Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1.2. Грузинская Церковь во время арабских, монголо-татарских, турецких и персидских завоеваний




5. 1. 2. Грузинская Церковь во время арабских, монголо-татарских, турецких и персидских завоеваний

 

Почти всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. В VIII в. вся страна подверглась страшному опустошению со стороны арабов во главе с Мурваном. Владетели Восточной Имеретии Арагветские князья Давид и Константин были взяты в плен, подвергнуты жестоким пыткам и сброшены в реку Рион.

К Х в. в ряде мест Грузии, но не среди самих грузин, был насажден ислам. Так, в 931 г. осетины разрушили свои христианские храмы и приняли мусульманство.

В XI в. в Грузию вторглись турки-сельджуки, уничтожавшие на своем пути храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин.

Новый взлет грузинского Православия связан со вступлением на престол Давида IV Строителя (1089–1125), который занимался строительством храмов, обителей и упорядочением церковной жизни. В 1103 г. он созвал Собор, на котором было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан. Расцвет церковной жизни продолжался и при св. благоверной царице Тамаре (1184–1213), когда в Грузии появилось значительное число собственных богословов и церковных писателей.

Грозой для Грузии стали монголо-татары, особенно после того как они приняли мусульманство. В 1387 г. в Карталинию вступил Тамерлан, принеся с собой разрушение и опустошение. В XIV в. в связи с разделением Грузинского Царства на Восточное и Западное, единая некогда Церковь была разделена на два Патриархата, один из которых имел свою резиденцию в Мцхете, а другой — в Кутаиси.

Вслед за монголами страдание грузинам, разорение святынь их Церкви и насильственное обращение народов Кавказа в мусульманство принесли турки-османы. XVII в. ознаменовался насилием над православными со стороны персидских шахов. Так, в 1617 г. по приказанию шаха Аббаса в Пасхальную ночь были зарезаны 6000 иноков Давидо-Гареджийского монастыря. Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией за ее полуторатысячелетнюю историю, закончился разорительным нашествием в 1795 г. персидского шаха Ага-Мохаммеда. Среди других жестокостей шах приказал в день Воздвижения Креста Господня схватить всех духовных лиц Тифлиса и бросить с высокого берега в реку Куру.

В то же время, начиная с XIII в. — со дня присылки в Грузию папой Григорием IX доминиканских 'монахов в ответ на просьбу царицы Русудан (дочери царицы Тамары) оказать военную помощь в борьбе с монголами — вплоть до первых десятилетий XX в., в Грузии проводилась настойчивая католическая пропаганда. Но все попытки католиков убедить грузин признать их вероисповедание были тщетны.

Даже в 1920 г. в Тифлис прибыл представитель Католической Церкви, который предложил Католикосу Леониду принять главенство папы. Несмотря на то, что его предложение было отвергнуто, в 1921 г. Ватикан в качестве своего представителя для Кавказа и Крыма назначил епископа Мориондо, а затем епископа Сметса. В 1924 г. епископ Смете покинул Тифлис и уехал в Рим.

 

5. 1. 3. Грузинская Церковь в XIX–XX в. в

 

Тяжелое положение православных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В ответ на просьбу последних царей — Георгия XII (1798–1800) в Восточной Грузии и Соломона II (1793–1811) в Западной — 12 сентября 1801 г. императором Александром I был издан манифест, которым Грузия — сначала Восточная, а затем и Западная — была окончательно присоединена к России.

Вхождение Грузинской Церкви в состав Русской предусматривалось на началах церковной автономии. Однако вскоре от автономных прав либо ничего не осталось, либо осталась одна форма. В итоге в начале XIX в. автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее — в сане архиепископа. Последний Католикос Иверии Антоний II, приглашенный в 1810 г. Св. Синодом Русской Православной Церкви на совещание по церковным вопросам Грузии, обратно не вернулся (+ в 1827 г. в Нижнем Новгороде). В 1811 г., согласно императорскому распоряжению, вместо него был назначен Экзарх Иверии, получивший право быть членом Св. Синода.

За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В 1817 г. была открыта Духовная семинария в Тифлисе, в 1894 г. — Кутаисская Духовная семинария. Открывались также епархиальные женские училища и церковно-приходские школы. Начали издаваться периодические издания на грузинском языке. В 1888 г. в Тбилиси был открыт церковно-археологический музей. Постепенно развивалась православная миссия среди мусульманских народов. В 1860 г. возникло «Общество восстановления христианства на Кавказе». Важным событием на грани XIX и XX в. в. явилось исправление грузинской Библии.

До присоединения Грузии к России Грузинская Православная Церковь насчитывала 13 епархий, 7 архиереев, 799 храмов, 746 священников, 146 диаконов, 75 монахов. В начале XX в. в Грузинском Экзархате имелось: 4 епархии (Грузинская, Имеретинская, Гурийско-Мингрельская и Сухумская), 1. 278. 397 человек православного вероисповедания, 2354 храма, 26 мужских и 5 женских монастырей, 1716 священников, 231 диакон, 526 монахов, 100 монахинь, 179 церковных библиотек, 590 церковно-приходских школ и 13 монастырских училищ. Кроме того, насчитывалось большое количество послушников, послушниц, приходских опекунов и монастырских больниц.

В то же время происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Внутреннее духовное развитие Экзархата ограничивалось условиями Синодального управления Русской Православной Церкви. Бюрократическая опека со стороны светских властей, прямое вмешательство их в церковные дела, стремление превратить Церковь в одно из звеньев государственного аппарата — все это было и печальной действительностью, и реальной преградой для нормальной жизнедеятельности Церкви. Это вызывало многочисленные протесты.

В конце XIX — начале XX в. в. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. Особенно усилились автокефалистские устремления в ходе работы Предсоборного Присутствия (1906–1907), созванного с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ в Русской Православной Церкви. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви без согласия всей полноты Церкви. Законный экзарх Грузии архиепископ Платон был насильственно отстранен от своих обязанностей. Автокефалию Грузинской Церкви признало лишь Временное Правительство, что еще больше разожгло внутрицерковный конфликт.

17 сентября 1917 г. в Тбилиси Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион (Садзагашвили). Сразу после этого Грузинская Церковь взяла курс на национализацию приходов и учебных заведений, откуда выживались русские священники, преподаватели и студенты. Это привело к конфликту Грузии с Русской Православной Церковью, которая сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при Патриархе Сергии (Страгородском) и Католикосе-Патриархе Каллистрате (Цинцадзе) после приветственного послания последнего по случаю избрания Патриарха Сергия. В советский период истории Грузинская Церковь претерпела гонения и репрессии от безбожного режима, как и вся Русская Церковь. С 1917 г. Католикосами-Патриархами последовательно были Кирион III (Садзагашвили) (1917–1918), Леонид (Окропиридзе) (1918–1921), Амвросий (Хелая) (1921–1926), Христофор II (Цицкишвили) (1927–1932), Каллистрат (Цинцадзе) (1932–1952), Мелхиседек III (Пхаладзе) (1952–1960), Ефрем II (Сидамонидзе) (1960–1972), Давид V (Девдариани) (1972–1977), Илия II (Шиолошвили) (с 1977 по сегодняшний день). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...