Виды оценок управленческих кадров
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оценка профессиональных и личностных качеств руководителя позволяет решать следующие задачи: · профессиональный отбор, расстановка кадров и профориентация; · формирование резерва на выдвижение; · совершенствование индивидуального стиля деятельности и руководства; · индивидуализация обучения и повышения квалификации; · психологическое консультирование работников; · составление портрета деловых и личностных качеств работников; · выдача рекомендаций по профессиональному совершенствованию; · проектирование карьеры; · установление должностных окладов и премирования и др. Оптимизация процессов управления может осуществляться различными путями - как за счет оптимизации управленческой концепции руководителей, стиля их деятельности, ориентировочной основы реализации основных управленческих функций, так и за счет совершенствования процедур подбора и расстановки персонала. Процедуры оценки и методы получения первичной информации обусловлены различными критериями, которые устанавливаются нормативной документацией соответствующей организации и отражают ее цели и задачи. В управленческой практике используются несколько видов критериев: · квалификационные, устанавливающие на основе экзаменов, проверок профессиональных знаний, умений, навыков соответствие профессионалов некоторым образцам; · объективные, констатирующие соответствие реальных достижений оцениваемых субъектов некоторым количественным и качественным показателям; · внешние, характеризующие наличие качеств, позволяющих добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности; · психологические критерии, разрабатываемые на основе профессиограммы соответствующего вида деятельности;
· тестовые критерии, устанавливающие соответствие индивидуально- психологических характеристик оцениваемых некоторым показателям психодиагностических тестов. Информация, необходимая для оценки кадров, может быть получена несколькими путями - на основе анализа документов, посредством экспертных процедур, при помощи специального психодиагностического инструментария (тестов, опросников, проективных методов). Общая система параметров, входящих в различные критерии, бывает столь сложной, а сами параметры столь неоднородными, что невозможно получить достоверную информацию только на основе какой-либо одной группы приемов. Поэтому чаще всего используется их сочетание. Оценки степени выраженности тех или иных качеств используются в целях совершенствования отбора, подбора и расстановки руководителей, для установления должностных окладов и премирования. С этих позиций выделяются шесть видов оценки управленческих кадров: индивидуальная, коллективная, кадровая, экспертная, психодиагностическая и комплексная. Остановимся на них подробнее. 1. Индивидуальная оценка. Индивидуальная оценка - это оценка одного человека - непосредственного руководителя, одного из коллег или подчиненного. Право на оценку в последнем случае имеет, как правило, наиболее авторитетный подчиненный, обладающий высоким уровнем компетентности, большим опытом и т. п. Недостатками этого вида оценки могут быть: предвзятость, нецеленаправленность, расплывчатость формулировок, скоропалительность суждений (отсутствие тщательного анализа), зависимость оценки от авторитетности оцениваемого и т. п. Этот вид оценки в наибольшей степени подвержен блокированию защитными психологическими механизмами в случае расхождения оценки с самооценкой руководителя. 2. Коллективная оценка. Коллективная оценка –это оценка деятельности и личностных характеристик руководителя, осуществляемая всем коллективом, причем не обязательно только управленческим, но и целиком трудовым. Недостатком этого вида оценки может считаться тот фактор, что она в значительной степени зависит от уровня развития коллектива. Низкий уровень развития приводит к деформации критериев оценки.
3. Кадровые оценки. Условно к этому виду оценок отнесены ситуационно-демографические, квалификационные оценки и оценки организации труда. С целью оценить деятельность руководителя анализируются продукты его труда (приказы, распоряжения, решения), используются методы наблюдения, фотографии рабочего времени. Кадровые оценки предполагают сопоставление особенностей организации труда руководителя с результатами производственной деятельности возглавляемой им организации. 4. Экспертные оценки. Экспертные оценки - это оценки, основанные на общих принципах экспертизы. Экспертное оценивание осуществляется по заранее определенным критериям в соответствии с выделенным перечнем качеств (характеристик). Экспертами традиционно выступают работники трех должностных уровней: на уровень ниже оцениваемого руководителя (подчиненные); равные по должности и на уровень выше. Количество экспертов должно быть достаточным для обеспечения достоверности оценки, обычно не менее 5 человек. Оценка может быть как качественной, так и количественной. При количественной оценке используются различные шкалы – трех-, пяти-, семи-, десятибалльные. Достоверность результатов в значительной степени определяется процедурой оценивания. Несмотря на то, что данный вид оценок получил широкое распространение, методики экспертной оценки имеют определенные ограничения. Прежде всего, объектом экспертизы может стать только руководитель, отработавший вместе с экспертами не менее года. Поэтому, при достаточно высоком уровне текучести управленческих кадров в данный промежуток времени значительная часть руководителей не может быть оценена с использованием этого метода. Кроме того, недостатком данного подхода может быть сама процедура обработки результатов, которая сводится к вычислению средних оценок одного руководителя по отдельным качествам и по их группе. Предполагается, что среднеарифметическая оценка качеств является «общей оценкой личности» (т.е. целое получается путем простого суммирования частей). Недостатки этого подхода преодолеваются в методиках комплексной оценки кадров.
Определенный интерес представляет оценка деятельности, в основу которой положены выявление основных целей и оценка степени их достижения руководителем. С помощью специальной матрицы эксперты оценивают, насколько достигнуты частные цели, которые разделены на две группы: производственные и социально-психологические. Общая оценка деятельности складывается из частных — с учетом их веса. Рассматриваются качественные характеристики — профиль достижений руководителя, т. е. какие из целей доминируют. В методиках экспертной оценки лежат следующие принципы: а) эксперты оценивают характеристики руководителей, проявляющиеся в конкретной деятельности, и характеристики деятельности; б) оценка осуществляется по нескольким блокам характеристик: интеллектуальному (принятие обоснованных управленческих решений своевременно по всем важным вопросам); волевому (доведение решений до исполнения); эмоциональному (влияние эмоций на принятие и реализацию управленческих решений и форму отношений с людьми), отношения к труду (готовность к труду, являющаяся результатом осознания его общественной и личной значимости) и др; в) в методиках используются общие, присущие любой управленческой деятельности характеристики, по-разному проявляющиеся на определенных уровнях иерархии системы управления. Должностные требования учитываются экспертами; г) эксперты считаются компетентными, если они сами являются руководителями (требование практического участия в управленческой деятельности) и не допускают очевидных ошибок. 5. Психологическая оценка. Для оценки личностных характеристик руководителей используются различные психодиагностические методы. На практике широко используются различные тесты. «Тест — стандартизированное исследование различных, прежде всего личностных характеристик человека, предполагающее выполнение им определенных заданий (ответов на вопросы, решение задач, выполнение каких-либо движений, действий)[1]». Тесты позволяют с некоторой вероятностью определить актуальный уровень развития у руководителя необходимых навыков, способностей, личностных характеристик. В работе психологов встречаются тесты, направленные на диагностику эмоциональной устойчивости, свойства темперамента, уровня притязаний и т.п.
6. Комплексная оценка. Данная оценка предполагает объединение практически всех указанных выше видов оценок. Оцениваются демографические показатели: образование, возраст, стаж работы, состояние здоровья, повышение квалификации. Оценочные показатели производственно-хозяйственной деятельности руководителя включают: выполнение плана (объем работ, прибыль, снижение себестоимости, производительность труда, инновационная деятельность), качество выполнения работ, рационализаторская работа, текучесть кадров, состояние трудовой дисциплины. С помощью экспертов оцениваются знания руководителя; умение подбирать и расставлять людей, ритмично планировать и организовывать работу, самостоятельно и оперативно принимать правильные решения; создать сплоченный коллектив, личностные качества. Методика предполагает получение интегральной оценки руководителя на основе трех видов показателей: оценок деловых и личностных качеств, демографических данных и результатов труда. В качестве примеров комплексной оценки кадров можно привести «Процедуру профессиональной диагностики Иванцевича Дж.М. и Лобанова А.А.» и метод «Assessment Center». Система процедур профессиональной диагностики по Иванцевичу и Лобанову исследует не только взятые сами по себе качества руководителя как личности, но и как профессионала по управлению во взаимодействии с другими людьми и в том числе, с другими руководителями. Иванцевич и Лобанов определяют следующее: «статика и динамика, потенциал и механизм (способность самореализации) – вот те две взаимосвязанные и взаимообусловленные составные части облика руководителя, его мышление и поведение, которые представляют предмет исследования для профессиональной диагностики. Если потенциал (статика) исследуется с помощью индивидуальных тестов, то способность к самореализации (динамика) исследуется игровыми методами, предполагающими возможность проявить себя в действии – в умении оценить ситуацию, выявить проблему, поставить цель, привлечь к этому внимание других, убедить их, повести за собой, организовать на решение проблемы и достижение поставленной цели, выйти с честью из конфликта и помочь другим, не подавляя их инициативу, умело использовать идеи, заинтересовать и вдохновить на совместную деятельность и многое другое, чем должен обладать руководитель в действии, в деятельности[2].
Диагностическая система включает более 20 процедур, которые в том или ином сочетании, в зависимости от назначения и цели, могут быть включены в следующие блоки: 1. Три «С»: самоопределение, самопредставление и самопредъявление 2. Диагностическая игра 3. Тест «Стиль руководства» и саморефлексия его результатов 4. Профессиональная диагностика 5. Контроль знаний (минимум) правовых, экономических, управленческих 6. Исследование интеллекта (три теста) 7. Самовыражение и самоутверждение 8. Выбор партнеров и лидера 9. Собеседование в экспертной комиссии. Данная диагностическая система строится в виде игры и осуществляется методом «погружения», которые используются в том или ином сочетании в зависимости от поставленной задачи. По результатам диагностических процедур выводится обобщенный показатель - рейтинг руководителя. Преимуществом такой оценки является то, что она является абсолютной, а не относительной оценкой. Использование психодиагностических методик позволяет оценить уровень развития отдельных личностных характеристик и способности к управленческой деятельности. Экспертные и коллективные оценки дополняют полученные данные с точки зрения реализации способностей, навыков, умений, сформированности стиля управления. Показатели состояния организации, включающие оценку социально-производственной ситуации, психологического климата, текучести кадров, их расстановку, использование молодых специалистов и производственные показатели, способствуют определению соответствия характеристик руководителя (кадровых, личностных) и его деятельности требованиям производства. Применение различных методов оценки, сопоставление полученных с их помощью результатов повышают ее надежность и достоверность, обеспечивают переход к прогнозированию особенностей развития руководителей. Безусловно, должны оцениваться объективные результаты профессионального труда специалиста, соответствие результата его труда нормам и стандартам, проявляющиеся в мастерстве, а также оригинальность, нестандартность результата его труда, проявляющиеся в творчестве. Кроме того, важно учитывать психологические качества, являющиеся фоном для профессиональной деятельности - умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, гибкость и др. Оценивание личностных и профессиональных качеств руководителя должно происходить при условии соблюдения следующих правил: · Исходить из модели успешного специалиста. Несмотря на очевидность этого положения реально оценка нередко строится на основе группы разрозненных признаков, не описывающих целостную модель труда руководителя. · Учитывать соответствие человека требованиям, позволяющим говорить о перспективе профессионального роста. · Обращать особое внимание на сочетание качеств личности, которое необходимо именно для данной профессии и по возможности построить личностный профиль специалиста, а не оценивать, как порой случается на практике, некоторые аморфные неопределенные качества. · Включать в процедуру оценки несколько блоков профессионализма: собственно профессиональную компетентность, коммуникативную компетентность, личностную компетентность и др. В этом случае специалист предстает целостно и его узко профессиональная пригодность не отрывается от его личностных качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|