Классификация расходов бюджетов
Экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во многих видах расходов, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства; уровнем социально-экономического развития страны; разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой; административно-территориальным устройством государства; формами предоставления бюджетных средств и т. п.
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на каждом этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. По роли в общественном воспроизводстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
В этом случае по экономическому содержанию выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются ФЗ-181 от 26 ноября 1998 г. Он используется для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, срочности, платности.
Источниками средств бюджета развития являются: внутренние и внешние заимствования РФ на инвестиционные цели; часть доходов федерального бюджета от продажи и использования имущества, находящегося в федеральной собственности; отчислений части поступлений в федеральный бюджет от размещения государственных ценных бумаг и др.
Управление бюджетом развития осуществляет Правительство РФ. Начиная с 2001 г. формирование бюджета развития в расходной части федерального бюджета не предусматривалось. Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета. Группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции — экономическую, социальную, оборонную и др.
В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: финансирование промышленного производства; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно в указанных группах расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.
В РФ в расходах федерального бюджета самостоятельно отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др.
Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.
Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
В настоящее время в РФ применятся классификация расходов по следующим целевым направлениям: заработная плата; начисления на заработную плату; канцелярские и хозяйственные расходы; командировки и служебные разъезды; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов и перевязочных средств; приобретение оборудования и инвентаря; приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; государственные капитальные вложения; капитальный ремонт; содержание сооружений благоустройства; геологоразведочные работы; проектирование; государственная дотация; операционные расходы; платежи по ссудам; возмещение разницы в ценах; прочие расходы.
Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны.
Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятиями, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Последним признаком классификации расходов является территориальный признак. В соответствии с уровнем государственного управления в РФ расходы бюджета подразделяются на:
расходы федерального бюджета; расходы бюджетов субъектов федерации; расходы местных бюджетов.
Бюджетное финансирование
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств организациям, предприятиям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принципы, формы и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют следующие принципы финансирования: получение максимального эффекта при минимуме затрат предполагает, что бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований; целевой характер использования бюджетных ассигнований означает, что юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований ставит в зависимость бюджетное финансирование от выполнения показателей и позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений; безвозвратность бюджетных ассигнований означает предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет. Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования применялось кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимались, либо взимались по низким ставкам.
Бюджетные ссуды выдавались по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития, например, на финансирование: расходов на формирование федеральных продовольственных фондов; расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукции и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности. В настоящее время предоставляются бюджетные кредиты.
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно; широко распространена практика нецелевого использования расходования бюджетных средств; бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики; не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения; продолжается списание долгов в аграрном секторе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|