Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Психические познавательные процессы. Закономерности их проявления и возможности практического использования в правоприменительной деятельности




 

Вопросы темы:

1. Сознание. 33

2. Отражение воздействий окружающей действительности. 31, формы психического отражения. 36

3. Ощущения: понятие, функции, свойства, виды.. 38

4. Сущность и особенности восприятий. 40

5 Свойства, виды и возможности внимания. 43

6. Сущность и характеристика памяти. 45. Законы и эффекты памяти. Виды памяти. 48. Продуктивность памяти. 50

7. Сущность и особенности воображения. 52

8. Содержание и особенности мышления. 54. Виды, операции и формы мышления. 57. Качества мышления. 59

9. Характеристика интуиции и структура интеллекта. 62

10. Психологическая характеристика речи. 65

 

Цели и задачи:

Цели и задачи изучения данной темы – получение знаний о совокупности психических познавательных процессов, их видах, характеристиках и особенностях. Вдумчивое уяснение возможностей широкого спектра ощущений, восприятий, представлений, воображений, памяти, мышления и речи, с учетом особенностей профессиональной деятельности юриста, позволит студентам более эффективно формировать программу личностного роста и обеспечивать процесс развития профессионально важных качеств.

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

· содержательные стороны психических познавательных процессов;

· их функции, виды и формы проявления;

· познакомитесь с психологическим инструментарием определения у себя выраженности этих процессов и возможностью их развития

Приобретете следующие профессиональные компетенции:

· умение оценки возможностей использования специальных познаний о психических познавательных процессах в правоприменительной практике;

· умение оценки выраженности, развитости у себя психических познавательных процессов;

· навыки развития отдельных психических познавательных процессов;

· способность оценки выраженности индивидуальных психических познавательных процессов у других людей

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде;

психические познавательные процессы — процессы, обеспечивающие ориентировочную основу поведения, формирующие его информационную базу;

ощущением называется психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств;

восприятие — это отражение предметов и явлений в целостном виде;

внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления;

память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прежнего опыта;

воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности;

мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира;

интуиция способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения, мысленное схватывание сложной ситуации без развернутой системы рассуждений;

речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

 

 

Теоретический материал по теме

Вопрос 1. Сознание

 

 

Проблема сознания является одной из сложнейших в психологии. Высшей ступенью развития психики является сознание, которое представляет собой «непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».

Основными характеристиками сознания являются:

а) взаимосвязь сознания и деятельности — деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру;

б) моделирование и целеполагание деятельности в сознании;

в) предвидение последствий действий;

г) контроль и управление поведением человека;

д) дифференцирование образцов мира объективного и субъективного, выделение себя;

е) активность сознания — способность планировать поведение даже вопреки объективным обстоятельствам, определенная независимость от них, что позволяет квалифицировать преступления как сознательные деяния, а значит и ставить вопрос об ответственности за них. В отсутствии активности сознания человек оказался бы игрушкой обстоятельств и, следовательно, не мог бы нести ответственности за свои действия;

ж) самосознание — познание самого себя, своих типичных и индивидуальных особенностей, что открывает возможность совершенствования себя, самоконтроля и самовоспитания.

 

Существуют три уровня психического отражения действительности человеком: сознательный, подсознательный, бессознательный.

В зоне ясного сознания (сознательный уровень) находит свое отражение лишь часть всех приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. И именно эта часть сигналов используется человеком для осознанного управления своим поведением.

Остальные же сигналы используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они, таким образом, осознаются. Осознание способствует нахождению нового режима регулирования или иного способа решения, но как только они найдены, управление передается в подсознание и действия выполняются на уровне автоматизмов (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. д.), что позволяет разгрузить сознание от рутинных операций и освободить его для решения вновь возникающих проблем.

Сознание обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы.

Если же происходит обратное — привлечение сознания к элементам уже вполне автоматизированной действительности, — то это ухудшает качество ее выполнения. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Классический вариант бессознательного уровня в преступном поведении фиксируется в понятии невменяемости. Однако в последнее время дискутируется вопрос о так называемой уменьшенной вменяемости, когда у человека нарушаются процессы осознания действительности. Неосознаваемость определенных признаков ситуации имеет место и при так называемых неосторожных преступлениях. Однако в этих случаях имеется в виду то, что активность сознания не была использована субъектом в должной мере в силу присущих ему качеств личности.

Три уровня отражения в психике человека тесно переплетаются, определяя многоуровневость внутренней регуляции его поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...