Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.2.4. Духовное образование в Болгарской Церкви




8. 2. 4. Духовное образование в Болгарской Церкви

 

Среди учебных заведений необходимо отметить две семинарии в Софии и Пловдиве, Богословский факультет Тырновского университета и Богословский факультет Софийского университета св. Климента Охридского, преобразованный из Софийской Духовной Академии.

Софийская духовная семинария основана в 1874 г. Первоначально школа находилась в Лясковском монастыре свв. первоверховных апостолов Петра и Павла вносила название «Богословское училище». В 1897 г. Св. Синод БПЦ вносит в городское управление Софии предложение о размещении духовной школы в столице и получает большой участок в центре города для строительства зданий. Уже в 1902 г. был заложен закладной камень в основание центрального здания семинарии. В январе 1903 г. оно было построено и там начались занятия.

Изменение политического устройства после окончания Второй мировой войны прервали дни благополучного существования Софийской духовной семинарии. С 1944 по 1946 г. г. комплекс семинарских зданий был передан в пользование Советской армии, затем — Союзу болгаро-советской дружбы. Все это время семинария продолжала занимать малую часть собственных зданий, пока в 1950 г. власти не потребовали полного ее перемещения в Черепишский монастырь. Весной 1990 г. комплекс семинарских зданий был возвращен Софийской духовной семинарии.

Семинария находится в непосредственном подчинении Св. Синоду БПЦ и является аккредитованным среднеспециальным учебным заведением. В семинарии обучаются 160 студентов в возрасте от 14 до 19 лет по пятилетнему курсу и 116 студентов с оконченным средним образованием в возрасте свыше 20 лет по ускоренному — двухлетнему курсу.

Идея открытия Богословского факультета в Болгарии родилась еще перед освобождением Болгарии от турецкого ига. Первые серьезные шаги в этом направлении были сделаны только в 1908 г., когда Св. Синод БПЦ направил в Министерство исповеданий письмо с просьбой об открытии факультета. В законе о народном просвещении, принятом Народным Собранием в 1921 г., предусматривалось открытие Богословского факультета университета с 8 кафедрами:

Св. Писания Ветхого Завета, Св. Писания Нового Завета, Систематического богословия, Истории религий и истории христианства, Церковной археологии и литургики, Пастырского богословия и патристики, Церковного права и Гомилетики. Одним из главных основоположников этой духовной школы явился бывший профессор Петроградской Духовной Академии Н. Н. Глубоковский, занявший кафедру Св. Писания Нового Завета.

Учебные занятия на богословском факультете начались осенью 1923 г. В 1951 г. по политическим причинам богословский факультет был отделен от университета и стал существовать как Духовная Академия Св. Климента Охридского под ведомством Болгарской Церкви. 1 июля 1991 г. бывшая Духовная Академия снова стала факультетом Софийского университета. В. 1998/99 учебном году на факультете обучались 682 студента (328 очно и 339 заочно), и 7 докторантов.

В настоящее время факультет имеет семь кафедр: Св. Писания Ветхого Завета, Св. Писания Нового Завета, Истории Церкви, Догматического и нравственного богословия, Христианской апологетики и Христианской философии, Церковного права, Практического богословия. Учебный план Богословского факультета составлен в соответствии с требованиями закона о высшем образовании. На факультете дают образование по специальности «богословие (теология)» с квалификационными степенями «бакалавр» и «магистр». На факультете существуют две библиотеки: основная — 40 тыс. томов и новооткрытая «Библика» с фондом около 2 тыс. томов.

В октябре 2001 г. в Московской Духовной Академии состоялась встреча ректоров богословских учебных заведений РПЦ и Болгарии, которая закончилась подписанием договора о сотрудничестве. Соглашение предусматривает обмен студентами, преподавателями, совместную информационную и научную деятельность.

Официальными изданиями Болгарской Церкви являются «Церковный Вестник» и журнал «Духовная культура». Существует «Ежегодник» Богословского факультета. В 1974 г. при Патриархии был основан Церковно-исторический и архивный институт. В его задачу входит исследование истории Болгарской Церкви и других Церквей, исследования и издания церковно-исторических архивов.

 

9. КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

 

9. 1. Краткий очерк истории Кипрской Православной Церкви

 

9. 1. 1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви на Кипре

 

Кипр находится на пересечении основных торговых путей и в зоне политических интересов многих государств. Это определило сложную и подчас трагическую судьбу киприотов и их Церкви. По свидетельству Деяний Апостольских, написанных евангелистом Лукой, ученики Христовы с самого начала оказались на Кипре (Деян. 8, 18). Во время первого миссионерского путешествия апостол Павел в 45 г. вместе с Варнавой, который был уроженцем Кипра, обошли с проповедью весь Кипр и обратили в новую веру римского правителя острова — проконсула Сергия Павла (Деян. 13). Таким образом, Кипр стал первой провинцией Римской империи, где у власти стоял правитель-христианин.

Апостол Варнава вместе со своим племянником Марком в 50 г. вернулся на Кипр. Во время его проповеди в Саламинской синагоге в 57 г. кипрские иудеи схватили и побили Варнаву камнями. Тело его было взято апостолом Марком и похоронено западнее Саламина.

Первым епископом на Кипре был ученик Господа Иисуса Христа Лазарь, брат Марфы и Марии, которого Господь воскресил из мертвых, рукоположенный во епископа своими соотечественниками-апостолами. Его мощи, погребенные в городе Ларнака, были обретены в 1973 г.

Полная христианизация населения острова относится к началу V в. Центром церковной жизни острова со времен св. Константина Великого был Саламин (Констанция). Уже в начальный период своей истории Церковь прославилась выдающимися архипастырями и богословами. Достаточно вспомнить святого Спиридона Тримифунтского (IV в. ), святителя Епифания Кипрского (IV в. ), деятельно боровшегося с ересями своего времени, и святителя Григория (VIII в. ), противостоявшего иконоборческой ереси. Уже в I Вселенском соборе участвовали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и Спиридон Тримифунтский. А в деяниях собора, бывшего в Сердике (343), значатся подписи 12 епископов с о. Кипр. Около 400 г. епископов было уже 15. Кипрские епископы активно участвовали в деяниях II, III и последующих Вселенских соборов. Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания во время иконоборческой ереси. В церковном отношении Кипрская Церковь подчинялась Антиохийскому Патриарху, несмотря на древность своего происхождения.

Принимая активное участие в деяних Вселенских соборов, архипастыри Кипрской Церкви занимались и просветительной работой у себя на острове. Стремясь обратить в христианство язычников, они были вынуждены одновременно вести и борьбу с возникшим во II столетии гностицизмом. Преследуемые римскими правителями гностики вместе с христианами бежали на Кипр, где нашли, главным образом среди язычников, благоприятную почву для утверждения своих идей. Против этих лжеучителей выступил Саламинский епископ святой Епифаний, оставивший после себя много назидательных сочинений. В VI–VII в. в. кипрские иерархи писали, главным образом, агиографические труды.

В 431 г. на III Вселенском соборе архиепископ Кипрский Регин обратился к отцам собора с просьбой о предоставлении его Церкви автокефалии, которая и была дарована ей 8-м правилом указанного Вселенского собора. Несмотря на неоднократные попытки Антиохии подчинить себе Кипрскую Церковь, она продолжала оставаться независимой благодаря прежде всего позиции Константинопольских Патриархов. В V в. Кипрскую Церковь настойчиво стремился подчинить себе Антиохийский Патриарх Петр Кнафей (сторонник монофизитской ереси), что понудило Архиепископа Кипрского Анфима отправиться в Константинопль искать защиты. По указанию византийского императора Зенона (474–475; 477–491) Константинопольский Патриарх Акакий созвал Священный Синод, который подтвердил определение III Вселенского собора об автокефалии Кипрской Церкви. Окончательно автокефалия Кипрской Церкви была утверждена 39 правилом Пято-Шестого Трулльского (Константинопольского) собора (691). В 1598 г. Антиохийский Патриарх Иоаким еще раз попытался подчинить Кипрскую Церковь, но безуспешно. Решительным защитником автокефалии Кипрской Церкви выступил в то время Александрийский Патриарх Мелетий Пигас.

Во время арабского нашествия Кипрская Церковь вместе со своим народом подверглась бедствиям и гонениям. В 691 г. по указу императора Юстиниана II большинство греческого населения во главе с архиепископом Кипрским Иоанном было переселено в область Геллеспонт, недалеко от Константинополя. Здесь был основан город Новая Юстиниана, который был передан в управление Кипрскому предстоятелю с сохранением за ним прав главы автокефальной Церкви. С тех пор, несмотря на возвращение киприотов в 747 г. на остров, архиепископы сохранили за собой этот титул.

Резиденция Архиепископа в VIII в. была перенесена в Аммохост (Арсиной, ныне Фамагуста). В начале XIII в. (1215) кафедра волей латинян была перенесена в Левкосию.

В так называемый византийский период истории Кипрской Православной Церкви (до 1191 г. ) на острове развивалась и монашеская жизнь. Это развитие шло по двум направлениям — отшельническое монашество и общежительное. Св. равноапостольная царица Елена основала на острове Ставровунийский (Крестовоздвиженский) монастырь. В это же время был основан и монастырь святителя Николая. В конце V в. был основан монастырь св. апостола Варнавы. Некоторые из основанных в тот период монастырей существуют по сей день.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...