Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

42 Сознание как осознанание бытия




42 Сознание как осознанание бытия

Cтруктура общественного сознания

Раскрытие сущности человека, сущности мира и его бытия показывают, что человек выступает как субъект социальной деятельности, который, сознательно и целенаправленно воздействуя на мир и на самого себя, не просто приспосабливается к условиям жизни, а активно изменяет их, преобразует природную и социальную сре­ду в соответствии со своими потребностями и интереса­ми. Человек является смыслообразующим началом в этой сложной системе взаимосвязей " человек-мир". В этой связи важное значение приобретает раскрытие сущ­ности и структуры общественного сознания.

Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедея­тельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением ос­новного вопроса философии, как отмечалось, связано разделение философов на материалистов и идеалистов. Если идеализм исходит из признания идеального как предельного основания бытия мира и человека, то мате­риализм, исходя из признания первичности материи, акцентирует внимание на вопросе об обусловленности со­знания бытием, о происхождении сознания, о его сущно­сти, о роли в жизнедеятельности общества и личности.

В истории философской мысли вопрос о происхожде­нии сознания решался на разных этапах истории по-раз­ному.

Само проявление и реализация, удовлетворение жиз­ненных потребностей человека, их воспроизводство осу­ществляется в его непосредственной взаимосвязи с усло­виями существования. Причем эта связь проявляется как по отношению к природе, так и по отношению к общественной жизни. Вместе с тем удовлетворение пот-ребностей обусловливается не только непосредственной связью человека с действительностью, но и системой опосредования их удовлетворения процессом материаль­ного производства и системой общественных отношений. Зависимость удовлетворения потребностей от социаль­ных условий жизни выражается в интересе.

Можно сказать, что потребности и интересы определяют характер и направленность отношения человека к миру, и именно тот угол зрения, под которым человек воспринимает его. Поэтому осознание человеком своего отношения к миру проявляется, с одной стороны, как осознание своих потребностей и интересов, а с другой — как осознание самой действительности, ее сущности, ро­ли, условия удовлетворения потребностей, условия обе­спечения жизнедеятельности.

Осознание человеком своего отношения к действи­тельности и к себе осуществляется на двух уровнях: эм­пирическом и рациональном, включающем в себя обы­денное и теоретическое сознание. Способом существова­ния сознания является знание, которое представляет со­бой систему отраженных в голове человека и закреплен­ных памятью сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знания — это обобщение человеческого опыта, передаваемого от человека к человеку, от эпохи к эпохе, результат индивидуального жизненного опыта. В то же время знания заключают в себе оценку человеком ре­зультатов отражения действительности в голове челове­ка, определение их значимости в его жизнедеятельности. Знания будут служить предпосылкой, оказывающей воз­действие на характер отношения человека к действи­тельности и к себе, на характер его деятельности. Без знаний невозможна ориентация человека в мире.

Эмпирический и рациональный уровни осознания от­ношения к действительности взаимосвязаны, но вместе с тем они относительно самостоятельны. Эмпирическое осознание действительности связано с непосредственным чувственным взаимодействием человека с миром. Особую роль здесь играет чувственно-эмоциональное восприятие действительности. Чувства и эмоции выступают как спе­цифические показатели наличия тех или иных потреб­ностей, необходимости их удовлетворения, а также сте­пени удовлетворения или неудовлетворения потребно­стей. В зависимости от характера реакции человека на его взаимодействие с окружающей действительностью формируются две основные группы эмоций — положи­тельные и отрицательные.

Эмпирический и рациональный уровни сознания ох­ватывают весь процесс отражения действительности в сознании человека. Они характеризуют степень проник­новения человека в сущность действительности, а также выражают оценочное отношение человека к миру и к се­бе. Однако эмпирический и рациональный уровни осоз­нания действительности еще не раскрывают содержа­тельной стороны общественного сознания.

Чтобы раскрыть содержательную сторону отражения действительности человека, необходимо раскрыть меха­низм детерминации отражения мира в сознании челове­ка.

Как указывалось ранее, удовлетворение потребностей человека осуществляется в сложном процессе его взаи­модействия с природой и социальной средой. Зависи­мость удовлетворения потребностей от социальных усло­вий жизни находит свое выражение в системе интересов. Среди множества интересов можно выделить несколько групп, играющих определенную роль в отношениях че­ловека с действительностью. Среди них особое место за­нимают:

1) интересы, выражающие зависимость жизнедея­тельности людей от степени осознания свойств, связей, законов действительности, без которых невозможно со­здать орудия труда и преобразовывать предметы приро­ды в средства удовлетворения потребностей;

2) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от характера их отношения к средствам производства, от всей системы общественных отноше­ния;

3) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от характера их взаимного отношения друг к другу и к обществу во всех сферах жизни;

4) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от уровня развития, характера эстетических потребностей и степени эстетического освоения действи­тельности;

5) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от стихийных сил природы и общества, господствующих над ними в их повседневной жизни и оказывающих влияние на их отношение к действитель­ности, друг к другу, к себе;

6) интересы, выражающие зависимость жизнедеятель­ности людей от степени осознания сущности мира и сво­ей сущности в их взаимосвязи.

Таким образом, в идеологии находит свое отражение не только отношение к общественному строю, что со­ставляет ее основное содержание, но и к тем факторам, которые оказывают воздействие на возникновение, ут­верждение, функционирование общественного строя или создают предпосылки его ухода с исторической арены. На этой основе можно дать целостное, обобщенное опре­деление идеологии, охватывающее все основные аспекты идеологического осознания отношения человека к миру.

Идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к окружающей действительности через призму отношения к общественному строю, т. е. с пози­ций их коренных интересов. Идеология, будучи осозна­нием коренных интересов, приобретает субъективное бы­тие в лице тех социальных сил, социальных субъектов, чьи коренные интересы в ней выражены.

Идеология пронизывает все формы общественного со­знания, но не сводится к их сумме и не растворяется в них. Она приобретает относительную самостоятельность и играет очень важную роль в осознании социальными субъектами своего отношения к себе и к действительно­сти в целом.

Идеология, фиксируясь в сознании людей и получая чувственно-эмоциональную оценку, оказывает влияние на формирование мировоззрения социальных субъектов. Она обусловливает осознание людьми своего отношения к действительности под углом зрения отношения к об­щественному строю. Идеология находит свое отражение во всех формах общественного сознания, не лишая их своей собственной специфики, относительной самостоя­тельности. В то же время, идеология опирается на со­держание других форм общественного сознания.

Роль идеологии в жизнедеятельности общества и лич­ности в значительной степени зависит от взаимосвязи ее с общественной психологией. Это значит, что идеологи­ческие концепции могут выполнять свои функции толь­ко тогда, когда они восприняты и закреплены в чув­ствах, настроениях и превращены в веру или убеждения людей. —

^(Общественное сознание, возникнув, сформировавшись как результат реального процесса жизни, оказывает ак­тивное воздействие на общественное бытие. Воплощаясь в целях, оно становится фактором, повелевающим чело­веку как нужно поступать в жизни. По мере развития общества относительная самостоятельность обществен­ного сознания возрастает. Если общественное сознание первоначально было вплетено в непосредственную прак­тическую деятельность, то в процессе становления и раз­вития человека оно приобрело значение особой сферы жизнедеятельности людей, превратилось в особую силу, активно воздействующую на все стороны деятельности его как социального субъекта, особым образом организо­ванную действительность, характеризующуюся своей внутренней структурой. Овладевая массами, идеи прев­ращаются в силу, используя которую люди преобразуют мир и самих себя.

У Идеи способны поднимать огромные массы людей, во­одушевлять их на активные действия, они могут вызвать оптимизм и уверенность в положительных результатах своей деятельности, веру в осуществимость идеалов со­циальной справедливости, свободы. Но идеи могут поро­дить в человеке пессимизм, неверие в смысл своего бы­тия, могут привести к трагическому завершению своей жизни и не только своей. Поэтому, говоря об обществен­ном сознании, нельзя ограничиться только раскрытием механизма детерминации его содержания и структуры. А необходимо также обратить внимание на то, как со­знание функционирует в жизнедеятельности общества и личности. Иными словами, необходимо посмотреть на общественное сознание под углом зрения его места и ро­ли в духовной жизни общества.

Духовная жизнь общества — это процесс воплощения в действительность осознания человеком своего отноше­ния к миру и к себе самому и процесс воспроизводства этого сознания; это процесс функционирования обще­ства, рассматриваемый с точки зрения сознательного осуществления человеком своей сущности. Следова­тельно, духовная жизнь — это процесс реализации людьми своих мировоззренческих установок, осознавае­мых ими целей и смысла жизни.

Чтобы глубже понять специфику духовной жизни общества, необходимо раскрыть специфику духовного мира личности и способов его самореализации.

Духовный мир личности и его структура

Как отмечалось ранее, субъектным бытием сущности человека, субъектной ее действительностью является общество и личность. Поэтому и процесс становления и функционирования общественного сознания следует рассматривать в этих двух взаимосвязанных планах.

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, су­ществования, функционирования духовной жизни обще­ства. Поэтому с точки зрения содержательной характе­ристики духовного мира он включает в себя все уровни и структурные элементы общественного сознания, все ос­новные особенности духовной жизни общества. Однако духовный мир личности — это не просто частичка обще­ственного сознания. Это относительно самостоятельная система, со специфической внутренней структурой и способами функционирования.

Для раскрытия духовного мира личности необходимо прежде всего остановиться на процессе становления и структуры индивидуального сознания. Индивидуальное сознание включает в себя, как и общественное сознание в целом, эмпирический и рациональный уровни, обще­ственную психологию, формы общественного сознания, идеологию. Однако оно — не простое копирование, пере­несение в сознание индивида всего богатства структуры общественного сознания. Структура и содержание общественного сознания являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. Поня­тие последнего шире понятия индивидуального созна­ния. Если при раскрытии специфики индивидуального сознания главное внимание уделяется его содержатель­ной стороне и структуре, то, когда рассматривается ду­ховный мир личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих устано­вок, реализации осознанной человеком своей сущности.

Процесс формирования индивидуального сознания, а, следовательно, и духовного мира начинается с приобре­тения знаний. Как и в общественном сознании, в инди­видуальном сознании знания выступают как способ су­ществования сознания, а также как фиксация результа­тов жизненного опыта, результатов взаимодействия ин­дивида с окружающим миром. Знания включают в себя также оценочное отношение человека к результатам воз­действия внешнего мира на его органы чувств, выпол­няют функцию ориентации индивида в окружающем его мире.

Знания приобретаются двумя основными путями. Первый из них — это приобретение знаний, осуще­ствляющееся в процессе непосредственного, чувственно­го, эмпирического взаимодействия индивида с действи­тельностью. Этот уровень приобретения знаний являет­ся, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его цело­стности, а, с другой — это относительно самостоятель­ный уровень приобретения знаний. Поэтому можно гово­рить о нем как об эмпирическом уровне индивидуально­го сознания. Родившись на свет, ребенок с помощью ор­ганов чувств получает первые сведения об окружающем его мире. Эти сведения, постепенно накапливаясь и си­стематизируясь, становятся ориентирами в его жизнеде­ятельности. Пробуждение сознания у ребенка первона­чально непосредственно вплетено в его жизнь, в процессе его становления и развития..

Второй путь приобретения знаний — усвоение челове­ческого опыта, зафиксированного в языке. Язык— это прежде всего средство общения человеческого опыта, от­бора и систематизации знаний, их сохранения и переда­чи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. Словом можно поддержать в трудную минуту, уберечь от необдуманных поступков, мобилизовать его силы на пре­одоление тех или иных трудностей. Но словом можно посеять в человеке неверие в себя, в людей, в будущее, можно убить человека. Словом можно посеять панику среди тысяч людей, но словом можно и обуздать необуз­данные эмоции масс. С помощью языка индивид усваи­вает выработанные человечеством правила, нормы, прин­ципы, определяющие характер его поступков и дей­ствий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных по­тенций формируется способность человека к самостоя­тельному логическому мышлению — ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явле­ний, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума — важнейшая задача всего процесса обучения и воспита­ния. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом. Однако ни знания сами по себе, ни умственные способности не ха­рактеризуют личность с точки зрения ее гражданствен­ности, социальной зрелости. Знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отно­шение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает от­носительную самостоятельность. Ее можно обозначить термином " рассудок". В истории философской мысли этот термин употреблялся чаще всего в гносеологическом плане. Социально значимое для индивида содержание рассудка оставалось в тени. Важной особенностью рас­судка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую лич­ностное отношение человека к действительности. Здесь чувственно-эмоциональное выступает не просто как ре­зультат непосредственного чувственного взаимодействия с окружающим миром, а как следствие осознания чело­веком значимости усвоенных знаний, опыта для опреде­ления своего отношения к действительности и к себе. Особенности взаимосвязи эмпирического, рационального и чувственно-эмоционального, превращение результатов осознания в личностные жизненные установки зависят от того, какими именно потребностями и интересами ру­ководствуется человек в своей жизнедеятельности. Поэ­тому рассудок можно определить как основанную на знаниях и уме способность к анализу, оценке явлений, определению характера отношения к ним, характера по­ступков и действий в соответствии с потребностями и интересами личности, группы, класса, общества.

Однако ни одну из этих сторон не следует абсолюти­зировать. Оптимальным здесь является такое состояние, когда в процессе воспитания личность вырабатывает в себе способность правильно понимать соотношение лич­ного и общественного. Это является необходимым условием формирования целостности личности как социаль­ного субъекта. Оптимальным здесь является соотноше­ние, когда личность способна подняться до понимания общественного как личного, а общество способно рас­сматривать личное как общественное.

На основе знаний, ума, учета специфики соотношения личных и общественных потребностей и интересов фор­мируется оценочно-практическое отношение человека к миру, характеризующее его именно как социальный субъект.

Базируясь на предшествующих ступеньках развития духовного мира личности, разум выступает как более высокая ступень освоения человеком окружающей дей­ствительности. Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индиви­дуальной жизни и кончая глобальными проблемами, ко­торые ставит жизнь перед индивидом и всем человече­ством. Разум выступает как основанная на знаниях, уме, рассудке способность человека согласовывать свои мысли и поступки, слова и дела не только с потребностями и интересами личности, общества, но и с требованиями действия объективных законов природы, общества, мышления. Разум предполагает такое отношение чело­века к действительности, к другим людям и к себе, ко­торое направлено на обеспечение жизнедеятельности и всестороннее развитие индивидов и общества, на сохра­нение и воспроизводство природной среды обитания. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем. Разум неразрывно связан со свободой. Здесь свобода выступает как способность человека к выбору и принятию оптимальных решений для обеспечения инди­видуальной и общественной жизнедеятельности.

Таким образом, знание, ум, рассудок и разум пред­ставляют собой взаимные стороны единого целого — ду­ховного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности лично­сти. Все эти стороны характеризуются тем, что они свя­заны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой — с чувственно-эмоциональным оценочным во­сприятием, осознанием этого содержания.

Вера — это чувственно-эмоциональное состояние пси­хики, которое характеризуется следующими основными чертами. Одной из главных черт является способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или лож­ными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное зна­ние вызывает сомнение в своей истинности или призна­ется как ложное, вера отсутствует.

Вторым признаком веры следует считать то, что в ней знания, принятые как истинные, становятся для лично­сти способом видения, понимания явлений действитель­ности.

Четвертый признак веры заключается в том, что она представляет собой способность человека переживать желаемое и воображаемое как действительное, возмож­ное и должное как сущее. Поэтому вера, как правило, предполагает оптимистическое отношение человека к миру. Она содержит в себе предположение о возможно­сти достижения желаемого благополучного результата.

Пятый признак веры состоит в том, что истинность знаний, принятых на веру, не получила своего подтвер­ждения практикой, достаточной аргументацией. Чело­век, поверив во что-то, не знает так это в действительно­сти или нет.

Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целе­сообразно только с точки зрения более полного раскры­тия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности. Вера может формироваться на уровне обыденного и теоретического сознания, как выражение истинности того или иного частного знания или как состояние духа, как ми­ровоззренческая установка.

Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становят­ся способом понимания человеком явлений действитель­ности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры прежде всего тем, что истинность воспринимае­мых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опира­ющейся на конкретные факты и теоретические обосно­вания. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого.

Вера и убеждение играют важную роль в формирова­нии мировоззрения личности. Эта роль проявляется в трех основных аспектах: во-первых, они представляют собой предпосылки формирования мировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выра­жение духовного мира, практически невозможно; во-вторых, вера и убеждение представляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения. Интегрированным выражением духовного мира лич­ности является мировоззрение, которое представляет со­бой обобщенное знание о человеке и мире, превративше­еся в присущий данному человеку способ видения, по­нимания, анализа, оценки явлений действительности, определяющий характер отношения к ним, характер по­ступков и действий. Сердцевину мировоззрения состав­ляет понимание человеком целей и смысла жизни.

Мировоззрение формируется на основе всех структур­ных элементов духовного мира личности и всего содер­жания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к лично­сти как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и се­бя в нем. Мировоззрение не сводится только к знаниям. Включая в себя чувственно-эмоциональный аспект оцен­ки человеком своего отношения к действительности, а также выработанные на этой основе установки, оно предстает как способ духовно-практического освоения мира. Особая роль мировоззрения заключается в том, что оно, обусловливая понимание личностью целей и смысла жизни, ориентирует ее на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья. Под счастьем следует понимать чувственно-эмо­циональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Его нельзя свести только к удов­летворению какой-либо жизненной потребности. Дости­жение человеком счастья зависит прежде всего от того, в чем он видит смысл своего бытия. Поэтому счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интел­лектуального развития, независимо от возраста, миро­воззренческих установок. Важно здесь то, реализацией каких смысложизненных целей (высоких или низмен­ных, обыденных или масштабных) это состояние вызы­вается.

Проходя проверку жизненным опытом, мировоззре­ние трансформируется в жизненную позицию личности.

Если мировоззрение выступает как интегрированное вы­ражение духовного мира личности, то жизненная пози­ция — это интегрированное выражение личности как социального субъекта.

Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной.

Реализация жизненной позиции в деятельность осу­ществляется посредством воли, которая представляет со­бой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жиз­недеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жиз­ненного опыта, становления ее как социального субъек­та, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духов­ного мира, становится важным фактором самовоспита­ния, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.

Поэтому, реализуясь в духовной жизни общества и духовном мире личности, сознание находит свое выра­жение в познавательном отношении человека к миру и к себе. Познание становится важнейшей функцией созна­ния, функцией жизнедеятельности человека. Без позна­ния невозможна эффективная практически-преобразова­тельная деятельность по обеспечению жизнедеятельности человека с перспективой в далекое будущее” а также для обеспечения сохранения и воспроизводства природной среды, воспроизводства мира бытия человека и самого человека.

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...