Тема 1. История банковской системы России
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Мурманский арктический государственный университет»
Банковское право Учебно-методические материалы
Мурманск 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3 II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4 III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..42 IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..47 V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………........59 I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Целью освоения дисциплины - изучение теоретических и практических проблем организации деятельности банков в части формирования структур управления, проведения операций и оценки эффективности функционирования, осуществления Банком России функций банковского надзора, реализации денежно-кредитной политики, функционирования банковской системы страны; получение комплексного представления о банковском праве, уяснение значения норм, регулирующих банковские правоотношения, формирование навыков применения финансово-правовых норм в практической деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - категориальный аппарат, используемый в банковском праве; - предмет и методологию курса банковское право, содержание, этапы формирования банковской системы, структуру банковской системы РФ и тенденции ее развития; - основные направления государственной денежно-кредитной политики, их содержание; - основные формы межбанковских отношений;
- основные банковские операции; - сущность банка, виды банковских и небанковских кредитных организаций; - основные формы и особенности банковской конкуренции; - роль, задачи и функции Банка России в банковской системе РФ; - содержание и особенности регулирования Банком России деятельности коммерческих банков; основные направления банковского надзора, его место в системе банковского регулирования, тенденции развития - основные требования, предъявляемые к кредитным организациям и их собственникам при лицензировании деятельности, расширении банковской деятельности; - принципы функционирования системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации; - порядок инспектирования кредитных организаций; - существующие подходы к экономической оценке деятельности банков, систему обязательных экономических нормативов; - роль банковских рисков и особенности формирования резерва на возможные потери; - значение и виды банковской отчетности; - особенности реорганизации, банкротства и ликвидация кредитной организации; - основные тенденции развития банковского надзора в зарубежных государствах, подходы к регулированию, формируемые Базельским комитетом по банковскому надзору. Уметь: - оперировать правовыми понятиями и категориями, используемыми в банковском праве; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения в сфере банковской деятельности; - осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере банковской деятельности; - давать квалифицированные юридические консультации по банковско-правовым вопросам; - правильно составлять и оформлять юридические документы, связанные с проведением банковских операций и предоставлением банковских услуг; - применять знания, полученные в ходе изучения науки банковского права при освоении учебной дисциплины;
- анализировать доктринальные воззрения, которые складываются в науке банковского права; - оценивать процессы, происходящие в банковской деятельности, определять тенденции и перспективы ее развития в целом; - анализировать экономические показатели деятельности коммерческих банков; - анализировать экономическую политику Банка России, проблемы ее реализации на современном этапе; - ориентироваться в тенденциях развития банковской системы на современном этапе; - разбираться в операциях и сделках коммерческих банков. Владеть: - юридической терминологией в сфере банковской деятельности; - навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правоотношений и правовых норм в сфере банковской деятельности, - навыками анализа правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере банковской деятельности, - навыками разрешения правовых проблем и коллизий в банковском законодательстве, - навыками оценки деятельности коммерческого банка по показателям надежности, устойчивости, ликвидности и платежеспособности, необходимые для последующей профессиональной деятельности; - навыками поиска, систематизации и обобщения информация, статистических данных, содержащиеся в справочной, научной литературе, специализированной периодической печати, посвященных банковскому делу.
II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Изучение студентами дисциплины «Банковское право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания занятий, а также самостоятельное освоение дополнительного материала (дополнительной литературы) при подготовке к практическим занятиям и экзамену. Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в науку, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими основами. Тем самым определяются содержание и характер всей дальнейшей работы студента. С самого начала лекции необходимо настроить себя на активное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит вам делать комментарии, пометки. Помните, что любая Практическое занятие и ее основные идеи должны быть найдены вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к экзамену.
В курсе «Банковское право» для изучения предполагается 2 части общая и особенная. При освоении курса студент должен изучить данную рабочую программу дисциплины, внимательно ознакомиться с ее разделами, обратить внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу. Специфика данной учебной дисциплины – сложность и абстрактность материала, его информационная насыщенность. Это предполагает внимательное отношение студента к каждому вопросу при восприятии лекций, а также ответственное отношение ко всем формам практической работы (выполнение заданий, решение задач и т.п.). При проведении семинарских занятий студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысление и понимание. Это возможно только при активном участии самих студентов в процессе обучения. Существенную помощь студентам здесь окажут приведённые в конце каждой темы контрольные вопросы, а также задания для их самостоятельной работы. Студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический). Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя. Поэтому при подготовке к практическим занятиям следует не только опираться на рекомендованную литературу и литературу, которую вы сами сочтете полезной, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения и т.д. Для занятий по данной дисциплине желательно завести 60-листовую тетрадь. Уровень и результаты самостоятельной работы студентов проверяются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на экзамене. Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой, выработать у студентов самостоятельный подход к оценке общественных явлений и в целом дисциплины.
При подготовке к практическим занятиям необходимо обязательно выполнить предусмотренное планом задание (по указанию преподавателя), т.е. необходимо оформить (написать) в тетради по данной дисциплине краткие тезисы или развернутый план по вопросам рассматриваемой темы занятия. В процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения. Преподаватель (по согласованию с кафедрой) на основе отведенного общего времени для изучения данной дисциплины (конкретных часов на лекционные и практические занятия) определяет порядок рассмотрения основного содержания тем дисциплины. В период учебного семестра со студентами проводятся индивидуальные и коллективные консультации по данной дисциплине. Форма проведения экзамена по данной дисциплине определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. При изучении курса «Банковское право» предполагается как аудиторная, так и внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов. Также обязательным является подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий по семинарским занятиям. Итоговой формой проверки знаний выступает экзамен. В данной программе приведён примерный вариант вопросов к зачету. Преподаватель может вносить в него уточнения (окончательный список вопросов к зачету утверждается на заседании кафедры). Планы семинарских занятий: I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. История банковской системы России
План:
4. Новый этап в деятельности Госбанка после революции 1917 года. Банковская деятельность в период НЭПа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|