Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М. Дрезден. Мифология древнего Ирана из книги мифология древнего мира/пер. С англ. Предисл. И. М. Дьяконова. - М. : главная редакция восточной литературы издательства "наука". - 1977. - 337 - 365.




М. ДРЕЗДЕН

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ИРАНА Из книги Мифология древнего мира/Пер. с англ. Предисл. И. М. Дьяконова. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства " Наука". - 1977. - 337 - 365.

... и пылью Вавилон еще не стал,
Когда маг Зороастр, мой любимец,
Свой образ повстречал, гуляющий по саду,
Один из всех он это видеть смог.
Так знай - есть мпр живых и мир, где смерть:
Ты первый можешь созерцать, другой же -
Изнанка гробовая, - там витают
Лишь тени тех, что мыслят и живут,
Их только смерть соединит навеки.

Шелли «Освобожденный Прометей»

Введение

Для понимания мифологии древнего Ирана необходимо сделать ряд предварительных замечаний. Значительное количество языковых, религиозных и исторических свидетельств позволяет предположить, что когда-то носители двух культур, которые нашли свое выражение в древнеиндийской «Ригведе», с одной стороны, и в дошедших до нас частях иранской «Авесты» - с другой, составляли единое целое. В дальнейшем изложении термин «индоиранский» будет употребляться для обозначения языка, религиозных воззрений и общественной структуры этого единства.

Свидетельства появления индоиранского языка встречаются уже в 1800 г. до н. э. в касситском слове шуриаш (древнеиндийское сурйас-«солнце»), обозначавшем бога солнца, а также в нескольких именах собственных из Малой Азии, относящихся примерно к тому же времени. Четырьмя столетиями позднее, около 1400 г. до н. э., в договоре, заключенном хеттским царем и правителем хурритского царства Митанни в Северной Месопотамии, упоминаются имена четырех божеств - Митры, Варуны, Индры и близнецов Насатья, которые встречаются и в «Ригведе». Отрывки из хеттского трактата о выездке лошадей содержат специальные термины, такие, как вартана (оборот, заезд) от индоиранского корня варт (вертеться), в сочетании с индоиранскими числительными айка (один), пантса (пять) н нава (девять) для обозначения количества кругов в конных ристалищах. Индоиранское ашва-шама (конюх), соответствующее древнегреческому гиппокомос, засвидетельствовано в хеттской передаче-ашшушанни [1] Значение этих разрозненных свидетельств еще предстоит оценить, однако несомненно, что они являются древнейшим непосредственным подтверждением существования в эту эпоху языка индоиранского типа и имен нескольких божеств индоиранского пантеона.

Письменные памятники времени распада индоиранской общности (предположительно после 1500 г. до н. э. ) отсутствуют. Неясны также и пути продвижения иранцев на Иранское нагорье и в сопредельные области [2]. Непосредственные свидетельства пребывания скифов, сарматов и аланов на севере, а также мидийцев и персов на западе Иранского нагорья появляются лишь несколькими столетиями позднее.

Основным источником наших сведений по иранской мифологии остается «Авеста» [*] - сборник канонических священных текстов, приписываемый Заратуштре (630-553, 628-551 или 618-541 гг. до н. э. ) ив своем настоящем виде являющийся лишь относительно небольшой частью первоначального собрания. Среди прочих текстов «Авеста» содержит: (1) Ясна (молитва, почитание) -тексты литургического характера. Главы 28-34, 41-51 и 53 в «Ясне» известны под названием '«Гаты» (песнопения), это-размышления и проповеди самого Зара-туштры, составленные в стихотворной форме на языке, именуемом гатским и отличающимся от языка остальных частей «Авесты»; (2) '«Яшт» (жертвоприношение) -священные гимны, посвященные отдельным божествам; (3) «Вендидад» (закон 'против демонов) -в основном, книга религиозных и ритуальных установлений, сохранившая также мифологические и легендарные сведения [3].

В авестийских текстах представлены не одна, а две разновидности религии. Первая отразилась в собственных высказываниях Заратуштры в «Гатах» и в дальнейшем будет именоваться «заратуштризм». Заратуштризм исходит из этического дуализма-противоборства между «истиной» (авест. Аша, др. -иран. Арта) и «Ложью» (Друг), которое упорядочивается и завершается монотеизмом, нашедшим свое выражение в верховном божестве Ахура-Мазде. На другом уровне 'находится противопоставление «Святого Духа» (Спанта-Манйу) и «Злого Духа» (Ахра-Манйу). Ахура-Мазда является отцом «Святого Духа» (Ясна 47. 3) и тем самым творцом всего сущего (Ясна 44. 7). Примерно такие же отношения существуют и между Ахура - Маздой и шестью «Бессмертными Святыми» (авест. Амеша-Спента, др. -иран. Амрта-Спанта). Эти существа, органы или эманации Ахура-Мазды именуются «Благая Мысль» (Ваху-Мана), «Истина» (Арта), «Власть» (Хшатра), «Благочестие» (Армати), «Целостность» (Харватат) и «Бессмертие» (Амртат), а каждое из них связывается соответственно с одной из следующих субстанций: скот, огонь, металл, земля, вода, растения.

Вторая разновидность религии, представленная в «Авесте» и обычно называемая «зороастризм» (от Зороастр, позднейшей греческой передачи имени Заратуштры), характеризуется несколькими чертами. Она включает в себя заратуштризм, а помимо этого тексты, составленные авторами, творившими через сотни лет после смерти Заратуштры, которые предписывают почитание двух индоиранских божеств - Митры (др. -инд. Митра) и Хаумы (др. -инд. Сома), имеющих точные соответствия в «Ригведе», а также эти тексты призывают поклоняться некоторым другим божествам, например богине Анахите, которая, по-видимому, является чисто иранским божеством, так как у нее нет соответствий в древнеиндийских памятниках.

Спустя несколько столетий, когда зороастризм стал официальной государственной религией Сасанидской державы (III- VII вв. н. э. ), он нашел выражение в богословских сочинениях, написанных на языке, который обычно называется пехлевийским, т. е. на местном наречии юго-западного Ирана того времени. Почти во всех случаях, когда можно определить дату составления этих сочинений, они оказываются написанными в IX в., спустя почти два столетия после арабского завоевания Ирана (VII в. н. э. ). Тем не менее не может быть сомнений в том, что все эти сочинения опираются на традицию, которая восходит к IV в., когда нормы зороастрийского вероучения получили определенное оформление. Две важнейшие пехлевийские книги - это так называемый «Бундахипш» [*] (или правильнее «Зандагахих»), излагающий сведения, которые содержатся в пехлевийском переводе «Авесты», п«Денкарт» [**]. Первая шредставляет собой труд по космологии, вторая является энциклопедией религиозных знаний [4].

Другим, более поздним источником сведений по иранской мифологии являются эпические сказания на классическом персидском языке, среди которых наиболее важным считается великий иранский национальный эпос «Шах-наме», т. е. «Книга царей», обработанный поэтом Фирдоуси около 1000 г. н. э. Эта эпическая литература будет привлекаться лишь в отдельных случаях, поскольку в ней чаще содержатся сказания о героях, нежели повествования о богах [5]

Некоторые элементы иранской мифологии можно извлечь из сочинений Мани (216-277), который включил их в свое религиозное учение, известное под названием манихейства [6] Здесь не предполагается полное описание иранской мифологии, поскольку ограничения объема не позволяют привести весь материал в полной мере. Ниже следует перечень избранных тем, представляющих особый интерес:

1. Мир и его происхождение.

а. Заратуштризм; б. Зороастризм; в. Манихейство.

2. Происхождение человека.

а. Гайамарт; б. Первая человеческая пара; в. Йима.

3. Пантеон.

а. Предварительные замечания. б. Отдельные божества:

1. Митра. II. Хаума. III. Вртрагна. IV. Вайу. V. Ана-хнта. VI. Тиштрийа. VII. Хварна. VIII. Зурван.

4. Демонология.

5. Эсхатология. а. Рай; б. Суд над мертвыми; в. Конечное воскрешение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...