Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания к теме 4




Контрольные вопросы и задания к теме 4

  1. Дайте определение понятия конституционный строй РФ.
  2. Назовите базовые ценности народа РФ и важнейшие принципы построения государства.
  3. Охарактеризуйте основные черты конституционного строя Российской Федерации.
  4. В каких двух значениях обычно используется термин демократия?
  5. Выделите основные принципы демократии как республиканской формы правления.
  6. Назовите принципы демократии, характеризующие демократический политический режим.
  7. В чем различие понятий форма правления и система правления? Какие системы правления вы знаете?
  8. Какие принципы рыночной экономики закреплены в Конституции РФ?
  9. В чем заключается различие между понятиями свобода труда и право на труд?
  10. Дайте характеристику основных форм собственности в РФ. В чем заключается различие между частной и личной собственностью?
  11. Дайте определение понятия гражданское общество.  Изобразите схематически структуру гражданского общества.
  12. Что означает идеологическое и политическое многообразие в РФ?
  13. Назовите основные формы общественных объединений.
  14. Чем обусловлена особая общественная значимость политических партий? Назовите политические партии в РФ, успешно участвующие в выборах.
  15. Какие требования предъявляются при регистрации политических партий?
  16. Какие виды религиозных объединений предусмотрены законодательством?
  17. Какую роль играет национально-культурная автономия в жизни общества?

 

Тема 5 Гражданство Российской Федерации

Учебные цели: усвоение понятия гражданства и основных положений законодательства Р Ф о гражданстве.

План

3. 2. 1 Понятие гражданства.

3. 2. 2 Действующее законодательство о гражданстве.

 

5. 1. Понятие гражданства

 

Среди основных прав человека особое место занимает право на гражданство. В современном понимании оно появилось в эпоху буржуазных революций, когда в различных странах были провозглашены декларации прав человека, приняты конституции, в которых все люди признавались равными гражданами. До этого в монархических государствах употреблялся термин подданство, который формально устанавливал личную верность монарху. В царской России до 1917 г. также существовало подданство.

После падения царской империи первым актом Советской власти по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10 (23) ноября 1917 г., который устанавливал одно общее для всего населения России наименование — гражданин Российской республики. А 1 апреля 1918 г. был издан Декрет о приобретении прав российского гражданства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации отношения гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ, ред. от 13. 07. 2020, Рос. газ. от 5 июня 2002 г., который вступил в силу 1 июля 2002 г. )

В федеральном законе понятие гражданства Российской Федерации формулируется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство — это правовое, а не фактическое состояние. Правовой характер связи лица с государством выражается в юридическом оформлении этой связи. Оно подтверждается документально свидетельством о рождении, паспортом, удостоверением личности.

К основным принципам гражданства Российской Федерации относятся следующие: принципы гражданства РФ правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований его приобретения; проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации; гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству; Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у него в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации или СССР, их международных договоров; граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, рассматриваются только как граждане Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом; приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации; граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством государства; отрицание автоматического изменения гражданства супругов и детей при заключении или расторжении брака, при изменении гражданства одним из супругов.

В начале 90-х гг. договоры, допускающие возможность двойного гражданства, были подписаны с Таджикистаном и Туркменистаном (договор с Туркменистаном в одностороннем порядке был расторгнут им в 2003 г. ). В то же время иное гражданство зачастую приобретается в случаях, предусмотренных законодательством зарубежных государств об автоматическом приобретении гражданства при рождении ребенка на территории этого государства, при заключении брака с иностранным гражданином и др.

 
Несмотря на то, что приобретение гражданства Российской Федерации иностранным гражданином до 2020 г. допускалось только при условии его отказа от прежнего гражданства, значительное число российских граждан приобретали иностранное гражданство в соответствии с законодательством зарубежных государств. С 2020 г. норма об обязательном отказе от прежнего гражданства отменена.

 Конституция РФ подчеркивает, что наличие у гражданина Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. Более того, Российская Федерация как бы не замечает этого факта и рассматривает этого гражданина только как гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральным законом.

Однако в 2006 году в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 12. 06. 2002., N 67-ФЗ, ред. от 31. 07. 2020, Рос. газ. от 15. 06. 2002. ), была внесена поправка, в соответствии с которой «не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства». Наличие гражданства другого государства является одним из ограничений для поступления на государственную гражданскую службу любого уровня (См. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ред. от 8 декабря 2020 г. ). Такое же ограничение установлено для муниципальных служащих.

Таким образом, в настоящее время граждане РФ, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве не могут быть избраны не только Президентом РФ, депутатами, не могут быть назначены на должности министра, прокурора, судьи и другими должностными лицами, они не могут быть приняты на любые должности государственной и муниципальной службы. Более того, поправка к статье 81 Конституции РФ усиливает это положение. Президентом РФ не может быть избран не только гражданин РФ, имеющий иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, но и гражданин РФ, имевший иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом. Исключение делается только для жителей Республики Крым, которые до 2014 г. были гражданами Украины и проживали также на территории Украины.  Кроме того, федеральный закон о гражданстве обязывает граждан РФ подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в миграционную службу территориального органа МВД. Нарушение этой нормы влечёт за собой уголовную ответственность.

 

5. 2. Действующее законодательство о гражданстве

 

Важнейшим положением прежнего закона «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г. было признание гражданами Российской Федерации всех граждан СССР, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного закона (6 февраля 1992 г. ), а лица, утратившие его, считались состоявшими в гражданстве Российской Федерации. По сути дела, это нулевой вариант, фактически никому из проживавших в Российской Федерации граждан СССР не пришлось принимать каких-либо мер для подтверждения своего российского гражданства.

В ныне действующем Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ, ред. от 13. 07. 2020, Рос. газ. от 5 июня 2002 г. ), констатируется, что гражданами Российской Федерации являются все лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом. Таким образом, в связи с принятием этого закона о гражданстве российским гражданам также не пришлось принимать каких-либо мер по установлению своего гражданства.

Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации:

1. По рождению ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации, независимо от места рождения ребенка; один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка; один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации; оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

2. В результате приема в гражданство Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, если они: проживают на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно (допускается выезд не более чем на три месяца в течение года); обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; владеют русским языком.

В 2017 г. процедура приема в гражданство РФ дополнена принесением присяги, ее текст приведен в федеральном законе о гражданстве.

Закон предусматривает также льготный порядок приема в гражданство РФ. Срок проживания на территории Российской Федерации может быть сокращен до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) высокие достижения в области науки, техники, культуры или обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; б) предоставление лицу политического убежища; в) признание лица беженцем. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения предусмотренных законом условий. На льготных условиях принимаются также бывшие граждане Российской Федерации, проходящие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Закон предусматривает прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения срока проживания в Российской Федерации и требования о законном источнике средств к существованию:

* лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживающие в бывших республиках СССР;

* иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ если они: • родились на территории РСФСР и имели гражданство СССР; • состоят не менее трех лет в браке с гражданином РФ, проживающим на территории РФ; • имеют дееспособных детей старше 18 лет, являющихся гражданами РФ; • получили профессиональное образование в РФ и работают в РФ не менее одного года; • являются индивидуальными предпринимателями или инвесторами; • не менее одного года работают в РФ по профессии квалифицированных специалистов; имеют хотя бы одного родителя – гражданина РФ и проживающего на территории РФ; • являются гражданами республик Беларусь, Казахстан, Молдова или Украина; • проживают на территории РФ и признаны носителями русского языка; • состоят в браке с гражданином РФ, проживающим на территории РФ и имеют в этом браке общих детей и др.

В упрощенном порядке принимаются также • ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство СССР и проживающие на территории РФ; • дети и недееспособные, если их родители или опекуны имеют гражданство РФ; • участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом и др.

Упрощенный порядок приема в гражданство РФ был предоставлен гражданам Украины, проживающим на территории Донецкой и Луганской республик, причем без обязательного отказа от украинского гражданства и фактически без проживания на территории РФ.

В упрощенном порядке приобретают гражданство РФ более 90% от общего числа принятых в российское гражданство.

3. В результате восстановления вгражданстве Российской Федерации: иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве в общем порядке, при этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

4. По иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации (усыновление, опека, попечительство и др. ).

В законе значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Отклоняются заявления лиц, которые: выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; в течение пяти лет до обращения выдворялись за пределы Российской Федерации; использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранных государств; имеют неснятую судимость, преследуются в уголовном порядке или осуждены и отбывают наказание за действия, преследуемые по законам Российской Федерации; не имеют законного источника средств к существованию.

Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании добровольного волеизъявления дееспособного лица, достигшего возраста 18 лет. Основания прекращения гражданства:

1. Вследствие выхода из гражданства: лиц, проживающих на территории Российской Федерации, — в общем порядке; лиц, проживающих за рубежом, — в упрощенном порядке; детей, родители которых являются иностранными гражданами, — в упрощенном порядке.

2. По иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В ряде случаев может быть отказано в выходе из гражданства. В соответствии с законом выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

В соответствии с ранее действовавшим законом СССР о гражданстве выход из гражданства не допускался, если гражданин имел доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В федеральном законе это ограничение снято, но в этом случае не допускается выезд из Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, ред. от 31. 07. 2020. Рос. газ. от 22 августа 1996 г).

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации есть возможность выбора гражданства (оптация) — граждане, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, вправе сохранить или изменить свое гражданство.

Федеральный закон предусматривает также возможность отмены решений по вопросам гражданства. Отмена решения осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение, если в судебном порядке будет установлено, что данное решение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Гражданство детей следует гражданству родителей. Если гражданство Российской Федерации приобретает один из родителей, то ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению этого родителя, а если ребенок проживает за пределами Российской Федерации, то необходимо согласие обоих родителей. При прекращении гражданства Российской Федерации одного из родителей гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации. Дети и недееспособные лица, над которыми установлена опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Для решения вопросов, ведающих делами о гражданстве, созданы полномочные органы и определены их полномочия.

Прежде всего, прерогатива в делах о гражданстве принадлежит Президенту Российской Федерации, который решает вопросы: приема и восстановления в гражданстве в общем порядке; выхода из гражданства в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства, принятым в общем порядке. Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве, издает указы по этим вопросам.

Для предварительного рассмотрения вопросов о гражданстве Президент образует Комиссию по вопросам гражданства, работающую на общественных началах. В ее состав входят представители министерств внутренних дел, иностранных дел, юстиции, ФСБ, СВР, палат Федерального Собрания и других организаций, а также представители общественности.

Создано также Управление по вопросам гражданства, являющееся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Оно обеспечивает работу Комиссии, участвует в подготовке проектов федеральных законов по вопросам гражданства, вносит предложения по совершенствованию соответствующих нормативно-правовых актов МИДа и МВД, обеспечивает координацию деятельности государственных органов, ведающих делами о гражданстве, осуществляет контроль за исполнением решений по вопросам гражданства и др.

Кроме того, вопросами гражданства занималась Федеральная миграционная служба Российской Федерации и ее территориальные органы, однако в 2016 г. указом Президента РФ произведена реорганизация ФМС и её территориальных органов, которые вошли в состав МВД России (в МВД создано Управление по вопросам миграции – УВМ). В настоящее время вопросами гражданства занимается Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы и Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации (МВД), и у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации (МИД); принимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и представленные обоснования заявлений по вопросам гражданства; направляют Президенту Российской Федерации заявления с документами и свои заключения в случаях решения вопроса о гражданстве в общем порядке; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства: рассматривают заявления и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке; ведут учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства (внутри страны этими вопросами занимается МВД, а за пределами Российской Федерации — МИД); осуществляют отмену решений по вопросам гражданства, принятых в упрощенном порядке.

Заявления по вопросам гражданства подаются по месту жительства заявителя. Рассмотрение заявлений и принятие решений в общем порядке осуществляются в срок до одного года, а при решении в упрощенном порядке — в срок до шести месяцев. Повторные заявления после отказа принимаются не ранее, чем через один год.

Решение об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд.

Таким образом, в Российской Федерации действует предусмотренный Конституцией Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», который устанавливает основные принципы гражданства, основания и порядок приобретения гражданства, основания и порядок выхода из гражданства, устанавливает полномочия государственных органов в сфере гражданства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...