10.1.4. Элладская Православная Церковь в XX в.
После Первой мировой войны началось движение со стороны греческого духовенства и епископата за достижение независимости от государственной власти. В Греческой Церкви всегда существовало сознание, что система управления, ей навязанная, антиканонична и чужда самой природе Церкви. После провозглашения автокефалии со стороны церковной иерархии неоднократно предпринимались попытки исправить существующее положение, однако они, как правило, имели лишь относительный успех. Такие попытки предпринимались, например, в 1868 г., затем в 1914, 1922 годах. Определенных успехов удалось достичь с восшествием в 1923 г. на Афинскую кафедру профессора церковной истории богословского факультета Афинского университета архимандрита Хризостома (Пападопулоса). Он получил высшее богословское образование на Афинском Богословском факультете, а также в Киевской и Петроградской Духовных Академиях, написал ряд ценных церковно-исторических трудов по истории Иерусалимской, Греческой, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской и Румынской Церквей. Став Афинским архиепископом и главой Греческого Синода (до этого времени был Митрополит), он начал активно работать над тем, чтобы изменить существующий статус Элладской Церкви, привести его в соответствие с канонической традицией Православия. Этому способствовало то, что в том же году власть в Греции в результате военного переворота перешла к генералу Н. Пластирасу. 31 декабря 1923 г. был принят «Уставной закон Автокефальной Церкви Греции», который по сути стал ее новым уставом. Этим уставом хотя и не отменялась синодальная система как таковая, тем не менее были значительно ограничены права представителя государства в Синоде. Изменился и сам Синод. Отныне он состоял не из узкой группы из пяти архиереев, назначаемых государством, а включал в себя всю церковную иерархию. Синод объявлялся «Церковным Началом в государстве», то есть, по сути, ставился во главе Элладской Церкви.
Между тем, с приходом к власти диктатора Ф. Панкалоса (Т. Пангалоса) эти положительные процессы были остановлены. Диктатор, несмотря на протесты со стороны иерархии, аннулировал те позитивные изменения в статусе Церкви, которые были достигнуты после 1923 г. В 1925 г. он издал закон, который учреждал Постоянный Синод из семи членов, во главе с архиепископом, который наделялся полномочиями, ранее принадлежавшими всей иерархии. Тем не менее, активное противодействие иерархии имело свои положительные последствия, и в 1931, а затем в 1932 г. г. были изданы законы, которые возвращали многие положения закона 1923 г. и, в частности, передавали часть полномочий постоянного Синода полноте церковной иерархии. В последующие годы пертурбации, имевшие место в политической жизни Греции, накладывали свой отпечаток на каноническое положение Элладской Церкви. Так, канонический статус Элладской Церкви претерпевал некоторые изменения в период диктатуры Метаксаса, в период гитлеровской оккупации, в период диктатуры 1967–1974 г. г. В 1960 г. разразился церковно-государственный кризис из-за «метафетона» — принципа перемещаемости епископов с одной кафедры на другую, который был отменен по закону 1959 г. Следует отметить, что в течение последних ста лет в истории Элладской Церкви ни один епископ не сменил вверенной ему епархии. Только в 1932 г. в устав об иерархии было включено понятие «метафетон», но ненадолго. В 1959 г. по решению политических партий оно снова было изъято с целью положить конец отдельным злоупотреблениям некоторых иерархов, добивавшихся перевода из небольших и бедных епархий в богатые. В знак протеста против этого решения митрополиты решили не назначать новых епископов на освободившиеся места, и в 1960 г. состоялись последние выборы новых епископов. С тех пор образовалось 15 вакантных кафедр из 66 епархий, в их числе были и богатые епархии. Большинство епископата отстаивало право перевода, и конфликт продолжался вплоть до 1967 г., когда в Греции произошел военный переворот.
Новое правительство издало ряд законов по реорганизации внутреннего церковного управления в сторону его большего подчинения государственной власти. Архиепископ Хризостом (1962–1967) был вынужден уйти в отставку из-за возрастного ограничения (80 лет, ему в это время было 89 лет), на его место был избран при поддержке военных и президента Пападопулоса архиепископ Иероним (Коцонис, 1967–1973), видный канонист и богослов Афинского университета. Новый военный переворот 1973 г. привел к решению архиепископа Иеронима уйти на покой. Архиепископом Афинским стал Серафим (1973–1998), поддержавший генерала Гизикиса. В 1975 г. была принята новая конституция Республики Греция, где декларировалось «отделение Церкви от государства», что на практике не привело к независимости внутрицерковного управления. В руках государства остались рычаги давления на Церковь, прежде всего финансовые. Так, в 1997 г. Синод Элладской Церкви протестовал против новой системы налогообложения, вводящей налог на церковное имущество. Еще одной проблемой церковной жизни в Элладе стала проблема «неон хорон» — новых земель или «северных территорий», бывших европейской провинцией Турции, присоединенных к Греции после Балканской войны 1912 г. В каноническом отношении епископы этих земель подчинялись Вселенскому престолу, но согласно Патриаршему Акту 1928 г. эти архиереи участвовали в работе Элладского Синода и были частью Греческой Церкви. В уставе Элладской Церкви 1969 г. положение о подчиненности этих епископов Патриарху было исключено. Это вызвало критику со стороны Вселенского Патриархата, который до сих пор принимает меры по возвращению этих епархий в свое каноническое ведение. В 1973 г., под давлением со стороны Патриарха, митрополиты «неон хорон» впервые получили равное представительство в Синоде вместе с иерархами «Старой Греции».
В 1977 г. был принят последний Устав Элладской Церкви, который следует считать наиболее соответствующим каноническим традициям Православной Церкви. Тем не менее, согласно и этому Уставу Элладская Церковь осталась синодальной, хотя при этом она получила такую независимость от государственного вмешательства, которой не имела никогда за всю свою историю. Довести до логического конца процесс освобождения Элладской Церкви от наследия «баварского» правления и остатков синодальной системы взял на себя новоизбранный Афинский архиепископ Христодул. Взойдя на кафедру, в числе первых вопросов он поставил вопрос о том, чтобы во главе Церкви находился не Синод, а предстоятель. По-другому этот вопрос стал известен как вопрос «о первом», то есть, кого поминать за литургией на «В первых помяни, Господи». Пока в Греческой Церкви, «в первых» поминается Священный Синод. Подобные попытки архиепископа вызвали резкое противодействие как государства, так и Константинопольского Патриархата. Государство увидело в этом стремление укрепить в обществе роль как архиепископа, так и Церкви в целом. Константинопольский же Патриарх усмотрел в этом серьезное ущемление своих прав на Греческую Церковь, так как при архиепископе, который является лишь главой Синода, именно Патриарха греки считают духовным главой Элладской Церкви. В рамках намерений архиепископа иногда говорят о его далеко идущих планах добиться для Элладской Церкви статуса Патриархата. Нужно сказать, что такие планы вынашивались еще творцами греческой автокефалии. Тем не менее, сам архиепископ о вопросе статуса Патриархата для Элладской Церкви пока не говорил, и трудно сказать, существует ли он даже в его дальнейших планах. В современной жизни Православной Церкви Греции одним из основных вопросов становится проблема зависимости церковной жизни от политической ситуации. С одной стороны, поддержка государства помогает решать важные проблемы в области материального обеспечения церковных проектов, образования, защиты от протестантского и католического прозелитизма. С другой стороны, вмешательство во внутрицерковные дела со стороны государства становится нестерпимым.
Отношения между государством и Церковью в Греции сложные. Правительство пытается изменить роль Православной Церкви в греческом обществе, отодвинув Церковь на периферию общественной жизни. Одна из целей нынешнего греческого правительства — создание секулярного общества, с минимальным присутствием в его жизни Церкви. В рамках этой политики следует рассматривать и возникший в недавнее время вопрос об удостоверениях личности, из которых правительство в одностороннем порядке, не посоветовавшись с Церковью, решило изъять пункт о религиозной принадлежности. За этим знаковым шагом, по мнению большинства экспертов, скрывается целая программа по медленному вытеснению Церкви из общества, превращению ее в своеобразное гетто. Именно этим попыткам противостала Греческая Церковь, когда начала борьбу за то, чтобы оставить в удостоверениях личности пункт о религиозной принадлежности. С этой целью Церковью было объявлено о начале собирания подписей за проведение референдума по данному вопросу. Результаты этой кампании показывают поддержку большинством греческого народа той борьбы, которую ведет Церковь. Примером давления государства на Церковь явилось и приглашение президентом в Грецию папы Римского в 2001 г. В Греции существует также «Церковь истинных православных христиан». Она возникла, отделившись от Элладской Православной Церкви в 20-е г. г. XX в. Поводом к ее возникновению послужило введение Элладской Церковью в 1924 г. нового исправленного юлианского календаря. Часть клириков и мирян не приняли нового стиля и образовали свое «Общество православных». В 1926 г. это общество было переименовано в «Греческое религиозное общество истинных православных христиан» с отделениями по всей Греции. В 1932 г. общество было узаконено комиссией Министерства просвещения Греции, а в 1935 г. оно полностью порвало каноническую связь с Элладской Церковью, соответственно и со Вселенским Православием. Во главе его стал свой Синод. В 1982 г. эта Церковь насчитывала 200 тыс. паствы, 5 епархий, 8 митрополитов, 75 храмов (47 священников), 4 мужских монастыря и 11 женских. За пределами Греции в ее ведении имеется несколько приходов на Кипре, в США и Канаде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|