5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви
5. 2. Современное положение Грузинской Православной Церкви
5. 2. 1. Каноническое устройство
В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает 2–3 млн. верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах на славянском или на греческом. Согласно Положению, принятому в 1945 г. за подписями Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата и всего епископата Грузинской Церкви, законодательная и высшая судебная власть принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается Католикосом-Патриархом по мере необходимости. Католикос избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчет в управлении. При Католикосе-Патриархе действует Св. Синод, состоящий из правящих епископов и викария Католикоса. Церковной жизнью епархии, подразделяемой на благочиннические округа, руководит епископ. Действующей епархией считается та, в которой служат не менее двух священников. Приходом управляет Приходской Совет, в состав которого входят все члены причта и не менее трех представителей мирян, избранных Приходским Собранием на трехлетний срок. Председателем Приходского Совета является настоятель храма. В настоящее время в Церкви насчитывается 27 епархий: Мцхетская и Тбилисская (правящий архиерей — Католикос-Патриарх всея Грузии, кафедра в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси)), Алавердская (кафедра — Алаверди), Ахалцихская (кафедра в Ахалцихе и Сапара), Батумская и Схалтская (кафедра в Батуми и Схалта), Бодбийская (кафедра — Бодби), Болнисская и Дманисская (кафедра в Болниси и Дманиси), Боржомская и Ахал-калакская (кафедра — Боржоми), Ванская и Багдатская (кафедра — Багдати), Зугдидская и Цаишская (кафедра в Зугдити и Цаиши), Манглисская и Цалкская (кафедра — Манглиси и Цалка), Маргветская (кафедра — Зестафони), Некресская (кафедра — Некреси и Кварели), Никорцминдская (кафедра — Никорцмин-да), Никозская и Цхинвальская (кафедра — Никози и Цхинвали), Руставская (кафедра — Рустави), Сагареджойская и Гурджаанская (кафедра — Сагереджо и Гурджаани), Самтависская и Горийская (кафедра — в Самтависи и Гори), Урбнисская и Руисская (кафедра — Урбниси, Руиси и Хашури), Потийская (кафедра — Поти), Кутаисская и Гаэнатская (кафедра — Кутаиси и Гелати), Шемокмедская (кафедра — Шемокмеди и Озургети), Цагерская и Сванетская (кафедра — Цагери и Местиа), Цхумская и Абхазская (кафедра — Сухуми и в Новом Афоне), Цилканская (кафедра — Цилкани), Чиатурская (кафедра — Чиатура), Чкондидская (кафедра — Мартвили), Хонская (кафедра — Хони).
В 2001 г. парламент Грузии внес изменения и дополнения в Конституцию страны, согласно которым отношения между государством и Церковью будут теперь определяться Конституционным соглашением. Глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом: «1. Государство объявляет полную свободу вероисповедания, вместе с тем признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и независимость ее от государства. 2. Взаимоотношения грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам международного права, в частности, в сфере основных прав и свобод человека». Над разработкой конституционного соглашения совместно работали парламентарии и представители Патриархии. Соглашение подписывается президентом Грузии и Католикосом-Патриархом, а затем ратифицируется 2/3 голосов депутатов парламента и Св. Синодом.
Это соглашение, в частности, предусматривает освобождение духовных лиц от призыва в армию, гарантию соблюдения церковных таинств (право неразглашения тайны исповеди при даче показаний), государство признает брак, зарегистрированный Церковью, обеспечивает создание института капелланов в армии и тюрьмах, преподавание предмета по православному исповеданию в учебных заведениях, признает дипломы духовных учебных заведений, Церковь утверждает проекты православных храмов и церковных сооружений и выдает разрешение на их строительство, имущество Церкви освобождается от налога на землю и имущество, государство признает собственностью Церкви храмы, монастыри (действующие и недействующие), земельные участки, на которых они расположены, церковные ценности, которые хранятся в музеях и хранилищах (в совместной собственности с государством), государство обязуется частично возместить Церкви ущерб, нанесенный ей в XIX–XX в. в., двунадесятые праздники и воскресные дни объявляются праздничными и выходными днями.
5. 2. 2. Предстоятель и Синод Грузинской Церкви
Ныне предстоятелем Грузинской Православной Церкви является Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II (в миру — Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили). Он родился 4 января 1933 г. во Владикавказе (в 1933 г. город имел название Орджоникидзе) в грузинской семье. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. В 1952 г. Ираклий Шиолашвили окончил среднюю школу и поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1956 г., а затем продолжил обучение в Московской Духовной Академии. 16 апреля 1957 г. по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III он был пострижен в монахи с именем Илия в честь св. пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение. Это произошло в Тбилиси в храме св. Александра Невского, а два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. Через два года, 10 мая 1959 г., Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил иеродиакона Илию в иеромонахи.
В 1960 г. будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую Духовную Академию, и за сочинение на тему «История Афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора г. Батуми. В 1961 г. был возведен в сан игумена, а затем — архимандрита. 26 августа 1963 г. хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 г. г. епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской Духовной Семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 г. был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 г. возведен в сан митрополита. 23 декабря 1977 г. был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Чин интронизации Илии II состоялся 25 декабря того же года (Илия I был предстоятелем Грузинской Церкви 1600 лет назад, в 390–400 г. г. ). В 1978–1983 г. г. Католикос-Патриарх Илия II был президентом Всемирного Совета Церквей. В 1997 г. Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации. За время патриаршего служения Илии II число епархий Грузинской Церкви возросло с 15 до 27, число монастырей — с 11 до 53. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения. В Тбилиси началось строительство самого большого храма Грузии — кафедрального собора во имя Св. Троицы. Св. Синод Грузинской Православной Церкви состоит из всех архиереев под председательством Католикоса-Патриарха. В Грузинской Патриархии есть канцелярия, отдел иностранных дел, служба информации, финансово-экономический совет, отдел миссии и евангелизации, отдел взаимодействия с вооруженными силами и правоохранительными органами, отдел взаимодействия с заключенными, архитектурный центр, отдел поиска и охраны святынь, отдел изучения неправославных религиозных направлений, учебный комитет, издательский отдел, радио «Иверия», паломническая служба, молодежный центр «Дзлеваи» («Преодоление»), архив.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|