Кто что делает. Возраст 3–4 года. Что где? Кто где?. Что внутри?. Угадай, кто это?. Возраст 4–5 лет. Уменьшаем и увеличиваем
Кто что делает
Правила – аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает, и наоборот. Начало может быть таким: • Солнышко – светит, сияет, греет, а еще… • Чайник – свистит, кипит… • Машина – едет, гудит, светит… • Снег – идет, тает… • Кошка – бегает, ходит, пьет, спит… Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: • И лягушка, и зайчик – прыгают; • И птица, и муха – летают; • И снег, и дождь – выпадают на землю; • И снег, и лед – тают. Или много предметов на одно действие: • Светит – солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще… • Едет – машина, поезд, велосипед… • Тает – мороженое, лед… Или задания, имеющие только один ответ: • Кто чинит сапоги? • Кто печет пироги? и так далее о других профессиях; • Кто хоботом пьет воду? • Кто носит грибы на иголках? и так далее.
Возраст 3–4 года
Что где? Кто где?
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например по комнатам своей квартиры: • Что есть у нас на кухне? • Что есть у нас в прихожей? и так далее. • Где у нас стоит телевизор? • Где у нас лежат сковородки? (Ребенок может давать односложный ответ – на кухне, или более развернутый – на кухне в шкафу у окна, на верхней полке. ) Потом отправиться в путешествие: Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? и так далее…
Что внутри?
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места:
• дом – стол; • шкаф – свитер; • холодильник – кефир; • тумбочка – книжка; • пузырек – лекарство; • кастрюля – суп; • дупло – белка; • улей – пчелы; • нора – лиса; • автобус – пассажиры; • корабль – матросы; • больница – врачи; • магазин – покупатели.
Больше, чем… Меньше, чем…
Взрослый ставит задачу: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал». Например: муравей – коробок, слон – дом, мышка – кошка, карандаш – самовар и так далее. Или наоборот: вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.
Угадай, кто это?
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка – как можно быстрее угадать, о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например: • серый, злой, зубастый, голодный (волк); • маленький, серенький, трусливый, длинноухий (заяц); • маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий (ежик); • длинная, безногая, ядовитая (змея); • пушистая, рыжая, проворная, хитрая (лиса); • большой, неуклюжий, бурый, косолапый (медведь).
Один – много…
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка. «Стол – столы, сковородка – сковородки, кот – коты, сын – сыновья, дом – …, рот – …» и так далее. Вариант: «Стол – много столов, нос – много носов, дочь – много дочерей…» Сначала не старайтесь запутывать ребенка – давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе. Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
«Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется). Можно и наоборот: «Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется. Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.
Возраст 4–5 лет
Уменьшаем и увеличиваем
Взрослый: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким. Например: дом – домик, стол – столик, заяц – зайчик, волк – волчок и так далее». Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы. То же самое можно делать в обратную сторону. Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа: не заяц – зайчонок, а заяц – зайчик, не корова – теленок, а корова – коровка. Те же самые игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: дом – домище, волк – волчище, муравей – муравьище и так далее.
Назови одним словом
Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом: • часы, которые помогают проснуться; • большая ложка, с помощью которой наливают суп; • утренняя еда; • человек, который направляется в дальние страны и так далее. Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|