Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с ошибочными действиями




В работе “Введении в психоанализ” З. Фрейд выделяет три группы ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ человека (4). В первую группу он вводит: ОГОВОРКИ (когда желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое); ОПИСКИ (когда вместо одного слова, человек пишет другое, что может быть им замечено или остаться незамеченным); ОЧИТКИ (когда читают не то, что написано или напечатано); ОСЛЫШКИ (когда человек, не имеющий нарушения слуха, слышит не то, что говорится).

 

Во вторую группу ошибочных действий входят: временное ЗАБЫВАНИЕ (когда человек не может вдруг вспомнить, то, что хорошо знает, например, имя знакомого человека, которое наверняка знает и обычно потом неожиданно для себя вспоминает); НЕВЫПОЛНЕНИЕ в определенный момент времени НАМЕРЕНЬЯ, о котором потом позднее вспоминают.

 

В третью группу входят ЗАПРЯТЫВАНИЯ (когда какой-либо предмет куда-то так убирается, что его потом невозможно найти); ЗАТЕРИВАНИЯ (когда какая-либо вещь просто куда-то вдруг исчезает, вызывая удивление ее владельца); ОШИБКИ-ЗАБЛУЖДЕНИЯ (когда какое-либо время человек верит чему-то, о чем до и после знает, что это не соответствует действительности).

 

Внутренне сходство всех этих ошибочных действий выражается в их названиях приставками “О-” или “ЗА-“ Все они на первый взгляд весьма несущественны. Однако, как доказал психоанализ, они не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты. Эти акты имеют действительный несомненный и очевидный смысл и дают интереснейший и ценный материал для понимания глубинных процессов в душе человека. Так, например, оговорка специалиста-медика, что в городе с миллионным населением, понимающих анатомию носовой полости можно сосчитать по одному пальцу, означает фактически, что есть только один человек в городе, который это понимает, и этот человек - он сам; или оговорка дамы, что ее муж может есть и пить все, что я захочу, имеет смысл - “Как смеет он хотеть? Он может хотеть съесть и выпить только то, что ему предложу я сама” (4).

 

Как доказал З. Фрейд, эти ошибочные действия возникают благодаря противодействию двух различных интерферирующих намерений, мешающих проявиться одному из них - истинному. Это был первый теоретический вывод психоанализа по поводу ошибочных действий, о которых ранее в психологии не было неизвестно.

 

Второй результат психоанализа состоит в том, что он доказал, что ошибочное действие есть психический акт, наблюдающийся в душевной жизни человека, но не вызванный непосредственно физическими, органическими, материальными воздействиями, которые не имеют отношения к области психологии, а есть психический процесс, имеющий содержание, смысл из-за наличия скрытого намерения.

 

В ошибочных действиях есть всегда нарушенное намерение и нарушающее намерение, которые вступают в определенные взаимоотношения друг с другом. Ошибочное действие возникает из содержания нарушенного намерения, либо как-то связано с этим содержанием. Иногда ошибочное действие имеет отношение к тому ходу мыслей, которые занимали человека до сего момента, и имеет ассоциативную связь между двумя намерениями не содержательную, а устанавливаемую окольными путями.

 

З. Фрейд обнаружил, что исходя из специфики намерений, все ошибочные действия можно разделить на три группы. В первую группу он отнес случаи, когда человеку известно нарушающее намерение, т.к. он его чувствовал перед ошибочным действием. Во вторую группу внесены ошибочные действия, при которых человек признает нарушающее намерение, но не подозревает, что оно стало активным перед ошибочным действием. К третьей группе он отнес случаи, когда человек энергично отвергает толкование нарушающего намерения, утверждая, что оно ему совершенно чуждо. То есть у человека могут проявиться намерения, о которых он сам ничего не знает, но о которых психоаналитик может судить на основании косвенных улик. Во всех группах намерения оттесняются и отличаются лишь степенью оттеснения нарушающего намерения.

 

Основной вывод: подавление имеющегося намерения что-либо сделать или сказать является непременным условием возникновения ошибочного действия человека. Резюмируя, З.Фрейд утверждает, что ошибочные действия можно рассматривать как компромисс между нарушающей и нарушенной тенденцией. Эти действия являются психическими актами, в которых можно усмотреть смысл и намерение. Они возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений, при этом одно из этих намерений подвергается оттеснению. Но поскольку в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности чтобы послать от себя в сознание своего заместителя, то оттесненное намерение в результате проявляется в нарушении другого намерения.

 

Нарушающая тенденция может иметь отношение к самому человеку, к месту, времени, к неприятным воспоминаниям, которых человек хочет избежать и чему-либо другому. И психоаналитику остается только узнать, почему намерение не выражается по-другому и менее замаскированно. Для этого надо просто спросить человека, почему он, например, сделал, именно такую оговорку и что он может о ней сказать. На поставленный вопрос он даст первое пришедшее ему в голову объяснение. Этот ответ выявляет и раскрывает истинный смысл искомого, так как пришедшая спрашиваемому мысль с точки зрения психоанализа не произвольна, а вполне детерминирована важными внутренними установками и ассоциативно связана со скрытым содержанием. Этот прием и его результат и есть, по мнению З. Фрейда, психоанализ и образец любого психоаналитического исследования. Особенность техники психоанализа состоит в том, чтобы получить от самого человека решение и загадок, и проблем.

 

 

^ Работа со сновидениями

 

 

Лишенные на первый взгляд практической значимости, сновидения, как и ошибочные действия, став объектом психоанализа, выявили множество новых, интересных закономерностей функционирования психики (6, 7).

 

Во-первых, эксперименты со сновидениями доказали, что они - способ реагирования на действующие во сне раздражители, идущие как из вне, так и изнутри. Из этого делается второй объединяющий сновидения вывод, что это психический феномен, продукт и проявление того, кто видит сновидение в ответ на мешающие сну раздражители. Третий объединяющий вывод - сновидения переживаются преимущественно в зрительных образах, сопровождающихся и мыслями и чувствами, относящимися к различным органам, которые порой трудно передать словами после пробуждения.

 

Сновидение как целое является искаженным заместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидений - найти это бессознательное. Элементы сновидения понимаются как заместители чего-то другого, подобно намерению ошибочного действия. Об этом видевший сновидение знает, но это знание бессознательно. Благодаря свободным ассоциациям можно узнать скрытое содержание сновидения.

 

Анализ обнаружил, что искажение не есть проявление сущности сновидений. СНОВИДЕНИЕ есть прямое, неприкрытое ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ сновидца, а функция сновидения - не нарушать сон, а оберегать его. В сновидении наиболее видную роль играют две психические силы, из которых одна образует желание, проявляющееся в сновидении, другая совершает функцию цензуры, способствуя искажению этого желания, чтобы допустить его к сознанию. В этом контексте особый интерес представляют детские сновидения - образец сновидений без искажений или с незначительными искажениями. Эти выводы согласуются с результатами последующих изучений сна и сновидений, доказавших то, что если человека лишать сновидений, то он не высыпается. Главной характеристикой сновидения, по З.Фрейду, является то, что сновидение побуждается желанием, а исполнение этого желания реализуется через содержание сновидения. То есть сновидение является устранителем раздражителей, нарушающих сон, путем галлюцинаторного переживания исполнения желания

 

Процессы, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения, используют четыре основных механизма – СГУЩЕНИЕ, СМЕЩЕНИЕ, ВТОРИЧНУЮ ОБРАБОТКУ и ОБРАЗНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ (4).

 

СГУЩЕНИЕ - слияние различных представлений в одно составное - механизм работы сновидения, который является способом функционирования психических процессов, например, при остроумии на уровне слов (неологизмы). Сгущение может осуществляться по-разному. Иногда из многого сохраняется лишь один элемент (тема, персонаж и пр.), многократно встречающийся в различных сновидных мыслях. Иногда различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность (например, персонаж сновидения имеет черты разных людей). Иногда соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.

 

Цензура использует сгущение в своих целях, т.к. сгущение затрудняет истолкование явных психических содержаний. Сгущение выражается в том, что явный рассказ сновидения есть лишь краткий перевод его скрытого содержания. Поэтому З. Фрейд сделал предположение, что для понимания смысла сновидения надо человека расспросить, т.к. видевший сновидение знает, что означает его сновидение, даже если он не помнит его. Он только не знает о своем знании.

 

СМЕЩЕНИЕ - механизм работы сновидения, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые представления, связанные с первой цепью ассоциаций.

 

ВТОРИЧНАЯ ОБРАБОТКА - заключается в перегруппировке и связывании элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое.

 

ОБРАЗНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ – превращение мыслей в зрительные образы. Для выражения отдельных элементов сновидения существует наглядное изображение слова, особенно абстрактных понятий. Например, нарушение брачной верности заменяется каким-либо разрывом, переломом ноги.

 

Для работы со сновидениями З. Фрейд вывел три важных правила:

 

1. Не нужно обращать внимания на то, что являет собой сновидение, будь оно понятным или абсурдным, ясным или спутанным, т.к. оно все равно ни в коем случае не является искомым бессознательным;

 

2. При анализе работу ограничивать тем, что к каждому элементу вызывать замещающие представления. При этом не надо задумываться о них, не проверять, содержат ли они что-то подходящее, не обращать внимания, насколько они отклоняются от элемента сновидения;

 

3. Нужно выждать, пока искомое бессознательное возникнет само (6).

 

Исходя из своей идеи происхождения элементов содержания сновидения, З. Фрейд утверждает, что в каждом сновидении можно найти связь с переживаниями предыдущего дня. Поэтому он рекомендует начинать толкование сновидения с исследования переживаний предыдущего дня - это наикратчайший путь. Если воспоминание сновидения было неточным, то надо просто считать, что в заместителе произошли дальнейшие искажения, которые, однако, не могут быть немотивированными. Главное - не исключать ни одной мысли при анализе собственных и чужих сновидений, помня, что критическое возражение никогда не бывает правильным. Напротив, мысли, которые хотелось подавить, являются самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного. Иногда список, пришедших по поводу сновидений мыслей, может быть длиннее текста самого сновидения.

 

То, что рассказывается о сне, называется явным содержанием сновидения, а то, к чему приходят в результате анализа, - скрытыми мыслями сновидения. Отношения между этими содержаниями могут быть разными. Из всей большой и сложной психической структуры бессознательных мыслей в явное сновидение проникает лишь частица, как их фрагмент, как намек на них, как лозунг или сокращение в телеграфном стиле. Задача толкования - восстановить целое по части.

 

При работе со сновидениями необходимо также учитывать Фрейдовскую позицию по поводу того, что содержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна оно лишь воспроизводится, вспоминается, хотя после пробуждения человек может отрицать принадлежность этого знания своей информированности. То есть человек в сновидении знает нечто, чего не помнит в бодрствующем состоянии.

 

Одним из источников, из которых сновидение черпает материал, служат детские годы, о которых человек в бодрствующем состоянии может не помнить. Впечатления, владеющие бодрствующим мышлением воспроизводятся в сновидении, когда они несколько отодвинуты на задний план во время бодрствования. В основном же то, что занимает нас днем, владеет нашим мышлением и в сновидении (известна же пословица; курица видит во сне просо). Имеется ссылка З. Фрейда на исследования Пильца, который доказал, что ночью в глубоком сне репродуцируются впечатления последнего времени, а к утру - более ранние (7). В психоанализе принято считать, что сновидение никогда не занимается пустяками, т.к. мнимо невинные сновидения оказываются серьезными после их толкования.

 

Все источники сновидений разбиты в психоанализе на четыре группы: а) объективные внешние чувственные раздражения, б) субъективные внутренние чувственные раздражения, в) органические внутренние физические раздражения, г) чисто психические источники раздражений.

 

 

^ Типичные сновидения

 

 

Несмотря на то, что психоанализ не может истолковать сновидения другого человека, если тот сам не желает выяснить свои бессознательные мысли, все же имеются некоторые сновидения, которые, проистекая у всех людей из одинаковых источников, имеют для всех одинаковое значение. Такие типичные сновидения заставляют признать факт существования символического отношения между сновидением и бессознательным. Вот некоторые из ТИПИЧНЫХ СНОВИДЕНИЙ.

 

Человек видит себя нагим, либо в “неглиже”, или в форме, в которой имеется некоторый непорядок. Он испытывает при этом стыд, смущение и хочет спрятаться, но не может, а окружающие его люди совершенно безразличны к этому его виду. Такое сновидение - результат воспоминания из детства, когда любой ребенок спокойно появлялся недостаточно одетым среди людей, не вызывая у них особого возмущения. Сновидец материалом этого сновидения на символическом уровне удовлетворяет свою нереализованную эксгибиционистскую потребность.

 

Сновидения по поводу смерти близких людей делятся на две разновидности: а) в сновидениях сновидец не испытывает тяжелой скорби и по пробуждении удивляется своей “бесчувственности”; б) в сновидении горе утраты вызывает горючие слезы, с которыми сновидец может даже проснуться.

 

Первая разновидность не относится к типичным сновидениям. Такое сновидение предназначено для прикрытия удовлетворения какого-то другого желания и в нем имеется скрытый смысл. Если спросить сновидца, о том, кто был еще одним персонажем - участником сюжета этого сна, то окажется, что там был кто-то значимый для сновидца. И именно ради исполнения желания спящего, связанного с этим конкретным персонажем, и снится этот сон.

 

Сновидение же с болезненными переживаниями по поводу смерти близкого человека, означает то, о чем говорит его содержание - желание, чтобы данное лицо умерло, хотя сновидец будет протестовать против такого толкования. Однако, хотя бы однажды, такое желание этот человек все же испытывал. В детстве все люди эгоистичны и интенсивно стремятся к удовлетворению своих потребностей. Поэтому те, кто теперь любят своих близких, в душе неосознанно носят злые желания, проявляющиеся в подобных сновидениях, тем более, что для ребенка слово “умереть” равнозначно слову “уйти”.

 

Более того, как правило, умирающими в типичном сновидении являются лица одного пола со сновидцем. С позиции феномена “Эдипова комплекса” девочке, соперничающей с матерью за любовь отца, и мальчику, соперничающему с отцом за внимание матери, “устранение “ соответственно матери и отца было “выгодно”. Все это может стать сюжетом типичного сновидения - исполнения желания смерти родителя, относящегося к раннему детству.

 

Сновидение по поводу экзаменов - неизгладимый след воспоминаний о наказаниях, которые пробудились в душе в связи с двумя узловыми пунктами учебных занятий. Первый - только тот человек видит во сне экзамен, кто в реальной жизни экзамены выдерживал. Второй - видит такой сон каждый раз, когда боится, что какое-нибудь дело ему не удастся, когда чувствует на себе гнет ответственности. При этом человеком “выбирается” эпизод из своей жизни, когда страх оказывался безосновательным и был успешно разрешен. Сновидение как бы говорит: “Не бойся завтрашнего дня, вспомни, как ты боялся выпускного экзамена, который ты выдержал”. Те, кто проваливал экзамены, таких снов про экзамены не видят.

 

^ Летание, парение в воздухе символизирует недостаточную защищенность сновидца и желание стать лучше. Материал ощущений, содержащийся во сне, проистекает для всех людей из одного и того же источника - впечатлений детства от подвижных игр, когда взрослые, играя с детьми, подбрасывали их вверх, они взлетали, испытывая легкий страх, головокружение и веселье.

 

По поводу летания во сне у З. Фрейда существует и иная точка зрения (4). Он утверждает, что, придавая половому органу значение самой существенной черты, характеризующей всю личность, такое сновидение приписывает человеку способность летать, и, следовательно, это - эротический сон.

 

Сновидение о падении носит большей частью характер страха и символизирует нравственное “падение”, являющееся выражением того, что человек поддается эротическому искушению.

 

Поскольку сновидение пользуется СИМВОЛИКОЙ, которая часто и почти постоянно означает одно и то же, то уместно привести самые популярные Фрейдовские толкования символов.

 

Типичное изображение человека в целом представляет из себя образ дома. Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин. Дома с балконами и другими декоративными выступающими элементами символизируют женщин. Король и королева - родители спящего. Снящиеся разбойники, громилы, привидения имеют своим источником детские воспоминания о тех, кто будил ребенка, чтобы посмотреть, не испачкал ли он постели.

 

Все торчащие, раздутые, продолговатые, режущие и колющие предметы (палки, зонты, шары, ножи, пики, огнестрельное оружие, деревья, горы, ключи, открывающие дверь и пр.); все, из чего льется вода (чайник, водопроводный кран, фонтан и пр.); все, что может вытягиваться (висящие лампы, выдвижные карандаши и ручки, галстук и пр.); огонь; сложные машины и инструменты (например, плуг); лицо человека, нога и рука; пресмыкающиеся и рыбы; грибы; шляпа и пальто; и особенно священное число 3 служат для изображения мужского полового органа.

 

Все, что ограничивает какое-нибудь пространство, что можно заполнить (коробки, ящики, шкафы, чемоданы, карманы, печки, шахты, пещеры, копи, здания, комнаты и пр.); cосуды (бутылки, чашки, кастрюли и пр.); корабль; подкова; очаг, окна, двери и ворота; стол и книга; башмак и туфля; улитка и раковина; часть лица - рот; здания, сад, цветы, цветение и ландшафт (кроме гор и скал); - символизируют женские половые органы. Груди и ягодицы снятся в виде яблок, а волосы на гениталиях - в виде леса и кустарника.

 

Лестница и восхождение по ней, раздавливание, танцы, верховая езда, угроза оружием, некоторые ремесленные работы означают половой акт, а сладости - сексуальное наслаждение. Маленький ребенок символизирует половой орган как мужчины, так и женщины, а дикие звери - чувственную возбужденность. Сновидения по поводу зубов, зубной боли З. Фрейд также относит к сексуальным. Они связанным с онанистическими наклонностями периода зрелости (у мужчин, возможны, подавленные гомосексуальные наклонности). Типичным символом онанизма является движение, скольжение или скатывания с чего-либо и обрыв ветки.

 

Сновидения, в которых сновидцы плавают, с удовольствием рассекая волны, обычно страдали в детстве во время ночного сна недержанием мочи и воспроизводят в сновидении забытое приятное чувство. Любые другие сновидения по поводу воды (бросаются в воду, выходят из воды, спасают тонущего и т.п.) связаны с рождением.

 

Сновидение об опоздании на поезд утешает по поводу испытываемого человеком во сне страха смерти. Сновидение говорит: “Не бойся, ты пока не уйдешь (не умрешь)”.

 

^ Вклад психоаналитика в результат психоанализа

 

 

Результативность психоанализа зависит не только от практических умений психоаналитика осуществлять терапевтический психоанализ, направленный на пациента (клиента), но и от его способности выполнять определенные технические процедуры по отношению к СЕБЕ САМОМУ. Поэтому сам должен пройти психоанализ не только для целей познания всех технологий изнутри, не только для закрепления теоретических положений психоанализа внутренним опытом, полученном благодаря анализу собственного бессознательного, но главным образом, для того, чтобы его собственные проблемы не исказили анализ бессознательного пациента.

 

По этому поводу Р. Гринсон пишет, что искусность психоаналитика является дериватом его психологических процессов, которые формируют его личность и характер (1). Степень разрешения невротических конфликтов зависит от его знания, интеллекта, мотивации, которые привели его в область психоанализа. Прежде чем кандидат в психоаналитики возьмет пациента для лечения, он должен сам пройти эффективный личностный анализ, а также семинары по ментальному развитию, структуре и значению сновидений, психоаналитической теории неврозов, базисной метапсихологии, и основам психоаналитической техники. Только после того, как кандидат в течение нескольких лет пройдет личностный анализ и приобретет знания психоаналитической теории, он будет должным образом экипирован для того, чтобы начать применять психоаналитическую технику самостоятельно.

 

Очень важным вкладом психоаналитика является создание хороших рабочих отношений с пациентом, которые обычно длятся очень долго, конфиденциально в условиях эмоциональной вовлеченности и сотрудничества. В рабочем альянсе нет ни авторитарности, ни строгости, ни робости, ни самодовольства, ни холодности, ни экстравагантности, но есть откровенность, прямота, самообладание, естественность, целеустремленность, сочувствие, терапевтическое намерение, инсайт и соблюдение правил, к которым должен привыкнуть пациент, чувствуя себя при этом свободно. Например, правило “зеркало” требует от аналитика непроницаемости в отношении своих ценностей, норм, а не бездушности и холодности. Правило “абситенции” требует, чтобы аналитик не удовлетворял невротические и инфантильные желания своего пациента, хотя фрустрация этих желаний должна реализоваться без его унижения и психологических травм.

 

Аналитик должен считаться с тем, что пациенту необходимо ощущать чувство собственного достоинства и самоуважения в то время, как его анализируют, или иметь ввиду, что некоторые пациенты испытывают, но прячут чувства страха, унижения, раздражения. Аналитик должен помнить и гарантировать права пациента, который неизбежно во время типичного 50-минутного анализа испытывает страдания. Он должен уметь налагать депривации и выказывать участие своему пациенту, занимать компромиссную позицию, причиняя боль своей интерпретацией, успокаивая при этом тоном своего голоса. Эмпатия, конгруэнтность, интуиция должны быть условиями слушания для аналитика при безусловно позитивном его отношении к пациенту. Итогом анализа для пациента должны стать доверие, инсайт, понимание, успокоение вместо беспомощности, затруднений и проблем.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Завершая краткое изложение теории психоанализа, уместно сослаться на речь З. Фрейда на V психоаналитическом конгрессе в Будапеште в 1918 году, где он уточнил задачу психоанализа. Она заключается в том, чтобы дать невротическому больному возможность осознать имеющиеся у него бессознательные вытесненные душевные движения и с этой целью вскрыть сопротивления, противодействующие такому расширению знания о собственной личности. Невротический больной приходит к психоаналитику с разорванной, разодранной сопротивлениями на части душевной жизнью. Психоанализ устраняет сопротивления, что приводит к тому, что душевная жизнь человека срастается. Вследствие этого единое, которое называется “Я”, вбирает в себя все те влечения, которые до того были отщеплены и связаны вне его “Я”.

 

 

^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

 

 

Прочитайте все 6 заданий, выбирая только один правильный, на Ваш взгляд, ответ, закодированный какой-либо буквой.

 

 

I Бессознательное есть:

 

^ А. содержание психической жизни, о наличии которой человек ничего не подозревает в данный момент;

 

Б. содержание психической жизни, о которой человек не знает длительное время;

 

B. все вытесненное содержание.

 

Г. представление, которое в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестающее быть таковым, однако могущее вновь стать сознательным при определенных условиях;

 

^ Д. все ответы верны.

 

 

2. Инстанция “Я” есть:

 

А. подструктура душевной жизни, выступающая посредником между ”сверх-Я” и “Оно”;

 

Б. То, что несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему;

 

B. то, что стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, “Оно” и “сверх-Я”;

 

^ Г. то, что превращает волю “Оно” в действие, как будто бы это было его собственной волей;

 

Д. только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве сознания часть “Оно”;

 

Е. олицетворение разума, рассудительности, в противоположность к “Оно”, содержащему страсти;

 

Ж. все ответы верны.

 

 

3. “Cверх-Я” есть:

 

^ А. высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль цензора;

 

Б. то, что остается бессознательным;

 

В. часть “Я” не так прочно связанная с сознанием;

 

Г. то, что стремилось вытеснить Эдипов комплекс;

 

^ Д. то, что строго властвует над “Я” как совесть или чувство вины;

 

Е. все ответы верны.

 

 

4. Замещение есть:

 

А. совокупность бессознательных психических процессов, которые призваны защитить “Я” от угроз со стороны реальности:

 

Б. бессознательный процесс, благодаря которому ребенок ведет себя, думает и чувствует, как это бы делал его отец или мать;

 

^ В. Один из механизмов перевода бессознательных, неприемлемых для “Я” желаний в приемлемые формы;

 

Г. все ответы верны.

 

 

5. Ошибочное действие есть:

 

^ А. результат столкновения противоречащих друг другу намерений, одно из которых человек старается скрыть;

 

Б. сохранившееся в памяти воспоминание о событиях первых 5-6 лет жизни, отличающиеся особенной яркостью и кажущейся незначительностью;

 

^ В. Проекция детских установок и желаний в отношении родителей на другое лицо;

 

Г. все ответы не верны.

 

 

6. Смещение есть:

 

А. один из механизмов искажения бессознательных мыслей и желаний в других явных формах психической жизни, заключающееся в перенесении акцента с главного на второстепенное;

 

^ Б. один из неосознаваемых механизмов слияния различных представлений в одно составное;

 

В. Один из бессознательных механизмов, заключающийся в перегруппировке и связывании элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое;

 

^ Г. все ответы не верны.

 

7. Сопротивление есть:

 

А. стремление не допустить в сознание вытесненные бессознательные желания;

 

Б. отказ пациента сообщить приходящие в голову мысли на основании того, что они совершенно не важны;

 

В. критика врача:

 

Г. все ответы верны.

 

 

Правильные ответы: 1Д, 2 Ж, 3Е, 4В, 5А,6А, 7Г.

 

 

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. – Воронеж, 1994.

 

2. Лапланш Ж, Понталис Ж-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996.

 

3. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 1993.

 

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989.

 

5. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990.

 

6. Фрейд З. Сновидения. - М.: Водолей, 1991.

 

7. Фрейд З. Толкование сновидений. – Обнинск.: Титул, 1992.

 

8. Фрейд А. Normality and Patology in child hood Assesments of Develohment.- New York. 1965.

 

 

Глава 2. ПСИХОСИНТЕЗ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Много веков тому назад Будда говорил: “Мы являемся тем, что думаем... Нашими мыслями мы создаем мир...”. Эти слова представляют основу ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, а ПСИХОСИНТЕЗ рассматривается как ее разновидность.

 

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, по определению первого редактора журнала “Трансперсональная психология” Э. Сутича, занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека.

 

А. Маслоу говорил о гуманистическом направлении в психологии как о третьей силе в психологии, противопоставляющей себя бихевиоризму и классическому психоанализу. Он считал гуманистическую психологию подготовительной к еще более высокой - четвертой силе в психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на личных человеческих интересах и потребностях.

 

Термин “трансперсональная психология” имеет латинские и греческие корни. Греческое слово “психология” состоит из двух слов - “psyche”, что означает душа, дух, дыхание и “logos”, т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова “психология” следующее: “слово души” или “слово духа”. Слово “трансперсональная” происходит от латинских “trans” и “persona”,т.е. “сквозь”, “через” и “маска”. Таким образом, изначально “трансперсональная психология” подразумевает “слово души сквозь и по ту сторону маски”.

 

Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости (8).

 

Трансперсональный опыт - это “перешагивание” семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него “призмами”, через которые он видел этот иллюзорный мир.

 

Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины (9).

 

 

§ 1. ПСИХОСИНТЕЗ – КАК НАПРАВЛЕНИЕ

 

^ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Цель психосинтеза

 

Принято считать, что ПСИХОСИНТЕЗ как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли (1887 - 1976).

 

Процесс синтеза - повсеместное явление: клетки объединяются в организм, из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы.

 

Р. Ассаджиоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают часто тогда, когда различные элементы психики разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Когда же они объединяются во все большие и большие целостности, человек испытывает прилив сил, находит в своей жизни больше смысла.

 

Для человека процесс постепенной интеграции структур психики является естественным и необходимым, но зачастую он бывает заблокирован. Р. Ассаджиоли приступил к разработке методов снятия подобных блоков. Разработанную систему методов и приемов для высвобождения процесса объединения психических структур он назвал психосинтезом.

 

В зависимости от цели применения, психосинтез может служить:

 

Способом психического развития и самопостижения, для тех, кто не хочет оставаться рабом внутренних противоречий, комплексов, страхов и внешних влияний.

 

Методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными кризисами, которые часто предшествуют фазе самопостижения, но значение которых сам пациент не вполне понимает.

 

Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию различных способностей ребенка, подростка, или зрелого человека, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу (1).

 

Изменения в результате практики психосинтеза происходят как правило постепенно. Часто только по прошествии времени от нескольких месяцев до нескольких лет довольно-таки регулярных занятий мы можем осознать в себе произошедшие глубокие перемены. У такой задержки есть причина: нашему бессознательному нужно время для обработки полученного опыта. По словам Р. Ассаджиоли: “должно произойти созревание психического плода”. Физический плод созревает скрытно, в материнской утробе, психический - в сокровенных уголках бессознательного. Процесс этот для обоих очень чувствительный и ранимый, для обоих высшая точка достигается в кризисе и чуде рождения, появления новой жизни.

 

Несмотря на то, что процесс интеграции психики кажется очень длительным те, кто правильно осуществляет практику психосинтеза в итоге приходят к замечательным результатам. Причем, достигнув определенных рубежей, человек уже никогда не возвращается к прежней раздробленности (2).

 

^ Абстрактная модель психики

 

Р.Ассаджиоли

 

 

Центральными понятиями предлагаемой Р. Ассаджиоли схемы являются “Я”, (другие названия: “Самость”, “личное Эго” или “Личное Я”) и “Трансперсональное Я” (“Сверх Самость”, “Духовное Я”, “Надличное Я”) (рис.1).

 

Р. Ассаджиоли создал программу, согласно которой можно переходить с одной ступени формирования личности в индивидуальном опыте на другую, параллельно раскрывая в себе и приобретая различные качества. Он описывает свою модель как “грубую, почти анатомическую репродукцию нашей внутренней конституции...” (2, с. 32) и разделяет человеческое бессознательное на три области: низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное. Несмотря на то, что эти пласты бессознательного имеют различное содержание, они тесно взаимосвязаны друг с другом.

 

1. Низшее бессознательное.

 

2. Среднее бессознательное.

 

3. Высшее бессознательное.

 

4. Поле (область) сознания.

 

5. Личное Я.

 

6. Духовное (Надличное) Я.

 

7. Коллективное бессознательное.

 

 

Рис.1.

 

Следует обратить внимание на то, что все линии в диаграмме изображены пунктиром. Это указывает на то, что происходит постоянный обмен энергиями и элементами как внутри психики отдельного человека, так и с коллективным бессознательным.

 

НИЗШЕЕ БЕССОЗНАТЕЛ

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...