3.2. Юридические свойства Конституции
3. 2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.
Современные конституции, как правило, принимаются народом или от имени народа. Поскольку народ в демократическом обществе является носителем суверенитета и единственным источником власти, он обладает и учредительной властью. Отсюда исходит учредительный характер Конституции Российской Федерации. Ее предписания выступают в качестве первоосновы, для них не существует никаких правовых ограничений. Конституция затрагивает все сферы общественной жизни, но регулирует в них лишь базовые основы общественных отношений. Конституция является основным законом государства и обладает всеми чертами закона: общеобязательностью содержащихся в ней норм права; неконкретностью адресата правовых норм; независимостью действия норм от их исполнения; обеспечением действия правовых норм принудительной силой государства. В то же время в качестве основного закона государства Конституция обладает специфическими признаками (свойствами), такими, как: юридическое верховенство Конституции по отношению ко всем иным нормативным правовым актам; Конституция является базой текущего законодательства; прямое, непосредственное действие Конституции; особый порядок принятия и изменения Конституции; система правовой охраны Конституции. Юридическое верховенство Конституции Российской Федерации закреплено в самой Конституции. Это означает, что никакие другие нормативные правовые акты не могут ей противоречить. Деятельность всех органов власти, граждан и их объединений должна соответствовать принципам и нормам, заложенным в Конституции. Являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Конституция устанавливает, какие правовые акты принимают различные органы власти, их наименование, юридическую силу, порядок принятия правовых актов. В Конституции даются прямые указания на необходимость принятия соответствующих федеральных законов, что привело к радикальному изменению и обновлению текущего законодательства в стране.
Прямое, непосредственное действие Конституции Российской Федерации относится в первую очередь к правам и свободам человека. Права и свободы действуют независимо от того, принят ли закон, определяющий порядок реализации данного права. В целях стабилизации конституционного строя в Российской Федерации предусмотрена специальная система правовой охраны Конституции. В самой Конституции Российской Федерации записан ряд положений по ее правовой охране: ¾ все органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, а законы и иные нормативные акты в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации; ¾ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя; ¾ важнейшая роль в укреплении конституционной законности отводится Президенту Российской Федерации, который является гарантом Конституции Российской Федерации, а в тексте его присяги подчеркивается, что Президент клянется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации; ¾ парламентский контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации осуществляют обе палаты Федерального Собрания; ¾ осуществлять меры по соблюдению законности в стране обязано Правительство Российской Федерации;
¾ Конституционный Суд Российской Федерации призван рассматривать по запросам дела о соответствии Конституции Российской Федерации всех нормативных актов (а в отдельных случаях и проектов нормативных актов), и только он имеет право официального толкования Конституции; ¾ обеспечивать законность в стране призваны все органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий; ¾ положения о защите Конституции и конституционного строя внесены в тексты присяги всех военнослужащих и служащих правоохранительных органов. Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию и законы, защищать Отечество, уважать конституционные права других граждан, подчиняться правовым актам и судебным решениям, кроме того, граждане Российской Федерации имеют право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушения их конституционных прав и свобод.
3. 3 Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
Конституция, являясь основным законом, требует специфического порядка ее принятия. В различных зарубежных странах возможны различные варианты принятия конституции: парламентом; специальным органом — Конституционным Собранием (или Учредительным); на всенародном референдуме; другие промежуточные формы. В некоторых странах конституции были дарованы народу правившими монархами. В российской истории можно проследить все отмеченные порядки. Были несостоявшиеся попытки дарования народу конституции монархами. В 1917 г. Временным правительством была предпринята попытка принятия конституции Учредительным собранием. Все советские конституции были приняты либо съездами депутатов, либо Верховным Советом (парламентом). Ныне действующая Конституция принята на референдуме, а в Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность созыва Конституционного Собрания. В целях повышения стабильности развития общества в Конституции Российской Федерации предусмотрен усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа парламентариев численностью не менее одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы.
В 2020 г. предложения о поправках к Конституции РФ вносили тысячи граждан РФ, но проект Закона о поправке к Конституции РФ был внесен в Государственную Думу Президентом РФ. После принятия Закона палатами Федерального Собрания Закон был одобрен в ходе общероссийского голосования и вступил в силу со дня официального опубликования результатов голосования (4 июля 2020 года). Порядок пересмотра 1, 2, 9-й глав Конституции Российской Федерации: ¾ эти главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием; ¾ предложение о поправке этих глав должно быть поддержано тремя пятыми состава Государственной Думы и Совета Федерации; ¾ после этого созывается Конституционное Собрание, которое также не может пересмотреть Конституцию Российской Федерации, но оно вправе разработать новый проект Конституции, который принимается двумя третями голосов Конституционного Собрания или всенародным голосованием (более 50 % голосов избирателей). Внесение поправок к главам 3–8 Конституции Российской Федерации осуществляется в порядке принятия федерального конституционного закона, предложение должно быть одобрено: - двумя третями депутатов Государственной Думы; - тремя четвертями сенаторов Российской Федерации; - органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации; В окончательном виде закон подписывается Президентом Российской Федерации. Процесс рассмотрения закона в субъектах Российской Федерации контролируется Советом Федерации, и должен завершиться не позднее одного года со дня принятия закона. Кроме того, действия Совета Федерации могут быть оспорены в Конституционном Суде. Измененияв ст. 65Конституции Российской Федерациивносятся на основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г. ) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Рос. газ. от 20 декабря 2001 г. ). В соответствии с этим законом иностранное государство или его часть могут быть приняты в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. В таком порядке в состав РФ в марте 2014 г была принята Республика Крым, и образованы 2 новых субъекта РФ – Республика Крым и ГФЗ Севастополь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|