42 Сознание как осознанание бытия
42 Сознание как осознанание бытия Cтруктура общественного сознания Раскрытие сущности человека, сущности мира и его бытия показывают, что человек выступает как субъект социальной деятельности, который, сознательно и целенаправленно воздействуя на мир и на самого себя, не просто приспосабливается к условиям жизни, а активно изменяет их, преобразует природную и социальную среду в соответствии со своими потребностями и интересами. Человек является смыслообразующим началом в этой сложной системе взаимосвязей " человек-мир". В этой связи важное значение приобретает раскрытие сущности и структуры общественного сознания. Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением основного вопроса философии, как отмечалось, связано разделение философов на материалистов и идеалистов. Если идеализм исходит из признания идеального как предельного основания бытия мира и человека, то материализм, исходя из признания первичности материи, акцентирует внимание на вопросе об обусловленности сознания бытием, о происхождении сознания, о его сущности, о роли в жизнедеятельности общества и личности. В истории философской мысли вопрос о происхождении сознания решался на разных этапах истории по-разному. Само проявление и реализация, удовлетворение жизненных потребностей человека, их воспроизводство осуществляется в его непосредственной взаимосвязи с условиями существования. Причем эта связь проявляется как по отношению к природе, так и по отношению к общественной жизни. Вместе с тем удовлетворение пот-ребностей обусловливается не только непосредственной связью человека с действительностью, но и системой опосредования их удовлетворения процессом материального производства и системой общественных отношений. Зависимость удовлетворения потребностей от социальных условий жизни выражается в интересе.
Можно сказать, что потребности и интересы определяют характер и направленность отношения человека к миру, и именно тот угол зрения, под которым человек воспринимает его. Поэтому осознание человеком своего отношения к миру проявляется, с одной стороны, как осознание своих потребностей и интересов, а с другой — как осознание самой действительности, ее сущности, роли, условия удовлетворения потребностей, условия обеспечения жизнедеятельности. Осознание человеком своего отношения к действительности и к себе осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и рациональном, включающем в себя обыденное и теоретическое сознание. Способом существования сознания является знание, которое представляет собой систему отраженных в голове человека и закрепленных памятью сведений об окружающем мире и о самом человеке. Знания — это обобщение человеческого опыта, передаваемого от человека к человеку, от эпохи к эпохе, результат индивидуального жизненного опыта. В то же время знания заключают в себе оценку человеком результатов отражения действительности в голове человека, определение их значимости в его жизнедеятельности. Знания будут служить предпосылкой, оказывающей воздействие на характер отношения человека к действительности и к себе, на характер его деятельности. Без знаний невозможна ориентация человека в мире. Эмпирический и рациональный уровни осознания отношения к действительности взаимосвязаны, но вместе с тем они относительно самостоятельны. Эмпирическое осознание действительности связано с непосредственным чувственным взаимодействием человека с миром. Особую роль здесь играет чувственно-эмоциональное восприятие действительности. Чувства и эмоции выступают как специфические показатели наличия тех или иных потребностей, необходимости их удовлетворения, а также степени удовлетворения или неудовлетворения потребностей. В зависимости от характера реакции человека на его взаимодействие с окружающей действительностью формируются две основные группы эмоций — положительные и отрицательные.
Эмпирический и рациональный уровни сознания охватывают весь процесс отражения действительности в сознании человека. Они характеризуют степень проникновения человека в сущность действительности, а также выражают оценочное отношение человека к миру и к себе. Однако эмпирический и рациональный уровни осознания действительности еще не раскрывают содержательной стороны общественного сознания. Чтобы раскрыть содержательную сторону отражения действительности человека, необходимо раскрыть механизм детерминации отражения мира в сознании человека. Как указывалось ранее, удовлетворение потребностей человека осуществляется в сложном процессе его взаимодействия с природой и социальной средой. Зависимость удовлетворения потребностей от социальных условий жизни находит свое выражение в системе интересов. Среди множества интересов можно выделить несколько групп, играющих определенную роль в отношениях человека с действительностью. Среди них особое место занимают: 1) интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от степени осознания свойств, связей, законов действительности, без которых невозможно создать орудия труда и преобразовывать предметы природы в средства удовлетворения потребностей; 2) интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от характера их отношения к средствам производства, от всей системы общественных отношения; 3) интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от характера их взаимного отношения друг к другу и к обществу во всех сферах жизни; 4) интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от уровня развития, характера эстетических потребностей и степени эстетического освоения действительности;
5) интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от стихийных сил природы и общества, господствующих над ними в их повседневной жизни и оказывающих влияние на их отношение к действительности, друг к другу, к себе; 6) интересы, выражающие зависимость жизнедеятельности людей от степени осознания сущности мира и своей сущности в их взаимосвязи. Таким образом, в идеологии находит свое отражение не только отношение к общественному строю, что составляет ее основное содержание, но и к тем факторам, которые оказывают воздействие на возникновение, утверждение, функционирование общественного строя или создают предпосылки его ухода с исторической арены. На этой основе можно дать целостное, обобщенное определение идеологии, охватывающее все основные аспекты идеологического осознания отношения человека к миру. Идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к окружающей действительности через призму отношения к общественному строю, т. е. с позиций их коренных интересов. Идеология, будучи осознанием коренных интересов, приобретает субъективное бытие в лице тех социальных сил, социальных субъектов, чьи коренные интересы в ней выражены. Идеология пронизывает все формы общественного сознания, но не сводится к их сумме и не растворяется в них. Она приобретает относительную самостоятельность и играет очень важную роль в осознании социальными субъектами своего отношения к себе и к действительности в целом. Идеология, фиксируясь в сознании людей и получая чувственно-эмоциональную оценку, оказывает влияние на формирование мировоззрения социальных субъектов. Она обусловливает осознание людьми своего отношения к действительности под углом зрения отношения к общественному строю. Идеология находит свое отражение во всех формах общественного сознания, не лишая их своей собственной специфики, относительной самостоятельности. В то же время, идеология опирается на содержание других форм общественного сознания.
Роль идеологии в жизнедеятельности общества и личности в значительной степени зависит от взаимосвязи ее с общественной психологией. Это значит, что идеологические концепции могут выполнять свои функции только тогда, когда они восприняты и закреплены в чувствах, настроениях и превращены в веру или убеждения людей. — ^(Общественное сознание, возникнув, сформировавшись как результат реального процесса жизни, оказывает активное воздействие на общественное бытие. Воплощаясь в целях, оно становится фактором, повелевающим человеку как нужно поступать в жизни. По мере развития общества относительная самостоятельность общественного сознания возрастает. Если общественное сознание первоначально было вплетено в непосредственную практическую деятельность, то в процессе становления и развития человека оно приобрело значение особой сферы жизнедеятельности людей, превратилось в особую силу, активно воздействующую на все стороны деятельности его как социального субъекта, особым образом организованную действительность, характеризующуюся своей внутренней структурой. Овладевая массами, идеи превращаются в силу, используя которую люди преобразуют мир и самих себя. У Идеи способны поднимать огромные массы людей, воодушевлять их на активные действия, они могут вызвать оптимизм и уверенность в положительных результатах своей деятельности, веру в осуществимость идеалов социальной справедливости, свободы. Но идеи могут породить в человеке пессимизм, неверие в смысл своего бытия, могут привести к трагическому завершению своей жизни и не только своей. Поэтому, говоря об общественном сознании, нельзя ограничиться только раскрытием механизма детерминации его содержания и структуры. А необходимо также обратить внимание на то, как сознание функционирует в жизнедеятельности общества и личности. Иными словами, необходимо посмотреть на общественное сознание под углом зрения его места и роли в духовной жизни общества. Духовная жизнь общества — это процесс воплощения в действительность осознания человеком своего отношения к миру и к себе самому и процесс воспроизводства этого сознания; это процесс функционирования общества, рассматриваемый с точки зрения сознательного осуществления человеком своей сущности. Следовательно, духовная жизнь — это процесс реализации людьми своих мировоззренческих установок, осознаваемых ими целей и смысла жизни. Чтобы глубже понять специфику духовной жизни общества, необходимо раскрыть специфику духовного мира личности и способов его самореализации.
Духовный мир личности и его структура Как отмечалось ранее, субъектным бытием сущности человека, субъектной ее действительностью является общество и личность. Поэтому и процесс становления и функционирования общественного сознания следует рассматривать в этих двух взаимосвязанных планах. Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Поэтому с точки зрения содержательной характеристики духовного мира он включает в себя все уровни и структурные элементы общественного сознания, все основные особенности духовной жизни общества. Однако духовный мир личности — это не просто частичка общественного сознания. Это относительно самостоятельная система, со специфической внутренней структурой и способами функционирования. Для раскрытия духовного мира личности необходимо прежде всего остановиться на процессе становления и структуры индивидуального сознания. Индивидуальное сознание включает в себя, как и общественное сознание в целом, эмпирический и рациональный уровни, общественную психологию, формы общественного сознания, идеологию. Однако оно — не простое копирование, перенесение в сознание индивида всего богатства структуры общественного сознания. Структура и содержание общественного сознания являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. Понятие последнего шире понятия индивидуального сознания. Если при раскрытии специфики индивидуального сознания главное внимание уделяется его содержательной стороне и структуре, то, когда рассматривается духовный мир личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности. Процесс формирования индивидуального сознания, а, следовательно, и духовного мира начинается с приобретения знаний. Как и в общественном сознании, в индивидуальном сознании знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания включают в себя также оценочное отношение человека к результатам воздействия внешнего мира на его органы чувств, выполняют функцию ориентации индивида в окружающем его мире. Знания приобретаются двумя основными путями. Первый из них — это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой — это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний. Поэтому можно говорить о нем как об эмпирическом уровне индивидуального сознания. Родившись на свет, ребенок с помощью органов чувств получает первые сведения об окружающем его мире. Эти сведения, постепенно накапливаясь и систематизируясь, становятся ориентирами в его жизнедеятельности. Пробуждение сознания у ребенка первоначально непосредственно вплетено в его жизнь, в процессе его становления и развития.. Второй путь приобретения знаний — усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык— это прежде всего средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. Словом можно поддержать в трудную минуту, уберечь от необдуманных поступков, мобилизовать его силы на преодоление тех или иных трудностей. Но словом можно посеять в человеке неверие в себя, в людей, в будущее, можно убить человека. Словом можно посеять панику среди тысяч людей, но словом можно и обуздать необузданные эмоции масс. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий. На основе знаний, врожденных и приобретенных потенций формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума — важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом. Однако ни знания сами по себе, ни умственные способности не характеризуют личность с точки зрения ее гражданственности, социальной зрелости. Знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность. Ее можно обозначить термином " рассудок". В истории философской мысли этот термин употреблялся чаще всего в гносеологическом плане. Социально значимое для индивида содержание рассудка оставалось в тени. Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности. Здесь чувственно-эмоциональное выступает не просто как результат непосредственного чувственного взаимодействия с окружающим миром, а как следствие осознания человеком значимости усвоенных знаний, опыта для определения своего отношения к действительности и к себе. Особенности взаимосвязи эмпирического, рационального и чувственно-эмоционального, превращение результатов осознания в личностные жизненные установки зависят от того, какими именно потребностями и интересами руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Поэтому рассудок можно определить как основанную на знаниях и уме способность к анализу, оценке явлений, определению характера отношения к ним, характера поступков и действий в соответствии с потребностями и интересами личности, группы, класса, общества. Однако ни одну из этих сторон не следует абсолютизировать. Оптимальным здесь является такое состояние, когда в процессе воспитания личность вырабатывает в себе способность правильно понимать соотношение личного и общественного. Это является необходимым условием формирования целостности личности как социального субъекта. Оптимальным здесь является соотношение, когда личность способна подняться до понимания общественного как личного, а общество способно рассматривать личное как общественное. На основе знаний, ума, учета специфики соотношения личных и общественных потребностей и интересов формируется оценочно-практическое отношение человека к миру, характеризующее его именно как социальный субъект. Базируясь на предшествующих ступеньках развития духовного мира личности, разум выступает как более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности. Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом и всем человечеством. Разум выступает как основанная на знаниях, уме, рассудке способность человека согласовывать свои мысли и поступки, слова и дела не только с потребностями и интересами личности, общества, но и с требованиями действия объективных законов природы, общества, мышления. Разум предполагает такое отношение человека к действительности, к другим людям и к себе, которое направлено на обеспечение жизнедеятельности и всестороннее развитие индивидов и общества, на сохранение и воспроизводство природной среды обитания. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем. Разум неразрывно связан со свободой. Здесь свобода выступает как способность человека к выбору и принятию оптимальных решений для обеспечения индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого — духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой — с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания. Вера — это чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующими основными чертами. Одной из главных черт является способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное знание вызывает сомнение в своей истинности или признается как ложное, вера отсутствует. Вторым признаком веры следует считать то, что в ней знания, принятые как истинные, становятся для личности способом видения, понимания явлений действительности. Четвертый признак веры заключается в том, что она представляет собой способность человека переживать желаемое и воображаемое как действительное, возможное и должное как сущее. Поэтому вера, как правило, предполагает оптимистическое отношение человека к миру. Она содержит в себе предположение о возможности достижения желаемого благополучного результата. Пятый признак веры состоит в том, что истинность знаний, принятых на веру, не получила своего подтверждения практикой, достаточной аргументацией. Человек, поверив во что-то, не знает так это в действительности или нет. Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности. Вера может формироваться на уровне обыденного и теоретического сознания, как выражение истинности того или иного частного знания или как состояние духа, как мировоззренческая установка. Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры прежде всего тем, что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого. Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Эта роль проявляется в трех основных аспектах: во-первых, они представляют собой предпосылки формирования мировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выражение духовного мира, практически невозможно; во-вторых, вера и убеждение представляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения. Интегрированным выражением духовного мира личности является мировоззрение, которое представляет собой обобщенное знание о человеке и мире, превратившееся в присущий данному человеку способ видения, понимания, анализа, оценки явлений действительности, определяющий характер отношения к ним, характер поступков и действий. Сердцевину мировоззрения составляет понимание человеком целей и смысла жизни. Мировоззрение формируется на основе всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем. Мировоззрение не сводится только к знаниям. Включая в себя чувственно-эмоциональный аспект оценки человеком своего отношения к действительности, а также выработанные на этой основе установки, оно предстает как способ духовно-практического освоения мира. Особая роль мировоззрения заключается в том, что оно, обусловливая понимание личностью целей и смысла жизни, ориентирует ее на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья. Под счастьем следует понимать чувственно-эмоциональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Его нельзя свести только к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Достижение человеком счастья зависит прежде всего от того, в чем он видит смысл своего бытия. Поэтому счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческих установок. Важно здесь то, реализацией каких смысложизненных целей (высоких или низменных, обыденных или масштабных) это состояние вызывается. Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Если мировоззрение выступает как интегрированное выражение духовного мира личности, то жизненная позиция — это интегрированное выражение личности как социального субъекта. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной. Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, становления ее как социального субъекта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло. Поэтому, реализуясь в духовной жизни общества и духовном мире личности, сознание находит свое выражение в познавательном отношении человека к миру и к себе. Познание становится важнейшей функцией сознания, функцией жизнедеятельности человека. Без познания невозможна эффективная практически-преобразовательная деятельность по обеспечению жизнедеятельности человека с перспективой в далекое будущее” а также для обеспечения сохранения и воспроизводства природной среды, воспроизводства мира бытия человека и самого человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|