Играем со звуками и музицируем
Играем со звуками и музицируем
Известно, что все дети рождаются с абсолютным слухом. Постепенно, если ребенок не слушает музыку, никак не тренирует свой слух, эта способность утрачивается (частично или полностью). И потом, в семь лет, пойдя в музыкальную школу, ребенок мучается оттого, что у него ничего не получается… Чтобы помочь ребенку не потерять музыкальные способности, совершенно не обязательно быть профессиональным музыкантом. Мало того, можно вообще не уметь ни на чем играть…
Возраст от 2 лет Учимся слушать
Гремящие коробки
Покажите ребенку два предмета, которые могут издавать звуки, например при встряхивании. Самый простой вариант – две разные на вид коробки с мелкими предметами. Продемонстрируйте ребенку звуки, которые издают эти предметы. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и встряхните. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (например до пяти) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым усложняя задачу. Например, возьмите несколько спичечных коробков. Насыпьте в них разные наполнители – крупу мелкую и крупную (горох, фасоль), соль, пуговки, что-нибудь еще. Можете оклеить все коробки бумагой разного цвета, чтобы ребенок запоминал, как звучит красный коробок, желтый и так далее. Если все коробки оклеить бумагой одного цвета, малышу придется встряхивать их все по очереди, чтобы найти тот, который прозвучал. Можете сделать два одинаковых комплекта шумящих коробков (по-разному наполненных, но одинаковых внешне) и предложить малышу найти пары к коробкам. Для начала возьмите один коробок, встряхните, предложите малышу найти такой же из двух предложенных. Впоследствии он сможет сам быстро находить пары в наборах из пяти-десяти коробков.
Если малышу нравятся такие игры, сделайте задание посложнее. В одном коробке оставьте две-три спички, в другом – штук пять, в следующем – десять, и так далее. Коробки будут звучать хоть и очень похоже, но все-таки каждый по-своему. Такие коробки можно выкладывать в ряд от самого «тихого» к самому «громкому» или наоборот.
* * *
В уже построенном ряду поменяйте местами две коробочки. Ребенок должен найти ошибку на слух, то есть проверить весь ряд и восстановить нарушенный порядок.
* * *
Встряхните два-три коробка подряд. Предложите ребенку найти (опытным путем) и встряхнуть эти коробки в заданной последовательности.
Возраст от 3 лет Учимся слушать
Что это за звук?
Для этой игры понадобится предварительная подготовка и как минимум звукозаписывающая техника (это может быть простейший бытовой магнитофон со встроенным микрофоном). Пройдитесь по квартире с магнитофоном и запишите как можно больше разных звуков, которые могут быть знакомы вашему ребенку. Например плеск воды, шум работающего пылесоса (принтера, стиральной машины и других приборов), свист чайника, скрип двери, стук закрывающейся двери, звон ключей, падение металлической крышки от кастрюли на пол, дверной звонок, звонок телефонного аппарата и многое-многое другое. Звуков должно быть много, и они должны быть разнообразными. Можно также записать некоторые хорошо узнаваемые звуки на улице. При прослушивании записи ребенок должен угадать, что это за звук, и сказать, что звучало. Чтобы самим не запутаться, во время записи пишите шпаргалку…
Возраст 4–5 лет Учимся слушать
Кто это сказал?
Игра проводится в группе детей. Один из детей – водящий – отворачивается, все остальные сидят на стульях или на полу в ряд. Один ребенок из группы сидящих произносит какое-то слово, например «угадай! ». Водящий отгадывает, кто из ребят произнес слово. Естественно, дети в группе должны быть хорошо знакомы друг другу. Если детям по 4–5 лет, взрослый указывает, кому произносить слово. Если дети старше, они могут договориться между собой.
«Радио»
Игра может проводиться в группе детей или один на один – взрослый и ребенок. Из двоих играющих один будет изображать радио, а другой будет этим радио управлять. Суть игры заключается в том, чтобы «радио» спело песенку и не сбилось, пока капризный слушатель будет делать то громче, то тише. «Регулировать громкость» можно, делая вид, что двигаешь выключатель вверх-вниз или поворачиваешь его по кругу вправо и влево. Какую песенку спеть, может определять само «радио» или слушатель. Если «радио» сбивается, на его место приходит другой игрок. Если нет, то меняется слушатель. Если взрослый и ребенок играют один на один, они меняются ролями по очереди после каждой песенки и играют, пока не надоест. Ну и, естественно, взрослый должен заранее сказать ребятам, что очень громко «радио» включать не надо, иначе сбегутся все соседи…
Возраст от 2 лет Играем на пианино
Угадываем клавиши
Если у вас есть пианино или синтезатор, пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них несколько раз. Затем попросите ребенка отвернуться и нажмите только одну клавишу. Ему останется угадать, какая из помеченных клавиш звучала. Постепенно усложняйте задания – увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними. Когда малыш будет легко выполнять такие задания, отметьте пять-десять клавиш. Нажмите две-три отмеченные клавиши подряд. Пусть малыш найдет их и нажмет в прозвучавшей последовательности. То же самое задание, но нажимайте одновременно на две клавиши из пяти-десяти выделенных. Потом попробуйте нажимать на три и более клавиш одновременно (из нескольких выделенных).
Те же задания – найти одну клавишу, две-три подряд, две одновременно, три и более – одновременно, но не из некоторого количества обозначенных клавиш, а в некотором выделенном диапазоне. То есть отметьте фломастером начало и конец какого-то участка клавиатуры (в десять-двадцать клавиш). И конечно, можно задавать ребенку все те же задания, вообще не отмечая ничего на клавиатуре. То есть использовать любые клавиши инструмента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|