Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опиши одним словом. Кому что нужно. Часть – целое. Четвертый лишний. 1-й вариант упрощенной игры. • щетка для чистки зубов (зубная);




Опиши одним словом

 

Задача, которая стоит перед ребенком, похожа на предыдущую, только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять эти термины в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания:

• чашка для чая (чайная);

• машина для гонок (гоночная);

• щетка для чистки зубов (зубная);

• котлета из мяса (мясная), из моркови (морковная);

• лапа собаки (собачья) и так далее.

 

Кому что нужно

 

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы – можно поставить условие – до трех или до пяти предметов) ему может понадобиться:

• парикмахер – ножницы, расческа;

• почтальон – сумка;

• учитель – указка, учебники;

• продавец – весы, касса;

• муравей – палочки, листики;

• пчела – пыльца, нектар;

• птица – веточки, пух (для гнезда) и так далее.

Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.

Усложнение игры – не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы – чтобы подстригать, весы – чтобы взвешивать покупки и так далее.

 

Как можно узнать…

 

Задавайте ребенку вопросы типа: «Как можно узнать…»

• холодно ли на улице или нет (посмотреть на градусник за окном);

• сварилась картошка или нет (потыкать вилкой или попробовать);

• высохла ли рубашка (потрогать);

• сладкий ли чай (попробовать);

• пишет фломастер или нет (попробовать писать);

• крепко ли завязана веревка (потянуть);

• есть ли вода в стакане (посмотреть);

• есть ли мячик в закрытой коробке (потрясти);

• есть ли кто дома (позвонить в дверь или по телефону);

• работает ли пылесос (включить);

• одинаковой ли длины нарисованы полосочки (измерить линейкой);

• интересная ли книжка (прочитать);

• мягкий ли хлеб (пощупать);

• любит ли собачка кашу (дать попробовать съесть).

 

Часть – целое

 

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

• винт – вертолет, самолет, …

• колесо – автомобиль, а еще…

• руль – велосипед, …

• парус – …

• вагон – ….

• крыша – …

• стрелка – …

• кнопка – …

• страница – …

• подлокотник – …

• каблук – …

• козырек – …

• карман – …

• клавиатура – …

• дверь – …

• стержень – …

• ветка – …

• лепесток – …

• шишка – …

• семена – …

• хвост – …

• плавник – …

• перо – …

• клюв – …

• панцирь – …

• грива – …

 

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называет одну или несколько его частей:

• дом – крыша, дверь, …

• корабль – …

• велосипед – …

• троллейбус – …

• стол – …

• кресло – …

• книга – …

• компьютер – …

• часы – …

• авторучка – …

• чемодан – …

• пальто – …

• плита – …

• чайник – …

• удочка – …

• гитара – …

• дверь – …

• забор – …

• качели – …

• колос – …

• цветок – …

• дерево – …

• гриб – …

• жук – …

• бабочка – …

• собака – …

• яблоко – …

• кочан капусты – …

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.

Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана.

В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

 

Четвертый лишний

 

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно – лишнее – слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки, – это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.

Поэтому для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

 

1-й вариант упрощенной игры

 

Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне, и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное – назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость-жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и так далее, называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово – жесткий, общий признак – температура, по-детски – «нагретость»).

 

2-й вариант упрощенной игры

 

Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

 

Возраст от 5 лет

 

 

Скажи по-другому (синонимы) и наоборот (антонимы)

 

Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:

Есть слова, которые означают одно и то же. Например:

• жесткий – твердый;

• печальный – грустный;

• смелый – храбрый;

• блестеть – сиять;

• сердиться – злиться;

• враг – противник и так далее.

Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по-другому.

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:

• жара – холод;

• добро – зло;

• друг – враг;

• здоровый – больной;

• горький – сладкий;

• белый – черный;

• говорить – молчать;

• смеяться – плакать;

• ложиться – вставать;

• закрывать – открывать и так далее.

Попросите ребенка подобрать антонимы к словам.

Попробуйте меняться ролями – пусть ребенок придумывает задания для вас.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...