Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. История банковской системы России




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

Банковское право

Учебно-методические материалы

 

 

Мурманск

2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..42

IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..47

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………........59

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

Целью освоения дисциплины - изучение теоретических и практических проблем организации деятельности банков в части формирования структур управления, проведения операций и оценки эффективности функционирования, осуществления Банком России функций банковского надзора, реализации денежно-кредитной политики, функционирования банковской системы страны; получение комплексного представления о банковском праве, уяснение значения норм, регулирующих банковские правоотношения, формирование навыков применения финансово-правовых норм в практической деятельности.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- категориальный аппарат, используемый в банковском праве;

- предмет и методологию курса банковское право, содержание, этапы формирования банковской системы, структуру банковской системы РФ и тенденции ее развития;

- основные направления государственной денежно-кредитной политики, их содержание;

- основные формы межбанковских отношений;

- основные банковские операции;

- сущность банка, виды банковских и небанковских кредитных организаций;

- основные формы и особенности банковской конкуренции;

- роль, задачи и функции Банка России в банковской системе РФ;

- содержание и особенности регулирования Банком России деятельности коммерческих банков; основные направления банковского надзора, его место в системе банковского регулирования, тенденции развития

- основные требования, предъявляемые к кредитным организациям и их собственникам при лицензировании деятельности, расширении банковской деятельности;

- принципы функционирования системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

- порядок инспектирования кредитных организаций;

- существующие подходы к экономической оценке деятельности банков, систему обязательных экономических нормативов;

- роль банковских рисков и особенности формирования резерва на возможные потери;

- значение и виды банковской отчетности;

- особенности реорганизации, банкротства и ликвидация кредитной организации;

- основные тенденции развития банковского надзора в зарубежных государствах, подходы к регулированию, формируемые Базельским комитетом по банковскому надзору.

Уметь:

- оперировать правовыми понятиями и категориями, используемыми в банковском праве;

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения в сфере банковской деятельности;

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере банковской деятельности;

- давать квалифицированные юридические консультации по банковско-правовым вопросам;

- правильно составлять и оформлять юридические документы, связанные с проведением банковских операций и предоставлением банковских услуг;

- применять знания, полученные в ходе изучения науки банковского права при освоении учебной дисциплины;

- анализировать доктринальные воззрения, которые складываются в науке банковского права;

- оценивать процессы, происходящие в банковской деятельности, определять тенденции и перспективы ее развития в целом;

- анализировать экономические показатели деятельности коммерческих банков;

- анализировать экономическую политику Банка России, проблемы ее реализации на современном этапе;

- ориентироваться в тенденциях развития банковской системы на современном этапе;

- разбираться в операциях и сделках коммерческих банков.

Владеть:

- юридической терминологией в сфере банковской деятельности;

- навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правоотношений и правовых норм в сфере банковской деятельности,

- навыками анализа правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере банковской деятельности,

- навыками разрешения правовых проблем и коллизий в банковском законодательстве,

- навыками оценки деятельности коммерческого банка по показателям надежности, устойчивости, ликвидности и платежеспособности, необходимые для последующей профессиональной деятельности;

- навыками поиска, систематизации и обобщения информация, статистических данных, содержащиеся в справочной, научной литературе, специализированной периодической печати, посвященных банковскому делу.

 

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучение студентами дисциплины «Банковское право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания занятий, а также самостоятельное освоение дополнительного материала (дополнительной литературы) при подготовке к практическим занятиям и экзамену.

Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в науку, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими осно­вами. Тем самым определяются содержание и характер всей дальней­шей работы студента.

С самого начала лекции необходимо настроить себя на актив­ное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит вам делать комментарии, пометки. Помните, что лю­бая Практическое занятие и ее основные идеи должны быть найдены вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к экзамену.

В курсе «Банковское право» для изучения предполагается 2 части общая и особенная. При освоении курса студент должен изучить данную рабочую программу дисциплины, внимательно ознакомиться с ее разделами, обратить внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу. Специфика данной учебной дисциплины – сложность и абстрактность материала, его информационная насыщенность. Это предполагает внимательное отношение студента к каждому вопросу при восприятии лекций, а также ответственное отношение ко всем формам практической работы (выполнение заданий, решение задач и т.п.).

При проведении семинарских занятий студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысление и понимание. Это возможно только при активном участии самих студентов в процессе обучения. Существенную помощь студентам здесь окажут приведённые в конце каждой темы контрольные вопросы, а также задания для их самостоятельной работы. Студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический).

Главной формой приобретения знаний была и остается само­стоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций препо­давателя.

Поэтому при подготовке к практическим занятиям следует не только опираться на рекомендованную литературу и литературу, кото­рую вы сами сочтете полезной, но и использовать информацию из пе­риодической печати, передач радио и телевидения и т.д.

Для занятий по данной дисциплине желательно завести 60-листовую тетрадь.

Уровень и результаты самостоятельной работы студентов про­веряются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на экзамене.

Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой, вы­работать у студентов самостоятельный подход к оценке общественных явлений и в целом дисциплины.

При подготовке к практическим занятиям необходимо обяза­тельно выполнить предусмотренное планом задание (по указанию пре­подавателя), т.е. необходимо оформить (написать) в тетради по данной дисциплине краткие тезисы или развернутый план по вопросам рас­сматриваемой темы занятия. В процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения.

Преподаватель (по согласованию с кафедрой) на основе отве­денного общего времени для изучения данной дисцип­лины (конкретных часов на лекционные и практические занятия) опре­деляет порядок рассмотрения основного содержания тем дисциплины.

В период учебного семестра со студентами проводятся инди­видуальные и коллективные консультации по данной дисциплине. Форма проведения экзамена по данной дисциплине определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответ­ствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

При изучении курса «Банковское право» предполагается как аудиторная, так и внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов. Также обязательным является подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий по семинарским занятиям.

Итоговой формой проверки знаний выступает экзамен. В данной программе приведён примерный вариант вопросов к зачету. Преподаватель может вносить в него уточнения (окончательный список вопросов к зачету утверждается на заседании кафедры).

Планы семинарских занятий:

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 1. История банковской системы России

 

План:

  1. История возникновения первых банков и их банковские операции в период с VII-VI в.в. до н.э.
  2. Банковское дело современного типа в период с XV в.
  3. История становления банковской системы в России с 8 января 1733 года. Первые банковские учреждения в России (государственные).

4. Новый этап в деятельности Госбанка после революции 1917 года. Банковская деятельность в период НЭПа.

  1. Банковское законодательство СССР и России 1988-1991г.г.
  2. Современный период развития банковской системы в РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...