Возраст от 3 лет. Играем на пианино. Нарушенный звукоряд. Нажмите на три-четыре белые клавиши подряд на глазах у ребенка
Возраст от 3 лет Играем на пианино
Нарушенный звукоряд
Нажмите на три-четыре белые клавиши подряд на глазах у ребенка. Предложите ему отвернуться и сыграйте этот же звукоряд еще раз, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Или вместо одной из белых клавиш нажмите на черную. Когда ребенок повернется, не забудьте подсказать ему, с какой ноты надо начинать. Пусть малыш сыграет первоначальный звукоряд и угадает, какую ноту вы заменили. Постепенно дойдите до звукоряда из семи-восьми нот. Играйте в разных местах клавиатуры.
Возраст от 4 лет Играем на пианино
Не сбейся
Еще одна игра с клавиатурой пианино. Нажимайте на клавиши, начиная с самой левой, в определенном порядке чередуя количество нажатий. Допустим, на первую клавишу вы нажимаете один раз, на следующую два раза, затем на следующую снова один раз, затем два и так далее. Ребенок должен продолжить этот рисунок до конца всей клавиатуры и не сбиться. Рисунок может быть с возвращениями. Нажимаем три клавиши подряд вперед, одну назад. Начинаем с той, на которой остановились, – и опять три вперед, одна назад. Вслух задание проговаривать не надо. Только играете на пианино. Ребенок должен уловить рисунок самостоятельно. Если сложные задания не получаются, вернитесь к более простым или отложите игру на несколько месяцев.
Возраст от 3 лет Играем на пианино
Исполни выше или ниже образца
Объясните ребенку, что звуки бывают разными по высоте. Правда, оттого что вы произнесете подобную фразу, ничего в сознании ребенка не изменится… Нужно показать это, используя инструмент.
Нажимайте клавиши, издающие очень высокие и очень низкие звуки (говоря непрофессиональным языком – с правого и левого края клавиатуры). И говорите ребенку – этот звук высокий или низкий. Для яркости назовите высокий звук еще как-нибудь, например тоненький, писклявый, сравните с кем-нибудь из живых существ, с птичкой или мышкой. Про низкие звуки можно придумать другие сравнения: медведь ревет или пароход гудит. Когда ребенок хоть немного усвоит эти понятия, начните сравнивать звуки по высоте. Вы нажимаете любую клавишу, ребенок по вашей просьбе нажимает звук выше или ниже образца. Для начала «в открытую», то есть ребенок видит, какую клавишу вы нажали. Потом пометьте несколько клавиш на инструменте. Ребенок отворачивается, вы нажимаете одну из них, он поворачивается и выполняет задание. Затем выделяете не несколько клавиш, а некоторый диапазон, как и в игре «Угадываем клавиши». Затем пробуйте играть со всей клавиатурой не глядя, то есть ребенок не должен видеть, на какую клавишу вы нажали, и обойтись без всяких подсказок.
Возраст от 2 лет Играем на пианино
Играем по нотам
Если вы хотите познакомить малыша с нотами и научить его играть простые песенки (для общего развития, а не для профессиональной музыкальной подготовки), совершенно не обязательно в совершенстве владеть инструментом и музыкальной грамотой. Для начала купите себе (а не ребенку! ) учебник по сольфеджио. Лучше покупать учебник не для взрослых, где все слишком заумно написано, а для учеников первого класса музыкальной школы. Полистайте его, познакомьтесь с азами музыкальной грамоты, чтобы ничего не напутать, когда начнете играть с нотами вместе с ребенком. Кроме учебника вам понадобятся цветная бумага, набор цветных фломастеров, картонные карточки. Ну и, конечно, музыкальный инструмент – пианино или синтезатор.
Первым делом наклейте на клавиши пианино разноцветные кружочки (квадратики, кляксы или другие символы). Конечно, не на всю клавиатуру, а только на ту октаву, которая находится в самом центре. Она называется «первая». Цвета можно выбрать любые, но самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. «До» – красный, «Ре» – оранжевый, «Ми» – желтый, «Фа» – зеленый, «Соль» – голубой, «Ля» – синий, «Си» – фиолетовый. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Чтобы кружочки не отрывались, можно заклеить их скотчем. Итак, наклеили цветные метки. Прямо над ними желательно написать названия нот (для детей, которые умеют или учатся читать). Получится примерно так, как показано на рисунке. Рассмотрите клавиши вместе с малышом. Спросите его, знает ли он цвета (а он, конечно, знает). Попросите его нажать на клавишу того или иного цвета. Можете заодно говорить названия нот, которые тут же для подсказки написаны на клавишах. А можете, нажимая на клавиши, петь простенькие песенки типа «Андрей-воробей» (ритмичные на одной ноте). Потом можно переходить к записи музыкальных произведений нотами. Вы, конечно, понимаете, что сначала это будут даже не простые произведения, а крайне примитивные – состоящие из одной ноты. На небольшом листике картона нарисуйте нотный стан, скрипичный ключ (даже если вы не знаете, для чего он нужен). На нотном стане нарисуйте одну нотку (она, конечно, должна быть того же цвета, что и на вашей клавиатуре, а расположение нот вы, разумеется, уже выучили по учебнику сольфеджио). Ноту не закрашивайте. Пусть будет только цветной контур. Под нотой – слово с одной гласной – это будут слова вашей песенки: ДОМ, КОТ, СТОЛ, ЛЕС и так далее. С обратной стороны карточки можно наклеить картинку, иллюстрирующую слова: дом, кот, мышь и так далее. «Давай играть песенки! » – предложите ребенку. Пусть он выберет по картинке, какую песенку ему сыграть. Поясните малышу, что надо найти на клавиатуре кружочек (квадратик) такого же цвета, что и нотка на карточке. Нажмите ноту (вы или малыш) и постарайтесь спеть слово, которое написано. Ребенок может петь или не петь – по желанию. Не стоит просить ребенка: «Вот теперь ты покажи, где синяя нотка, или ты спой…» Если игра понравилась ребенку, вы будете каждый день петь ему новые и новые песенки. А он постепенно начнет вам подпевать, а потом и сам попросит исполнить песню на пианино.
Можете в процессе музицирования время от времени говорить названия нот «До», «Фа» и так далее. Но, опять же, не стоит экзаменовать ребенка, запомнил он, где какая нота, или нет. Поскольку нот всего семь, песенки на одну ноту будут повторять друг друга (вариантов, как вы понимаете, всего семь). На одну и ту же ноту, например «Соль», у вас может получиться три, пять или больше песен. Когда вам и малышу будет все понятно, попробуйте написать песни на две ноты. Это будут слова из двух слогов, то есть с двумя гласными: «ма-ма», «па-па», «Ка-тя», «Ми-ша», «Ли-за», «до-мик», «кук-ла», «ча-сы», «дож-дик», «птич-ка», «солн-це». Нарисуйте нотный стан, напишите слово, отделяя слоги (как в настоящих нотах). Если вы учитесь читать по складам, выделите склады цветом (ударный – черный), наклейте на обороте картинку. Ноты, конечно, выбираются произвольно. Но одна из них будет опять не закрашенной (это называется «половинка», или «половинная нота»), а другая закрашенной (это называется «четверть», или «четвертная нота»). Ударный склад будет под нотой половинкой. Соответственно он будет длиннее. А неударный будет четвертной нотой. Мама показывает ребенку картинку и говорит: «Это часы. Сейчас мы споем песенку про часы». Торжественно ставит карточку на пюпитр, играет и поет. Если ребенок очень хочет сам сыграть, ему нужно дать песенку, где ноты идут друг за другом подряд, – так легче быстро найти их обе на клавиатуре. Аналогично можно заготовить песенки из трех нот. Если ребенку нравится играть по нотам, можете переписать простые песенки из того же учебника по сольфеджио для первоклашек, рисуя цветные ноты. Постепенно, конечно, нужно будет переходить на черно-белые ноты. Но все же не забывайте, что для ребенка-дошкольника обычные взрослые ноты – слишком мелкие. И чтобы не портить глаза, вам придется некоторое время переписывать их, делая крупными. Но если уж вы решили переходить к настоящим нотам, вам надо будет подробно знакомить ребенка с длительностями и многими другими музыкальными премудростями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|