Тема 2. Психические познавательные процессы. Закономерности их проявления и возможности практического использования в правоприменительной деятельности
Вопросы темы: 1. Сознание. 33 2. Отражение воздействий окружающей действительности. 31, формы психического отражения. 36 3. Ощущения: понятие, функции, свойства, виды.. 38 4. Сущность и особенности восприятий. 40 5 Свойства, виды и возможности внимания. 43 6. Сущность и характеристика памяти. 45. Законы и эффекты памяти. Виды памяти. 48. Продуктивность памяти. 50 7. Сущность и особенности воображения. 52 8. Содержание и особенности мышления. 54. Виды, операции и формы мышления. 57. Качества мышления. 59 9. Характеристика интуиции и структура интеллекта. 62 10. Психологическая характеристика речи. 65
Цели и задачи: Цели и задачи изучения данной темы – получение знаний о совокупности психических познавательных процессов, их видах, характеристиках и особенностях. Вдумчивое уяснение возможностей широкого спектра ощущений, восприятий, представлений, воображений, памяти, мышления и речи, с учетом особенностей профессиональной деятельности юриста, позволит студентам более эффективно формировать программу личностного роста и обеспечивать процесс развития профессионально важных качеств. В результате успешного изучения темы Вы: Узнаете: · содержательные стороны психических познавательных процессов; · их функции, виды и формы проявления; · познакомитесь с психологическим инструментарием определения у себя выраженности этих процессов и возможностью их развития Приобретете следующие профессиональные компетенции: · умение оценки возможностей использования специальных познаний о психических познавательных процессах в правоприменительной практике; · умение оценки выраженности, развитости у себя психических познавательных процессов;
· навыки развития отдельных психических познавательных процессов; · способность оценки выраженности индивидуальных психических познавательных процессов у других людей В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях: психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде; психические познавательные процессы — процессы, обеспечивающие ориентировочную основу поведения, формирующие его информационную базу; ощущением называется психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств; восприятие — это отражение предметов и явлений в целостном виде; внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления; память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта; воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности; мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира; интуиция — способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения, мысленное схватывание сложной ситуации без развернутой системы рассуждений; речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Теоретический материал по теме Вопрос 1. Сознание
Проблема сознания является одной из сложнейших в психологии. Высшей ступенью развития психики является сознание, которое представляет собой «непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».
Основными характеристиками сознания являются: а) взаимосвязь сознания и деятельности — деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру; б) моделирование и целеполагание деятельности в сознании; в) предвидение последствий действий; г) контроль и управление поведением человека; д) дифференцирование образцов мира объективного и субъективного, выделение себя; е) активность сознания — способность планировать поведение даже вопреки объективным обстоятельствам, определенная независимость от них, что позволяет квалифицировать преступления как сознательные деяния, а значит и ставить вопрос об ответственности за них. В отсутствии активности сознания человек оказался бы игрушкой обстоятельств и, следовательно, не мог бы нести ответственности за свои действия; ж) самосознание — познание самого себя, своих типичных и индивидуальных особенностей, что открывает возможность совершенствования себя, самоконтроля и самовоспитания.
Существуют три уровня психического отражения действительности человеком: сознательный, подсознательный, бессознательный. В зоне ясного сознания (сознательный уровень) находит свое отражение лишь часть всех приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. И именно эта часть сигналов используется человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные же сигналы используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они, таким образом, осознаются. Осознание способствует нахождению нового режима регулирования или иного способа решения, но как только они найдены, управление передается в подсознание и действия выполняются на уровне автоматизмов (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. д.), что позволяет разгрузить сознание от рутинных операций и освободить его для решения вновь возникающих проблем.
Сознание обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Если же происходит обратное — привлечение сознания к элементам уже вполне автоматизированной действительности, — то это ухудшает качество ее выполнения. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Классический вариант бессознательного уровня в преступном поведении фиксируется в понятии невменяемости. Однако в последнее время дискутируется вопрос о так называемой уменьшенной вменяемости, когда у человека нарушаются процессы осознания действительности. Неосознаваемость определенных признаков ситуации имеет место и при так называемых неосторожных преступлениях. Однако в этих случаях имеется в виду то, что активность сознания не была использована субъектом в должной мере в силу присущих ему качеств личности. Три уровня отражения в психике человека тесно переплетаются, определяя многоуровневость внутренней регуляции его поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|