Понятие бюджетного процесса, его участники. Стадии бюджетного процесса и основные документы, используемые при формировании проекта бюджета
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Текущий финансовый год — год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом. Плановый период — два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом. Отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году (ст. 6 БК РФ).
Основные задачи бюджетного процесса: выявление финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами различного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.
Принципы построения бюджетной системы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют свою интерпретацию, кроме того, бюджетному процессу присущи также собственные принципы:
1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и законодательной (представительной) власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами управления, переходя последовательно от исполнительной к законодательной власти и наоборот. 2. Принцип ежегодности бюджета — бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, ВВП, национального дохода, курса рубля и т.д. 3. Принцип публичности и гласности — имеет особое значение, так как бюджетный процесс — процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в средствах массовой информации, результаты обсуждения (принято — отклонено) должны быть опубликованы. 4. Принцип специализации бюджетных показателей основан на бюджетной классификации, которая позволяет сгруппировать доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. Данный принцип осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно распорядительные органы муниципальных образований); ЦБ РФ; органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Бюджетный процесс в России можно разделить на четыре стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение проекта бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции соответствующих органов исполнительной власти.
Непосредственное составление проектов бюджетов различных уровней осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство Российской Федерации; Минфин России; Федеральное казначейство; ЦБ РФ; Счетная палата; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации; главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте понятие бюджетного процесса, его организационное и правовое регулирование. 2. Кто является участниками бюджетного процесса? 3. Кто является участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются?
Литература
1. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 234 с. 2. Ермасова, Н. Б. Бюджетная система РФ. — М.: Высшее образование, 2009. — 715с. 3. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов/ А. М. Годин. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Дашков и К, 2009. - 628 с.
4. Финансы: учебник для вузов/ С. А. Белозеров [и др.]; ред. В. В. Ковалев. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Велби; М.: Проспект, 2008. — 640 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|