Г) для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В каком случае открывается бюджетный счет? А) для зачисления средств, поступающих из бюджета; Б) для покрытия образовавшейся задолженности перед бюджетом; В) для осуществления операций со средствами бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов соответствующими органами; Г) для распоряжения бюджетными средствами соответствующими органами.
24. Расчеты по инкассо представляют собой: А) ни чем не обусловленное распоряжение клиента банку произвести платеж указанной в документе денежной суммы Б) распоряжение клиента, на основании которого банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов выполняет действия по получению от плательщика платежа В) распоряжение владельца счета обслуживающему банку перевести определенную сумму на счет получателя средств Г) денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств. 25. Инкассовое поручение не может применяться: А) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору Б) для взыскания по исполнительным документам В) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств предусмотрен законодательством Г) для взыскания денежных средств по постановлениям органов предварительного следствия. 26. Межбанковские расчеты не могут осуществляться: А) Через расчетную сеть Банка России Б) Через клиринговые учреждения В) Через систему федеральной почтовой связи Г) По счетам межфилиальных расчетов.
Какие формы безналичных расчетов предусмотрены законодательством? А) платежными поручениями; Б) по аккредитиву; В) чеками; Г) все перечисленное.
28. Безотзывным признается аккредитив, который: А) может быть изменен и отменен банком-эмитентом; Б) не может быть отменен без согласия получателя средств; В) может быть отменен по решению суда; Г) не может быть отменен без согласия банка-эмитента.
Как определяется Гражданским кодексом РФ форма безналичных расчетов, при которой банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке? А) расчеты платежными поручениями; Б) расчеты по инкассо; В) расчеты аккредитивом; Г) расчеты платежными требованиями.
30. Перечислить признаки расчетов по инкассо: А) поручение клиента банку получить деньги от плательщика; Б) поручение клиента банку перечислить определенную денежную сумму на счет получателя средств; В) выполнение поручения за счет плательщика платежа; Г) выполнение поручения только самостоятельно банком-эмитентом.
IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Задача 1. В силу п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан в установленный срок сообщить в налоговый орган информацию об открытии счета, вклада (депозита). Статьей 15.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии счета в банке. Предусмотрена ли административная ответственность должностных лиц банка за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии вклада в банке?
Ответ: За непредоставление в налоговый орган информации об открытии депозита (вклада) (нарушение срока предоставления) должностное лицо банка может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обоснование: Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии или о закрытии счетов отменена.
В связи с этим предусмотренная ст. 15.4 КоАП РФ ответственность за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации к должностным лицам организации-налогоплательщика не применяется в связи с отсутствием соответствующей обязанности налогоплательщика. На основании п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. В соответствии с п. 2 ст. 132 НК РФ несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества влечет взыскание с банка штрафа в размере сорока тысяч рублей. Кроме того, ст. 15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Согласно ч. 1 указанной статьи непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Сведения об открытии вклада (депозита), в силу п. 1 ст. 86 НК РФ, относятся к сведениям, необходимым для осуществления налогового контроля. Таким образом, за непредоставление в налоговый орган информации об открытии вклада (депозита), в том числе за несвоевременное представление таких сведений, должностное лицо банка может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Задача 2. В силу п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан в установленный срок сообщить в налоговый орган информацию не только об открытии или закрытии счета организации, но и об изменении реквизитов ее счета. Предусмотрена ли административная ответственность за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган информации об изменении реквизитов счета организации?
Ответ: За нарушение установленного Налоговым кодексом РФ срока предоставления в налоговый орган информации об изменении реквизитов счета организации должностное лицо банка может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация сообщается банком в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
В соответствии с п. 2 ст. 132 НК РФ несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества влечет взыскание с банка штрафа в размере 40 тыс. руб. Кроме того, ст. 15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Согласно ч. 1 указанной статьи непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб. Сведения об изменении реквизитов счета в силу п. 1 ст. 86 НК РФ относятся к сведениям, необходимым для осуществления налогового контроля. Таким образом, за непредоставление в налоговый орган информации об изменении реквизитов счета (нарушение установленного срока представления) должностное лицо банка может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Задача 3. В силу п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах. При этом п. 1 ст. 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Можно утверждать, что налоговый орган вправе проводить налоговый контроль только в отношении лиц, поставленных в нем на учет в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Вправе ли налоговый орган составить акт в отношении банка, не состоящего на учете в указанном налоговом органе, за несвоевременное сообщение информации об открытии счета организации, состоящей на учете в указанном налоговом органе?
Ответ: Налоговый орган вправе составить акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ) в отношении банка, не состоящего на учете в указанном налоговом органе, за несвоевременное сообщение информации об открытии счета организации, состоящей на учете в указанном налоговом органе.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят ФНС России и ее территориальные органы. На основании п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Таким образом, в порядке ст. 101.4 НК РФ факт соответствующего правонарушения может быть зафиксирован любым налоговым органом, независимо от того, состоит или нет лицо, совершившее правонарушение, на учете в данном налоговом органе. В качестве подтверждения совершения банком, не состоящим на учете в указанном налоговом органе, правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 132 НК РФ, могут выступать, в частности, полученные налоговым органом от организации документы, содержащие сведения об имеющихся у нее счетах.
Задача 4. Привлекается ли банк к налоговой ответственности за открытие банковского вклада (депозита) организации в период действия в отношении организации решения о приостановлении операций по счетам?
Ответ: Налоговым кодексом РФ не установлена ответственность банка за открытие организации банковского вклада (депозита) в период действия решения о приостановлении операций по счетам этой организации.
Обоснование: При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 ст. 76 НК РФ, банки не вправе открывать этой организации и этим лицам счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (п. 12 ст. 76 НК РФ). Пункт 1 ст. 132 НК РФ устанавливает ответственность за открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. Вместе с тем ст. 11 НК РФ определяет счета (счет) как расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. В соответствии со ст. 834 Гражданского кодекса РФ банковский вклад (депозит) открывается на основании договора банковского вклада (депозита). В соответствии с указанным видом договора одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановления Президиума ВАС РФ от 10.04.2002 № 3611/01, от 17.04.2002 № 755/02 (направленыПисьмом МНС России от 26.07.2002 № ШС-6-14/1099)). Таким образом, НК РФ не установлена ответственность банка за открытие лицу вклада (депозита) при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.
Задача 5. Подлежит ли банк привлечению к ответственности, предусмотренной НК РФ, за неисполнение обязанностей, возникающих в связи с принятием налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (приостановлении переводов его электронных денежных средств), если указанное решение в банк не направлялось?
Ответ: Банк не подлежит привлечению к ответственности за неисполнение обязанностей, возникающих в связи с принятием налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (приостановлении переводов его электронных денежных средств), по ст. ст. 134, 135.1, 135.2 Налогового кодекса РФ при отсутствии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств). При этом, если налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (приостановлении переводов его электронных денежных средств), банк, открывший счет такому лицу, подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 132 НК РФ вне зависимости от наличия у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств).
Обоснование: Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Порядок информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика - организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок) установлен Приказом ФНС России от 20.03.2015 № ММВ-7-8/117@ (вступил в силу с 18 апреля 2015 г.). Согласно Порядку информирование осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов». В интернет-сервисе содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени его размещения (по московскому времени) в интернет-сервисе. Доведение до банков собственно решений о приостановлении, принятых налоговым органом, Порядком не предполагается. Глава 18 НК РФ устанавливает несколько составов правонарушений, связанных с неисполнением банком режима действия решения о приостановлении операций по счетам. При наличии решения о приостановлении операций по счетам и переводов электронных денежных средств банки не вправе открывать организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (п. 12 ст. 76 НК РФ). Открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 132 НК РФ). В данном случае для привлечения банка к ответственности достаточно самого факта существования решения о приостановлении, наличие которого банк должен был проверить с помощью интернет-сервиса ФНС России. Отметим, что ответственность за открытие вклада, депозита при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств НК РФ не введена. Иные составы правонарушений сформулированы таким образом, что для привлечения к ответственности необходимо наличие непосредственно у банка решения о приостановлении операций по счетам (приостановлении переводов электронных денежных средств). Статья 134 НК РФ - исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации. Статья 135.1 НК РФ - несообщение банком об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ (то есть при получении решения о приостановлении операций по счетам). Пункты 1, 3, 6 ст. 135.2 НК РФ устанавливают ответственность соответственно: за предоставление права использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств; за исполнение при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа; за несообщение об остатках электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ (то есть при получении решения о приостановлении операций по счетам). В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения (п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановления Президиума ВАС РФ от 10.04.2002 № 3611/01, от 17.04.2002 № 755/02 (направлены Письмом МНС России от 26.07.2002 № ШС-6-14/1099)). Учитывая изложенное, при отсутствии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) ответственность по ст. ст. 134, 135.1, 135.2 НК РФ к банку применяться не должна.
Задача 6. В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» банк, начиная с 01.01.2014 информирует клиентов о совершении каждой операции по пластиковой карте, направляя соответствующее смс-сообщение на мобильный телефон. Вправе ли банк взимать с клиента плату, покрывающую расходы на смс-рассылку?
Ответ: По нашему мнению, банк вправе взимать с клиента плату, которая включает в себя издержки банка на смс-уведомление клиента о совершенных операциях по его пластиковой карте, если это предусмотрено договором.
Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон № 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. Из процитированной нормы следует: 1) наличие обязанности банков информировать клиентов о совершении каждой операции с использованием электронных средств платежа; 2) наличие обязанности банков согласовать с клиентами в договоре об использовании электронного средства платежа (ч. 1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ) порядок соответствующего уведомления. Отсюда следует, что закон: - не обязывает банки уведомлять клиентов каким-то одним конкретным способом; - не ограничивает количество уведомлений; - не регулирует платность или бесплатность такого уведомления; - не устанавливает сроки, когда клиент должен быть проинформирован после совершения конкретной операции с использованием электронного средства платежа. Все указанные вопросы можно так или иначе отнести к порядку уведомления клиента, который должен быть согласован в договоре об использовании электронного средства платежа в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ, включая платность или бесплатность уведомления. Вместе с тем среди специалистов существует точка зрения о том, что банк не вправе брать с клиентов плату за уведомление о совершенных операциях, поскольку такое уведомление является обязанностью банка, к выполнению которой он обязывается федеральным законом и которая носит публично-правовой характер. Данная правовая позиция является спорной хотя бы потому, что в гражданском праве достаточно много обязанностей субъектов права, которые основываются непосредственно на законе. В возмездном гражданско-правовом договоре встречное предоставление за выполнение обязанности по предоставлению товара, выполнению работ, оказанию услуг может предусматриваться в денежном выражении, то есть в форме платы. Отношения сторон договора об использовании электронного средства платежа имеют гражданско-правовую природу и существуют в виде гражданско-правового обязательства. Обязанность банка предоставлять клиенту информацию в форме уведомлений о совершенных операциях является частью содержания этого обязательства. Поскольку банк является коммерческой организацией, он вправе настаивать на оплате своих услуг. Аналогичная обязанность по договору банковского счета, например, существует в форме представления клиенту выписок по банковскому счету, причем ее гражданско-правовая природа никем не оспаривается. Вместе с тем нельзя отрицать, что императивность нормы ч. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ влияет не только на волеизъявление банка, но и клиента. С одной стороны, банк не может исключить условие об уведомлении клиента путем согласования этого правила в договоре. С другой стороны, клиент также не может требовать исключения из договора об использовании электронного средства платежа условия об уведомлениях, поскольку банк не вправе заключить этот договор на иных условиях. В такой ситуации требование банка об оплате клиентом уведомлений представляется не вполне корректным, хотя является вполне законным. Учитывая изложенное, банки занимают взвешенную позицию и используют сложившееся многообразие способов уведомления клиентуры. Существует следующий перечень способов уведомления клиента, применяемых ими на практике: SMS-сообщение; сообщение по электронной почте; уведомление на экране терминала оплаты или компьютера; бумажное сообщение, направленное по обычной почте; сочетание нескольких способов уведомления. Интересным для применения в Российской Федерации является также способ уведомления клиента о совершенных операциях, который выработали швейцарские банки. Он называется «Банк до востребования» (laba№queresta№te) и предполагает, что все уведомления клиента могут помещаться банком в досье клиента, о которых клиент уведомляется при посещении банка. Поскольку Закон№ 161-ФЗ не обязывает банки немедленно уведомлять своих клиентов о совершенных операциях, все указанные способы одинаково применимы и законны. Однако оперативность и затратность этих способов являются различными. Поэтому российские банки, как правило, согласовывают с клиентом один или несколько бесплатных способов уведомления, предоставляя ему возможность выбрать любой другой более оперативный и удобный способ уведомления за соответствующую плату. Эта плата и включает, в основном, издержки банка.
Задача 7. Вправе ли банк установить ежедневный лимит на осуществление физическим лицом переводов средств без открытия счета (максимальное число переводов в день), которые проводятся без идентификации клиента?
Ответ: Банк вправе установить ежедневный лимит на осуществление физическим лицом переводов средств без открытия счета, которые проводятся без идентификации клиента.
Обоснование: В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана осуществить перечисление средств клиента не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом. Согласно п. п. 1.1, 1.25 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками. При этом банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. В соответствии с п. 1.1 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 19.08.2004 № 262-П) кредитная организация обязана до приема на обслуживание идентифицировать клиента, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». На основании п. 1.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). При этом отметим, что законодательством не предусмотрено введение ежедневных лимитов, указанных в вопросе, однако и запрет на их введение законодательством также не предусмотрен. Из Письма Банка России от 22.01.2014 № 12-1-5/128 следует: законодательство не содержит запрета в отношении ежедневных лимитов на осуществление переводов средств без открытия счета, которые проводятся без идентификации клиента. Установление таких лимитов является предметом договорных отношений с клиентами. Следовательно, банк вправе установить ежедневный лимит на осуществление физическим лицом переводов средств без открытия счета, которые проводятся без идентификации клиента.
Задача 8. Вправе ли банк в случае открытия в отношении его процедуры банкротства исполнять поручения клиентов, заключивших с банком договоры банковского счета, по переводу денежных средств? Может ли подобная сделка быть признана недействительной?
Ответ: Банк в случае открытия в отношении его процедуры банкротства вправе исполнять поручения клиентов, заключивших с банком договоры банковского счета, по переводу денежных средств. При этом такие сделки сами по себе не могут быть оспорены на основании ст. 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ), если не имеется мотивов и доказательства того, что оспариваемое исполнение распоряжения клиента выходит за пределы обычной деятельности банка, а также не представлены обосновывающие данный довод доказательства и цена имущества или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает одного процента стоимости активов банка, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Согласно ст. 849 ГК РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Как следует из п. 1 ст. 61.3 Закона № 127-ФЗ, сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, если сделка привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Пунктом 2 ст. 61.3 Закона № 127-ФЗ предусмотрено, что сделка, указанная в п. 1 настоящей статьи, может быть признана арбитражным судом недействительной, в том числе если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В соответствии с п. 2 ст. 61.4 Закона № 127-ФЗ сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей, совершаемые в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, не могут быть оспорены на основании ст. 61.3 Закона № 127-ФЗ, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает одного процента стоимости активов должника, определяемой наосновании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.05.2013 № 7372/12 по делу № А41-16922/2011 отметил, что к числу операций, выполняемых кредитными организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности, относятся переводы денежных средств по поручениям клиентов (ст. ст. 1 и 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Действительно, в преддверии банкротства кредитная организация испытывает определенные трудности в исполнении обязательств перед своими клиентами. Однако само по себе появление в этот период времени у банка сложностей не исключает возможность осуществления кредитной организацией обычной хозяйственной деятельности. Поэтому, обращаясь с требованием о признании соответствующей банковской операции недействительной на основании ст. 61.3 Закона № 127-ФЗ, конкурсный управляющий должен привести доводы, на основании которых он считает оспариваемое им исполнение распоряжения клиента выходящим за пределы обычной деятельности банка. При определении того, была ли банковская операция совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности должника, следует учитывать, что таковыми не могут быть признаны, в частности, операции: осуществленные в период действия введенного государственным регулятором запрета на совершение кредитной организацией соответствующих операций; проведенные при наличии скрываемой кредитной организацией картотеки неоплаченных платежных документов из-за отсутствия средств на корреспондентском счете, в обход других ожидающих исполнения распоряжений клиентов, которые в это время не могли получить доступ к своим средствам, в том числе перевести их в другие банки; по исполнению распоряжений клиентов, которые ввиду аффилированности с должностными лицами Банка России или работниками кредитной организации располагали точной и конкретной, не доступной другим информацией о делах кредитной организации и в момент выдачи распоряжения на перевод денежных средств знали о неизбежном принятии в ближайшем будущем Банком России решения об отзыве (аннулировании) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; совершенные при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности контрагента несостоятельного банка. Таким образом, банк в случае открытия в отношении его процедуры банкротства вправе в процессе обычной хозяйственной деятельности исполнять поручения клиентов, заключивших с банком договоры банковского счета, по переводу денежных средств. При этом такие сделки сами по себе не могут быть оспорены на основании ст. 61.3 Закона № 127-ФЗ, если не имеется мотивов и доказательства того, что оспариваемое исполнение распоряжения клиента вых
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|