Опиши одним словом. Кому что нужно. Часть – целое. Четвертый лишний. 1-й вариант упрощенной игры. • щетка для чистки зубов (зубная);
Опиши одним словом
Задача, которая стоит перед ребенком, похожа на предыдущую, только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять эти термины в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания: • чашка для чая (чайная); • машина для гонок (гоночная); • щетка для чистки зубов (зубная); • котлета из мяса (мясная), из моркови (морковная); • лапа собаки (собачья) и так далее.
Кому что нужно
Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы – можно поставить условие – до трех или до пяти предметов) ему может понадобиться: • парикмахер – ножницы, расческа; • почтальон – сумка; • учитель – указка, учебники; • продавец – весы, касса; • муравей – палочки, листики; • пчела – пыльца, нектар; • птица – веточки, пух (для гнезда) и так далее. Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка. Усложнение игры – не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы – чтобы подстригать, весы – чтобы взвешивать покупки и так далее.
Как можно узнать…
Задавайте ребенку вопросы типа: «Как можно узнать…» • холодно ли на улице или нет (посмотреть на градусник за окном); • сварилась картошка или нет (потыкать вилкой или попробовать); • высохла ли рубашка (потрогать); • сладкий ли чай (попробовать); • пишет фломастер или нет (попробовать писать); • крепко ли завязана веревка (потянуть); • есть ли вода в стакане (посмотреть); • есть ли мячик в закрытой коробке (потрясти); • есть ли кто дома (позвонить в дверь или по телефону);
• работает ли пылесос (включить); • одинаковой ли длины нарисованы полосочки (измерить линейкой); • интересная ли книжка (прочитать); • мягкий ли хлеб (пощупать); • любит ли собачка кашу (дать попробовать съесть).
Часть – целое
Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете: • винт – вертолет, самолет, … • колесо – автомобиль, а еще… • руль – велосипед, … • парус – … • вагон – …. • крыша – … • стрелка – … • кнопка – … • страница – … • подлокотник – … • каблук – … • козырек – … • карман – … • клавиатура – … • дверь – … • стержень – … • ветка – … • лепесток – … • шишка – … • семена – … • хвост – … • плавник – … • перо – … • клюв – … • панцирь – … • грива – …
А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называет одну или несколько его частей: • дом – крыша, дверь, … • корабль – … • велосипед – … • троллейбус – … • стол – … • кресло – … • книга – … • компьютер – … • часы – … • авторучка – … • чемодан – … • пальто – … • плита – … • чайник – … • удочка – … • гитара – … • дверь – … • забор – … • качели – … • колос – … • цветок – … • дерево – … • гриб – … • жук – … • бабочка – … • собака – … • яблоко – … • кочан капусты – … Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.
Четвертый лишний
Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно – лишнее – слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки, – это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.
Поэтому для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.
1-й вариант упрощенной игры
Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне, и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное – назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость-жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и так далее, называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово – жесткий, общий признак – температура, по-детски – «нагретость»).
2-й вариант упрощенной игры
Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.
Возраст от 5 лет
Скажи по-другому (синонимы) и наоборот (антонимы)
Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее: Есть слова, которые означают одно и то же. Например: • жесткий – твердый; • печальный – грустный; • смелый – храбрый; • блестеть – сиять; • сердиться – злиться; • враг – противник и так далее. Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по-другому.
А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например: • жара – холод; • добро – зло; • друг – враг; • здоровый – больной; • горький – сладкий; • белый – черный; • говорить – молчать; • смеяться – плакать; • ложиться – вставать; • закрывать – открывать и так далее. Попросите ребенка подобрать антонимы к словам. Попробуйте меняться ролями – пусть ребенок придумывает задания для вас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|