдельной организации или фирмы. Специфический капитал связан с социализацией внутри организации, приобретением полезных контактов, знакомством с организационным кодексом норм и рабочими секретами. Овладение им облегчает индивиду продвижение по служебной лестнице, получение прибавок и иных благ внутри данной организации. Кроме того, различают количественные и качественные аспекты человеческого капитала. Последние отражают качество и репутацию образовательного института, достигнутый технический прогресс [4].
Говоря о трудовом капитале, можно отметить, что чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, знаниям, опыту и ответственности работника. На предприятиях трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных рабочих, доля которых зависит от применяемой технологии. Чем больше доля технологий 4 и 5 укладов, тем выше требования к трудовому капиталу. Улучшение технологии, переход на новые технологии требует инвестиций в повышение квалификации и переквалификацию. Российские предприятия в большинстве экономят на расходах в человека. Многие предприятия ликвидировали ПТУ и центры производственного обучения, ограничиваются обучением на рабочем месте. Однако узконаправленная специальная подготовка не обеспечивает должной квалификации, что ведет к увеличению брака, переделкам, повышенному износу оборудования, авариям, увеличению простоев и расходов на ремонт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|