Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики и техники практической психологии (Учебное пособие)




Методы и техники практической психологии: Психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ, нейро-лингвистическое программирование.

Методики и техники практической психологии (Учебное пособие)

Задания для самостоятельной проверки

Задания для самостоятельной проверки

П-ф1 «основные принципы гештальт-терапии»

П-ф2 «Причины и механизмы невротических нарушений»

П-ф3 «Направление работы в гештальт-терапии»

Задания для самостоятельной проверки

Задания для самостоятельной проверки

Задания для самостоятельной проверки

Вступительная статья

Глава 2. Психосинтез – М.Е. Валиуллиной..

Глава 6. Нейро-лигвистическое программирование – И.М. Городецкой..

Глава 1. ПСИХОАНАЛИЗ

Различия между взрослыми и детьми

Нормальное развитие ребенка

Психологические защиты

Сопротивление и его проявления

Пациент молчит

Пациент не чувствует себя способным рассказывать

Регидная, одеревенелая, скрученная поза, так же как чрезмерная подвижность разряжаемая не в словах, а в движениях.

Фиксация во времени

Мелочи, многословные рассказы

Ригидность или полностью повторяющийся время от времени, порядок каких-либо действий

Язык избегания

Пациент не изменяется при длительной работе

Явление переноса

Техника анализа сопротивления

Работа с ошибочными действиями

Работа со сновидениями

Типичные сновидения

Летание, парение

Вклад психоаналитика в результат психоанализа

Задания для самостоятельной проверки

А. содержание психической жизни, о наличии которой человек ничего не подозревает в данный момент

Д. все ответы верны.

Г. то, что превращает волю “Оно” в действие, как будто бы это было его собственной волей

А. высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль цензора

Д. то, что строго властвует над “Я” как совесть или чувство вины

В. Один из механизмов перевода бессознательных, неприемлемых для “Я” желаний в приемлемые формы

А. результат столкновения противоречащих друг другу намерений, одно из которых человек старается скрыть

В. Проекция детских установок и желаний в отношении родителей на другое лицо

Б. один из неосознаваемых механизмов слияния различных представлений в одно составное

Г. все ответы не верны

Список литературы

Глава 2. ПСИХОСИНТЕЗ

Трансперсональной психологии

Абстрактная модель психики

Уровни психосинтеза

Метод разотождествления

Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно

Работа с субличностями

Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим (7).

Метод направленного воображения

Начиная восхождение, представляйте разворачивающийся перед вами пейзаж, отмечайте все: погоду, дорогу, по которой вы идете, окру

Достигнув вершины, вы можете стать свидетелем еще одного преображения. Теперь позвольте субличности выразить себя в новом качест

Духовная реализация - основная цель

1.Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

6.Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви

10.Возможно у Вас возникнет желание записать свои впечатления. Вспомните разговор с все понимающим, любящим существом, все переж

Задания для самостоятельной проверки

Список литературы

Глава 3. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Фриц Перлз

Парагр 1. Основные принципы гештальт-терапии

Базовые понятия гештальт-терапии

Параграф 2 Причины и механизмы невротических нарушений

Невротические механизмы и их развитие

Параграф 3 Направление работы в гештальт-терапии

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Методология гештальт-терапии

Практические упражнения

Задания для самостоятельной проверки

Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. - М.: Смысл, 2000.

Глава 4. ПСИХОДРАМА

Определение метода

Психодрама и ролевые игры

Действующие лица и исполнители

Психодраматический театр

Терапевтические функции психодрамы

Психодраматический процесс

Фазы психодраматической сессии

Пример психодраматической сессии

Разогрев. Интервьюирование. Формулирование заказа

Разогрев. Исследование.

Исследование. Точка парадокса в групповом катарсисе.

Исследование. Кульминация. Инсайт

Обсуждение содержания символики сна.

Развитие психодраматического сюжета. Сцена изменения и завершения.

Обсуждение переживаний других участников психодраматической сцены.

Задания для самостоятельной проверки

Список литературы

Глава 5. ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Структурная патология

Виды трансакций

Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману

Процесс общения с точки зрения транзактного анализа

Основные способы структурирования времени

Игры, в которые играют люди”

Спасибо, но я ни от кого не хочу получать подачки”.

Спасибо, по крайней мере, за то, что вы пытались мне помочь”.

Искренность в противовес играм

Сценарный процесс

Открытый конец

Основные понятия для анализа жизненного сценария

Основные приказания

Не будь самим собой

Не будь ребенком

Не расти (оставайся маленьким

Не делай успехов

Не делай (ничего не делай

Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся

Не принадлежи

Не будь близким

Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым

Не чувствуй

Решите, что вы хотите в себе изменить

Проверьте, можете ли вы достигнуть желаемого вами изменения.

Насколько сильно вы хотите измениться ради себя самого, а не для того, чтобы порадовать других, получить одобрение кого-либо.

Понятен ли язык сформулированной вами цели умному восьмилетнему ребенку?

Подумайте, какая будет цена достигнутого вами изменения? Определив цену за изменение, задайте себе вопрос, по прежнему ли вы хот

Цели изменения в транзактном анализе

Задания для самостоятельной проверки

А) Наш начальник никак не отучится быть надсмотрщиком.

А) Право, разве это не захватывающая сцена!

А) Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста калорий.

Б) Эта мелодия вызывает меня желание танцевать.

А) Бедняжка выглядит так, будто не смыкала глаз сегодня ночью.

Хотел бы я уметь веселиться, не замечая времени.

В) Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не ясно, каково их действие на аудиторию.

Б) Капуста имеет высокое содержание витамина С.

В) Я удивлена, почему он это сделал?

Список литературы

Глава 6. НЕЙРО – ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

Мы считаем себя людьми, которые создают “модели

Второй механизм, который мы можем использовать для эффективного взаимодействия с миром, а также и во вред себе

Третий процесс моделирования

Элементы субъективного опыта

Вы знаете, доктор Бэндлер, мне очень тяжело. Знаете, похоже, что не могу сам с этим справиться.

Взаимосвязь сознания и тела

Я действительно хочу изменить это

Вы говорите, что хотите измениться, но поза и тон Вашего голоса не согласуются с этим сообщением

Клиент: “Я действительно хочу это изменить

Помощь подсознания

Неудача – это всего лишь обратная связь

Результат коммуникации - в реакции собеседника

Я не получаю никакого признания

Я всегда делаю все неправильно

Все думают, что я все делаю слишком медленно

Сформулирована положительно (без отрицания).

2. Определена конкретно и точно.

3. Может быть достигнута самостоятельно

Модель Милтона Эриксона

Техники подстройки и присоединения

Лингвистические техники

Задания для самостоятельной проверки

Список литературы

Справка об авторах

 

Методы и техники практической психологии

 

 

Психоанализ,

 

психосинтез,

 

гештальт-терапия,

 

психодрама,

 

транзактный анализ,

 

нейро-лингвистическое программирование.

 

 

Методики и техники практической психологии

(Учебное пособие).

 

Под общей редакцией Л.М. Попова и

 

С.В. Петрушина

 

 

ББК 88.4

 

З 35

 

 

Печатается

 

по рекомендации Редакционно-издательского совета

 

Казанского государственного университета

 

 

Авторский коллектив:

 

М.Е.Валиуллина, И.М.Городецкая, М.Ж.Гусманов, В.П.Зелева,

 

С.В.Петрушин, Н.Ю.Хусаинова

 

 

Рецензенты:

 

доктор психологических наук, профессор, Л.Б. Аболин,

 

доктор психологических наук, профессор, М.Г. Рогов.

 

 

Методики и техники практической психологии. Учебное пособие: М.Е. Валиуллина, И.М.Городецкая и др. Под общей ред. Л.М.Попова и С.В.Петрушина. – СПб.: Речь, 2007. - 224 с.

 

ISBN 5-9268-0546-5

 

 

В учебном пособии рассматриваются основные направления зарубежной практической психологии, такие как психоанализ, психосинтез, гештальт-терапия, психодрама, транзактный анализ, нейро-лингвистическое программирование.

 

Назначение пособия состоит в том, чтобы помочь читателю познакомиться со всем многообразием школ практической психологии. Пособие содержит тексты и контрольные вопросы для проверки степени усвоения учебного материала.

 

Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, студентов психологических факультетов, а также адресовано тем, кто интересуется проблемами практической психологии.

 

 

ББК 88.4

 

 

 Издательство «речь», 2007

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Вступительная статья

 

 

Глава 1. Психоанализ

 

Введение

 

§ 1. Основные представления

 

Структура психики в психоанализе

 

Различие между взрослыми и детьми

 

Нормальное развитие ребенка

 

Психологические защиты

 

Сопротивление и его проявления

 

Явление переноса

 

§ 2. Психоаналитическая помощь

 

Условия возникновения психоаналитической ситуации

 

Техника анализа сопротивления

 

Работа с ошибочными действиями

 

Работа со сновидениями

 

Типичные сновидения

 

Вклад психоаналитика в результат психоанализа

 

^ Задания для самостоятельной проверки

 

 

Глава 2. Психосинтез

 

Введение

 

§ 1. Основные положения психосинтеза

 

Цель психосинтеза

 

Абстрактная модель психики Р.Ассаджиоли

 

Уровни психосинтеза

 

§ 2. Личностный этап психосинтеза

 

Метод разотождествления

 

Работа с субличностями

 

Метод направленного воображения

 

§ 3. Трансперсональный этап психосинтеза

 

Кризис духовного роста

 

Духовная реализация

 

^ Задания для самостоятельной проверки

 

 

Глава 3. Гештальт-терапия

 

Введение

 

^ П-ф1 «основные принципы гештальт-терапии»

 

 

Концепция гештальт-терапии

 

 

Базовые положения гештальт-терапии

 

 

^ П-ф2 «Причины и механизмы невротических нарушений»

 

Представление о неврозе

 

 

Невротические механизмы и из развитие

 

 

^ П-ф3 «Направление работы в гештальт-терапии»

 

 

Цели и задачи гештальт-терапии

 

 

Методология гештальт-терапии

 

Практические упражнения

 

^ Задания для самостоятельной проверки

 

 

 

Глава 4. Психодрама

 

Введение

 

§ 1. Философские и социально-психологические основы психодрамы

 

Определение метода

 

Психодрама и ролевые игры

 

Действующие лица и исполнители

 

Психодраматический театр

 

Терапевтические функции психодрамы

 

§ 2. Организация психодраматической сессии

 

Принципы психодрамы

 

Психодраматический процесс

 

Фазы психодраматической сессии

 

Пример психодраматической сессии

 

Заключение

 

^ Задания для самостоятельной проверки

 

 

Глава 5. Транзактный анализ

 

Введение

 

§ 1. Структурный анализ

 

Основные характеристики Я-состояний

 

Структурная патология

 

§ 2. Транзактный анализ

 

Виды транзакций

 

Процесс общения с точки зрения ТА

 

Основные способы структурирования времени

 

Игры, в которые играют люди

 

Искренность в противовес играм

 

§ 3. Сценарный анализ

 

Возникновение сценария

 

Сценарный процесс

 

Основные понятия для анализа жизненного сценария

 

Основные приказания

 

§ 4. Психотерапия в транзактном анализе

 

Характеристики эффективного контракта

 

Цели изменения в ТА

 

^ Задания для самостоятельной проверки

 

 

Глава 6. Нейро-лингвистической программирование

 

Введение

 

§ 1. Основные принципы НЛП

 

Карта – это не территория

 

Элементы субъективного опыта

 

Взаимосвязь сознания и тела

 

Помощь подсознания

 

Неудача – это всего лишь обратная связь

 

Результат коммуникации - в реакции собеседника

 

§ 2. Мета-модели общения НЛП

 

Базовая МЕТА-модель

 

Модель S.C.O.R E.

 

Модель Милтона Эриксона

 

§ 3. Трансовые техники

 

Техники подстройки и присоединения

 

Лингвистические техники

 

 

Заключение

 

Задания для самостоятельной проверки

 

 

^ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

 

 

Вашему вниманию предлагается учебное пособие, в котором дается расширенный обзор основных направлений зарубежной психологии, таких как психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, психосинтез, психодрама и нейро-лингвистическое программирование. В качестве объединяющего их принципа нами было выбрано то, что все эти направления можно отнести к бурно развивающейся сегодня отрасли психологии, которая обозначается как практическая. Она возникла наряду уже с существующими – академической и прикладной психологией.

 

Но если академическая и прикладная психология уже имеют свой статус в обществе, то практическая психология только начинает завоевывать свои права. Такое отставание имеет свои социальные и политические причины, поскольку в годы советской власти практическая психология была фактически под запретом (например, психоанализ). Но в настоящее время социальный заказ на нее неуклонно растет. К практическим психологам относятся эксперты, консультанты и ведущие социально-психологического тренинга.

 

В качестве основных отличий практической психологии от академической различные авторы выделяют следующие:

 

- в практической психологии основная ориентация в работе направлена не на исследование, а на воздействие (Г.М. Андреева, 1996). Академические и прикладные исследования, несмотря на их различия, выполняют две сходные функции: они призваны дать анализ и обеспечить прогноз развития какой-либо ситуации или феномена. Продуктом таких исследований является некоторая рекомендация тем, кто будет их реализовывать и осуществлять. Сфера деятельности практического психолога принципиально иная – он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему;

 

- в академической науке прилагаются значительные усилия для борьбы с “эффектом экспериментатора”. Метод должен работать “сам по себе”, независимо от того, кто его использует. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть его метода. Психолог работает, прежде всего, собой, то есть использует самого себя в качестве рабочего инструмента. Поэтому невоспроизводимость результатов одного психолога другими, ставящая под сомнение ценность экспериментальных данных, в сфере практической психологии считается нормальным явлением. Более того, это говорит о большем профессионализме одного над другими. Таким важным в экспериментальных исследованиях факторам, как критерии надежности, валидности и репрезентативности, в практической психологии придается мало значения. Главное для практического психолога, “работает” метод или нет (А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, 1994);

 

- психолог-исследователь обычно локализует объект своего внимания и это отражено в обозначении классических психологических направлений – глубинная психология, когнитивная психология, поведенческий подход и т.п. Соответственно, в каждой традиции вырабатывается свой монистический подход. В результате человек, как единая психологическая реальность, оказывается как бы поделенным между различными психологическими ориентациями. В отличие от этого у психолога-практика возникает тенденция к плюрализму, так как в ситуации психологической помощи он имеет дело с человеком как с целостным существом (Л.А. Петровская, 1993). Споры о том, чей метод более правильный, например, психоанализ или гештальт-подход, сегодня уже не актуальны. В работах современных психологов все чаще отмечается тенденция к эклектике как синтезу положений указанных направлений, а не ориентации на строгую концепцию (А.Блазер, Э.Хайм, Х.Рингер, М.Томмен, 1998; В.В.Макаров, 2000).

 

Данное пособие не претендует на полное изложение представленных направлений. Нашей целью являлось познакомить читателей с основными школами практической психологии, с тем, чтобы в дальнейшем они смогли самостоятельно продолжить их изучение. Но при этом нам бы хотелось остановиться на двух моментах.

 

Во-первых, следует особо обратить внимание на специфику описания психологических явлений в литературе по практической психологии. Оно отличается от научного изложения тем, что авторами не ставилась задача рассмотреть психику такой, “как она есть на самом деле”. Тексты по практической психологии – это описание технологий психологической работы. Поэтому их надо воспринимать не буквально, а метафорически. Только через метафору можно хоть как-то обозначить невидимые глазу психические процессы.

 

“На самом деле” нет ни Бессознательного, ни субличностей, ни Родителя-Взрослого-Ребенка. Психологи дают лишь описание своих моделей психики (“Предположим, что психика устроена так …”), которые служат своеобразными костылями-подпорками для психологической помощи. Но если человек поверит, что есть “бессознательное”, тогда он может участвовать в процедуре по избавлению от иллюзий, которая называется психоанализ. Если он допускает возможность существования субличностей, тогда возможна их интеграция в целостное образование. Принимая как реальность наличие в психике Родителя, Взрослого и Дитя, человек может по-новому проструктурировать самообщение и общение с окружающими людьми.

 

Во-вторых, при чтении следует учитывать, что знания по практической психологии невозможно адекватно передать через текст. Это не информация о чем-либо, а умение делать что-либо. Знания психолога-практика существуют в форме умений. Отсюда возникает сложность обучения практической психологии. Только посредством чтения литературы нельзя стать квалифицированным специалистом в этой области. Лекционно-семинарские формы обучения, используемые в традиционном академическом образовании, тоже для этого не подходят. Существующие традиционные методы обучения, ориентированные в основном на академическую и прикладную психологию, нередко формируют “фантомизированное сознание психолога как следствие шизоидной интоксикации психологической информацией” (Г.С. Абрамова, 1995), что делает его профессионально непригодным с точки зрения практической психологии. Знания практической психологии можно передать только при живом общении в непосредственном контакте с Мастером более высокого класса, а не через книги. Кроме этого, можно предположить, что практическая психология больше тяготеет к искусству (целостность, невоспроизводимость результата и т.п.). Поэтому психологу - практику, помимо знаний, необходимы определенные творческие способности.

 

Практическому психологу помимо инструментальной необходима личностная подготовка. Он должен овладеть знаниями особого рода, и именно – познать себя. Если успешность научного психолога мало напрямую связана с проработкой его личных проблем, то для психолога-практика своевременное решение внутренних конфликтов является необходимым условием профессиональной деятельности. Нерешенная личная проблема служит ограничителем возможностей практического психолога.

 

Данный учебник следует рассматривать лишь как одно звено в формирующейся сегодня на кафедре психологии Казанского госуниверситета целостной программе по практико-ориентированной подготовке студентов психологов. Помимо традиционных лекционно-семинарских занятий и спецкурсов, в ней предусматриваются многоступенчатые тренинги по повышению профессионального уровня студентов-психологов, супервизорство, индивидуальные консультации, мастер-классы и психологические мастерские.

 

Авторская группа признательна всем, кто принял активное участие в обсуждении учебного пособия и своими замечаниями помог в улучшении его содержания.

 

Соответствующие параграфы пособия были написаны следующими авторами:

 

Вступительная статья – С.В. Петрушиным.

Глава 1. Психоанализ - Н.Ю. Хусаиновой..

Глава 2. Психосинтез – М.Е. Валиуллиной..

Глава 3. Гештальт-терапия – О.К. Граужаниной..

Глава 4. Психодрама – В.П. Зелеевой..

Глава 5. Транзактный анализ – С.В. Петрушиным.

Глава 6. Нейро-лигвистическое программирование – И.М. Городецкой.

 

Глава 1. ПСИХОАНАЛИЗ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ПСИХОАНАЛИЗ - часть психологии, которая с 1784 года включила в свою область исследований бессознательное. Оно изучается с помощью определенной совокупности методов, опирающихся в основном на выявление неосознаваемых субъектом значений: слов при оговорках, описках, ассоциациях, очитках, ослышках; ошибочных действий (забываний, затериваний, запрятываний, ошибок-заблуждений); продуктов воображения (сон, фантазия, бред, мечта и т.п.).

 

Термин “психоанализ” был введен З. Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. До этого он говорил об анализе, об анализе психики, психологическом анализе и гипнотическом анализе. Сам З. Фрейд дает много определений психоанализа, среди которых наиболее часто цитируется то, которое содержится в энциклопедической статье 1922 года. В ней автор пишет, что психоанализом называется: во-первых, способ исследования психических процессов, иначе недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в третьих, ряд возникших в результате этого психологических концепций, постепенно развившихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

 

В самом большом и популярном среди психоаналитиков словаре по психоанализу Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталис, дается Фрейдовское обоснование этого термина: “Мы назвали психоанализом работу, посредством которой мы возвращаем в сознание больного вытесненные психические переживания. Почему мы говорим об “анализе”, т.е. о расщеплении, разложении, - по аналогии с работой химика с веществами, которые он находит в природе и приносит в свою лабораторию? Да потому, что эта аналогия, по сути, вполне обоснована. Симптомы и различные патологические явления у пациента, как и вообще все психические действия, имеют весьма сложную природу, причем составляющие их элементы – это, в конечном счете, побуждения, влечения. Однако пациент ничего или почти ничего не знает об этих исходных побуждениях. Мы учим пациента понимать весьма сложный состав психических образований, приводя симптомы к лежащим в их основе побуждениям и влечениям, и показывая больному в его симптомах дотоле не признанные им мотивы и влечения, подобно тому, как химик выделяет основное веществ или химический элемент из состава соли, в которой он, будучи соединен с другими веществами, становится неузнаваемым. Мы также показываем больному - в тех психических явлениях, которые считаются патологическими, - что он не вполне осознает их мотивы, что их породили другие явления и побуждения, оставшиеся ему неведомыми” (2, с.395).

 

Именно учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Причем термин “бессознательное” используется иногда в качестве прилагательного, т.е. в “описательном” смысле слова (вне разграничения содержания систем предсознательного и бессознательного), а иногда в “топическом” смысле слова. Например, когда бессознательное объясняют как совокупность содержания, не присутствующего в актуальном поле сознания, фиксируют “описательное” использование этого термина. В утверждении самого З. Фрейда, высказанного в его первой теории психического аппарата о том, что бессознательное состоит из содержаний, не допущенных в систему “Предсознание-Сознание” в результате вытеснения, этот термин использован в “топическом” смысле (5).

 

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

 

Структура психики в психоанализе

 

 

Организация психики, которую называют “топографической моделью” З. Фрейда, представляет единство трех уровней – СОЗНАНИЯ, ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОГО и БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО (5).

 

СОЗНАНИЕ включает все то, что находится здесь и сейчас в поле восприятия, ощущений, переживаний, мыслей и внимания человека.

 

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое иногда называют подсознательным, осознанным знанием или “доступной памятью”, включает в себя весь опыт, который хоть и не осознается в данный момент, но может восстановиться, вернуться в сознание либо спонтанно, либо без особых усилий, т.к. его содержание не исключено из сознания, а только удалено временно.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет самую глубокую и значимую часть человеческого разума и включает в себя примитивные врожденные инстинкты, эмоции, воспоминания, которые настолько угрожают бодрствующему сознанию, что были в свое время вытеснены, но продолжают определять особенности повседневного функционирования человека. В бессознательном отсутствует отрицание и сомнение. Оно безразлично к реальности и живет по принципу удовольствия - неудовольствия. Содержание бессознательного, сильно нагруженное энергией влечений, стремится вернуться в сознание и проявиться в поведении.

 

С позиции классического психоанализа, включающего теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, психика человека изначально не делится на сознание и бессознательное. Такое деление возникает в раннем детстве и завершается в период полового развития.

 

Концептуальная модель психической жизни человека, построенная на идее неосознаваемых психических процессов была пересмотрена З. Фрейдом в 20-ые годы двадцатого столетия, превратившись в структурную модель психической жизни, в контексте которой анатомия личности представляет процессы “ОНО” (ИД), “Я” (ЭГО) и “СВЕРХ-Я” (СУПЕР-ЭГО) (4).

 

По Фрейду, часть психического аппарата под названием “ОНО” (ИД) - это средоточие инстинктов, а также агрессивных и сексуальных влечений. Содержание “ОНО” бессознательно и находится в конфликте с “Я” и “СВЕРХ-Я”. Но импульсы “ОНО” не склонны оставаться неосознанными, они пытаются достичь сознания и тем самым быть удовлетворенными. “ОНО” живет по принципу достижения удовольствия и не всегда прямо открыто для наблюдения. Если в “ОНО” преобладает покой и удовлетворенность, то о его содержании ничего невозможно сказать. О нем можно узнать только по оговоркам, опискам, грезам, сновидениям, ассоциациям, символам. Психоанализ в этом смысле помогает содержанию “ОНО”, т.к. выступает в качестве его освободителя.

 

Понятие “Я” (ЭГО) - не отождествляется ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом. “Я” выступает в защитной роли и составляет часть цензуры (преграда между системой бессознательного - предсознания - сознания), основной функцией которой является запрет. З. Фрейд называет “Я” “слугой трех господ”, поскольку оно выступает как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования внешнего мира, “ОНО” и “СВЕРХ-Я”, его ”. “Я” стремится опосредовать отношения между миром и “ОНО”, подчинить “ОНО” его требованиям, и привести мир в соответствие с желаниями “ОНО”.

 

“Я” способно к наблюдению и “ОНО”, и самого себя, и “СВЕРХ-Я”. В ответ на неприятный сигнал тревоги “Я” приводит в действие ряд защитных механизмов. Под этим понимается совокупность действий индивида на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости душевного равновесия. То есть “Я” осуществляет приспособление к реальности. Ограничивая импульсы “Я” прислушивается к “СВЕРХ-Я”, решая либо подавить нечто, отправив его в “ОНО”, либо выпустить их в свет как приемлемое с точки зрения общества. Если бы не давление “Я” или представляемых им внешних сил с их требованиями, судьба всех влечений стремилась бы лишь к одному - к удовлетворению. Таким образом, задача “Я” – это самосохранение и приобретение средств, с помощью которых можно осуществлять адаптацию к воздействиям со стороны “ОНО” и к требованиям окружающей реальности.

 

Все защитные меры “Я” против “ОНО” осуществляются тихо и незаметно для самого “Я”. Их невозможно увидеть в действии, виден только результат действия защитных механизмов “Я”. Но это само по себе уже может стать объектом анализа. Если бдительность “Я” ослаблена (сном, гипнозом, лекарствами, усталостью, болью, либо с помощью специальных психологических техник), то “ОНО” может прорваться в область “Я” в виде оговорок, забывания, описок и т.п. Материал, помогающий анализировать “Я”, выступает в форме сопротивления анализу “ОНО”. “Я” в анализе становится активным, когда пытается с помощью противодействия воспрепятствовать вторжению “ОНО”. А поскольку аналитик занят тем, чтобы помочь “ОНО” войти в область осознания, то “Я” начинает сопротивляться самому аналитику. Анализ сопротивлений “Я” дает хорошую возможность наблюдать и осознавать бессознательные защитные действия “Я”.

 

“Я” защищается не только от прорыва “ОНО” в область “Я”, но и от аффектов, связанных с этими инстинктами. Любовь, вожделение, ревность, разочарование, страдание и печаль сопутствуют сексуальным желаниям. Ненависть, гнев, ярость сопутствуют агрессии. Индивидуальное “Я”, оставаясь одним и тем же, во всех своих конфликтах достаточно последовательно выбирает то один, то другой способ защиты.

 

“СВЕРХ-Я” (СУПЕР-ЭГО) представляет собой моральное сознание и имеет содержание в основном доступное восприятию и осознанию. “СВЕРХ-Я” заполняется представлениями из морали, права, политики, религии и из других запретов общества. “СВЕРХ-Я” образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов и ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.

 

В случае, когда “Я” принимает требования “СВЕРХ-Я”, то между “Я” и “СВЕРХ-Я” возникают гармоничные отношения ”. При этом описание “СВЕРХ-Я” становится неопределенным из-за содержательного совпадения с “Я”. О “СВЕРХ-Я” можно судить только тогда, когда его содержание начинает критично или враждебно относиться к “Я”. “СВЕРХ-Я” становится видимым через состояния, которые продуцируются им в “Я”, например, через чувства вины и совести. “СВЕРХ-Я” подсказывает “Я”, что следует подавить, отправив в “ОНО”, а что можно разрешить как приемлемое с его точки зрения. По отношению к “Я” “СВЕРХ-Я” играет роль судьи, обособившись от “Я” и властвуя над ним.

 

З. Фрейд разделил “СВЕРХ – Я” на две подсистемы - совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний, а эго-идеал - с поощрительным аспектом поведения. Эго-идеал у индивида формируется не только родителями, одобряющими и высоко оценивающими что-либо, но и при достижении им цели, когда у него возникает чувство гордости и самоуважения.

 

“СВЕРХ – Я” считается сформированным, когда родительский контроль полностью замещает самоконтроль, который помогает убедить ЭГО в преимуществе идеальных целей над реальными.

 

 

^ Различия между взрослыми и детьми

 

 

Детский психоанализ, который впервые в мире дочь З. Фрейда - Анна Фрейд (8) повернула от патологии к норме, выявил важнейшую проблему - непонимание взрослыми людьми существенной разницы между собой и детьми.

 

Это отличие в первую очередь касается мыслительных и эмоциональных процессов. В области объектных отношений маленькие дети отличаются от взрослых своей ЭГОЦЕНТРИЧОСТЬЮ. Ребенок нуждается в матери и использует ее исключительно для удовлетворения своих потребностей, что взрослыми может трактоваться как излишний эгоизм и каприз. Дитя не осознает мать в качестве самостоятельной личности, поэтому ее интересы, привязанности, заботы и все, что происходит с ней - ее болезнь, отлучка из дома и, как пишет А. Фрейд, даже ее смерть воспринимается ребенком как лишения, выпавшие на его долю. Рождение в семье еще одного малыша также воспринимается первенцем до определенного возраста как измена ему. Если ребенок заболевает, то родители, вынужденные его лечить, не кормить определенными продуктами, давать ему горькие лекарства, делать уколы и даже класть в больницу, превращаются в восприятии малыша во врагов и мучителей. И подобная интерпретация - норма для ребенка.

 

Различия в инфантильном образе мыслей не только качественные, но и количественные. Они проявляются в слабости ВТОРИЧНЫХ процессов по сравнению с ПЕРВИЧНЫМИ. Например, страхи - первичный процесс - могут быть такими сильными, что благоразумие - вторичный процесс - выглядит как неблагоразумное поведение ребенка.

 

Имеются различия во ВРЕМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ детей и взрослых. Суть этих различий в том, что взрослые измеряют интервал времени хронометрами или изменениями в окружающей природе. Для детей же длительность того или иного интервала времени измеряется интенсивностью их потребностей. Так, голод, желание опорожнить кишечник и мочевой пузырь, усталость не терпят отсрочки у малыша, в то время как педантичные родители могут смотреть на часы, прежде чем накормить своего ребенка, который явно голоден. Поэтому, даже несколько минут вынужденного ожидания пищи кажутся ему вечностью. Его голод, его сытость позволяют ему безошибочно судить о длительности промежутка времени между приемами пищи, измерение же времени чуждым масштабом вредно для ребенка. То есть ребенок живет по принципу ”хочу - дай”, а взрослые - “надо” и “полезно”.

 

Следующее различие касается СЕКСУАЛЬНОЙ области. Например, незрелость физического “аппарата” ребенка приводит к тому, что он переводит половые в<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...